Конспект занятия "Роль упражнений в работе над произведением в младших классах ДШИ (домра)"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
ПРИАРГУНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Забайкальский край, пгт Приаргунск
Конспект занятия
Роль упражнений в работе над произведением
в младших классах ДШИ (домра)
(возраст 8-10 лет)
выполнил:
преподаватель
МБОУДОД Приаргунская ДШИ
Сурина Оксана Владимировна
2015 г.
Тема урока: «Роль упражнений в работе над произведением в младших
классах ДШИ (домра)».
Цель урока: Развитие и закрепление навыков подбора упражнений в
ходе работы над музыкальным произведением в младших классах ДШИ.
Задачи урока:
Развивающие:
Развитие у учащегося исполнительского мастерства, музыкального
мышления;
Развитие индивидуальных способностей учащегося (зрительная, слуховая
и мышечная память, творческое воображение, самостоятельность
мышления, наблюдательность, коммуникабельность, умение усваивать
знания);
Развитие трудолюбия, уверенности в себе.
Обучающие:
Выработка умения применять полученные навыки на практике;
Выработка умения поэтапного, последовательного разучивания
музыкального произведения;
Обучение учащегося навыкам и умению правильного разбора, отработки и
исполнения музыкального произведения;
Практическое применение приемов работы над музыкальным
произведением;
Выработка технических навыков в исполнении произведений.
Воспитательные:
Воспитание интереса к детальной работе над произведением, устранению
технических трудностей;
Воспитание целеустремленности и настойчивости в овладении
техническими приемами;
Воспитание индивидуальных свойств личности учащегося
(ответственность, дисциплинированность, аккуратность, самоконтроль,
умение доводить начатое дело до конца).
Форма работы: занятие мы проведем в форме урока с разбором
технических сложностей произведения с ученицей 2 класса.
Ожидаемый результат:
осознанное, грамотное разучивание и исполнение учеником текста;
умение правильно находить технические сложности и подбирать
упражнения для их устранения;
поддержание интереса к предмету;
техническое развитие ребёнка.
План урока:
I. Вступительная часть.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
II. Основная часть.
1. Разбор особенностей произведения из репертуара учащегося.
2. Подбор упражнений для успешного овладения технических
трудностей.
3. Закрепление выработанных навыков, исполнение произведения из
репертуара учащихся.
III. Вывод. Подведение итогов.
Урок проводится с учащейся 1 класса.
Продолжительность занятия: 40 минут
Ход урока
Вступительное слово
Приступая к разучиванию художественного произведения, следует, как
отдельный тренировочный этап выделить чисто техническую работу. Здесь
важно, прежде всего, не художественное чувство, а строгий контроль разума
и слуха. Обычно во время «работы» над произведением, учащиеся
достаточно долго «гоняют» его целиком и в реальном темпе. Только
скрупулезная, детальная работа над теми фрагментами, которые вызывают
затруднения, может в конечном итоге привести к тому, чтобы произведение
«заиграло» на сцене всеми своими гранями. Трудные места нужно разбить на
отдельные звенья, довести аппликатуру до максимального удобства, а потом,
соединяя эти отдельные звенья, добиться яркого, блестящего исполнения. К
каждому «трудному» звену необходимо подобрать ряд упражнений, в
которых ставятся конкретные задачи для выработки основных двигательных
навыков. Правильно подобранные упражнения помогут ребёнку не только
справится с возникшей трудностью и быстро выучить текст, но и позволит
накопить некоторый опыт и поднимет уровень его мастерства.
Работа над инструктивным материалом должна осуществляться
осмысленно, добиваясь того, чтобы отрабатываемый вид техники прочно
закладывался в систему стабильных игровых и двигательных навыков. По
мере накопления и расширения базы простых игровых и двигательных
навыков мы получаем сложные и подвижные двигательные навыки.
Успех обучения во многом будет завесить от правильно выбранного
репертуара. При его выборе должен преобладать индивидуальный подход к
каждому учащемуся, нужно учитывать его возраст, физические особенности,
уровень овладения инструмента, музыкальные данные.
Основная часть
На примере пьесы Д. Шостаковича «Полька-шарманка», мы подробно
разберем особенности работы над произведением с применением
упражнений на различные виды техники.
Произведение довольно яркое, с легко запоминающимся текстом, в
оригинальном переложении для домры Ахуновой Ольги Александровны.
Основной штрих staccato, основной приём игры удар с различным видом
туше, встречаются двойные ноты и аккорды, из красочных приёмов
флажолеты.
Учитывая уровень сложности, произведение можно изучать во 2-3
классах ДШИ. Мы изучаем его с учащейся второго класса 8-летней
предпрофессиональной общеобразовательной программы. Девочке 8 лет, она
среднего роста, рука не широкая, крепкая, технически подвижная.
Для определения возникающих технических трудностей, послушаем
исполнение пьесы ученицей (ученица исполняет пьесу).
Итак, в первой части трудность заключается в выполнении staccato на
последнюю ноту в ритмической группе . Здесь важно не сместить
сильную долю и дослушать последнюю ноту. Поэтому для начала нужно
правильно отработать штрих, облегчив ритмический рисунок, соблюдая
аппликатуру.
Огромное значение придается пальцам левой руки, умению
минимально использовать педаль звучащей струны за счет фиксации и
снятия их с ладов. В правой руке прикосновение к струне отрывистое, с
резкой отдачей в противоположную от направления движения сторону.
Как отдельное упражнение отрабатываем скачок и подготовку аккорда,
причем скачок осуществляется штрихом legato не за счет растяжки пальцев, а
при помощи рычага-предплечья.
