Методический доклад "П.И. Чайковский «Детский альбом»"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств
Методический доклад
П. И. Чайковский «Детский альбом»
Выполнила:
преподаватель отделения фортепиано
Грибова Лада Васильевна
Методический доклад «П. И. Чайковский «Детский альбом».
Трудно назвать в отечественной детской фортепианной литературе сочинение
более популярное, чем «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Нелегко
вспомнить другой фортепианный цикл, столь часто звучащий в нашей стране.
Просто детских музыкальных школ, студий намного больше, чем музыкальных
колледжей, вузов и концертных организаций. В школьных классах и залах
каждый год звучат все те же пьесы из бессменного опуса, написанного более ста
лет назад. Не обходят своим вниманием «Детский альбом» и взрослые
исполнители, однако методической литературы по «Детскому альбому» довольно
мало, хотя, как во всяком гениальном сочинении много неоднозначного,
спорного, даже загадочного.
Говоря о музыковедческой литературе по «Детскому альбому» прежде всего
следует назвать книгу А. Николаева «Фортепианное наследие Чайковского»,
созданную более полувека назад. Этот труд трудно переоценить: он и по сей день
является одним из главных источников для изучения фортепианного творчества
великого композитора. Хотя некоторые взгляды автора на оценку «Детского
альбома», как сочинения, можно оспорить. Николаев пишет, что сочинение
обращено только к детям, отражает лишь мир ребенка. «Этот цикл из 24 пьес не
связан единой тематикой. В нём представлен пёстрый мир детских игр, танцев и
случайных впечатлений, объединённых главным образом общностью творческой
задачи создания музыки для детей, а не для взрослых». Такой взгляд на
«Детский альбом» можно считать традиционным. Однако в последнее время всё
большее распространение получает иная точка зрения. Авторы статьи «О
неопубликованной П. И. Чайковским первой редакции «Детского альбома»
Кандинский-Рыбников и Месропова утверждают, что данный цикл обладает
определённой программой и обращен одновременно и к детям, и к взрослым.
Соответственно здесь можно усмотреть два уровня смысла: «детский» и
взрослый» (более глубокий). В этом сочинении «есть неотразимый, обаятельный,
понятный детям текст, но есть и подтекст, который способен заметить далеко не
каждый взрослый».
Наверное, далеко не каждый преподаватель музыкальной школы вспомнит тот
момент, когда он впервые познакомился с «Детским альбомом». Это сочинение
пианист открывает для себя в ту пору, когда личность только начинает
формироваться. Кажется, что «Болезнь куклы» или «Старинную французскую
песенку» мы знали всегда, с тех пор, как себя помним. Такой детский опыт
драгоценен впоследствии, когда музыкант, завершив профессиональное
образование и прикоснувшись к бесконечному многообразия взрослого
музыкального мира, теперь уже со своими учениками, погружается в атмосферу
«Детского альбома». Но часто именно этот груз прежнего опыта мешает
преподавателю ощутить бесконечную глубину замыслов в столь знакомых
пьесах. Ведь преподаватель обязан видеть не только близкую, но и далекую
(глубокую) перспективу.
История создания.
Судьба творца всегда отражается в его сочинениях. Жизнь П. И. Чайковского,
внешне лишенная особо ярких событий, полна глубоких внутренних бурь.
Скрытый подтекст есть не только в интонационном содержании «Детского
альбома», но и в истории его создания.
«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания
неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом под Киевом. Это
было излюбленное место отдыха и творчества композитора. Каменка - «родовое
гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев имения, Лев
Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры
Александры Ильиничны. В том же году цикл был издан П. Юргенсоном и
посвящен племяннику Володе. На заглавном листе значилось: «Детский альбом.
Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману». В первом издании к
каждой пьесе были даны рисунки, выполненные художником А. Степановым.
