Конспект урока "«Перед ликом священной природы» (Роль пейзажа в художественном произведении. И.С. Тургенев «Бежин луг»)"

Тема урока: «Перед ликом священной природы»
(Роль пейзажа в художественном произведении. И.С.Тургенев «Бежин луг»).
Цель урока: показать роль пейзажа в художественном произведении, картине, музыке;
формировать умение соотносить художественный текст и художественные средства
картины;
учить на основе картин быстрее выделять в художественном произведении пейзаж;
развивать монологическую речь учащихся; развивать их чувства и эмоции, творческое
воображение, а также элементарное понятие красоты;
воспитывать любовь к родной природе, родному краю, жизни.
Ход урока.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику дана.
Н.Заболоцкий.
Пойми живой язык природы,
И ты поймешь – прекрасен мир!
И.Суриков.
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, нами изучена еще одна большая тема по литературе, и мы вновь проводим необычный
урок-откровение «Перед ликом священной природы».
- Запишите в тетрадях тему урока.
- Как вы понимаете слово «откровение»?
Откровение (книжн.) то, что неожиданно открывает истину, неожиданно делает
совершенно ясным, понятным что-нибудь.
Итак, ребята, сегодня мы с вами откроем перед собой мир природы, красоты, мир добра -
Прочитайте эпиграфы урока:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику дана.
Н.Заболоцкий.
- Объясните значение слова очарование, подобрав к нему синонимы.
( Прелесть, пленительность, обаяние, чары).
Мы будем говорить об очаровании, прелести русского пейзажа.
- Что называется пейзажем?
(Пейзаж (франц.) описание природы какой-нибудь местности.) /Затем 1 ученик дает
толкование слова «пейзаж» из искусствоведческого словаря, если учащиеся не смогут ответить
сразу./
Красота природы, смена времен года, а каждое из них осень, зима, весна и лето
неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов,
художников.
Особый мир представляет поэзия, и одна из великих загадок поэзии – слово. Попадая в
художественный контекст, слово преображается, часто приобретает переносный смысл, не одно,
несколько значений. У поэзии свои законы, свой язык.
Вы прекрасно помните строки И.А.Бунина «На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы
расцвели», С.А.Есенина «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть».
II. Устный литературоведческий диктант.
- Какой художественный прием использовали поэты в этих строчках?
( метафора).
- Какие еще изобразительные средства языка вы знаете?
(Эпитеты, сравнения, олицетворение, аллитерация, ассонанс).
- А какими художественно-выразительными средствами пользуются художники в
живописи?
(Цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст).
- В вашей сегодняшней работе по картине вам поможет план работы по картине.
Обратите на него внимание.
III Работа над поэтическим текстом.
Художник, поэт, композитор должны очень любить природу, жизнь, людей, чтобы
присматриваться к ним, замечать то, чего не видят многие и обращать на это внимание
читателей или зрителей.
Поэт Чижевский писал:
Великое без солнца не цветет.
Происходя из солнечных потоков,
Живой огонь снопом из груди бьет
Мыслителей, художников, пророков.
Эта особая, родственная связь со светлой энергией солнца была, безусловно, присуща и
Аполлону Николаевичу Майкову. Симфонией света можно назвать его стихотворение «Поле
зыблется цветами».
Ученик. (Чтение наизусть).
Поле зыблется цветами…
В небе льются света волны…
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.
Взор мой тонет в блеске полдня…
Не видать певцов за светом…
Так надежды молодые
Тешат сердце мне приветом…
И откуда раздаются
Голоса их, я не знаю…
Но, им внемля, взоры к небу,
Улыбаясь, обращаю.
Учитель.
- О чем заставило задуматься вас это стихотворение?
( О том, как прекрасна, лето, полдень. Лирический герой мечтает о лучшем: «надежды
молодые тешат сердце мне приветом»).
- Что нового оно открыло вам?
(Пение жаворонков словно растворяется в «блеске полдня, в волнах света», оно живет в
лирическом мире стихотворения, раскрывая нам радость бытия. Поэту удалось передать музыку
пространства, восхищение и преклонение перед величием и красотой природы.)
IV. Пейзаж в музыке.
Учитель.
В.Г.Белинский говорил: «Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкою». Язык
слов и язык музыки. На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как любой язык,
помогают нам понимать себя, друзей, природу. Композиторы по-своему видят мир.
П.И.Чайковский написал свой знаменитый цикл «Времена года». В этих небольших пьесах,
напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона осенняя грусть, зимние
грезы, весенняя свежесть, летнее раздолье. Композитор вложил в них всю свою огромную
любовь ко всему родному: к русскому человеку, русским обычаям, русской природе.
