Программа внеурочной деятельности «Музей в твоем классе» Кружок 1 класс


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Александровская средняя общеобразовательная школа»
Быковского муниципального района Волгоградской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Зам. Директора по ВР Директор школы
Протокол № ___ от ________ ______ /Ильина Е.Е./ ______ /Суворина Н.Е./
Руководитель МО __________ «____» ______________
Программа внеурочной деятельности
«Музей в твоем классе»
Кружок 1 класс
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по кружку «Музей в твоем классе» разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и
концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная
начальная школа», «Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности: 1-
4 кл.: в 2 ч. /
Сост. Р. Г. Чуракова.- М. : Академкнига/Учебник, 2011. Ч. 2
Кружок «Музей в твоем классе» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным
учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
На изучение отведено 33 часа в год (1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно
авторским методическим рекомендациям.
Основное пособие:
Чуракова Н. А., Малаховская О. В. «Музей в твоем классе» (для 1-6 классов). —"М. :
Академкнига/Учебник.
Список репродукций
1. Хруцкий И. В. Цветы и фрукты. 1855.
2. Серебрякова З. Е. За обедом. 1914.
3. Серебрякова З. Е. На кухне. Портрет Кати. 1924.
4. Поленов В. Д. Московский дворик. 1878.
5. Левитан И. И. Свежий ветер. Волга. 1895.
6. Кустодиев Б. М. Морозный день. 1913.
7. Кустодиев Б. М. Масленица. 1916.
8. Федотов П. А. Сватовство майора. 1848.
9. Брюллов К. П. Последний день Помпеи. 1833.
10. Горюшкин-Сорокопудов И. С. Базарный день в старом городе. 1910.
11. Горюшкин-Сорокопудов И. С. Сцена из 17-го столетия. Московская слобода. 1934.
12. Маковский В. Е. Две сестры (Две дочери). 1893.
13. Маковский В. Е. Две матери. Мать приемная и родная..
14. Нестеров М. В. Три старца. 1915.
15. Коровин К. А. За чайным столом. 1888.
16. Коровин К. А. Алупка. 1912.
17. Репин И. Е. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1901.
Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Цели внеурочной деятельности:
- познакомить обучающихся с разными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом,
бытовой и исторической картинами;
- дать начальное представление о логике развития живописного языка: от классической
выстроенности академических композиций через реалистическую повествовательность — к
импрессионистической пленэрности;
- сформировать первичные представления о целостности художественного мира того или иного
художника, с этой целью в пособии неоднократно используется прием сравнительного анализа
двух картин одного и того же автора;
- сформировать такие интеллектуальные умения обучающихся, как умение ориентироваться в
жанре картины (натюрморт, пейзаж, историческая картина, бытовая картина, портрет); в
определении темы картины и настроения автора, которым он хотел поделиться со зрителями; в
особенностях композиционного решения художником поставленной задачи;
- освоить лексику, необходимую для выражения чувств, обучаются устанавливать причинно-
следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за рамки изображения. («Если
у свеклы зелень увяла, значит...», «Если рядом со снегом изображена лужа, значит...», «Если дым
из труб идет вертикально вверх, значит...», «Если старик-отец отвернулся от дочери и смотрит в
сторону, значит...» и т. д.)
- сформировать умения, связанные с активным участием в диалоге при обсуждении увиденного
произведения, его фрагментов.
Ожидаемые результаты:
подготовка экскурсоводов по репродукциям картин «Музей в твоем классе»; подготовка проектов
по направлениям: «Моя коллекция», «Каталог репродукций "Музей в твоем классе"», «Каталог
моей коллекции репродукций».
Примечание. «Моя коллекция» может содержать репродукции картин одного художника или
разных художников одного жанра, или разных художников на одну тему. Например: «Пейзаж в
творчестве художника...», «Портреты художника...», «Исторические события в России глазами
художников-современников», «Портреты русских писателей», «Милая сердцу природа России»,
«Художники нашего края, области».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Общая методика анализа живописного произведения, с помощью которой можно реализовать
поставленные цели, предполагает переход от начального, целостного впечатления через
наблюдение и рассматривание деталей — снова к целостному впечатлению, которое уже
обогащено знанием подробностей.
