Конспект урока "Золотое право этики"


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет международного образования
Кафедра ЮНЕСКО
Лаборатория истории и культуры религий мира
Тема конспекта урока: Золотое право этики
Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-54
Антоненко Татьяна Алексеевна
ГБОУ СОШ №1970, ЮЗАО
Москва 2013
Модуль: Основы православной культуры.
Модуль: Основы православной культуры.
Тема урока: Золотое право этики.
Цель: Дать представление об этике, этичном поведении. Усвоить «золотое
правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.
Задачи: Усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания
собственного поведения. Воспитать чувство любви к ближнему. Развивать
логическое мышление, память, речь.
Оборудование: Выставка детских работ, фотографии и изображения
православных храмов, Евангелие, Библия, репродукции картин на
религиозные темы.
Основные термины и понятия: Этика. Христианская этика. Заповедь.
Милосердие.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит песня «Быть человеком»
1. Нам от самого порога
Жизнь раскинула пути;
Выбирай свою дорогу
И по ней смелей иди.
Пусть к тебе придёт удача,
Если честно ты прожил.
Пусть судьба тебе назначит
То, чего ты заслужил!
Припев: Только помни, только помни
В грохоте-ритме века:
Самая главная в жизни профессия —
Быть человеком.
2. В жизни прожитой дороги
Очень уж порой круты.
Мы к себе бываем строги,
За собою жжём мосты,
Ненавидим мы и любим,
Разрушаем и творим;
И в жару и в холод лютый
Мы друг другу говорим.
II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
a. Представление учащимися работ социальной рекламы по теме
«Спешите делать добро!», которую можно разместить в
транспорте и публичных местах.
b. Пословицы, стихи о добре и милосердии. (Слайд)
c. Выбери верный ответ. Заповеди даны человеку для того, чтобы:
- Жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил
всегда сложно;
- Жизнь человека стала материально стабильной. Человек
соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем
необходимым для его жизни;
-жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила
человек ближе к Богу и делается более нравственным. (Слайд)
III. Выявление восприятия, мотивация.
Слайд
- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности
чужой жизни?
IV. Работа с новыми понятиями.
Слайд
- Сформулируйте свое определение «этики». (Выслушиваются ответы детей.)
В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает
человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.
- Сформулируйте свое определение «нравственности». Это внутренние,
духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы;
правила поведения, определяемые этими качествами.
Беседа: Что общего в понятиях «этика» и «нравственность»? Чем
отличаются?
Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в
разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай».
V. Золотое правило этики.
1. Слайд
Представьте, на улице поднялся ветер и несет нам в лицо пыль и мусор.
Неужели мы раскроем глаза пошире? Нет, конечно.
Потому что, если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть. Вот
также и дурные слухи о человеке, мешают нам видеть в нем хорошее – наша
душа становится слепой. Это также, как смотреть сквозь грязное стекло.
А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и
отсутствующем знакомом… Какая вам польза от того, что вы слышите? А
если в другой раз также за глаза будут сплетничать о вас…
Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так и поступайте и вы с ними».
Это правило принято называть золотым правилом этики.
В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для
себя.
Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали
о тебе удержи себя от сплетен про них.
Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник часто переносит на
другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает
другим то, в чем сам грешен.
2. Запись темы урока в тетрадь.
3. Работа с репродукцией Поленова В.Д. «Христос и грешница». Уберечь себя
от осуждения помогает память о собственных ошибках и недостатках.
(Слайд)
Однажды люди привели к Иисусу женщину, которую по законам того
времени надо было казнить. Христос не стал призывать людей к нарушению
этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто
сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И они тихо
разошлись.
(Работа по репродукции Поленова В.Д. «Христос и грешница»)
- Рассмотрите картину. Как Иисус защитил женщину?
Слова Христа из Евангелия: (Слайд)
Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете
судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты
смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не
чувствуешь?
Или, как скажешь брату твоему: "дай , я выну сучок из глаза твоего", а
вот в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего
глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
И так во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте
и вы с ними. Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд. Прощайте, и
прощены будете. (Мат. 7:1-5)
Перечитывая эти строки, мы видим, как, пользуясь преувеличением, Иисус
подчеркивает, что мы часто не замечаем свои ошибки, а малейшие ошибки
других мы осуждаем. Христос говорит нам "не судите, да не судимы будете".
Он возражает против нашего суда, который осуждает или порицает наших
ближних, то есть он учит нас проверять прежде свое собственное поведение,
свои мысли и разговор, и когда мы полностью исправим свои ошибки, то мы
сможем более успешно помочь своим близким исправить и их недостатки.
Таким образом, мы не должны осуждать других, — потому, что судить -
значит вглядываться в глаза другого человека, замечать его недостатки, и не
обращать внимания на свои собственные:
Как часто судим мы людей,
В своем глазу бревна не видя,
Как люто судим, ненавидя
В угоду собственных страстей.
Как часто мы вершим свой суд
Лик Бога на себя примерив,
Забыв о том, что в это время
Нас тоже судит кто-нибудь…
4. Работа по учебнику. (Слайд)
Комментированное чтение статьи, выборочный пересказ текста.
Осуждение других людей плохо еще тем, что слишком упрощает мир и
человека, А человек сложен. У каждого из нас есть сильные и слабые
стороны. Неудачник одной минуты может оказаться добрым гением
следующего дня. Разве не бывает так в спорте? Спортсмен проваливает одно
соревнование – но тем не менее блестяще проявляет себя в других.
Вот человек, который однажды поступил некрасиво. Неужели он уже
никогда не сделает замечательного? Даже школьный хулиган может стать
героем. Иногда это происходит сразу за школьным порогом. В 17 лет он
кончил школу. В 18 его призвали в армию. В 19 он сделал то, чего сам от себя
и не ожидал…
Так как же избежать осуждения человека? Неосуждение – это
различение оценки поступка и оценки самого человека. Если Саша солгал, и
я скажу «в этом Саша солгал» - я скажу правду. Но если я скажу «Саша
лжец», я сделаю шаг к осуждению. Потому что такой формулировкой я
растворю человека в одном его поступке и поставлю клеймо. Поэтому в
православии есть правило: «Люби грешника и ненавидь грех». А «любить
грешника» означает помочь ему избавиться от его греха.
Соблюдение любых правил, хоть дома, хоть в школе, в обществе…
кажется бессмысленным и становится трудно выполнимым, если вы не
понимаете, зачем это надо, не знаете цели.
5. Самостоятельная работа учащихся.
Выпишите предложения, которые говорят об осуждении и неосуждении
поступков человека.
6. Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском. (Слайд)
Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное
отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять
«Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не
лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за
око, зуб за зуб». Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим
Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые
по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него
их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им,
что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него,
стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы
потом не было не нём никакой вины, хотя от природы был сильным.
Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в
своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли,
кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли
руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе
побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился
Богу, чтобы Он простил напавших на него, и поблагодарил Его за то, что сам
не осудил их. Злодеи же в последствии просили у него прощения и каялись.
- Почему так поступил Серафим Саровский?
VI. Работа в группах.(Слайд)
Задание рассмотрите иллюстрации к известным вам произведениям и
сформулируйте правила.
VII. Обобщение. (Слайд)
1. Выбери верный ответ:
Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:
- принять участие в осуждении чужих недостатков;
- осудить осуждающих;
- сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести
разговор на другую тему.
2. Закончи предложение. Слайд
VIII. Домашнее задание.
Читать стр.46-49.
С
ф
о
р
м
у
л
и
р
о
в
а
т
ь