Конспект урока "Танцуем, играем и всех приглашаем" 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №2
городской округ Краснознаменск Московской области
Открытое занятие по предмету хореография:
«Танцуем, играем и всех приглашаем!»
Работу подготовила:
педагог дополнительного образования
Исламгулова Янна Владимировна
в соавторстве со студенткой ГАОУ ВО МГПУ
Института СПО им. К.Д.Ушинского Колледжа
«Арбат» Сергеевой Ангелиной Дмитриевной
Краснознаменск, 2015
Ключевые
компетенции
Преподаватель
Обучающиеся
Организационная
компетенция
Организация педагогом познавательного
процесса, управление деятельностью
обучающихся.
Умение организовать свою
деятельность на внеурочном занятии.
Коммуникативная
компетенция
Умение взаимодействовать с детьми младшего
школьного возраста в рамках познавательного
процесса.
Развитие умения взаимодействовать
в рамках учебного процесса.
Личностная
компетенция
Накопление педагогического опыта,
повышение уровня мастерства, приобретение
практических умений при работе с классом.
Интеллектуальное развитие в
процессе получения знаний,
формирование навыков и отработка
умений обучающегося.
Информационная
компетенция
Умение обрабатывать информацию и
адаптировать её для учащихся младших
классов.
Развитие навыка работы с
информацией.
Языковая
компетенция
Владение литературной речью, её
выразительностью, чёткостью, ясностью,
понятностью, разборчивостью.
Развитие устной речи обучающихся:
умение грамотно ответить на вопрос,
формулировать свои мысли,
доказывать свою точку зрения.
Общекультурная
компетенция
Способность работать в коллективе,
толерантно воспринимать социальные,
этнические, конфессиональные и культурные
различия, способность к самоорганизации и
самообразованию;
Воспитание нравственных и
моральных качеств личности,
культурного поведения на
внеурочном занятии, в социуме.
Здоровье
сберегающая
компетенция
Создание условий, при которых обучающимся
комфортно и безопасно работать на
внеурочном занятии,
соответствие нормам санитарно-
гигиенических условий.
Соблюдение правил техники
безопасности во время
познавательного процесса.
Профессиональная
компетенция
Владение свободным и уверенным
использованием профессиональной
терминологии с целью доведения
художественной информации до сознания
участников художественно-творческого
процесса в доступной форме.
Способность и готовность применять
полученные знания, навыки и
личный творческий опыт в
познавательной деятельности,
Тема
«Разучивание русского народного танца «Калинка»
Предмет
Возраст
7-11 лет
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Разучивать
хореографические
термины;
Развивать физические
данные;
Слушать музыкальное
произведение, выделять в
нем выразительные и
изобразительные
интонации;
Передавать различный
ритмический рисунок в
исполнении доступных
произведений;
Понимать термины,
связанные с различными
перестроениями;
Выполнять различные
танцевальные шаги;
Начинать и заканчивать
движения одновременно с
началом и окончанием
музыкальной фразы;
Выполнять упражнения на
развитие гибкости и
пластичности;
Знакомиться с
музыкальным размером
танца «Калинка»;
Развивать музыкальный
слух обучающегося;
Коммуникативные УУД:
- слушать и слышать друг друга и педагога;
- формулировать и задавать вопросы, использовать речь для
передачи информации, для регуляции своего действия и
действий партнёра;
- стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- проявлять творческую инициативу в коллективной творческой
деятельности.
Регулятивные УУД:
- определять цель познавательной деятельности,
- давать эмоциональную оценку деятельности;
- выполнять хореографические действия.
Познавательные УУД:
- выполнять упражнения на развитие гибкости и пластичности,
- ознакомиться с музыкальным размером танца «Калинка»;
- соотносить различные произведения по настроению и форме;
- строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах
музыки и танца;
- обобщать учебный материал;
- сравнивать средства художественной выразительности в танце
и других видах искусства.
Развитие этических и эстетических
чувств, доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости, сочувствия к другим
людям;
Развитие навыка сотрудничества со
сверстниками и взрослыми в разных
социальных ситуациях.
