Классный час "История создания памятника и песни «Алёша», посвящённый 65 – летию Великой Победы!"

Классный час
по истории создания памятника и песни «Алёша»,
посвящённый 65 – летию Великой Победы!
Подготовил
Гугнина Юлия Станиславовна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирск
Цели:
воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;
способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания
узнать больше о героях войны;
познакомить с историей создания песни «Алёша» и памятника в Болгарии.
Материал:
слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского
Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Алеша, Алеша,
Стоит над горою Алеша —
В Болгарии русский солдат.
И сердцу по-прежнему горько,
По-прежнему горько,
И сердцу по-прежнему горько,
Что после свинцовой пурги.
Из камня его гимнастерка,
Его гимнастерка,
Из камня его гимнастерка,
Из камня его сапоги.
Немало под страшною ношей,
Под страшною ношей,
Немало под страшною ношей
Легло безымянных парней,
Но то, что вот этот — Алеша,
Алеша, Алеша,
Но то, что вот этот — Алеша,
Известно Болгарии всей.
К долинам, покоем объятым,
Покоем объятым,
К долинам, покоем объятым,
Ему не сойти с высоты.
Цветов он не дарит девчатам,
Девчатам, девчатам,
Цветов он не дарит девчатам,
Они ему дарят цветы.
Привычный, как солнце и ветер,
Как солнце и ветер,
Привычный, как солнце и ветер,
Как в небе вечернем звезда,
Стоит он над городом этим,
Над городом этим,
Как будто над городом этим
Вот так и стоял он всегда.
Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Алеша, Алеша,
Стоит над горою Алеша —
В Болгарии русский солдат.
A
m
D
m
Белеет ли в поле пороша,
E
7
A
m
Пороша, пороша,
D
m
Белеет ли в поле пороша
G
7
C
Иль гулкие ливни шумят,
A
7
D
m
Стоит над горою Алеша,
G
7
C
Алеша, Алеша,
D
m
A
m
Стоит над горою Алеша -
E
7
A
m
В Болгарии русский солдат.
Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более
чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать
его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его
венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, —
памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма. Открыт он
был в 1957 году, в канун 40-летия Великого Октября. Автор его—болгарский скульптор
Васил Радослов. К постаменту ведут сто широких ступеней, по которым часто
торжественным строем, волнуясь, поднимаются болгарские ребятишки, вступающие в
пионеры. К нему приходят возложить цветы в день свадьбы счастливые молодожены.
Место это священно и дорого для каждого болгарина.
Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композитор Эдуард Савельевич
Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами
роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут
держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память
сохранила и имя солдата—ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и
увековечен в камне.
Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что
видел и слышал В Болгарии, с поэтом Константином Яковлевичем Ваншенкиным,
давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам—
«Алеши».
«Стихи родились очень быстро, на едином дыхании,— вспоминает поэт.—Тема ведь
родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял
много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том,
что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. А тема войны для нас
всегда кровоточаща.
До 1971 года мне не удавалось побывать в Болгарии, хотя и очень хотелось. А когда я
впервые туда приехал и увидел «Алешу», когда увидел его громадные сапоги из камня,
гимнастерку… я чувствовал себя так, будто встретился со старым и близким другом…»
Песня “Алеша”—это раздумье о подвиге советского воина, баллада, в которой
гражданственность сочетается с лирической интонацией.
Рассказывая о создании этой песни, композитор говорил: “Уже после того, как… песня
была написана, мне вначале трудно было выяснить причину своей неудовлетворенности и
я долгое время песню никому не показывал. Очевидно, сильнейшее впечатление от
Болгарии — пловдивский памятник — для полноты музыкального выражения нуждалось
в болгарской народной музыке, с которой все другие болгарские впечатления сплелись в
моем представлении в единый художественный образ. И я между проведениями своей
темы ввел мелодию известной болгарской песни «Гей, Балкан»—песни, услышанной в
автобусе по дороге из Софии к Черному морю…»
К слову сказать, упомянутая Колмановским народная болгарская партизанская песня
времен второй мировой войны, по утверждению известного болгарского музыковеда
Стояна Петрова, поется на украинскую мелодию. Можно привести и другие примеры
трансформации и широкого распространения в Болгарии наших песенных напевов.
Такова, в частности, песня «На опушке леса старый дуб стоит», которую любили петь
болгарские партизаны, и т. д.
Впервые песня «Алеша» была опубликована в 1966 году в журнале «Старшина
сержант» (сегодня он называется «Знаменосец») в выпуске, посвященном советско-
болгарской дружбе.