Многое в «Детском альбоме» связано с атмосферой дома Давыдовых. «Домашняя
обстановка Александры Ильиничны, - писал брат композитора М. И. Чайковский,
- представляла собой образец семейной жизни. Счастливее людей трудно себе
представить, и Петр Ильич был охвачен таким умилением и радостью при виде
этого, что надолго связал представление о жизни каменских жителей с
воплощением земного благоденствия». В то время композитор писал Льву
Васильевичу: «Скажи Бобику (домашнее прозвище Володи), что напечатаны
ноты с картиночками, что ноты сочинил дядя Петя и что на них написано:
посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, не поймет, что значит
посвящается! Меня только немало смущает, что Митюк (старший сын), пожалуй,
обидится немножко. Но, согласись сам, можно ли ему посвящать музыкальные
сочинения, когда он прямо говорит, что музыку не любит? А Бобику, хоть ради
его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и
считает, - можно целые симфонии посвящать».
Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится к февралю 1878
года. Чайковский в это время находится в длительном заграничном путешествии.
В письме к Юргенсону из Флоренции композитор сообщает: «Хочу попробовать
написать ряд легких детских пьес. В письме к Надежде фон Мекк, датированном
30 апреля того же года и написанном уже после возвращении в Россию, замысел
уточняется: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пьес для детей. Я давно
уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению
детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый
ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей
заглавиями, как у Шумана». В пору создания «Детского альбома» Чайковский
находится в расцвете творческих сил. За несколько месяцев до «Альбома»
закончены Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин», уже написаны такие
шедевры, как Первый фортепианный концерт (1875г.), «Времена года» (1875 -
1876 гг.) Но за сочинение, обращенное к детям, композитор взялся впервые,
причем «Детский альбом» остался единственным фортепианным опусом
специфической «детско-педагогической» направленности.
Многие музыканты-современники, познакомившись с новым сочинением П. И.
Чайковского, высказывали известные сомнения. Цикл казался странным,
необычным. Не чересчур ли серьезна музыка открывающей «Альбом» «Утренней
молитвы»? «Похороны куклы» - ведь это абсолютно «настоящий» траурный
марш? Почему столь мрачен колорит завершающего номера «В церкви»? Не
слишком ли по-взрослому страстна лирика «Сладкой грёзы»? Как объяснить
порядок пьес? Будет ли столь необычный сборник популярен среди детей и их
учителей?
С того времени как вышел в свет «Детский альбом» прошло более ста лет, и
лишь на последний вопрос можно дать бесспорный ответ. Дети и их педагоги
безоговорочно приняли цикл. На остальные вопросы нелегко ответить и в наше
время. Мир ребенка сложен и богат. Он заключает в себе не только игры и
развлечения, но и первые мысли о боге, о тайне жизни и смерти, зарождающиеся
чувства любви. Но когда внимательно вслушиваешься в музыку «Детского
альбома», веет чем-то глубоко личностным, совсем недетским, тайной болью и
взрослой мудростью. Что-то заставляет искать «второй смысл» в знакомых с
детства пьесах. Можно предположить, что содержание «Детского альбома»,
обращение композитора к детской музыке во многом связано с личными
переживаниями того периода его жизни, и в первую очередь с историей
неудачного брака. Гипотез о тайнах этого рокового для великого композитора
события существует много. В данном случае существенно одно: Петр Ильич,
будучи глубоко порядочным человеком, вступая в брак, мечтал о счастливой
семье, о детях. Чайковский очень любил детей, он души не чаял в своих
племянниках, трогательно привязался к глухонемому мальчику Коле Конради¸
воспитаннику Модеста Ильича. Этим мечтам не суждено было сбыться.
Композитора ждало жестокое разочарование. Вскоре после свадьбы, которая
состоялась в июле 1877 года, он пытается покончить с собой, затем фактически
бежит за границу. До конца жизни одно лишь упоминание о Антонине
Милюковой вызывает у Чайковского нервный срыв. В этот исключительно
сложный период находит духовную опору в мыслях о религии. Именно в Италии
возникают первые идеи детского цикла переплетенные с планами сочинения
церковной музыки. В этой поездке Чайковского сопровождал Модест Ильич со
своим воспитанником. Заботы о этом мальчике спасают композитора от мрачных
мыслей. После отъезда Антонины Милюковой из имения в Каменке, в 1878 году
туда возвращается композитор. Чайковский отогревается душой в счастливой,
многодетной семье своих родных. Отныне дети сестры - его дети. Его обступают
воспоминания детства. Особенно велика привязанность к маленькому Володе.