Образовательная цель: приобретение знания по исполнению русского народного танца «Калинка», формирование
компетенции в области хореографического искусства.
Развивающая цель: формирование художественного вкуса, развитие, раскрытие индивидуальности ребенка и его
потенциальных возможностей.
Воспитательная цель: повышение мотивации к самостоятельным занятиям хореографическими и физическими
упражнениями, формирование навыка дружеского и уважительного общения с одноклассниками.
Ключевые понятия
«ковырялочка», приставной шаг,
переменный шаг, боковой шаг на каблук,
припадание, релеве, деми плие
Ключевые имена
Ларионов И.П., Агренев-Славянский Д.А.
Оборудование
компьютер, фонограмма (разбитая на
части/целая), цветные кубики,
иллюстрации, зеркала, станок,
фортепиано, хореографический зал.
Основные этапы
организации учебной
деятельности
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Универсальные
учебные действия
I. Организационный
момент/приветствие
(7 мин)
Организация группы, проверка готовности обучающихся:
«Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас в
нашем зале на открытом занятии «Танцуем, играем и всех
приглашаем!». Меня зовут Янна Владимировна Исламгулова. Я
педагог дополнительного образования, хореограф. Хочу
представить Вам моих воспитанниц, которые с нетерпением ждут
выхода, чтобы поприветствовать Вас и начать занятие».
«Тема нашего занятия: «Изучение русского народного танца
«Калинка». Но для начала, давайте познакомим наших гостей с
нашим любимым залом: представим, что здесь находится и для
чего. Внимательно осмотритесь и назовите предметы, которые на
ваш взгляд помогают танцорам».
«Совершенно верно. Зеркала помогают нам следить за
правильным исполнением движений, контролировать рисунок
танца. Станок служит помощником в тренировке и «разогреве»
наших мышц, также у станка выполняются различные
упражнения. А фортепиано помогает нам ритмично исполнять
движения под музыку.
Ребята, мы с вами занимаемся танцами. А кто мне скажет, что
такое танец?»
«Конечно, танец это способ выразить свое настроение и чувства
при помощи ритмичных шагов и движений тела. Танец,
неосознанно становится частью жизни человека, ведь с древних
времён наши предки сопровождали танцами все события,
которые происходили в их жизни. Перед охотой - танцуют,
принесли добычу, опять танцуют, радуются. Рождение ребёнка,
свадьба и прочие события всегда сопровождаются танцем и до
сих пор. А какие виды танца вы знаете?»
«Совершенно верно. Прошу внимание на доску». Демонстрация
иллюстраций в презентации с комментированием.
«Классический» танец основа всей хореографии. Он является
самым трудным танцем, потому, что очень сложно, танцуя только
под музыку, исполняя классические движения, передавать смысл,
Входят в зал, приветствуют
педагога и гостей. Выполняют
поклон.
Слушают педагога, отвечают на
вопросы. Предполагаемые ответы
детей:
(1) Зеркала;
(2) Станок;
(3) Фортепиано;
(4) Ритмичное действие под
музыку;
(5) Бальный, народный,
классический, современный
и т.д.
Внимательно изучают иллюстрации
на доске, слушают педагога.
Личностные:
- самоопределение;
Коммуникативные:
- планирование
совместного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
- построение речевых
высказываний;
Регулятивные:
- целеполагание;
сюжет танца. Обратите внимание на костюмы исполнителей, их
обувь. Танец, который сочиняет хореограф. «Народный» танец -
выражает характер, отличительные черты каждого народа. Чем
севернее народ, тем движения в танцах более сдержанные,
потому что на севере холодный климат. Ближе к югу,
соответственно движения открытые, широкие, плясовые.
Ритмичная работа ног. Танец, который сочиняет сам народ.
«Бальный» танец танец, который танцевали на балах.
«Современный» танец- танец, который родился в 20 веке,
изменилась музыка, изменился и танец». (приложение 1,4)
II. Актуализация
знаний
(15 мин)
Сейчас мы с вами сделаем разминку, чтобы подготовить наше
тело к работе. Для этого я поставлю вас в две линии, в
шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу и видели
себя в зеркале».