Большое значение для достижения заявленных целей имеет использование инструментов при
работе с репродукцией живописного произведения. В данном пособии используются разные
инструменты: большая прямоугольная рамка для выделения содержательно-значимых фрагментов
и удержания внимания; малая круглая рамка для поиска и выделения отдельных деталей; полоска
картона, с помощью которой можно закрыть часть картины, укрупнив значение оставшейся части;
лупа для рассматривания мелких деталей, особенностей красочного слоя и характера мазка.
Обучающиеся научатся:
находить на картине указанные детали, а затем самостоятельно открывать (усматривать)
подробности, характеризующие
предмет изображения,
выделять на картине фрагменты, имеющие самостоятельную ценность и целостность,
устанавливать причинно-следственные связи между тем, что изображено, и тем, что выходит за
рамки изображения, объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
п/п
Дата
Тема
Содержание материала
кол-
во
часов
1
Введение. И. Хруцкий
«Цветы и фрукты».
Натюрморт
Называние изображенных на картине плодов
и цветов, составляющих букет. Расширение
лексического запаса (цвет и его оттенки в
природе), знакомство с миром цветов.
Величина цветов и плодов, составляющих
композицию.
1
2
И. Хруцкий «Цветы и
фрукты». Натюрморт
Нахождение выделенных деталей,
предметов. Определение целого и части.
Рассматривание кружков с деталями
картины под репродукцией.
1
3-4
Г. Серебрякова «За
завтраком (За обедом)»
Своеобразный семейный портрет. Дети в
семье Серебряковых. Рассматривание детей,
сидящих в столовой.
2
5
Г. Серебрякова «На кухне.
Портрет Кати»
Развитие наблюдательности и внимания. Что
главное в полотне: изображение человека
или предметов?
1
6
Г. Серебрякова «На кухне.
Портрет Кати»
Композиционное расположение предметов:
ближе к зрителю и дальше, в глубине
картины. Определение местонахождения на
картине фрагментов, выделенных на полях
репродукции.
1
7-8
В. Поленов «Московский
дворик»
Обследование двора с целью внимательного
наблюдения за людьми, животными и
растениями (дети, мама; лошадка, курочки;
цветы, травы).
Поиск объектов, предложенных для анализа.
2
9
И. Левитан «Свежий ветер.
Волга»
Речные суда на картине. (Слева: вёсельная
лодка, пароход, парусная лодка. Справа:
баржи и буксир. Самоходные парусные
баржи).
1
10
И. Левитан «Свежий ветер.
Волга»
Название картины. Можно ли увидеть
ветер? Направление его? Что говорит о
ветре название картины?
1
11
Б. Кустодиев Морозный
день»
Темы и объекты, изображаемые ху-
дожником. Мир природы и человека.
Наблюдение за постройками (вид, забор).
Приметы, подтверждающие, что день
морозный. Люди на улице (много/ мало).
1
12
Б. Кустодиев Морозный
день»
Цвет снега. Снег цветной или кажется
цветным? В тени и на солнце.
Рассматривание пяти фрагментов,
расположенных на полях возле репродукции
1
13
Б. Кустодиев «Масленица»
Празднование масленицы. Разгар гулянья.
Развлечения на площади: народный театр,
хоровод, катание на карусели.
1
14
Б. Кустодиев «Масленица»
Анализ фрагментов, расположенных на
полях репродукции картины.
1
15-
16
П. Федотов «Сватовство
майора»
Работа над лексикой, позволяющей понять
сценку, изображенную на картине.
Обстановка комнаты и наряды жены и
дочери купца.
2
17-
18
К. Брюллов «Последний
день Помпеи»
Знания художника об историческом событии
и организации археологической работы.
Свидетельства сильного землетрясения,
грозы и молний на полотне.
2
19
И. Горюшкин-Сорокопудов
«Базарный день в старом
городе»
Сценка из старинной жизни. Одежд; людей,
подвоз товаров для продажи Рассматривание
товаров в Торговых рядах. Базарные дни в
старину.
1
20
И. Горюшкин-Сорокопудов
«Базарный день в старом
городе»
Развитие умения видеть взаимо-
расположение деталей предметов: работа с
фрагментами картины.
1
21-
22
«Горюшкин-Сорокопудов
«Сцена из 17-го столетия»
Дома, особенности старинных построек.
Время года: начало зимы или начало весны?
Следы полозьев саней; следы людей.
2
23-
24
В. Маковский «Две сестры
(Две дочери)»
Двойное название картины: персонажи на
полотне. Одежда и причина разной
обеспеченности.
2
25-
26
В. Маковский «Две матери.
