Классный час "Знакомство с искусством плаката. Значение плаката во время ВОВ"


Сорокина О.Я., Кяйверяйнен Т.В.
ГБОУ НОШ №300, г. Санкт-Петербург
Классный час
Тема: Знакомство с искусством плаката. Значение плаката во время ВОВ.
Цель: познакомить учеников с искусством плаката, со значением плаката в годы ВОВ
Задачи:
- воспитывать чувство патриотизма,
- способствовать расширению кругозора,
- углубить знания детей о ВОВ,
- подготовить учащихся к викторине о ВОВ
План проведение классного часа
1) Анкетирование
2) Введение понятия «плакат», беседа о его особенностях и значении
3) Беседа о ВОВ, краткое введение в тему классного часа
4) Основной этап: беседа о значимости плаката в годы ВОВ
5) Подведение итогов, рефлексия
Ход классного часа
1. Анкетирование
2. Введение понятия «плакат», беседа о его особенностях и значении
- Сегодня мы с вами познакомимся с искусством плаката. Как вы думаете, что значит слово
«плакат»?
- Где вы встречали плакаты?
- Для чего они используются?
- Плакат (нем. Plakat от фр. placard объявление, афиша, от plaquer налепить, приклеивать)
это настенный лист, обычно с броским изображением и (или) лаконичной надписью
агитационного, рекламного или учебного содержания.
- Как выдумаете, что значит «агитационное содержание», «агитация»?
- Агита
́
ция (лат. agitatio приведение в движение) устная, печатная и наглядная политическая
деятельность, воздействующая на сознание и настроение людей с целью побудить их к
политическим или другим действиям.
- Плакаты с каким содержанием вы уже знаете? Приведите примеры.
- Сегодня мы поговорим об агитационных плакатах. Как вы думаете, где и когда их могли
использовать?
3. Беседа о ВОВ, краткое введение в тему классного часа
- Плакаты были очень распространены в годы ВОВ. Расскажите, что вы знаете об этом времени?
Назовите годы ВОВ. Назовите участников войны.
- ВОВ – это страшное время. Вообще, слово «война» несёт в себе очень много негативной энергии.
Война всегда что-то разрушает, истребляет, уничтожает, она не щадит никого.
В годы ВОВ никто не остался в стороне, все и мужчины, и женщины, и дети, и старики
абсолютно все встали на защиту своей Родины. Но мужество и отвага не вечны, патриотизм
всегда был в сердцах русских, но война длилась долго, она отнимала жизни, разрушала семьи.
Армия не сдавалась, солдаты шли вперёд, но конца войны не было видно, а силы иссякали, и в
сердца народа вселялось отчаянье и безысходность. Вера в победу таяла… а вместе с верой
пропадало и стремление защищаться.
Поэтому в военное время было важно не только мужество на фронте, но и умение поднять боевой
дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту!
Помните, какой силой обладает слово? А великую фразу «Словом можно убить, словом можно
спасти, словом можно полки за собой повести»?
Именно слово стало главной поддержкой в военное время. Слагались стихи и песни как много
мы знаем военных песен! Это было сильное оружие в ВОВ!
Непобедимым оружием стало и плакатное искусство. Сегодня мы узнаем, как и кому плакаты
помогали в годы войны.
4. Основной этап: беседа о значимости плаката в годы ВОВ
- Сюжеты военных плакатов:
- плакаты-призывы;
- плакаты-хроники;
- плакаты-реалии;
- плакаты для тыла;
- плакаты 1942 года;
- «мирные» плакаты;
- плакаты-предупреждения;
- плакаты-карикатуры.
- Сегодня мы познакомимся со всем этим разнообразием плакатов. А чем они отличаются и какая
цель каждого сюжета – вы мне сможете рассказать сами, увидев примеры.
Далее работа со слайдами, вопросы к ученикам: «Почему эти плакаты имеют такое
название?», «Для чего они нужны?», «Как они помогали»?
И, в качестве подведения итога, по каждой сюжетной группе рассказ учителя.
- плакаты-призывы;
Примеры – на слайде. Беседа о плакатах.
Цель: агитировать советских солдат на борьбу с немцами.
Чтобы вызвать у солдат агрессию к армии Германии, подбирались основные цвета плакатов –
красный и черный, которые передают чувство агрессии.
