«Святой князь Владимир и крещение Руси». Дополнительный материал к уроку ОРКСЭ. (Модуль православная культура)

Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
«Святой князь Владимир и крещение Руси»
Дополнительный материал к уроку ОРКСЭ
(Модуль православная культура)
4 класс
Автор разработки:
Митина Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка
Липецк – 2015
Святой князь Владимир и крещение Руси.
Владимир Святославович в крещении Василий, чтимый Православной
церковью за крещение Руси святым и равноапостольным, великий князь
киевский, сын Святослава Игоревича и древлянской княжны Малуши,
ключницы святой Ольги, родился в 963 году.
Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В начале
своего правления Владимир очень много воевал и жестоко поступал со
своими врагами. На холме, близ теремного дворца, приказал своим воинам
поставить огромную деревянную куклу и идолы других божеств. Эта кукла
изображала бога Перуна и была очень красива: голова у неё была
серебряная с золотыми усами. Русские люди думали, что это и есть
настоящий бог, называли куклу кумиром и приносили жертвы и молились
ей.
Однажды Владимир победил много соседних народов. Он думал, что это
бог Перун помогал ему так хорошо воевать, и захотел принести богу
большую жертву, чтобы хорошенько поблагодарить его.
Дружина сказала князю: «Выберем самого красивого мальчика и принесём
его в жертву богу: это будет для Перуна самая приятная жертва».
Князь согласился. В это время в Киеве жил один христианин со своим
сыном. Этого-то мальчика и выбрали воины князя в жертву Перуну. Слуги
Владимира пришли к старому христианину и сказали: «Боги наши хотят
себе в жертву твоего сына. Отдай его нам».
Христианин ответил: «Ваши боги не боги, а дерево. Сегодня оно стоит, а
завтра можно его срубить; тогда оно упадёт, а потом сгниёт». Есть только
один Истинный Бог, Которому я служу. Он всё сотворил: и небо, и землю,
и человека. А ваши боги что сделали? Ничего. Вы же сами своими руками
сделали деревянного бога Перуна. Не отдам вам своего сына!»
Народ рассердился на старика, хотел его убить и уже стал рубить
топорами дом христианина. Тогда старик сказал народу: «Пусть ваш бог
сам придёт взять моего сына, если он так этого хочет. А вы зачем хотите
взять моего сына сами? Значит, ваш бог ничего не может сделать?»
Ещё больше рассердились люди на старика за эти слова. Кинулись воины
на христианина и его мальчика и убили обоих. Так погибли эти святые
люди за то, что веровали в Единого Бога и не захотели служить Перуну.
Звали этих христиан Фёдором и Иоанном; после своей смерти они
сделались святыми. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира
сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой
веры. Видел князь, что ведь и в самом деле Перун не пришёл взять
мальчика, и задумался Владимир над тем, правда ли уж так хороша
языческая вера? Сильны ли языческие боги? Князь не мог больше
выносить бессмысленность жизни. Всё кончается смертью, а дальше? И
стал расспрашивать Владимир у других народов об их вере. Много людей
приходило к князю: всякий хвалил свою веру. После всех пришёл грек-
христианин. Долго разговаривал он с Владимиром, рассказывал об Едином
Боге и Сыне Его, Христе Спасителе, пострадавшем, чтобы спасти людей.
Рассказал грек князю и о том, что все христиане и все добрые люди пойдут
на том свете в Царствие Небесное, а все язычники, все злые люди будут
жестоко наказаны.
Задумался Владимир, душа его горела в поисках истины. Позвал он к
себе свою дружину и рассказал своим воинам всё, что услышал сам от
разных людей. Дружина сказала: «Выбери, князь, лучших людей и пошли
их в разные страны. Пусть они посмотрят, как другие народы молятся
своим богам, и расскажут нам, какая вера лучше».
Владимир так и сделал. Побывали послы в разных странах и
рассказывали князю, где что видели. Больше всего понравилось им в
греческой церкви: «Когда пришли мы в греческую церковь, - сказали
послы, - то уже и не знали мы сами, где стоим: на земле, или на небе: ибо
нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об
этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их
лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо
каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького: так и
мы не можем уже быть в язычестве. На самом деле с греками живёт
истинный Бог».
Тогда дружина ещё сказала Владимиру: «Ведь и бабушка твоя, Ольга,
приняла греческую веру. И вера эта должна быть хорошей, потому что
твоя бабушка была мудрейшая из людей и не переняла бы чего-нибудь
худого».
Послушался Владимир своей дружины и захотел креститься в греческую
веру. Но не стал он просить у греков, чтобы его крестили в новую веру;
боялся, что потом греки станут гордиться перед ним.