Послушайте пьесу П.И.Чайковского из цикла «Времена года» Июнь. Баркарола.
- Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какие строчки стихотворения вы
вспомнили, слушая музыку?
- Удалось ли композитору передать летнее раздолье, разнотравье, пенье птиц? Что
вспомнилось из того, что видели сами?
V. Работа по картине.
Учитель.
Лето… Яркость красок, ясные солнечные дни, зеркало рек, озер, прудов, белоснежные
ромашки, кувшинки вот тема пейзажей, посвященных этой прекрасной поре года. Эти картины
настоящий гимн лету с его сочной зеленью деревьев, бескрайних полей, лесов, ярким веселым
солнцем, тишиной и таинственностью заросших прудов, душистым чудом земляничных
полянок. Веселые, наполненные солнечным светом пейзажи мы, прежде всего, связываем с
именем Ивана Ивановича Шишкина.
Слово нашим экскурсоводам.
Ученик.
Рожь, рожь, рожь… Далеко-далеко до самого края золотится на солнце густая рожь. Шумит
она под ветром, переливаются, как волны в море, тучные колосья. Они наполняют золотистыми
отливами всю картину. Слышишь шелест колосьев, их литой тяжести.
Небесный свод так глубок, рожь так густа, воздуха так много и проселочная дорога так
близка, что кажется, идешь по ней и вот-вот скроешься в объятьях ржаного царства. Вот сосны
во ржи, любимые шишкинские сосны. Здесь они совсем не такие, как в лесу. Это стражи,
которые охраняют богатства своего царства.
В лесу они стояли плечом к плечу, а здесь им в одиночку приходится принимать удары ветра,
но сосны стоят уже много лет, стойкие и мощные. Тяжелые ветки склонились, Сосны второго
плана меньше по размеру, что создает впечатление перспективы: взор тонет в воздушных далях,
еще шире кажутся просторы золотого поля.
Шумит, колышется рожь. Хочется вздохнуть полной грудью. Воздух чист и прозрачен после
прошедшего дождя, свидетелем которого являются и придорожные лужицы, и приклоненные к
земле колосья, не успевшие сбросить с себя остатки дождевых капель.
Куда ни посмотришь, всюду рожь. И на память приходят некрасовские строки:
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.
Как радостно видеть эту ширь без конца и края! Даже не веришь, что она где-то может
кончиться. Ширь русских полей действительно лечит, потому что это не просто природа это
Родина.
Учитель.
- Мы смотрим на шишкинскую «Рожь», и о чем мы думаем?
(О бескрайних, привольных просторах родной земли, о том, как прекрасна наша Родина).
- Чем же достиг автор-живописец такой жизненности в изображении природы?
(Светом, краской, точным, мастерски внимательным изображением каждого предмета, будь
то придорожная былинка или колея - выбоинка от колес).
- Что открыл нам художник?
(Желтая окраска ржи золотом блестит под отраженными лучами невидимого солнца. На этом
золотистом фоне выделяются красочные головки полевых цветов. Смотришь и удивляешься: все
это живет с тобою рядом, каждый день ты это видишь и не замечаешь, не умеешь видеть красоту
в простом, а посмотришь внимательно и поймешь живительную силу природы: и дышать
хочется, и жить хочется , и любоваться этой красотой).
VI. Пейзаж в эпическом произведении.
Учитель.
Ребята, а сейчас мы вновь обратимся к рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг». Иван Сергеевич
Тургенев очень любил родную природу. В ней он видел залог будущего своей родины, как и в
крестьянских детях, о которых он и поведал нам в своем произведении и с которыми связывал
надежды на будущее, ведь для писателя они были опорой страны и залогом всех ее свершений.
Для писателя крестьянские дети и родная природа олицетворение бодрого, здорового, живого
начала в жизни. Откройте начало рассказа. Вслушайтесь в поэтичные строки описания летнего
дня.
(Чтение отрывка учителем). /Читаю со слов «Был июльский день, один из тех дней, которые
случаются только тогда, когда погода установилась надолго»… до слов «Подобной погоды
желает земледелец для уборки хлеба»…
VII. Работа с текстом рассказа.
1. В каких образах рисует нам И.С.Тургенев нам июльский день?
(В образах неба, зари, солнца, облаков).
2. Какие краски, запахи использует И.С.Тургенев при описании пейзажа?
(Краски: небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем;
солнце светлое и приветно лучезарное; лиловый туман; блеск облачка подобен блеску кованого
серебра; облака в полдень золотисто-серые, с нежными белыми краями, с прозрачной ровной
синевой, лазурные. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый…Краски все смягчены; светлы, но
не ярки…
Запахи: пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.)