Мать приемная и родная»
Персонажи картины и ее название. Со-
отношение названия картины и вероятной
ситуации.
2
27-
28
М. В. Нестеров «Три
старца»
Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на
онучи). Позы старцев: выводы об их
близком знакомстве. Что делают старцы, как
общаются. Взгляды персонажей. Кто более
погружен в свои мысли? Кто видит лисицу?
2
29
К. А. Коровин «За чайным
столом»
Рассматривание предметов на репродукции
картины. Стол, посуда (чашки, чайные
стаканы в подстаканниках, фарфоровый
молочник, белое блюдо). Самовар, его
состояние (блестящий, на-
чищенный/тусклый)
1
30
К. А. Коровин «За чайным
столом»
Рассматривание кружков с деталями
картины под репродукцией. Нахождение
этих деталей на репродукции картины с
помощью круглой рамки. Нахождение де-
талей, которые являются частью предметов.
Узнавание целого по части. Какие предметы,
найденные по деталям, находятся ближе,
какие — дальше от глаза зрителя.
1
31
К. А. Коровин «Алупка»
Алупка стала в начале 20-го века мод ным
курортом. Юг это или север? Что на картине
помогает об этом догадаться?
1
32
К. А. Коровин «Алупка»
Выделение на репродукции с помощью
горизонтальной рамки фрагментов по
заданным названиям. Рассматривание
маленьких кружков под репродукцией.
Нахождение этих деталей на репродукции
картины с помощью круглой рамки.
1
33
И. Е. Репин «Портрет
Павла Михайловича
Третьякова»
О личности П. М. Третьякова. Дар родному
городу. 1856 год — год рождения
художественного музея, который сейчас
называется Государственной Третьяковской
галереей. В 2006 году ГТГ исполнилось 150
лет.
Впечатление, которое производит портрет.
1
Список литературы
1. Байрамова Л. Нестеров. Серия: Мир шедевров. 100 мировых имен в искусстве. — М.: Классика,
2001.
2. Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи. - СПб: Искусство - СПБ, 2005.
3. Докучаева В. Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве. — М.: Изобразительное искусство, 1991.
4. Журавлева Е. В. Владимир Егорович Маковский. — М.: Искусство, 1972.
5. Забытые имена. Русская живопись 19-го века / Энциклопедия; авт.-сост. А. А. Шестимиров. -
М.: Белый город, 2004.
6. Круглов В. Ф. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — СПб: Золотой век. Художник России, 2004.
7. Кузнецов С. О. Живописец Иван Хрупкий. Проблемы изобразительного искусства 19-го
столетия. — Ленинград, 1990.
8. Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. - М.: Искусство, 2002.
9. Ненарокомова И. Константин Коровин. — М.: Слово, 1997.
10. Павел и Сергей Третьяковы. Жизнь. Коллекция. Музей. К 150-летию Третьяковской галереи. -
М.: Махаон, 2006.
11. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников. — М.: Искусство, 1971.
Чуракова Н. А. Понимание классических и неклассических языков искусства как основание
эстетического мировосприятия
младших школьников / Проблемы и перспективы реализации личностно-ориентированной модели
образования средствами
Введение. И. Хруцкий «Цветы и фрукты». Натюрморт.
Называние изображенных на картине плодов и цветов, составляющих букет. Расширение
лексического запаса (цвет и его оттенки в природе), знакомство с миром цветов. Величина цветов
и плодов, составляющих композицию. Мастерство автора в создании выразительных деталей.
Нахождение выделенных деталей, предметов. Определение целого и части.
Г. Серебрякова «За завтраком (За обедом)»
Своеобразный семейный портрет. Дети в семье Серебряковых. Рассматривание детей, сидящих в
столовой. Знакомство с фрагментами портретов художницы и ее мужа. «Знакомство» с
конкретными детьми: имя, возраст; сравнение детей друг с другом.
Г. Серебрякова «На кухне. Портрет Кати»
Развитие наблюдательности и внимания. Что главное в полотне: изображение человека или
предметов? Отношение девочки к продуктам: жесты, характеристика движений.
В. Поленов «Московский дворик»
Обследование двора с целью внимательного наблюдения за людьми, животными и растениями
(дети, мама; лошадка, курочки; цветы, травы). Поиск объектов, предложенных для анализа.
Умение выделять предметы, важные для объяснения причинно-следственных связей.
