План-конспект открытого урока "Стилизация в орнаменте" 3 класс

План-конспект открытого урока по композиции для 3 класса по теме:
«Стилизация в орнаменте»
Ленинградская область, город Сланцы, МУДО «Сланцевская детская художественная
школа»
Преподаватель – Прокофьева Светлана Георгиевна
Тема выбрана в связи с её актуальностью. В модели урока используются приёмы и методы
современной дидактики. Изучение предложенной темы даёт дополнительные навыки в
применении на практики приемов стилизации природных форм в замкнутом орнаменте,
что является неотъемлемым условием создания успешной орнаментальной композиции.
Количество учебных часов: 6 (2 занятия по 3 академических часа)
Цель занятия: создание орнамента в квадрате из растительных элементов с ярко
выраженным акцентами наиболее композиционно значимых форм.
Занятие №1 «Стилизация в орнаменте»
Задачи:
Обучающие:
- обучение приемам стилизации растительных мотивов;
- закрепить определение и понятие орнамента, знакомство со способами построения
замкнутого орнамента;
- формирование навыков и умений при организации замкнутого орнамента,
применяя полученные знания на практике.
Развивающие:
- совершенствование способности образного мышления, развитие у учащихся творческой
самостоятельности, способности анализировать собственное произведение, вызывать
желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять
главное и второстепенное в раппорте для создания орнаментальной композиции; развитие
творческих способностей.
Воспитательные:
- формирование художественного вкуса; способности ценить произведения искусства;
аккуратности в работе.
Методы обучения: по характеру познавательной деятельности – частично-поисковый
методы; по способам организации и осуществления познавательной деятельности -
объяснительно-иллюстративный.
Формы организации обучения: групповая, индивидуальная.
Тип урока:
1. Урок комбинированный
2. Урок-практикум
3.
Принципы обучения:
Научность
Наглядность
Последовательность
Доступность
Активность
Самостоятельность
Уровень усвоения знаний:
Через восприятие информации
Усвоение способов применения знаний по образцам
Творческое применение знаний
Материалы и оборудование:
Для преподавателя:
- презентация «Орнамент», презентация «Стилизация природных форм»; работы
учащихся из фонда школы прошлых лет по этой теме, карточки «Критерии оценки
наброска» (самоанализ работ учащимися).
Для обучающихся:
- гуашь, кисти, карандаш, бумага формата А3.
План урока:
Занятие №1
1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.(3 мин.)
2. Актуализация знаний (7 мин.)
3. Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть; просмотр презентаций:
«Орнамент», «Стилизация природных форм», работ учащихся из фонда школы
прошлых лет по этой теме) (20 мин.)
4. Усвоение новых знаний и способов действий (выполнение эскизов на изучение
приемов стилизации природных форм и выполнения раппорта для орнамента,
постановка художественной задачи).(15 мин.)
Перемена (10 мин.)
5. Первичное закрепление поиск и выбор природных форм, стилизация природных
форм, ахроматическое решение раппорта распределение светлых и темных пятен
(практическое выполнение задачи).(45 мин.)
Перемена (10 мин.)
5. Первичное закрепление - хроматическое решение раппорта (практическое
выполнение задачи).(25 мин.)
6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов,
«Вернисаж работ»). (10 мин.)
7. Домашнее задание (закрепление материала урока). (5 мин.)
8. Подведение итогов занятия. (5 мин.).
Занятие №2 «Орнамент в квадрате»
1. Организационная часть. Проверка готовности к уроку.(3 мин.)
2. Актуализация знаний (7 мин.)
3. Мотивация (введение в тему урока, теоретическая часть; просмотр презентаций:
«Образование замкнутого орнамент», работ учащихся из фонда школы прошлых лет
по этой теме) (15 мин.)
4. Усвоение новых знаний и способов действий (выполнение эскиза на изучение приемов
образования орнамента в квадрате, постановка художественной задачи).(15 мин.)
5. Перемена (10 минут)
6. Первичное закрепление работа по эскизам «Орнамент в квадрате» (практическое
выполнение задачи).(2урока по 45 мин.)
7. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (подведение итогов,
«Вернисаж работ»). (10 мин.)