3. Природа у И.С.Тургенева живая, одухотворенная, человек неразрывно связан с ней.
Что же помогает писателю создать образ живой природы?
(Художественные средства языка).
4. Какими художественными средствами языка пользуется И.С.Тургенев?
(Метафоры: утренняя заря не пылает пожаром, а разливается кротким румянцем;
эпитеты: солнце не огнистое, приветно лучезарное; облака золотисто-серые, с нежными
белыми краями;
олицетворения: солнце мирно всплывает, поднимается могучее светило, облака ложатся,
алое сиянье; как бережно несомая свечка стоит; вихри-круговороты белыми столбами гуляют;
метонимия: могучее светило;
сравнение: засверкает змейками; облака, как дым, ложатся клубами; мигая, как бережно
несомая свечка; вихри- круговороты белыми столбами гуляют).
Ребята, обратите внимание, что сравнение может быть не только в форме сравнительного
оборота, но может быть выражено и формой творительного падежа существительных:
засверкает змейками; ложатся клубами; вихри- круговороты белыми столбами гуляют.
5. Что в природе родного края вам помог лучше разглядеть писатель, а что вы увидели
словно впервые?
Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков»;
«Кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь»; солнце
закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо»; «краски все смягчены; светлы, но не
ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости»).
6. Покажите, приводя примеры из текста, что и в пору ранней ночи природа наполнена
движением, жизнью и неброской прелестью, таинственностью.
(«Но уже вечерняя заря погасла в воздухе…»; «Меня тотчас охватила неприятная,
неподвижная сырость, точно я вошел погреб»; «Густая высокая трава на дне долины вся мокрая,
белела ровной скатертью»; «…ночь приближалась и росла, как грозовая туча,
казалось…отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота; «Все кругом быстро
чернело и утихало…»; «Звездочки замелькали, зашевелились…»; река «в этом месте стояла
неподвижным, темным зеркалом»; « летучие мыши уже носились над… заснувшими
верхушками»; «резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок»; «одни перепела
изредка кричали»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней»).
VIII. Учитель.
Многие художники, как и писатели, стремились показать природу не только в разные времена
года, но и в разное время суток, передать настроение утра, вечера, ночи. В нашей картинной
галерее представлен еще один шедевр, который, однажды увидев, невозможно забыть. Это
картина Архипа Ивановича Куинджи «Ночь на Днепре».
Слово нашим экскурсоводам.
Ученик.
В конце 1880 г. в Петербурге была открыта необычная выставка выставка одной картины
«Ночь на Днепре» или «Лунная ночь на Днепре» А.И.Куинджи. Очевидцы вспоминают, что
публика буквально ломилась в зал, где была выставлена картина. Произведение было
необычным. «Что это такое? Картина или действительность? В золотой раме или в открытое
окно видели мы этот месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных
деревень» и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в тихих струях Днепра,
огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь»,- так писал Яков Полонский, наш
земляк. Первые зрители картины были потрясены эффектом лунного света. Некоторые даже
заглядывали за полотно, ища скрытый источник света. К сожалению, сейчас картина сильно
потемнела, но не утратила своего очарования. Вы сейчас, наверное, тоже ощутили
торжественную тишину ночи, свое слияние с природой, словно на самом деле стоишь на берегу
Днепра, а все вокруг залито таинственным светом. У А.С.Пушкина есть строки:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут…
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещут серебристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой церковью сияет
И пышных гетманов сады,
И старый замок озаряет,
И тихо, тихо все кругом.
Учитель. «Лунная дорожка» Музыка Слова М.Пляцковского
(Исполнение песни ученицей)
Учитель.
В завершение нашей «панорамы» поэтического пейзажа Н.В.Гоголь «Майская ночь, или
Утопленница».
(Ученик читает отрывок наизусть со слов «Знаете ли вы украинскую ночь? до слов «Все
тихо»)
(Ученица исполняет этюд на скрипке).
Учитель.
В нашей картинной галерее представлены не только работы великих художников, но и ваши
собственные иллюстрации. Как называется этот жанр живописи?
Ученик-экскурсовод представляет работы учащихся.
Учитель.
Это никогда не надоест –
Листьев неумолчное плесканье,
Мреющих, бессмертных звезд блистанье,
Иль, как раньше говорили, звезд.
Это не наскучит никогда –
Плавная неправильность сугроба,
Ровная законченность плода,
По земле идущая дорога,
По песку бегущая вода.
Василий Казанцев.
Хочется верить, что исчезнут войны, пройдут катастрофы, а вот эти маленькие полотна с
изображением восходов и закатов… они перейдут в века, будут жить вечно!
IX. Д./З. Сочинение миниатюра «Остановись, мгновенье».