Позже композитор сделает его главным наследником, завещая права на свои
сочинения. Верному другу Чайковского, Владимиру Львовичу Давыдову,
ставшему одним из организаторов Дома-музея композитора в Клину, посвящено
и «музыкальное завещание» великого музыканта предсмертная Шестая
симфония.
Образный строй и композиция цикла.
Создание музыки для детского исполнения одна из самых сложных
композиторских задач. Даже выдающимся мастерам далеко не всегда удаётся
убедительно решить проблему соединения высоких художественных качеств с
доступностью детям, а также педагогической целесообразностью на
определенном этапе обучения. Здесь необходимо не только композиторское
дарование, но и предельно осознанно и верно поставленные задачи. В письме к
Петру Юргенсону Чайковский, упрекая того в небрежности издания «Детского
альбома» в Собрании фортепианных сочинений, которая выразилась в отсутствии
в нотах заглавия цикла, гневно восклицает: «Ведь весь смысл этих невинных и
близких к банальности вещей в том, что они предназначены для детей!!!»
Конечно, эпитет «близкие к банальности» по отношению к пьесам «Детского
альбома» звучит кощунственно в любых устах, кроме авторских. И все же здесь
приоткрывается важная грань замысла Чайковского.
Важнейшим для детского искусства качеством является максимальная
типизация образов, предельная узнаваемость. Этим качеством в полной мере
наделен «Детский альбом». Если сравнить «Песню жаворонка» из детского цикла
с одноименной пьесой из «Времен года», взрослая пьеса значительно
многосоставнее в жанровом отношении. Изобразительное начало сопряжено с
вокальным - птичий щебет вплетается в певучую мелодию. В детской -
изобразительное начало дано в более чистом, «первозданном» виде.
Фортепианные пьесы Чайковского развернуты, контрастны в образно-
тематическом плане. «Детский альбом» - единственный случай отсутствия
тематического контраста, это - чистейшие миниатюры.
Также в детском цикле формообразование произведений (отчетливость
структуры, редкостная определенность) доведено до высочайшего совершенства.
Пьесы альбома образец кристальной ясности формы. Типичная двухчастная
репризная форма- «Старинная французская песенка», образцовые маленькие
вариации «Камаринская». Еще одним из важнейших качеств цикла является
мелодичный язык, что делает его понятным и близким детям. Но «Детский
альбом» необычный цикл. «Детскость» - лишь одна из его составляющих.
Глубокий подтекст это развитие двух сюжетов. Первый явный и очевидный,
он отражает день ребенка. Второй – символизирует жизнь человека.
При публикации по неизвестным причинам авторский порядок пьес был нарушен.
Автограф Публикация
1. Утренняя молитва 1. Утренняя молитва
2. Зимнее утро 2. Зимнее утро
3. Мама 3.Игра в лошадки
4. Игра в лошадки 4. Мама
5. Марш деревянных солдатиков 5. Марш деревянных солдатиков
6. Новая кукла 6. Болезнь куклы
7. Болезнь куклы 7. Похороны куклы
8. Похороны куклы 8. Вальс
9. Вальс 9. Новая кукла
10. Полька 10. Мазурка
11. Мазурка 11. Русская песня
12. Русская песня 12. Мужик на гармонике играет
13. Мужик на гармонике играет 13. Камаринская
14. Камаринская 14. Полька
15. Итальянская песка 15. Итальянская песенка
16. Старинная французская песенка 16. Старинная французская песенка
17. Немецкая песенка 17. Немецкая песенка
18. Неаполитанская песенка 18. Неаполитанская песенка
19. Нянина сказка 19. Нянина сказка
20. Баба-яга 20. Баба-яга
21. Сладкая греза 21. Сладкая греза
22. Песня жаворонка 22. Песня жаворонка
23. В церкви 23. Шарманщик поет
24. Шарманщик поет 24. В церкви
Нетрудно заметить, что в варианте автографа «Детский альбом» логичнее
делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним». Строгое
размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным «Зимним утром». Мир в
душу ребенка возвращает «Мама».