Советский политический плакат под названием Смерть фашистской гадине! вышел из печати к
концу июня 1941 года, сразу после начала Великой Отечественной войны. Художник
произведения А. Кокорекин. Плакат выполнен двумя цветами - черным и красным, в традициях
плаката гражданской войны и карикатурных произведений 1930-х годов. На белом фоне листа
видны четкие фигуры и надпись на плакате. Ещё в начале войны художник А. Кокорекин выразил
уверенность всего советского народа в победе над врагом.
На плакате красноармеец протыкает черного змея, изогнувшегося в виде фашистской свастики.
Надпись недвузначно говорит: "Смерть фашистской гадине!"
- плакаты-хроники;
Плакат «Отстоим Москву!», посвященный обороне Москвы. На нем изображен возвышающийся
над Москвой красноармеец-победитель. Автор преднамеренно ставит советского воина,
символизирующего советский народ и армию, на передний план, так что зрителю кажется, будто
бы этот город принадлежит воину. А каждого чужака, который ступит на московскую землю, ждет
сокрушительный удар ее властителя.
Сюда же относится и плакат Серова «Защитим город Ленина!», нарисованный в 1941 году. Плакат
нацелен на русских солдат, готовых освободить блокадный Ленинград.
Вообще, если отслеживать хроникальные плакаты на протяжении всей войны, то их наберется не
одна сотня, ведь важных событий на фронтах и в тылу было не счесть. Для чего же нужны были
такие плакаты? Это своего рода вдохновители для воинов, участников событий, ведь чем ближе
информация для человека, тем больший эффект она на него произведет, т.е. в нашем случае
заставит идти вперед на врага, сражаться до последнего вздоха.
- плакаты-реалии;
Особенность плакатов в том, что герой, изображенный на них, реальный участник войны, а не
выдуманный персонаж.
Например, на плакате Иванова «На Запад!» изображен портрет советского солдата, который был в
числе тех, кто дошел до Берлина. Перед нами воин, он рвется вперед и призывает за собой своих
товарищей, ведь до победы осталось всего каких-то несколько тысяч километров.
В 1944 году советский художник Леонид Голованов создал военный агитплакат, которому суждено
было стать одним из самых известных произведений данного жанра периода Второй мировой
войны.
Улыбающийся боец на фоне движущейся на Запад колонны советских войск поправляет сапог. Во
взгляде солдата светится уверенность в себе и своих товарищах. «Дойдём до Берлина!» гласит
плакат.
Произведение Леонида Голованова чрезвычайно удачно отразило дух времени. В войне наступил
перелом, и в советском обществе укрепилась уверенность в окончательной победе в войне.
Человек, ставший прототипом героя плаката, внёс огромный личный вклад в Победу. Вот только
ему не суждено было дожить ни до взятия Берлина, ни даже до момента появления на свет
плаката «Дойдём до Берлина!».
- плакаты для тыла;
Важное место в плакатном искусстве занимают работы, созданные для тыла. Так как обеспечивать
фронт пришлось в основном женщинам, детям и старикам, то именно они становятся героями
таких плакатов. Например, плакат Лисицкого «Все для фронта, все для победы!». На нем
изображена женщина работница оружейного завода. Она прототип женщин-тыловиков, день и
ночь работающих на благо армии.
Для чего же нужны были тыловые плакаты? Во-первых, чтобы поддержать дух оставшихся без
мужской опоры женщин. Во-вторых, чтобы донести до людей, что сейчас, как никогда, их работа
нужна фронту. В-третьих, показать, что женщины войны не одиноки, что каждая из них часть
советской армии, а от работы таких «частей» зависит расклад событий на поле боя.
- плакаты 1942 года;
Особую группу плакатов, составляют изображения, сделанные в начале 1942 года. Советская
армия терпит массу поражений, все больше территорий СССР подпадает под немецкую
оккупацию, боевой дух Красной Армии подорван. Плакаты типа «Разгромим фашистских
налетчиков!» больше не вдохновляют людей. Нужны новые точки воздействия на психологию
солдат. Этим средством становится жалость. Герои плакатов страшного 1942-го обездоленные
мирные жители, молящие о помощи. Тема «зацепила». Работы, на которых изображается
жалость, производят фурор в рядах Красной Армии. Солдаты, еще минуту назад умирающие от
боли, поднимаются, чтобы снова ринуться в бой. Самым значительным плакатом этого периода
становится плакат «Спаси!». На нем изображена женщина, прижимающая к груди испуганного
ребенка. В ее глазах ужас и ненависть к захватчикам, ее ребенок как будто застыл от страха и
больше похож на безжизненную куклу, чем на человека. В центре композиции окровавленный
вражеский штык со свастикой. Сл