8. Домашнее задание (закрепление материала урока). (5 мин.)
9. Подведение итогов занятия. (5 мин.).
Источник информации:
1. Логвиненко Г. М.
Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Изобразительное искусство»/ Г. М. Логвиненко.-М.: Гуманитар. изд.
центр ВЛАДОС, 2012.-144с.
http://artlab.club/ornament/ornament-4-stilizacziya.html
http://fb.ru/article/159597/stilizatsiya---eto-chto-takoe-stilizatsiya-v-iskusstve
http://ornament.su/blog/item/ornament.html
http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Орнамент
Модель урока
Занятие №1 «Стилизация в орнаменте»
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность
обучающихся
Организацион-
ный момент
- Приветствие, фиксация отсутствующих;
- Проверка подготовленности обучающихся к учебному
занятию;
- Организация внимания обучающихся.
- Приветствие
преподавателя;
- Подготовка к
занятию.
Актуализация
знаний
- Выявление степени усвоения обучающимися заданного
учебного материала (проверка домашнего задания «поиск
через информационные источники вьющихся растений и
их зарисовки на формате А4»);
- Определение затруднений и обнаружение причин
невыполнения.
- Обучающиеся
сдают
преподавателю
домашнее
задание на
проверку.
Мотивация
(введение в тему
урока,
теоретическая
часть, просмотр
презентаций:
«Орнамент»,
«Стилизация
природных
форм».
- Тема учебного занятия
«Стилизация в орнаменте»
- Исходя из названия темы, вам предлагается несколько
целей. Как вы считаете, какова цель данного учебного
занятия?
Для того что бы познакомиться с приемами стилизации
в орнаменте вспомним значение слова орнамент,
стилизация
«Орнамент» - просмотр презентации.
Орнамент - это узор, состоящий из ритмически
Обучающиеся
внимательно
слушают вопрос
преподавателя и
отвечают на
поставленный
вопрос.
- познакомиться
с приемами
стилизация
повторяющихся элементов, которые могут
образовывать орнаментальный ряд, или раппорт.
В зависимости от характера этих элементов орнамент
подразделяется на виды, например:
- геометрический орнамент –использует простейшие
геометрические формы линии, точки, круги, зигзаги,
спирали, круги, ромбы, прямоугольники и др.,
- растительный орнамент - орнамент, стилизующий
элементы растительного мира и состоящий из листьев,
плодов, ягод, цветов в различных сочетаниях,
-.зооморфный орнамент орнамент, построенный на
изображении реальных или фантастических животных и
птиц, а также их отдельных частей, с различной
степенью стилизации.
- антропоморфный орнамент в качестве мотивов
использует мужские и женские стилизованные фигуры
или отдельные части тела человека.
- природный орнамент - главным мотивом орнамента
является природа: морские волны, ореол пламени,
небесные светила, в том числе солнце, луна, часто в виде
серпа, звезды, молнии, элементы пейзажа.
- геральдический орнамент - украшение, в которое
входят изображения оружия, знаков, различных
символических предметов, эмблем и т. д.
- предметный орнамент включает в себя изображения
военных атрибутов, предметов быта, музыкальных
инструментов, театральных масок,
- каллиграфический орнамент состоит из отдельных
букв или элементов текста, выразительных по своему
рисунку и ритму.
Орнамент является одним из характерных признаков
художественного стиля.
Типы орнамента:
1)Орнамент в полосе с линейным вертикальным или
горизонтальным чередованием мотива (ленточный).
Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры
2)Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольнике,
квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет
повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости
(так называемая поворотная симметрия).
3)Сетчатый, или раппортный, орнамент. Мотив в нем
повторяются и по вертикали, и по горизонтали, этот
орнамент бесконечен во всех направлениях.
Раппорт - минимальная площадь, включающая мотив и
расстояние до соседнего мотива. Таким образом, выбор
природных форм,
ахроматическое
и хроматическое
решение
раппорта
орнамента
раппорта способствует воплощению творческого
замысла и тесно связан с содержанием композиции, с
характером мотива.
При создании орнамента особое значение имеет такой
метод формообразования как стилизация.