Второй крупный раздел домашние игры и танцы с 4-11. (Игры мальчиков,
затем игры девочек). Характерный для Чайковского драматизм появляется в
пьесах «Болезнь куклы» и «Похороны куклы».
В варианте автографа яркое ощущение эфемерности, проносящихся вальсовых
мотивах «Новой куклы» (не случайно, это самая короткая пьеса цикла) сменяется
возвышенной печалью элегии «Болезни куклы» и ставит точку не радостная пьеса
(как в варианте публикации, который говорит о несерьезности характера детских
горестей), а мрачный траурный марш. В этом порядке пьес снимается внешняя
оболочка и приоткрывается сокровенное…
«Вальс» открывает начало танцевальной сюиты № 9-11.
Далее «путешествия». Сначала Россия («Русская песня», «Мужик на
гармонике играет»), затем Европа («Итальянская», «Старинная французская
песенка», «Немецкая», «Неаполитанская» песенки). Текст «Итальянской
песенки» был услышан от уличного мальчика. Композитор был поражен
контрастом облика ребенка и трагического содержания песни.
Затем возвращение домой. 19-21. их можно назвать «ночными». Комичная
«Нянина сказка», затем вырастает детский кошмар в образе «Бабы-яги»,
успокоение «Сладкой грезой». Душевный покой ощущается в последних трех
пьесах. «Песня жаворонка», как конец кошмарам. Мелодия пьесы «В церкви»
основана на подлинной скорбной церковной теме покаянного псалма. Именно эта
пьеса во всех публикациях завершает цикл. Но в автографе заключительной
является пьеса «Шарманщик поет». Мудрая, спокойная тема рассеивает мрачное
состояние, словно побеждая смерть. Здесь есть некий религиозный смысл, но он
скрыт, зашифрован автором. В пьесе узнается начальный мотив «Утренней
молитвы», но звучит он на терцию выше, отчего становится особенно светлым.
Мотив словно растворяется в небе, как бы в надежде на воскресение и
обновление. Таким образом, выстраивается два смысловых ряда: первый- день
ребенка; второй- «жизнь человека». Почему же композитор не восстановил
порядок пьес, ведь «Альбом» неоднократно издавался при жизни Петра Ильича?
В громадной переписке Чайковского можно встретить много упоминаний о
значимости того или иного цикла или опуса, а «Детский альбом» он считал
сравнительно незначительным сочинением. Но то, что цикл создавался в период
величайшего душевного потрясения, мысли и чувства автора наполнили
«Детский альбом» и сделали музыку цикла одновременно понятной и близкой
сердцу каждого ребенка, а также он является одним из наиболее глубоких
сочинений Чайковского.
Фортепианный стиль Чайковского, педагогические проблемы
«Альбома».
«Детский альбом» писался с учетом возможностей юных пианистов. Пианизм
Чайковского «поющий». Пьесы дарят прекрасный материал для работы над
мягким, певучим звучанием инструмента, обучения навыкам legato.
Неповторимое сочетание вокальной, декламационной выразительности, яркость
отдельных интонаций, обилие «говорящих» пауз могут привести к чрезмерной
дробности и сентиментальности исполнения. Объединение мелодической линии,
умение обозначить кульминационные точки, подвести к ним, а также найти
главную кульминацию пьесы, осознание роли пауз, как элемента
выразительности и умение вести мелодию «через паузы» - все эти сложные задачи
ярко представлены уже в тех пьесах, с которых начинается знакомство с «Детским
альбомом» - «Болезнь куклы», «Старинная французская песенка».
