Презентация "Между Западом и Востоком" 10 класс

Подписи к слайдам:
«Между Западом и Востоком». Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара. П.Я. Чаадаев

Презентацию подготовила Фёдорова Наталья Александровна, МКОУ «СОШ №44»,

учитель истории и обществознания

Проблемные вопросы 1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе? 2. По какому пути идти России сегодня?

Восточная цивилизация

Западная цивилизация

Традиционное общество

Индустриальное общество

Высокая зависимость от природы и географического положения, приспособление к природе

Покорение и использование природы

Традиция, ритуал

Прогресс

Стабильность

Риск (развитие)

Патриархальный уклад жизни

Рыночная экономика

Преобладание государственной собственности (особенно на землю и воду)

Преобладание частной собственности

Государство выше личности и общества

Личность выше государства и общества

Деспотия (неограниченная власть)

Закон и правовое государство

Порядок

Свобода

Коллективизм

Индивидуализм

Восточная цивилизация

Западная цивилизация

культурно-психологические устои сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности;

исторические корни — в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях

к этому типу относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.

к этому типу относится подавляющая часть развитых стран;

Преобладание чувственного познания

Преобладание рационального познания

Слоговое письмо (иероглифы)

Буквенное письмо (алфавит)

Главное достижение - культура

Главное достижение - демократия

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) 18291831  — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии[2]. Журнал был закрыт, издатель Надеждин сослан, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим. Письма Чаадаева Прочитайте и ответьте на вопросы: Почему, по мнению Чаадаева, Россия отставала в своем развитии от стран Европы? Согласны ли вы с его мнением? Объясните свой ответ. Какой путь преодоления отставания страны видит Чаадаев? «Окиньте взглядом все пережитые нами века... вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания... Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли... Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее — иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, вот печальная история нашей юности... По роковой воле судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения всех народов... Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли бы воспользоваться идеями, расцветшими за это время среди наших братьев на Западе, если бы только не были отторгнуты от общей семьи, мы подпали рабству, еще более тяжелому... До нас же, замкнутых в нашей схизме (схизма — церковный раскол. — А. В.), ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было дела до великой всемирной работы... нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя; понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине. Тогда мы пойдем вперед, и пойдем скорее других, потому что пришли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веков, предшествовавших нам». «Окиньте взглядом все пережитые нами века... вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания... Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя... Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли... Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее — иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, вот печальная история нашей юности... По роковой воле судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения всех народов... Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли бы воспользоваться идеями, расцветшими за это время среди наших братьев на Западе, если бы только не были отторгнуты от общей семьи, мы подпали рабству, еще более тяжелому... До нас же, замкнутых в нашей схизме (схизма — церковный раскол. — А. В.), ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было дела до великой всемирной работы... нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя; понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истине. Тогда мы пойдем вперед, и пойдем скорее других, потому что пришли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веков, предшествовавших нам». О судьбе России он пишет: …тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, кроме злодеяний, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании… Мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя. Спор «западников» и «славянофилов» Со времен Николая I и независимо от императорского двора в обществе началось обсуждение дальнейшего пути, по которому должна идти Россия. Интеллигенция разделилась на два течения. Западники утверждали, что Россия должна следовать за Европой и стараться достигнуть ее уровня развития. Славянофилы полагали, что у России свой самобытный путь развития и основы его следует искать в русской старине.

Это интересно

Дважды императорским указом славянофилов заставляют сбривать их мужицкие бороды, усматривая крамолу в этом символе верности традициям.

Герцен

Александр

Иванович

(1812 - 1870)

Тургенев

Иван

Сергеевич

(1818 – 1883)

Аксаков

Иван

Сергеевич

(1823 - 1886)

Хомяков

Алексей

Степанович

(1804 - 1860)

Аксаков

Константин

Сергеевич

(1817 -1860)

Добролюбов

Николай Александрович

(1836 -1861)

Западники

Славянофилы

Природно-климатический фактор Последствия 1. Культура бедности. 2. Экстенсивный путь развития хозяйства. 3. Крепостничество. 4. Русский менталитет.

Россия в зеркале истории

1) IX—XII вв. 4) XIX в. 2) XIII—XVI вв. 5) начало XX в. 3) XVII—XVIII вв. 6) 1914—1991 гг.

Согласились бы вы с мнением русского поэта начала XX в. М. Волошина, что «в мире нет истории страшней, безумней, чем история России»?

Россия

Запад

(Европа)

Восток

(Азия)

И Запад, и Восток

(Евразия)

Ни Запад, ни Восток

(Особая цивилизация

Парламент с 1906 г.

Запад

(Европа)

  • Парламент с 1906 г.
  • Конституция
  • Индустриализация
  • Рыночная экономика с 1992 г.
  • Христианство
Россия – это Запад Определяя место российской цивилизации, русский философ ХIХ века Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” писал: “Если Россия… не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”. А, по словам социолога А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть “общая мать”, сестринское родство. “Западники” ХIХ века – историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин, литераторы И.С. Тургенев и П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно-исторического целого. Историк начала ХХ века П. Милюков заявлял: “Россия – есть тоже Европа”. В конце ХХ века академик Д. Лихачев уверенно говорил о западной ориентации современной России. Низкая социальная мобильность
  • Низкая социальная мобильность
  • Коллективизм
  • Неограниченная монархия до 1906 г.
  • Отсутствие (ограничение) свободы
  • Православие
  • Преобладание государственной собственности
  • Великая культура

Восток

(Азия)

А. Блок писал: Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы. С раскосыми и жадными очами! Мы широко по дебрям и лесам Перед Европою пригожей Расступимся! Мы обернемся к вам Своею азиатской рожей! А. Хомяков в стихотворении “Мечта” (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места: Задернут Запад весь. Там будет мрак глубок Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом, Проснися, дремлющий Восток! Т.Н. Грановский утверждал, что Россия и Запад имеют общие корни и общий путь развития; необходимо принять западные ценности (просвещение, разум, прогресс, право, личное достоинство). М.А. Волошин: «Стану я на восток лицом, На запад хребтом.» Г.В. Плеханов: «В историческом развитии России ... есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий».