Прекрасную песню эту включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и
пляски Советской Армии имени Александрова, и в 1967 году краснознаменцы привезли ее
в Болгарию. Там, в Пловдиве, у подножия памятника «Алеше», в присутствии многих
тысяч слушателей состоялось ее первое исполнение.
С огромным успехом исполнил «Алешу» Московский хор молодежи и студентов на
Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии.
Для наших, советских слушателей песню эту по-настоящему «открыли» болгарские
певцы, замечательный дуэт—Маргарет Николова и Георги Кордов.
С тех пор «Алеша» своеобразный музыкальный символ советско-болгарской дружбы и
нерушимого братства наших народов.
Решением Пловдивского городского Совета эта песня утверждена официальным
гимном города. Ею каждое утро радиостанция Пловдива начинает свои передачи.
Ярким музыкальным событием в жизни этого города, да и всей Болгарии, стал
традиционный фестиваль советской песни, названный также «Алеша». Композитору Э. С.
Колмановскому и поэту К.Я. Ваншенкину не однажды довелось участвовать в этом
фестивале.
«Нас принимали на болгарской земле с таким чистосердечным гостеприимством, с
такой душевной теплотой, искренностью, радостным и заботливым вниманием, с каким
может встретить только настоящий верный друг, вспоминает об этих поездках и
встречах Эдуард Савельевич: «– Да, у меня в Пловдиве много друзей. Число их, к моей
радости, растет. И первым среди них я называю своего старого друга «Алешу»,
бессмертная молодость которого навеки утверждена кровным братством и нерушимой
дружбой наших народов. И пусть, как поется в песне, «из камня его гимнастерка, из камня
его сапоги»,—Алеша живет в наших сердцах, в наших мечтах и надеждах, в наших
делах…»
История создания памятника «Алёша».
Памятник представляет собой 11-ти метровую железобетонную скульптуру
советского солдата, смотрящего на восток. В его руке ППШ, направленный к земле.
Скульптура водружена на 6-ти метровый постамент, облицованныйсиенитом и гранитом.
Постамент украшен барельефами «Советская армия бьёт врага» (автор Георгий Коцев) и
«Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков). К монументу, стоящему
посреди большой смотровой площадки ведёт широкая лестница из ста ступеней (авторы
архитектурно-планировочного решения Борис Марков, Николай Марангозов, Пётр
Цветков). Памятник можно увидеть практически из любой точки города.
Скульпторы : Васил Радославов, Любомир Далчев, Тодор Босилков и Александр Ковачев;
архитекторы Н. Марангозов и др. Памятник установлен в 1954 году , открыт 7 ноября
1957 года.
Идея соорудить на холме Бунарджик монумент в честь советских воинов-
освободителей родилась у жителей Пловдива ещё в 1948 году. 9 мая 1945 года был создан
Общегородской инициативный комитет по строительству памятника советским солдатам,
в состав которого вошли общественные деятели, архитекторы, художники, писатели и
преподаватели. Возглавил его начальник Пловдивского военного гарнизона, генерал Асен
Греков. В тот же день была сделана символическая кладка основания памятника.
Через год был объявлен общеболгарский конкурс проектов памятника, в котором
приняли участие десять творческих коллективов. Комиссия остановилась на двух
вариантах: «Красный богатырь» и «Победа», авторам которых был дан год на доработку.
В 1950 году комиссия остановила свой выбор на проекте «Красный богатырь», созданном
коллективом под руководством Васила Радославова. При возведении макета на месте
будущего памятника, выявились определённые недостатки. По замыслу авторов монумент
должен был состоять из трёх элементов, однако на фоне неба они сливались и,
композиция теряла свою красоту. Поэтому было решено оставить только воина. В июне
1950 года данный вариант был утверждён.
Попытки сноса памятника
Первая попытка сноса памятника, как символа «советской оккупации», была
предпринята пловдивским городским парламентом в 1989 году. Однако жителями
Пловдива были организованы мероприятия в защиту памятника, в том числе,
круглосуточные дежурства у «Алёши». Следующая попытка была сделана в 1993 году.
Мэр (кмет) Пловдива принял решение о демонтаже памятника. Против этого решения
выступили десятки общественных организаций Болгарии, а группа проживающих в
Болгарии русских ветеранов даже пригрозила актом публичного самосожжения в случае
уничтожения памятника.
В 1996 году городской парламент Пловдива вновь постановил снести монумент. Это
решение было отменено окружным судом. Окончательную точку поставил в том же году
Верховный суд Болгарии, постановивший, что монумент является памятником Второй
мировой войны и не может быть разрушен.