3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 3 1 3 1 3 1
Ведущим началом при смене позиций, становятся предваряющие смену
предплечевой замах и вынос большого пальца левой руки в новую позицию.
Вся опора на гриф при смене позиций осуществляется при помощи
скольжения по нему 3 пальца, последовательно ослабевающего нажим на
струну по мере приближения к новой позиции.
При соединении ноты с аккордом, нужно подготовить положение
пальцев берущих аккорд.
При соединении отработанных упражнений в авторский текст, опору
осуществляем на сильную долю, выделяя ее, и отталкиваясь от последней
ноты выполняемую штрихом staccato. При этом заранее готовим
нижележащую ноту в группе, не забывая ее дослушать.
Во второй фразе построение подобное.
Во второй части трудность заключается в исполнении staccato на
открытой струне в соединении с двойными нотами. Само построение фразы
имеет аккомпанирующую функцию и выглядит как упражнение. Во время
звучания открытой струны, пара пальцев готовит свое положение на
интервал, осуществляя свою постановку активным броском. Как бы заглушая
звучащую струну. Основной принцип одновременность взятия интервала и
динамическая ровность обеих звуков, медиатор движется параллельно
панцирю с ускорением во время звукоизвлечения.
Следующий этап работы мы отводим отработке чистого и красивого
извлечения флажолета.
Работа над красочными приёмами очень увлекает ученика, а, главное
развивает гибкость игрового аппарата. Работа над этими приемами следует
начинать после того, как постановка рук и основные приемы игры стали
устойчивыми навыками. Одним из ярких и красочных приемов являются
флажолеты (звук особого тембра, получаемый в результате легкого
прикосновения пальца к струне в местах ее деления на 2, 3, 4 части, в каждой
точке деления извлекается таким способом один из обертонов определенного
звука – основного тона).
Флажолеты бывают натуральные (от открытой струны) и
искусственные извлекается от прижатой пальцем струны. В нашем случае
флажолеты искусственные. Способ их выполнения следующий:
- пальцем левой руки зажимаем лад, соответствующий указанной ноте;
- пальцем правой руки извлекаем флажолет.
Сначала мы выучиваем мелодию левой рукой. Затем находим место
извлечения флажолета (на октаву выше основного звука).
Флажолеты извлекаем следующим образом: подушечка среднего
пальца прикладывается к струне с противоположной стороны нежели
совершающий удар вниз медиатор, весь средний палец активен, собран,
плотно прикасается подушечкой к струне точно над нужным, металлическим
ладом, одновременно с прикосновением среднего пальца извлекаем
флажолет ударом медиатора по струне, при этом подушечка среднего пальца
должна быть по возможности удалена от медиатора, что необходимо для
более полного звучания флажолета, медиатор активно сжимается, глубоко
погружается в струну, после извлечения флажолета подушечку тотчас же
отрываем от струны. Флажолеты отрабатываем в медленном темпе с
постепенным ускорением по мере выучивания.
Следующий этап работы отводим отработке мелких длительностей в
одной позиции, со сменой струны.
Важный момент подобрать удобную аппликатуру по возможности
каждую группу шестнадцатых играть в одной позиции, используя все
струны. Исходя из указанной автором фразировки разделим штриховые
задачи: восьмые staccato, шестнадцатые legato ударами. Проучим
раздельно штриховые группы.
Шестнадцатые готовим заранее, слухом разрешая в сильную долю,
помогая динамикой. Ноту си берём приёмом тремоло, туше – нажим (от
струны), штрихом tenuto (четко, выдержанно). Для отработки аппликатуры
период делим на мелкие мотивы и отрабатываем каждый мотив по
отдельности, применяя принцип подбора аппликатуры при переходе со
струны на струну.
При соединении этих упражнений в единую музыкальную линию очень
важно не нарушать выработанный навык. Начинаем с медленного темпа, но,
не теряя пульсацию.
На примере работы над данной пьесой, мы рассмотрели чисто
техническую работу, не затрагивая вопросы интонирования, анализа
выразительных средства и возможностей их толкования (это не относится к
теме данного занятия).
Вывод
Подводя итог нашему занятию, отмечаем следующее: работа,
выполненная грамотно, с пониманием изучаемого материала обогатит
арсенал исполнительских приемов, а правильно подобранная техника даст
возможность уделять больше внимания эмоциональной составляющей
исполнения, что в итоге повысит профессиональный уровень учащегося.
Ключ к решению технических проблем лежит в правильных мысленных и
слуховых установках учащегося, которые должны сочетаться с непрерывным
совершенствованием его двигательных ощущений, навыков и умений.
Поэтапное изучение деталей с последующим объединением
усваивается быстрее и легче за счёт уменьшения неизбежных ошибок и
неточностей, которые при комплексном подходе появляются чаще и
устраняются труднее. Позволяет быстрее понять возможность использования
выше описанных профессиональных приемов, осознано освоить и наработать
правильную технику исполнения, избежать многих ошибок.
Список использованных источников
1. Вольская Т. И., Уляшкин М. Школа мастерства домриста. Свердловск:
Диамант, 1995 г.
2. Вольская Т. И., Гареева И. В. Технология использования красочных
приемов. – Екатеринбург: АСБАУ, 1995 г.
3. Круглов В. Искусство игры на домре. – М.: Композитор, 2001 г.
4. Круглов В. Немного о штрихах на домре. Информационный бюллетень
Народник. № 1. М.: Музыка, 1997 г.
5. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. М.:
Советская энциклопедия, 1990. – 672 с.
6. Фоченко И. Об организации двигательного аппарата домриста. Вопросы
музыкальной педагогики. Вып. 6. – М.: Музыка, 1986 г.