Педагог выставляет детей в рисунок для удобства в работе.
Выполнение разминочных движений:
1. марш на месте;
2. повороты головы в стороны;
3. наклоны головы;
4. поднятие плечей;
5. упражнение для кистей;
6. наклоны корпуса;
7. упражнение для ног: деми плие(приседания прямо с
поворотом);
8. упражнение для стоп: релеве (полупальцы 2 ноги,
попеременно).
Внимательно слушают педагога.
Выполняют упражнения разминки.
Познавательные:
- открытие для себя
умения и
возможности своего
тела;
Коммуникативные:
- умение соблюдать
правила поведения в
зале;
III. Постановка целей
урока
(1 мин)
«Закончили нашу разминку. Вы отлично поработали, молодцы!
Сегодня мы с вами научимся правильно исполнять движения,
которые можно использовать для русского народного танца
«Калинка», и познакомимся с автором песни, под которую и
ставится этот танец. Но перед этим я предлагаю вам поиграть в
игру, которая тоже называется «Калинка». Эта игра поможет нам
в изучении основных движений танца, потому что в игре мы
будем выделять сильные доли. А как это сделать, сейчас
расскажу».
Внимательно слушают педагога,
выполняют его указания.
Познавательные:
общеучебные –
самостоятельное
выделение
(формулирование)
познавательной цели;
Регулятивные:
целеполагание –
постановка учебной
задачи;
IV. Усвоение новых
знаний и способов
действий
(15 мин)
«Мы должны сесть «по-турецки» лицом к центру круга. Перед
каждым из вас кубик. Хором, в умеренном темпе нужно напеть
текст песни «Калинка-малинка, малинка моя. В саду ягода
калинка, малинка моя». Одновременно каждый из вас должен
перемещать лежащий перед вами кубик соседу справа и получать
от соседа слева новый кубик. Кубики в такт музыке
«путешествуют по кругу» до тех пор, пока не вернутся к своим
«хозяевам». Передвижение кубика происходит обязательно на
сильную долю, то есть на ударный слог текста. Правила
понятны?».
«Но перед началом игры давайте прохлопаем в ладоши
музыкальный размер песни. Музыкальный размер нашей песни
«Калинка» - 2/4».
Прохлопывает музыкальный размер, просит детей повторить
то же самое.
«Спасибо! А теперь начнем нашу игру».
«Какие вы молодцы! Справились с этим заданием очень хорошо!
Теперь я поделюсь с вами историей танца и нашей песенки.
«Калинка» - русский народный танец, основанный на русских
народных движениях. Обычно танцуется под традиционную
мелодию песни того же названия. Танцевать можно по одному, а
можно парами или группой. Темп этого танца переменный: есть и
медленная часть и быстрая. Долгое время «Калинка» считалась
русской народной песней. На самом деле текст песни и музыка
были написаны в 1860 году композитором, литератором и
фольклористом Иваном Петровичем Ларионовым. А вскоре
Ларионов, по просьбе известного в то время певца и создателя
хора народной песни Агренева-Славянского, с которым он был в
приятельских отношениях, отдал эту песню в его репертуар. С
хора Славянского и началась популярность «Калинки».
(приложение 2)
Сейчас я включу эту песню, ведь под неё мы сегодня будем
ставить танец».
«Вам понравилась песня? Будем под неё задорно танцевать?
Внимательно слушают педагога,
выполняют его указания.
Участвуют в диалоге с
преподавателем.
Повторяют за педагогом.
Отвечают на вопрос педагога.
Играют в предложенную игру
вместе с преподавателем.
Слушают музыкальный материал.
Отвечают на вопросы
преподавателя.
Личностные:
- способность к
самооценке в
процессе
познавательной
деятельности;
- умение визуально
воспринимать
информацию;
Познавательные:
-
получение/закреплени
е знаний о
музыкальном ритме;
- развитие операций
мышления,
построение
логической цепи
рассуждения;
Коммуникативные:
- планирование
учебного
сотрудничества со
сверстниками;
V. Изучение нового
материала
(17 мин)
«Наберёмся терпения,
Перейдем к изучению движений,
Движения танца просты,
Посмотри и повтори!