Болгарский Алеша живет на Алтае.
Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.
85 лет Скурлатову исполнилось 30 марта 2009 года. По этому поводу его поздравлял весь
Алтайский край, а 12 апреля Болгария пригласила ветерана на прием в консульство в
Новосибирск.
Про то, что было в 44-м, Алексей Иванович рассказывать не мастак, да и здоровье не то — все
хуже слышит, это последствие контузии. А еще беспокоит оставшийся с войны осколок.
В 20-е годы прошлого века в большой семье
Скурлатовых было трое сыновей и две дочери.
Алексей — младший из братьев и единственный, кто
остался жив после огненных сороковых.
19-летний Алексей попал в армию в августе 1941-го,
боевое крещение принял в декабре под Москвой в
составе лыжно-стрелкового батальона сибиряков.
Лесами они заходили в тыл немцев и неожиданной
атакой обеспечивали успех главным силам
Советской Армии.
Но улыбалось Скурлатову солдатское счастье. В 1941
году шел он через деревню Крюково, штурмовал
Ржев. Песня "У деревни Крюково погибает взвод" и
одно из самых щемящих стихов войны "Я убит подо Ржевом" могли быть про него. Хотя в его
биографии тоже есть драматичные сюжеты. В 1942 году Скурлатовым в деревню Налобиху
пришла похоронка.
Отплакали по Алексею мать Мария Александровна и
сестры Елена и Анна. А тут письмо от него: "Маманя,
я живой!"
И еще раз война хоронила Алексея Ивановича, да так
и не управилась с богатырем. Вторая похоронка
пришла в его дом после боя под Ленинградом.
Скурлатова разорвавшимся снарядом засыпало
землей так, что видны были лишь голова и рука.
Пролежал в этой "могиле", наверное, сутки. А потом
пробегавшая мимо медсестра увидела вдруг, что
глаза у солдатика моргают! Так что строчки "Жди
меня — и я вернусь всем смертям назло" — тоже про
него.
Он плясал с двумя болгарами на плечах.
9 сентября вместе с советскими войсками Алеша вступил в Болгарию.
К тому времени из-за тяжелого ранения Алексея Ивановича из артиллерийской разведки
перевели в связисты, и работой он занимался вполне штатской — тянул телефонную линию
Пловдив—София. Днем работа, зато вечерами почти мирная жизнь. Словом, никаких
предпосылок для того, чтобы стать прототипом всемирно известного памятника.
В мае сорок пятого, когда мы праздновали победу, Скурлатов посадил себе на плечи двух болгар
и давай с ними выплясывать! При этом казалось, что он еще и третьего может поднять!
"Но то, что вот этот - Алеша, известно Болгарии всей"
В 1957 году в Пловдиве решили поставить памятник советскому солдату. Выбрали место: гора
Бунарджик, которую называют еще холм Освободителей, — здесь 130 лет назад был воздвигнут
монумент в честь русских солдат царя Александра II, освобождавших Болгарию от турок в войну
1877—1878 годов. Об этой войне недавно поведал
фильм "Турецкий гамбит".
Почему болгарский Алеша — вылитый Скурлатов в
молодости, сейчас уже точно никто не вспомнит.
Может, скульптор видел, как Алексей катает на себе
болгар, да говорят, что и рисовал кто-то русского
богатыря. В общем, 17-метровая статуя оказалась
похожа на Алексея Ивановича так сильно, что его
болгарский друг Методи Витанов однажды написал
на постаменте: "Альоша". Написано было мелом, а
из души не стерлось — с тех пор каменного воина
никто иначе не зовет. И эту историю в Болгарии
знает каждый.
Методи Витанов в годы войны был бойцом болгарского Сопротивления, а в 1944 году работал в
Пловдиве на телефонной станции. Там и познакомился со Скурлатовым. Витанов, к сожалению,
уже умер. Но в Болгарии остались его воспоминания: "Алеша был рослый, плечистый, с русым
чубом, чистыми синими глазами, весельчак".
Герой и памятник
Подарки и поздравления на свое 85-летие Алексей Иванович Скурлатов все еще получает.
Он еще очень силен, наш Алеша. Только не любит вспоминать о войне, и фильмы про нее смотрит
молча, без комментариев.
У него дочь, двое внуков и уже пятеро правнуков, младшего из которых назвали Алешкой.
Ему всего два года. Он уже знает, что прадед — герой, но пока не знает, что он — памятник.
Просто всему свое время...