Россия – это Восток

Территория в Европе и Азии
  • Территория в Европе и Азии
  • Осёдлость и освоение новых территорий (кочевание)
  • Многонациональность, полиэтничность
  • Империя
  • Марксизм
  • Тоталитаризм

И Запад, и Восток

(Евразия)

Россия – и Запад и Восток. Историк П.Н. Милюков изобрел термин для обозначения цивилизационного места России – АЗИОПА. Слово довольно неуклюжее, но, создавая его, историк поставил на первое место Азию, считая что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа. Другой термин – ЕВРАЗИЯ – был сконструирован русскими философами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадским и др. Их так и стали называть – евразийцы. Они считали, что нет двух Россий, европейской и Азиатской, есть только одна Россия – евразийская, или Россия – Евразия. Н. Щербина: У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки… Мы – европейские слова И азиатские поступки. М. Волошин в поэме “Россия” пишет: На дне души мы презираем Запад. Но мы оттуда в поисках богов Выкрадываем Гегелей и Марксов, Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп, Курить в их честь стираксою и серой И головы рубить родным богам, А год спустя – заморского болвана Тащить к реке, привязанным к хвосту. Все национальности – это существительные (Кто? Что?), а русская – прилагательное (Какой? Чей?)
  • Все национальности – это существительные (Кто? Что?), а русская – прилагательное (Какой? Чей?)
  • Единственная нация, построившая за полярным кругом многонаселённые города
  • Россия больше всех тратит средств на обогрев в холодное время.
  • У всех называется включатель; у русских – выключатель.
  • Национальный герой – Иван-дурак.
  • Зимняя олимпиада 2014 г. в самом южном городе России.

Ни Запад, ни Восток

(Особая цивилизация)

Россия – ни Запад, ни Восток Ф.И. Тютчев: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать, В Россию можно только верить. А.С. Хомяков утверждал, что у России свой особый путь развития, чтобы выйти на него, надо возродить Русь допетровскую, счастье России — в ее исключительности (в особенностях православия, специфике государственного строя и общественной жизни); необходима опора на такие ценности, как соборность, добротолюбие, простодушие, нестяжательство, кротость и т.п. 4) П.Н. Милюков: «Россия — Азиопа». Л.П. Карсавин: «Россия — Евразия». Н.Ф. Щербина: У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки... Мы — европейские слова И азиатские поступки. А.П. Чехов: Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские. На уникальность положения российской цивилизации обращал внимание философ П.Я. Чаадаев: “…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Проведение. Оно предоставило нас всецело самим себе”. “Про нас можно сказать, что мы составили как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру…”

Как Вы считаете, к какой цивилизации принадлежит Россия? И к чему нам надо стремиться?

1. Западная цивилизация. Нужно не откланяться от Запада.

2. Восточная цивилизация. Нужно стремиться к Западу.

3. Особая, самобытная цивилизация. Нужно идти к Западу.

4. Западная цивилизация. Нужно стремиться к Востоку.

5. Восточная цивилизация. Нужно не отклоняться от Востока.

6. Особая, самобытная цивилизация. Нужно идти к Востоку.

7. Западная цивилизация. Нужно идти по своей линии.

8. Восточная цивилизация. Нужно идти по своей линии.

9. Особая, самобытная цивилизация. Нужно не потерять себя.

10. Нужен синтез (как в Японии).

Проблемные вопросы 1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе? 2. По какому пути идти России сегодня? Вывод 1) Большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, в которой представлены элементы и восточного, и западного общества. Не только географически, цивилизационно, но и исторически Россия является Евразией. По какому пути идти России сегодня? В.О. Ключевский: «Можно и должно заимствовать изобретенный другими способ вязать чулки; но нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ должен все это иметь свое».

ВЫВОД:

Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, продвигаться к постиндустриальному обществу, опираясь на творчески переработанную (с учетом нашей самобытности) западную модель развития.

Россия — сфинкс. Ликуя, и скорбя, и обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью. Россия — сфинкс. Ликуя, и скорбя, и обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью. А. Блок 1) Не надо несбыточных грез, Не надо красивых утопий. Мы старый решаем вопрос: Кто мы в этой старой Европе? В.Я. Брюсов - “Русский дух”, как вы его ни хороните или как ни высмеиваете, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее”. В.В. Розанов. “Легко загораемся. И быстро гаснем. В непредсказуемой, головоломной, “незаконной” ситуации – азартные игроки. При угрозе проигрыша – мгновенные неудачники, готовы на все плюнуть и начать все снова: на новом месте, в другой раз… поразительная уверенность, что места хватит и что других разов будет навалом… Поразительная неустойчивость и непредсказуемость: непредсказуемость для самих себя”. Лев Анненский