Внеклассное занятие по рисованию "Жостовская роспись"

Подписи к слайдам:
  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • средняя общеобразовательная школа № 80
  • с углубленным изучением английского языка
  • © 2014
  • Жостовская роспись
  • Внеклассное занятие по
  • рисованию
  • Журавлева Т.А.
  • Жостовская роспись
  •   Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
  • История
  •   Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы, и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
  • История
  •   Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) братьев Вишняковых.
  • Первые подносы
  •  
  • Первые известные в России подносы были либо в виде больших деревянных блюд, либо металлических досок с бортами (из олова, меди или латуни). Они были круглыми, овальными, прямоугольными с фигурными краями. В 19 в. медные подносы всё чаще заменяют сделанными из папье-маше и железа.
  • Техника росписи
  •  
  • Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.
  • Приёмы росписи
  •  
  • 1. Замалёвок. 2. Тенёжка 3. Прокладка
  • 4. Бликовка 5. Чертёжка 6. Привязка
  • Приёмы росписи
  •  
  • 1. Замалёвок.
  • Широкой кистью в неполную силу краски, очень обобщённо, пятном, намечается силуэт изображения, определяется размер, соотношение частей, основная окраска, форма.
  • Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.
  • Приёмы росписи
  •  
  • 2. Тенёжка.
  • На просохший замалевок накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона. На светлых местах цвет изменяют на более яркий.
  • Приёмы росписи
  •  
  • 3. Прокладка.
  • Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.
  • Приёмы росписи
  •  
  • 4. Бликовка.
  • Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.
  • Приёмы росписи
  •  
  • 5. Чертёжка.
  • Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.
  • Приёмы росписи
  •  
  • 6. Привязка.
  • Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской, в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.
  • Сюжеты росписи
  •   Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты
  • и бытовые сценки из народной жизни, пейзажи,
  • сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.
  • Сюжеты росписи
  •   Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.