В фортепианной музыке Чайковского имеет немалое значение
колористическое начало. В сочинениях для рояля мастерски передаются тембры
различных инструментов. Эта черта фортепианного стиля ярко проявляется и в
«Детском альбоме». Имитация различных тембров требует специфических
приемов исполнения, и вряд ли юный пианист убедительно сыграет
«Камаринскую», если он ни разу не слышал балалайку. Не случайно существует
так много переложений цикла для различных инструментальных составов.
Создавая цикл, композитор учел особенности детских рук. А. Николаев в своей
книге «Фортепианное наследие Чайковского» писал: «Во всем сборнике нет ни
одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем септима. Ни в одной пьеске
не найдем одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих
широкого расстояния между руками. Нижний регистр (конр- и субкортоктавы)
вообще не используется, а звуки в самых высоких октавах встречаются только в
«Песне жаворонка». Значительно проще по рисунку и сама ткань произведений.
Обычная многоэлементность изложения, имитации, подголоски, характерные для
музыки Чайковского, почти отсутствуют».
И все же пианистическая специфика «Детского альбома» (значительная роль
аккордового изложения) представляет определенную сложность для большинства
детей, особенно первых лет обучения. На этом этапе аккорды, даже самые
простые, даются с особенным трудом. Фактура «Альбома» гораздо более
насыщена, чем во многих других сборниках, предназначенных для начинающих.
Частично преодолеть фактурные неудобства могут помочь перераспределения
рук. Но к подобным рода переделкам следует подходить с осторожностью: в
произведениях тех композиторов, которые были сами выдающимися пианистами,
распределение рук обычно тесно связано с художественным замыслом.
Тесно связана с фактурными особенностями и проблема педализации, которая
в цикле не всегда проста и «очевидна». Не смотря на насыщенную фактуру, почти
все можно удержать пальцами, без педали. Но это, разумеется, ни в коей мере не
отменяет широкого применения педали, которая во многом имеет тембровую,
красочную функцию, обогащает звучание. Для преодоления неудобств изложения
важно и связующее значение педали, помогающей справиться с неловкими для
пальцевого соединения. Но педальные указания отсутствуют, как в автографе, так
и в прижизненных изданиях. Означает ли это, что композитор предполагал
исполнение цикла без педали? Аппликатурные указания могут навести на мысль,
что первоначально предполагалось беспедальное исполнение. Принцип
«удерживание пальцами» всех элементов фактуры проводится чрезвычайно
последовательно, причем порой эта особенность аппликатурных решений создает
ощутимые технические неудобства (например, пьеса «Мама»). С другой стороны,
очень многое в «Детском альбоме» трудно представить себе без педали. Важность
обучения игре с педалью уже на начальном этапе обучения признавалась многими
выдающимися педагогами эпохи Чайковского.
№ 1. «Утренняя молитва».
Пьеса, открывающая «Детский альбом» сравнительно редко исполняется. В
программе музыкальных школ она относится к наиболее сложным. Образный мир
пьесы, мир возвышенно-чистых и строгих раздумий о Боге, душе, бессмертии.
Чайковский очень любил хоровое пение и, по его собственному признанию,
никогда не мог сдержать слез умиления во время церковной службы. Создавая
«Детский альбом», он одновременно готовил материалы к сочинению
православного богослужения. Несмотря на медленный темп, пьеса достаточно
сложна технически. Начинающим трудно справиться с фактурным изложением
хорального типа. Как это типично для медленных пьес, особую сложность
представляет собой выбор темпа. Гольденвейзер исполняет «Утреннюю молитву»
в темпе 66, что соответствует авторскому Andante. Такой темп более приемлем,
более сдержанное исполнение может привести к распаду фразы, игре «по слогам».
Соединение аккордов в пьесе требует хорошего владения педалью. Предлагается
следующий вариант педализации: аккорды, не объединенные лигами,
связываются при помощи педали, важно, что каждый аккорд должен браться
мягким движением руки. Залигованные аккорды связываются пальцами, но все
равно при участии педали. Заключительные три такта предлагается исполнять на
одной педали – голоса хора словно уносятся ввысь, растворяются в воздухе.