Просмотр презентации «Стилизация природных форм»
Стилизация происходит от французского stylisation,
style стиль.
Стилизация в искусстве это процесс придания
творческому произведению черт другого стиля. В
изобразительном искусстве при помощи данного приема
предметы либо фигуры обретают упрощенные формы.
Стилизация – это своего рода имитация, декорация.
Применительно к орнаменту, стилизация это
авторская переработка натуральных форм в
декоративные – стилизованные.
Условные приемы в стилизации - упрощения рисунка и
формы, объёмных и цветовых соотношений, в
результате которого объект изображения
превращается в мотив – мельчайшую единицу орнамента
или наоборот.
При этом возможны три подхода к процессу
стилизации.
Во-первых, зарисовка с натуры природных элементов
или фотография, а затем видоизменение в сторону
обобщения, усиления или ослабления определенных
характеристик и придания большей декоративности.
Во-вторых, использование симметрии природных
форм, с доработкой до полной симметрии метод
совершенных форм.
В-третьих, создание стилизованного образа
посредством ассоциаций, фантазии и воображения
Метод стилизации тесно связан с понятием
трансформации, как с непосредственным способом
изменения формы предмета в определенную сторону
(может происходить по горизонтали, по вертикали, по
диагоналям.
Элементы новой формы должны гармонично
соотноситься друг с другом. Тогда они смогут
восприниматься как единое целое.
С чего начать? Для отображения такого объекта
необходимо сконцентрироваться на самом главном в
нем. Также надо проанализировать характер создания
формы, убрать все лишние детали и не применять
средства художественной выразительности.
Используется при этом только линия и пятно. Для того
чтобы не копировать натуру, надо включать
ассоциативное мышление и достать из памяти
сохранившиеся впечатления.
Необходимо максимально прочувствовать форму,
понять, что главное в этом растении или животном,
что коренным образом отличает его от других. И при
помощи пятен, линий и штрихов необходимо отобразить
этот объект. После его отображения ему придают
форму и цвет. Окончательный рисунок должен
напоминать только это растение или животное.
- Практическая значимость проведения данной темы
(мотивация)
Предварительная эскизно-зарисовочная работа
очень важный этап в создании рисунка стилизованной
композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки,
художник глубже изучает природу, выявляя пластику
форм, ритм, внутреннее строение и текстуру
природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап
проходит творчески, каждый находит и отрабатывает
свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче
всем известных мотивов.
Любые орнаментальные композиции представляют
собой упорядоченные и закономерные построения;
большую роль в них играют разрабатываемые мотивы,
из которых выстраиваются орнаменты. От того,
насколько выразительно изображаются мотивы в
композиции, зависит восприятие всего
орнаментального построения.
Усвоение новых
знаний и
способов
действий (Поиск
приемов
стилизации на
примере
просмотра
презентации
«Стилизация в
искусстве»
Постановка
художественной
задачи).
Обсуждение
- Основная идея изучаемого материала в словесной и
иллюстративной формах
Поиск приемов стилизации на примере просмотра
презентации «Стилизация в искусстве»
Обсуждение основных приемов стилизации. - При
выполнении эскиза необходимо помнить об условных
приемах стилизации: Условные приемы в стилизации -
упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых
соотношений.
Компоновка предметов на эскизе выбранного формата.
Построение раппорт в заданном формате «квадрат»-
Цветовая подкладка. Композиционное решение листа на
основе расположения пятен.. Завершающая обработка.
Выполнение работы гелиевой ручкой и гуашью (перед
началом работы выполнить ряд упражнений на
- Обучающиеся
внимательно
выслушивают
теоретическую
часть нового
материала. На
первом этапе
выполняю ряд
упражнений по
ознакомлению с
условными
приемами
стилизации
растений.
основных
приемов
стилизации
композиции.
Примеры работ
учащихся из
фонда школы
прошлых лет по
этой теме
определение свойств и методов работы масляной
пастели)
- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план
его проведения. Уточняет задание.
Выполните эскизы раппорта к орнаменту на основе
стилизации природных форм:
1) стилизация растительных форм и авторская
переработка натуральных форм в декоративные,
2) построение раппорта для орнаменте в квадрате,
3) решение в ахроматической и хроматических гаммах.
