Конспект урока "Рисование натюрморта из чайника, овощей и фруктов" 3 класс

Тема урока:
Рисование натюрморта из
чайника, овощей и фруктов
Тип урока:
Комбинированный
Вид урока:
Рисование с натуры
Цель урока:
Научить рисовать
натюрморт с натуры
Задачи урока:
Знакомить с понятием
«натюрморт»;
Знакомить с биографией
и творчеством Б.М. Кустодиева;
Учить этапам рисования
натюрморта;
воспитывать
внимательность, аккуратность;
воспитывать чувство
прекрасного.
Оборудование:
Компьютер, доска, мм-
проектор, презентация, рисунок
учителя, ткань, фрукты, овощи,
чайник, бумага, простые карандаши,
ластики.
План урока.
1. Орг.момент (1 мин);
2. Постановка темы урока (1 мин);
3. Вводная беседа (10 мин);
4. Закрепление (5 мин);
5. Самостоятельная работа детей (20 мин);
6. Итоги работы (1 мин)
7. Выставка работ (2 мин);
Ход урока.
1. Орг.момент.
Проверка готовности детей к уроку, наличия у них необходимого
оборудования.
2. Постановка темы урока.
Слайд 1. Ребята, посмотрите на экран. Как называется тема нашего урока?
(Натюрморт). Сегодня мы будем учиться рисовать натюрморт из чайника, лимона,
яблока с натуры. Работа рассчитана на два урока. На этом уроке наша задача
закомпоновать рисунок обозначить положение предметов и их форму. На
следующем уроке вы сделаете рисунок в цвете.
3. Вводная беседа.
А что такое натюрморт? (Ответы детей). Наверняка вам знакома песня
Гладкова «О картинах», послушайте отрывок из нее. (Слайд 2.)
Конечно, это не научное определение натюрморта. Натюрморт
это…(Слайд 3). Дословно натюрморт переводится как «мертвая природа», но
посмотрите, сколько в нем жизни! (Слайды 4-6). Обсуждение картин. (Что изображено
на картине? Кто художник? Какие цвета?)
Ребята, я хочу познакомить вас с прекрасным художником Борисом
Михайловичем Кустодиевым.
Есть художники, к творчеству которых хочется возвращаться постоянно. К
ним можно отнести и Бориса Михайловича Кустодиева, солнечного в прямом смысле
этого слова живописца. Удивительный художник с удивительной судьбой, которая,
может быть, и стала причиной того, что его живописные работы не совсем обычны.
Кто-то может сказать, что они примитивны, что это этакая несложная «народность».
Часто Б.М. Кустодиева упрекают в том, что он де, обладая талантом и будучи
любимым учеником И.Е.Репина, отказался от стиля Репина и пошел своим путем, но
при этом забывают о том, что, пойдя путем И.Е. Репина, Б.М. Кустодиев стал бы лишь
его жалкой копией. Когда и почему наступил перелом в творчестве Кустодиева
сказать трудно, но именно благодаря этой его солнечной манере письма он и стал
знаменит и узнаваем.
Б.М. вводит «сочно» написанный натюрморт. Он помогает раскрыть
содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Это всевозможные
решета с фруктами и овощами, булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки
("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк. Как драгоценные камни они
переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и
изобилием . Сравните картины «Купчиха за чаем» и «Извозчик за чаем». Из этих
картин можно мысленно выделить натюрморты. Как предметы, их расположение,
количество помогают охарактеризовать героев картины? (Изобилие и простота
можно судить о социальном положении…).
А вот натюрморт «Гранаты».? (Простота, контраст красного и темного
создают гармонию). Вот другой натюрморт «Фазан и омар». Что можете сказать о
нем? (Сочные, яркие краски эффект богатства, изобилия).
Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом.
Ребята, какие предметы будем рисовать? (…). Как будем располагать
альбомный лист? ертикально). Когда определена точка зрения, границы
натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно
приступать к рисованию.
Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать
замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с
отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть
изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные
размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться
значительно меньше, чем нужно.
Начинают с наброска всей группы ее нужно закомпоновать в листе
легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где
располагаются предметы. (Слайд ) В этой работе вы встретитесь с задачей установить
правильные соотношения размеров предметов. Делается это с помощью визирования.
(На примере нашего натюрморта, что больше, сколько раз меньший предмет
укладывается в большем?). Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их
в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить чайник?
(Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Снова
проверяют соотношение размеров предметов. После можно начинать прорисовывать
каждый предмет, начиная с самого сложного. В нашем натюрморте какой предмет
сложнее всего будет рисовать? (Чайник). Какой он формы? (Цилиндрической). Когда
намечены границы всего натюрморта, можно наметить место и размер каждого
предмета. Также, с помощью визирования, определяем высоту и ширину чайничка.
Намечаем штрихами. Затем можно очертить его границы нарисовать прямоугольник.
Затем рисуем овалы дно, верх. Обратите внимание, что верхний край овала всегда
визуально уже, не забудьте передать это при рисовании. Обозначив дно и прорисовав
верх, можно приступать к рисованию ручки и носика. Снова используйте визирование,
чтобы определить правильное соотношение этих частей чайничка. Попробуем. Ручка
примерно составляет половину всей длины предмета, носик треть. Прорисовав
чайник, убрав лишние линии, можно приступать к простым предметам. Затем
обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.
4. Закрепление.
Итак, с чего же начнем рисовать натюрморт? (Обозначим всю композицию,
заключив ее в многоугольник). Затем? (Наметим высоту предметов и заключим их в
простые геометрические фигуры). С какого предмета начинаем прорисовывать форму?
самого сложного чайничка). Что прорисовываем у него вначале? (Овалы дна и
верха). На что надо обратить внимание? (Верхний край овала кажется уже). Что
делаем дальше? рорисовываем лимон, яблоко, линию плоскости). Приступайте к
работе.
5. Самостоятельная работа детей .
6. Итоги работы.
Что учились рисовать?
С каким художником познакомились?
Какие его картины запомнились?
7.Выставка работ.