№ 2.» Зимнее утро».
Эта пьеса один из самых замечательных музыкальных пейзажей великого
мастера, не уступающий лучшим страницам «Времен года». Его тревожная
музыка словно наполнена зимним ветром и облаками, летящими по пасмурному
небу. Это «очень русский» музыкальный пейзаж. В нем явно слышится та
особенная щемяще-печальная нота, которая свойственна пейзажу в русском
классическом искусстве. Эта пьеса также сложна и довольно редко исполняется
учениками. Фактура требует хорошей аккордовой хватки, умения быстро
перенести руку на новый аккорд. Также сложно охватить фразы, которые
необходимо выстроить из разделенных паузами мотивов, разнообразие динамики,
множество акцентов в подвижном темпе ставит непростые задачи. Характерной
ошибкой является преувеличенно напористое исполнение, излишне подвижный
темп. В этом случае музыка может лишиться трепетной певучести, задушевной
интонации, которая здесь имеет явную связь с русской песенностью. Михаил
Плетнев, чье исполнение пьесы является лучшей интерпретацией, играет в
достаточно умеренном темпе – 60. Пунктир должен исполняться певуче, мотивы
как бы жалуются, «никнут». Сложность представляет и интонирование пауз. У
них связующая, а не разъединяющая роль в фразе. В этой пьесе также большая
роль принадлежит педали, которая смягчает акцентированные звуки. Обычно
педаль в пьесе берется на первую четверть такта и снимается на вторую. Но есть
и другие варианты. Плетнев, например, закрывает педалью паузы в нисходящем
движении – это дополнительно смягчает мелодическую линию.
№4 «Мама».
Эта пьеса мелодична и понятна, но из-за широкой растяжки в левой руке,
которое является техническим неудобством исполняется реже. Есть и другая
причина: интонационно-смысловая сложность мелодии, скрытая
психологическая глубина. Считанные дни отделяли время написания «Детского
альбома» от одной из самых печальных дат Чайковского, о которой он всегда
помнил – годовщины смерти его матери, которую он, по его собственному
выражению, «любил какой-то болезненно страстной любовью» и рано потерял.
Поэтому нежность и искренность чувств соединены с подспудной тревогой. На
первый взгляд, «Мама» - лирическая, светлая пьеса спокойного вальсового
движения. Но «дыхание» мелодии «учащенное», фразы состоят из коротких
беспокойных мотивов. Группировка их далека от симметрии, количество мотивов
во фразах неодинаковое, что усиливает ощущение беспокойства. Вместе с тем
мелодия не должна быть раздробленной. Особую сложность представляет партия
левой руки, которая довольно неудобна пианистически. Не следует стремиться
соединить все звуки в левой руке исключительно при помощи пальцев, на что
указывает выставленная в тексте аппликатура. Здесь трудно обойтись без
связующей педали. Ориентируясь на размеры рук маленького пианиста
возможны изменения аппликатуры, чтобы избежать излишней растяжки пальцев.
№6 «Болезнь куклы».
Этот номер занимает особое место в цикле. С одной стороны это одна из
самых легких пьес «Альбома», но при более глубоком рассмотрении
предполагает решение достаточно сложных пианистических задач. Пьеса
насыщена по фактуре. Здесь выделяются три плана: основной мелодический
голос, мелодизированный бас и мелодическое заполнение. Голоса вступают
поочередно, что значительно упрощает двигательные и слуховые задачи, тем
более темп весьма умерен. На материале пьесы очень удобно осваивать
запаздывающую педаль.
№7 «Похороны куклы».
Утверждения, что этот номер совсем не детский по своему содержанию можно
услышать очень часто. В издании 1929 года эта пьеса была даже исключена из
«Детского альбома». Но практика показывает, что большинство детей вполне
понимают смысл и выразительность этой пьесы. Мысли о смерти никогда не
покидали Чайковского. Он необычайно болезненно воспринимал известия о
кончине даже мало знакомых людей, не говоря уже о смерти родных и близких.