И. Левитан «Свежий ветер. Волга»
Речные суда на картине. (Слева: вёсельная лодка, пароход, парусная лодка. Справа: баржи
и буксир. Самоходные парусные баржи.) Название картины. Можно ли увидеть ветер?
Направление его? Что говорит о ветре название картины? Какими запахами может быть насыщен
ветер?
Б. Кустодиев «Морозный день»
Темы и объекты, изображаемые художником. Мир природы и человека. Наблюдение за
постройками (вид, забор). Приметы, подтверждающие, что день морозный. Люди на улице
(много/мало). Бег саней: детали одежды и другие изображения. Какие звуки могут быть слышны с
улицы тем, кто смотрит на нее из окон?
Б. Кустодиев «Масленица»
Празднование масленицы. Разгар гулянья. Развлечения на площади: народный театр, хоровод,
катание на карусели. Где слышатся музыка и пение? (Отыскивание музыканта). Детские игры.
Федотов «Сватовство майора»
Работа над лексикой, позволяющей понять сценку, изображенную на картине. Обстановка
комнаты и наряды жены и дочери купца. Названия тканей, расцветок и их качеств.
К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Знания художника об историческом событии и организации археологической работы.
Свидетельства сильного землетрясения, грозы и молний на полотне. Работа с большой рамкой над
изображениями участников трагического события. Создание ощущения нависшей над городом
страшной угрозы.
И. Горюшкин-Сорокопудов «Базарный день в старом городе»
Сценка из старинной жизни. Одежда людей, подвоз товаров для продажи. Рассматривание товаров
в Торговых рядах. Базарные дни в старину. Торговые ряды. Стены и ворота городского кремля,
древней крепости. Купола храма кремля, древней крепости. Купола храма. Продавцы и
покупатели. Звуки торговых рядов.
И. Горюшкин-Сорокопудов «Сцена из 17-го столетия»
Дома, особенности старинных построек. Время года: начало зимы или начало весны? Следы
полозьев саней; следы людей. Выделение фрагментов картины по заданным названиям:
ориентировка в местонахождении на картине фрагментов. Выявление содержания замысла
художника и особенностей его воплощения.
В. Маковский «Две сестры (Две дочери)»
Двойное название картины: персонажи на полотне. Одежда и причина разной обеспеченности.
Детали картины, указывающие на интересы персонажей, особенности их работы и жизни.
В. Маковский «Две матери. Мать приемная и родная»
Персонажи картины и ее название. Соотношение названия картины и вероятной ситуации.
Предположения овзаимоотношениях героев картины.
М. В. Нестеров «Три старца»
Одежда старцев, их обувь (лапти, обутые на онучи). Позы старцев: выводы об их близком
знакомстве. Что делают старцы, как общаются. Взгляды персонажей. Кто более погружен в свои
мысли? Кто видит лисицу? Рассматривание кружков-фрагментов. Значение деталей. Сходство
фрагментов. Цвета и их оттенки на репродукции картины. Синий цвет и его оттенки на
репродукции картины.
К. А. Коровин «За чайным столом»
Рассматривание предметов на репродукции картины. Стол, посуда (чаш-
ки, чайные стаканы в подстаканниках, фарфоровый молочник, белое блюдо). Самовар, его
состояние (блестящий, начищенный/тусклый). Помещение, время года, состояние погоды. Одежда
людей. Общение. Возраст. Уютно ли людям? Рассматривание фрагментов по названиям.
К. А. Коровин «Алупка»
Алупка стала в начале 20-го века модным курортом. Юг это или север? Что на картине помогает
об этом догадаться? Дворец и пейзаж, который его окружает. Изображение окон на кружке-
фрагменте. Морской берег. Выделение фрагмента «Лодки на берегу». Рассматривание фрагмента в
лупу. Позы людей.
И. Е. Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова»
О личности П. М. Третьякова. Дар родному городу. 1856 год – год рождения художественного
музея, который сейчас называется Государственной Третьяковской галереей (ГТГ). В 2006 году
ГТГ исполнилось 150 лет. Впечатление, которое производит портрет. Рассматривание экспозиции
в зале галереи, которую можно хорошо видеть за спиной П. М. Третьякова. Картинам в галерее
тесно/просторно, соседствуют маленькие и большие картины. Нахождение трех пейзажей
известного школьникам художника, чей пейзаж представлен в «Музее в твоем классе» и который
был рассмотрен на занятии. В этой же экспозиции находится и полотно автора картин «За чайным
столом» и «Алупка» (вспоминают фамилию художника).