Пошёл он в греческую землю с большим войском и послал сказать
греческим царям: «Отдайте мне в жёны вашу, Анну, а то буду воевать с
вами».
Греческие цари ответили: «Не можем мы этого сделать, потому что
сестра наша христианка, а ты язычник. Крестись в нашу веру, тогда
получишь в жёны Анну и сам спасёшься».
«Я готов креститься, - сказал Владимир, - мне нравится ваша вера. Пусть
придёт ко мне ваша сестра, а с нею отпустите священников, которые бы
крестили меня».
Горько плакала царевна Анна, идя к русским: она боялась Владимира,
потому что раньше он был сердитым человеком. Но чтобы сделать доброе
дело обратить целый народ к вере в Истинного Бога, решилась Анна
стать женой Владимира. Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал
больной. У него болели глаза, так что он ничего не мог видеть. В таком
состоянии он познал свою немощь и приготовился к великому таинству
возрождения. Анна сказала ему: «Крестись, князь, скорее, и ты будешь
здоров».
Князь согласился, и греческие священники окрестили его. В тот же день
он стал видеть и совсем скоро поправился. Тогда Владимир прозрел
душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнув, сказал:
«Теперь я узнал Истинного Бога!»
Вернувшись в Киев, Владимир велел сейчас же изрубить всех
деревянных кумиров, а страшного идола Перуна привязать к конскому
хвосту и бросить его в воду. А народу велел сказать: «Пусть все приходят
к реке креститься. Кто же не придёт – тот будет мне врагом!» И все люди с
радостью шли креститься и говорили друг другу: «Пойдём креститься в
новую веру. Если бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не
приняла бы её!»
Множество людей пришло к реке Днепру. Все вошли в воду.
Маленькие дети сидели на руках у своих родителей. И греческие
священники крестили всех. И все радовались, что узнали Единого Бога.
Сам Владимир после крещения является под пером летописца,
преобразившимся, благодушным, проникнутым духом христианской
любви. В православии он нашёл ответ на вопрос: «Для чего рождается
человек, каков смысл его жизни». Он понял, что на земле только
подготовка к бесконечной жизни. Добро, которое делает человек, не
исчезает, оно коренится.
Владимир деятельно стал заниматься распространением христианской
веры в подвластных ему землях: строил храмы, снабжал их утварью. В
самом Киеве он построил церковь Святого Василия и церковь Богородицы
Десятинную, названную так потому, что на содержание её шла десятая
часть княжеских доходов. Если раньше князь любил пиры и празднества,
то с принятием христианства, пиршества устраивались в дни больших
церковных праздников или по случаю освящения храмов. Владимир
пировал в такие дни не с одними боярами: он созывал людей отовсюду,
кормил и поил их, приказывал развозить пищу и питьё по городу для тех,
кто не мог явиться на княжий двор, раздавал милостыню бедным. С
принятием веры, князь в Киеве и других городах приказал брать у знатных
граждан детей в обучение грамоте. И весь народ любил князя и называл
Красным Солнышком за его доброту и ласку. Религия любви нашла
полноценный отклик в сердцах людей. Христианство это закон
человеческой жизни, по которой мы живём. С крещением Руси князем
Владимиром, зерно любви было посеяно в души людей и стало смыслом
их жизни. Нет истины, где нет любви, - говорит православие. Сама суть
человеческой природы – это любовь.
«Тропарь великого Божьего угодника равноапостольного князя
Владимира начинается такими словами: «Уподобился еси купцу, ищущему
добраго бисера, славнодержавный Владимире». Как это он уподобился
купцу, ищущему драгоценных жемчужин? Он искал среди всех вер самую
святую, самую чистую, самую правую, и он нашёл её в вере православной.
Он нашёл драгоценное сокровище бесценный бисер Господа Иисуса
Христа. А найдя его, крестился сам и крестил весь русский народ.»
Св.Лука (Войно-Ясенецкий).
А за то, что князь Владимир сделал такое святое дело – крестил в
истинную веру свой народ стал он после смерти святым и угодным Богу.
Так его и называют: святым и равноапостольным.
Святой князь Владимир обратился от тьмы язычества ко Христу, его
апостольскими трудами в 988 году был крещён Киев и начато духовное
просвещение Руси.
Список литературы:
1. Головин Н.Н. «Моя первая русская история». М.: Терра, 1995. 160 с.;
ил.
2. Российский великокняжеский и царский дом. М.: «ОЛМА-ПРЕСС»,
2006. 608.; ил.
3. Первое произведение по истории Древней Руси // Рассказы Начальной
русской летописи / сост. Д. С. Лихачев; пер. с древнерус. и пояснения Т. Н.
Михельсон; худож. И. Архипов. М., 1982. С. 110–121. (Переизд.:
М., 1987).