Для юных исполнителей определенную сложность представляет интонирование
ритмической формулы траурного марша. Пунктирный ритм должен быть передан
абсолютно точно. Педаль здесь может использоваться следующим образом: лиги
снимаются рукой, но соединяются со следующими не залигованными звуками
при помощи педали. Основная динамическая идея пьесы постепенное
приближение, а затем удаление процессии. Усиление не должно быть ярче, чем
mf. В кульминационном разделе можно выделить нижний голос в правой руке,
что усилит выразительность кульминации.
№8 «Вальс»
Вальсовостью порой скрытой пронизаны многие номера цикла. При
различных оттенках содержания их объединяет «образ мечты» - отрадные
воспоминания, грезы о счастье, сбывшиеся желания…
Основная трудность «Вальса» сама вальсовость. Размер вальса трехдольный, но
основная метрическая единица такт (вальс дирижируется «на раз»). Основная
техническая трудность в партии левой руки. При ее отдельном выучивании
важно учитывать мотивную структуру мелодии. В данном случае первая доля
завершает метрическое построение: два, три, раз. Это проявляется и в мелодии,
мотивы, разделенные паузами, стремятся к сильной доле, начальный звук
акцентирован. Играя левую руку, мысленно представлять басовый звук
завершением, а не началом ритмической фигуры, при объединении партии обеих
рук они органично «сольются» в вальсовой метрике.
№10 «Мазурка»
Фортепианные мазурки это сфера тонкого психологизма, прихотливой смены
настроений, диалога, противопоставления мужского и женского начала.
несложное фактурное изложение, небольшие двигательные трудности, ясность
формы, постоянный повтор ритмического рисунка позволяют исполнять мазурку
на ранних этапах обучения. Педализация осторожная: в первом четырехтакте и в
аналогичных местах можно брать педаль на первую долю, снимая на вторую.
Педальное усиление акцента, приходящегося на первую долю, подчеркивает
мужественность, энергию образа.
№13 «Камаринская».
Камаринская принадлежит к числу популярных страниц «Детского альбома».
Своей эффектной техничностью, которая сочетается с двигательным удобством
делает ее яркой концертной пьесой. Здесь использован характерный для русской
народной музыки метод развития вариационность. В острой, прозрачной по
звучанию пьесе определенную трудность представляет педализация.
Предлагается следующий вариант: т. 1-12 короткая педаль на акцентированные
звуки нижнего голоса в левой руке, первая вариация: т. 13-24 без педали, вторая
вариация: т. 25-37 короткая педаль на каждый аккорд, в заключительной
вариации: т. 38-49 педаль на акценты в левой руке.
№16 «Старинная французская песенка».
Выразительная мелодия и очень прозрачное сопровождение благоприятный
материал для приобретения первых навыков кантилены. Важно, чтобы ученик
чувствовал завершающий характер второго четырехтакта. Типичная ошибка
излишняя тяжесть стаккато в левой руке. Стаккатированные восьмые
аккомпанемента здесь имитируют щипковое звучание лютни или арфы.
№17 «Немецкая песенка».
Эта пьеса юмористическая музыкальная зарисовка, передающая атмосферу
немецкого хорового застолья. Остроумно переданы некоторые особенности
йодля (тирольской песни), жанра, распространенного в альпийских районах
южной Германии, Швейцарии, Австрии. Для него характерны частые переходы
от грудного низкого регистра к высокому горловому фальцету. «Немецкая
песенка» - это единственная пьеса, где не встречается p, лишь f и mf. Шумное
звучание требует сочной педали. Можно брать прямую педаль всюду на начало
такта. В крайних разделах снятие на вторую четверть, в среднем на третью. У
Плетнева педализация такая: в крайних разделах снятие на третью четверть, в
среднем – педаль держится весь такт.
№21 «Сладкая греза».