Первое движение: переменный шаг и боковой шаг на
каблук». Отработка движения под музыку (музыкальная фраза
№1).
«Следующее наше движение: припадание и шаги на
полупальцах». Отработка движения под музыку (музыкальная
фраза №2).
«Далее: «ковырялочка» + приставные шаги.
Соединяем все движения вместе: переменный шаг, боковой шаг
на каблук, припадание, «ковырялочка» и приставной шаг».
Отработка движения под музыку (музыкальная фраза №3). «Вот
и основные движения нашего танца. Давайте закрепим их еще раз
для лучшего усвоения». Отработка движений под музыкальные
фрагменты.
Внимательно наблюдают за
действиями педагога, повторяют
выполнение движений.
Личностные:
- умение проводить
самоанализ и
самооценку действий;
- умение воспитывать
доверие к себе и веру
в себя;
- умение визуально
воспринимать
информацию;
- развитие
пластичности,
координации тела и
мышечной памяти;
- формирование
умения
контролировать и
оценивать свои
действия, вносить
соответствующие
коррективы в их
выполнение;
Коммуникативные:
- умение соблюдать
правила поведения в
зале;
VI. Закрепление новых
знаний и способов
действий
(10 мин)
«Сейчас мы с вами с переменным и боковым шагом на каблук
выйдем на середину зала и встанем в две линии друг за другом.
У нас с вами получатся ровные колонки. Это мы сделаем очень
просто. Для этого необходимо смотреть в затылок впереди
стоящего, соблюдая интервалы. Затем на одном месте (вокруг
себя), мы сделаем поворот, используя движение «припадание»,
которое плавно перетекает в «шаг на полупальцах», где мы
нарисуем два круга. После круга по ходу движения мы опять
приходим на свои места, только слегка линии сместятся, и
получится шахматный рисунок. И этот рисунок мы заканчиваем
«ковырялочкой» с приставным шагом. Все передвижения педагог
Внимательно слушают педагога.
Выполняют ранее изученные
упражнения.
Исполняют танец под счет, затем в
сопровождении музыки.
Личностные:
- формирование
умения
контролировать и
оценивать свои
действия, вносить
соответствующие
коррективы в их
выполнение;
- контроль и оценка
процесса и результата
показывает и проговаривает. Ставит детей в исходное
положение. Отмечает место остановки.
«Ребята, а сейчас мы повторим все движения с остановками в
следующем порядке:
1 часть – переменный шаг и боковой шаг на каблук;
2 часть – «припадание»;
3 часть – проходка по кругу;
4 часть – «ковырялочка»;
5 часть – приставной шаг.
Давайте проверим, насколько хорошо и грамотно мы освоили
данные движения. Начали.»
«А теперь соединяем все наши движения в танец и исполняем его
полностью сначала под счет, а затем под музыку».
(приложение 3)
своей деятельности;
- адекватное
восприятие оценки
учителя.
Регулятивные:
- планирование своего
действия в
соответствии с
поставленной задачей
и условиями ее
реализации;
- осуществление
итогового и
пошагового контроля
по результату;
- контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном с
целью обнаружения
отклонений и отличий
от эталона;
VII. Подведение итогов
урока, рефлексия.
(2 мин)
«Вот и подошло к концу наше занятие. Вы сегодня замечательно
работали, я очень вами довольна. Спасибо! Давайте сделаем
поклон и подведем итоги нашего занятия».
Что вам сегодня больше всего запомнилось? В чём вы испытали
трудность? Если вам понравилось, как вы сегодня потрудились,
то похлопайте себе и друг другу. Вы можете быть свободны».
Выполняют поклон.
Оценивают свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы. Прощаются с
преподавателем.