- На выполнение практической части заданий вам будет
отведено 2 урока, по 45 минут, с учетом времени на
эскиз.
- Включение в содержание изучаемого материала
субъективного опыта обучающегося.
Первичное
закрепление
(Практическое
выполнение
задачи).
- Проверка преподавателем понимания обучающимися
того, что является сущностью основного содержания
(опрос).
- Выявление пробелов первичного закрепления в
изучении нового материала.
- Организация деятельности обучающихся, для
выполнения заданий используя систему знаний,
предусмотрено постепенное нарастание сложности
задания.
- Обучающиеся
отвечают на
поставленные
преподавателем
вопросы.
- Ребята
приступают к
выполнению
задания.
- Во время работы
обучающихся
преподаватель
помогает
затрудняющимся
детям советом,
напоминанием,
показом.
Контроль и
самоконтроль
знаний и
способов
действий
(Подведение
итогов.
«Вернисаж
работ»)
- Организация активной деятельности всего класса, в ходе
проверки знаний пройденной темы (выставляются
мольберты в ряд с работами).
- Разъяснение подхода к оцениванию (из класса
выбираются 2-3 человека которые будут проводить
анализ работ по предложенным критериям (карточки).
- Корректировка анализа и похвала.
- Обучающиеся
выставляют свои
мольберты с
работами для
самоанализа.
Выявление «+» и
«-» в работах
своих
одноклассников.
Домашнее
- Информация о домашнем задании.
- Обучающиеся
задание
- Выполнение в рабочих альбомах примеры композиций в
формате квадрата с применением всех условных приемов
стилизации растительных форм.
запоминают или
записывают
домашнее
задание.
Подведение
итогов занятия
- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о
проделанной работе)
- Снимают свои
работы с
мольбертов и
сдают на
проверку
преподавателю,
вместе с
карточками
самоанализа.
Критерии оценки работы
Критерии
«+»
«-»
Использование условных приемов для стилизации растительных форм
Эскиз раппорта для орнамента
Компоновка на листе
Декоративное решениераппорта (гель. ручка)
Ахроматическое и хроматическое выполнение раппорта (гуашь)
Итог
_________________________Ф. И (обучающегося, класс)
Занятие №2 «Орнамент в квадрате»
Этапы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность
обучающихся
Организацион-
ный момент
- Приветствие, фиксация отсутствующих;
- Проверка подготовленности обучающихся к учебному
занятию;
- Организация внимания обучающихся.
- Приветствие
преподавателя;
- Подготовка к
занятию.
Актуализация
знаний
- Выявление степени усвоения обучающимися заданного
учебного материала (проверка домашнего задания
«Выполнение в рабочих альбомах примеры композиций в
формате квадрата с применением всех условных приемов
стилизации растительных форм»). Определение
затруднений и обнаружение причин невыполнения.
- Обучающиеся
сдают
преподавателю
домашнее
задание на
проверку.
Мотивация
(введение в тему
урока,
теоретическая
часть, просмотр
презентаций:
«Замкнутый
орнамент».
- Тема учебного занятия
«Орнамент в квадрате»
Цель данного учебного занятия: - выполнение замкнутого
орнамента в квадрате.
Для того что бы познакомиться с приемами выполнения
замкнутого орнамента в квадрате просмотрим
презентацию «Замкнутый орнамент»,
Презентация «Замкнутый орнамент»
Компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге
(розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо
повторяется с поворотом на плоскости (так
называемая поворотная симметрия).
Приемы выполнения орнамента в квадрате, круге
Вращение Для выполнения такого приема, очень часто
используемого в создании орнаментов, произвольный
элемент надо начать вращать относительно
выбранного центра на определенное число градусов. В
этом случае возможны несколько вариантов. Например,
выполнить вращение раппорта по отношению каждого
угла в четырех вариантах (центр вращения может быть
любой угол квадратного раппорта ).
Комбинирование горизонтальных и вертикальных сдвигов
с поворотами часто приводит к любопытным и
красивым результатам:
Зеркальные отражения
Следующий любопытный прием, который не сводится к
комбинации уже описанных, зеркальные отражения.
Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что
наш элемент как бы отражается в зеркале:
Она зеркально симметрична относительно исходной.
Положение плоскости, в которой отражается элемент
орнамента может быть достаточно произвольным.
Необходимо лишь получить одну-единственную
зеркальную копию элемента. Все другие отражения,
произведенные с помощью иначе расположенных
плоскостей, можно получить путем вращения первой
зеркальной копии относительно некоторого центра.
Получив одну «зеркальную» пару, в свою очередь, можно
Обучающиеся
внимательно
слушают вопрос
преподавателя и
отвечают на
поставленный
вопрос.
- Цель занятия
выполнение
замкнутого
орнамента в
квадрате.
Обучающиеся
внимательно
выслушивают
теоретическую
часть данной
темы.
получить ее зеркальное отражение.
Наконец, прием зеркального отражения можно
применять при создании розеток. В этом случае вначале
необходимо получить пару зеркально отраженных
секторов, а затем вращать их вокруг центра.
Само собой разумеется, что в случае последнего приема
общее количество секторов, на которые разбит круг
розетки, обязательно должно быть четным.
Усвоение новых
знаний и
способов
действий (Выбор
приемов
выполнения
орнамента в
квадрате на
основе раннее
сделанных
эскизах раппорта
Постановка
художественной
задачи)..
Примеры работ
учащихся из
фонда школы
прошлых лет по
этой теме
- Основная идея изучаемого материала в словесной и
иллюстративной формах
Обсуждение основ и выбор приемов выполнения
орнамента в квадрате на основе раннее сделанных
эскизах раппорта .
- При выполнении орнамента в квадрате необходимо
помнить о композиции, размещении изображения на
листе бумаги.
Размещение раппорта по отношению цветовых пятен.
Выполнение квадрата со стороной ширина которого
равна2 раппорта на 2 раппорта.
Цветовая подкладка. Работа по эскизу.
- Преподаватель снова проговаривает цель занятия и план
его проведения. Уточняет задание.
Выполните орнамента в квадрате. Работа по выбору
приема создании замкнутого орнамента на основе ранее
сделанных эскизов.
- На выполнение практической части заданий вам будет
отведено 2 урока, по 45 минут, с учетом времени на
эскиз.
- Включение в содержание изучаемого материала
субъективного опыта обучающегося.
- Обучающиеся
внимательно
выслушивают
теоретическую
часть нового
материала.
Первичное
закрепление
(Практическое
выполнение
задачи).
- Проверка преподавателем понимания обучающимися
того, что является сущностью основного содержания
(опрос).
- Выявление пробелов первичного закрепления в
изучении нового материала.
- Организация деятельности обучающихся, для
выполнения заданий используя систему знаний,
предусмотрено постепенное нарастание сложности
задания.
- Обучающиеся
отвечают на
поставленные
преподавателем
вопросы.
- Ребята
приступают к
выполнению
задания.
- Во время работы
обучающихся
преподаватель
помогает
затрудняющимся
детям советом,
напоминанием,
показом.
Контроль и
самоконтроль
знаний и
способов
действий
(Подведение
итогов.
«Вернисаж
работ»)
- Организация активной деятельности всего класса, в ходе
проверки знаний пройденной темы (выставляются
мольберты в ряд с работами).
- Разъяснение подхода к оцениванию (из класса
выбираются 2-3 человека которые будут проводить
анализ работ по предложенным критериям (карточки).
- Корректировка анализа и похвала.
- Обучающиеся
выставляют свои
мольберты с
работами для
самоанализа.
Выявление «+» и
«-» в работах
своих
одноклассников.
Домашнее
задание
- Информация о домашнем задании.
- Выполнение в рабочих альбомах примеры замкнутого
орнамента в круге.
- Обучающиеся
запоминают или
записывают
домашнее
задание.
Подведение
итогов занятия
- Качественная оценка работ (похвалить всех учащихся о
проделанной работе)
- Снимают свои
работы с
мольбертов и
сдают на
проверку
преподавателю,
вместе с
карточками
самоанализа.
Критерии оценки работы
«+»
«-»
_________________________Ф. И (обучающегося, класс)
Приложение