Типичный для Чайковского лирический фортепианный романс. В
интонационном плане это одна из самых ясных задачам пьес. Но яркая специфика
вокально-декламационного интонирования, относительная насыщенность
фактуры, значительный масштаб формы позволяют отнести пьесу к наиболее
сложным. Главное: убедительность динамического плана, цельность развития,
хорошее качество legato. Важнейшая задача – точно распределить кульминацию.
Следует не только тщательно выполнить авторские динамические указания,
необходимо «почувствовать смысл отдельных фраз, уловить небольшие
изменения основной интонации, приобретающей то большую настойчивость, то
звучащую несколько грустно. Непростая задача, придать «мелодическую жизнь и
нижнему голосу, соединив две мелодических линии в дуэт. Аккорды должны
быть мягкими, наполненными, поддерживать мелодию, следуя за всеми ее
изгибами.
№22 «Песня жаворонка».
Пение жаворонка – символ утреннего пробуждения, весны, обновления души.
Одна из специфических особенностей пьесы прихотливая игра метрических
акцентов. Мелодические опоры как бы скользят внутри такта, окончание мотива
совпадает то с сильной, то со слабой долей. Непростой проблемой в построениях
такого типа является педализация. Существует несколько вариантов: оставлять
паузы без педали и играть аккорды в левой руке раздельно. Привлекательность
этого варианта в возможности достижения особенно прозрачной звучности.
Второй вариант: оставлять паузы без педали, но связывать педалью аккорды.
№23 «В церкви».
Эта пьеса полна величавой скорби. Она состоит из двух разделов. В первом
можно узнать мелодию 50 псалма «Помилуй мя Боже, по велицей милости
Твоей». Вторая часть перекликается с заключением «Утренней молитвы»,
слышится мрачный погребальный звон церковных колоколов. Педаль в пьесе
лучше использовать во второй части, «колокольные» аккорды связывать педалью,
мягко снимая рукой каждый аккорд.
№24 «Шарманщик поет».
Эта пьеса связана у Чайковского с одним из поэтических воспоминаний, о его
заграничном путешествии. К венецианской гостинице каждый день приходил
шарманщик со своей маленькой дочкой. Этот светлый, умиротворенный мотив
запомнился композитору. Обычно пьесы, где присутствует «музыкальный образ»
шарманки, ассоциируются с монотонностью, механичностью исполнения. В
данном случае это не так. Главный герой не шарманка, а уличный певец.
Ритмическая свобода, наполненность, итальянская выразительность
необходимые условия исполнения пьесы. Не следует укорачивать аккорды и
выделять в них какой-либо голос. Аккорды тянущиеся, наполненные, но они не
должны заглушать мелодию, пение самого шарманщика. Басовые звуки нужно
точно выдерживать, не снимать раньше времени. Педаль можно использовать в
нескольких вариантах: наиболее простое решение ритмическая педаль (взятие
на первую долю, снятие на третью; гораздо более сложное, но интересное –
запаздывающая педаль, меняющаяся в начале каждого такта. Такая педализация
помогает справиться с аппликатурными проблемами. Аппликатура, выставленная
в изданиях, позволяет связать все звуки без педали, но весьма неудобна и
трудноисполнима.
В заключении хочется сказать, что творческая работа над «Детским альбомом»
требует от педагога огромной душевной отдачи, напряженного интонационного
вслушивания, стремления к новым знаниям, постоянного обогащения слухового
опыта. Эти затраты окупаются высоким художественным наслаждением и
сознанием того, что ученик приобщается к миру высших ценностей
отечественной и мировой культуры.
Использованная литература:
1. А. Николаев «Фортепианное наследие Чайковского» М., 1958г.
2. Б. Асафьев «О музыке Чайковского» «Музыка» 1972г.
3. Н. Туманина «Чайковский путь к мастерству» «Издательство академии
наук СССР» 1962г.
4. Е. Будяковский «О творческих и музыкально-эстетических воззрениях П.
И. Чайковского» «КультИнформПресс» 2008г.