Личностные:
-умение проводить
самоанализ и
самооценку действий;
Коммуникативные:
- умение с
достаточной
полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
Приложение №1
Возникновение танца
По преданиям древних греков, муза танца звалась Терпсихора. Она имела восемь
сестер. Летними вечерами они, взявшись за руки, водили хороводы. На греческих
фресках и вазах сестры–музы держатся за руки. Танец был тесно связан с музыкой,
пением, словом, игрой. Танец получил свое развитие в Греции как источник
развлечения. Его стали использовать в театре. Появились народные танцы, позднее
современные.
Почему в танце дама с правой стороны от кавалера?
До XVIII века ношение шпаги было обязательным для мужчин, даже во время
праздников и больших балов. Из этой традиции вытекает правило, по которому,
выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким
образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь
клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.
Приложение №2
Кто сочинил песню «Калинка»?
Автор песни «Калинка» (1860), которую многие ошибочно считают русской
народной, сочинил русский композитор, литератор, фольклорист, музыковед,
хоровой дирижёр Иван Петрович Ларионов.
Иван Петрович Ларионов родился в дворянской семье в Перми 23 января 1830
года.
Учился музыке в Москве. Воспитывался в первом кадетском корпусе,
занимался в ученическом хоре, делал успехи в пении и впоследствии стал регентом
(временное правление) этого хора. Затем служил офицером в пехотном полку, во
время службы написал несколько романсов.
В 1858 году вышел в отставку, поселился в Саратовской губернии, стал
музыкальным рецензентом «Саратовского справочного листка», но, кроме того,
много ездил по Российской империи, собирая русские народные песни, и, в итоге,
собрал их около четырёхсот.
Позже Ларионов на несколько лет уехал из Саратова, написал в эти годы
большую оперу «Барышня-крестьянка». По отзыву одного из современников:
«Опера эта в 1875 году несколько раз давалась в Санкт-Петербурге, на сцене клуба
художников, причем автор был вызываем публикою».
Иван Петрович Ларионов скончался 22 апреля 1889 года от рака желудка.
История танца «Калинка»
Долгое время «Калинка» считалась русской народной песней. На самом деле текст
песни и музыка были написаны в 1860 году композитором, литератором и
фольклористом Иваном Петровичем Ларионовым и песня была впервые исполнена
на любительской сцене в Саратове в спектакле, музыку к которому он написал. А
вскоре Ларионов, по просьбе известного в то время певца и создателя хора
народной песни Агренева-Славянского, с которым он был в приятельских
отношениях, отдал эту песню в его репертуар. С хора Славянского и началась
популярность «Калинки». Мировую известность произведение получило в
обработке композитора и дирижёра, народного артиста СССР профессора
Александра Васильевича Александрова (1883—1946) благодаря многократному
блистательному исполнению песни за рубежом созданным Александровым
Краснознамённым ансамблем песни и пляски.
Сам танец «Калинка», основан на народных движениях. Иногда «Калинка»
становится синонимом импровизационной русской пляски вообще. Музыкальный
размер 2/4, темп переменный, где используются традиционные приемы танца
вприсядку, хоровода и других элементов. Движения состоят из величавых
движений по кругу с разводом рук в разные стороны. Существуют различные
танцевальные коллективы (ансамбли) с названием «Калинка».
Иван Петрович Ларионов
Приложение №3
«Калинка»
«Калинка» русский народный танец, переменный темп, живой по характеру;
Музыкальный материал: «Калинка» Ларионов И.П.
Музыкальный размер: 2/4
Описание танца
Музыкальное вступление 2 такта.
Часть
Движения
Рисунок
1
Переменный и боковой шаг на каблук
2
«Припадание», которое плавно
перетекает в шаг на полупальцах
3
«Ковырялочка» с приставным шагом
Приложение №4
Классический танец
Бальный танец
Народный танец
Современный танец
Список литературы:
1. Конорова Е.В. Эстетическое воспитание средствами хореографического
искусства, Москва, 1963
2. Ваганова А.Я. Основы классического танца, Л.-М., 1963
3. Ткаченко Т. Народный танец, Москва 1967
4. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец, Москва, 1968
Использованные Интернет-ресурсы:
5. http://www.liveinternet.ru/users/5144129/post266018316
6. https://ru.wikipedia.org/wiki