Дидактические игры на уроках обучения грамоте в 1 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №107»
Дидактические игры
на уроках обучения
грамоте в 1 классе
подготовила
учитель начальных классов
Северина Ольга Анатольевна
г. Ростов-на-Дону
2017
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми,
увлекательными? Ответы на эти вопросы ищут многие педагоги, учителя.
Особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба - труд, и труд
нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что
трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд
приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и
вновь познавать новое. Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу,
им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает,
некоторые ученики вообще не хотят учиться. Что должен делать учитель, чтобы интерес к
учению не только не падал, а наоборот возрастал?
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям
деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают
познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного
интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее
нетрадиционную структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему
занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших
школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Нетрадиционная форма проведения является всегда выигрышной, т.к. в ней
представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость
учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через
различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в
атмосфере творческого поиска. Задания могут быть самые разнообразные.
Описание дидактических игр
«Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых
из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч,
миска и т. п.
Учитель:
- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но
будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается,
допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается
на звук [м'] (мяч, мишка).
«Животные заблудились»
Учитель:
-Заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья,
курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внимательно слушает и рисует на
доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда
Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.
«Рассеянный поэт и доверчивый художник»
Учитель:
- Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника
(показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому
стихотворению:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом!
Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они
похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем
этот звук и внимательно его послушаем.
«От бочки до точки»
Учитель:
- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у
нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук
в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?
«Рыбалка»
Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки
со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые
хлопком отмечают правильный выбор.
«Телевизор»
На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий
вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети)
должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно
назвал(и) слово, экран телевизора открывается.
Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.
«Рассели животных»
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки
животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук,
соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля,
лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.
Предварительно все слова проговариваются.
«Цепочка слов»
Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая
предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее
слово и т.д.
«Собери цветок»
На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).
Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях
которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками
выбрать те, где есть звук [с].
«Незнайка с кармашками»
В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются
гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные
читают хором.)
«Найди ошибку»
Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы,
названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это
буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы
слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в
схемах, если они есть.
«Собери букет»
Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят
стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить
цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розовая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат
цветы: зеленый, синий, черный, желтый, коричневый, фиолетовый, оранжевый,
малиновый и т.д. Ребенок расставляет цветы по вазам. Синий цветок должен остаться.
«Речевое лото»
Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под
картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий
показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот,
кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.
«Буква заблудилась»
На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.
Гласные: О С Е М У
Согласные: Н К ИАТ
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов,
ставят буквы на место.
«Назови букву»
Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему
запоминанию изученных букв.
Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква
названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок участник
игры).
«Покажи букву»
Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по
цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные
или гласные.
«Узнай букву»
Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному
ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как
назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук,
русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и
развить умение составлять из букв слова.
«Найди слова в слове»
На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове,
изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и
читают его).
Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и
запишите их».
«Математическая грамматика»
Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания
букв, слогов, слов найти искомое слово.
Например: с + том - м + лиса - са + ца = (столица)
«Допиши словечко»
На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или
больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное
слово и записать его.
Например: Воробей взлетел повыше:
Видно все с высокой (крыши).
Игра «Лишний звук»
Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся
звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть -
гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).
Игра «Добавь звук »
Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое
слово.
Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).
Игра «Замени и прочитай»
В данных словах замените один согласный звук.
Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин,
норка, тоска, свет, полено, рамочка).
«Лучший грибник»
У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть буква , а в
другую — буква п. В какой корзине слов больше?
Слова : шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.
«Лучший капитан»
На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-
слова? слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.
«Поставь цветок в вазу»
Поставь цветы-слова в вазы. В одной вазе слова с ь, в другой без мягкого знака. В
какой вазе больше цветов-слов?
Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.
«Угадай слово»
Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово.
Какое слово получилось?
Сколь..кий, скья, ло..кий, ..сенний, сла..кий (завод).
Здра.твуй, д..кабръ, курор.. +..ка (ветка).
Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор... (багаж).
Ло.ий, д.ога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка,вет..р +ль (водитель).
Пло.., с.ока, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).
«Правда или нет»
Цель. Формировать у учащихся умение воспринимать предложения как синтаксическую
единицу.
Оборудование: фишки красного и зеленого цвета для каждого ученика, рисунок с
изображением Незнайки.
Игровое действие. Незнайка написал для меня несколько предложений, но никак не могу
решить, это правда или шутка. Помогите мне, пожалуйста.
Правила игры: учитель зачитывает предложения. Если оно истинно, ученики поднимают
зеленую карточку, если ложное - красную. Один из учеников объясняет Незнайке, какая в
предложении ошибка.
Примеры предложений:
Зимой куры улетают в теплые края.
Подорожник - это полезная лекарственное растение.
На нашей яблоне выросло много вкусных шишек.
В сосновом лесу мы собирали морковь.
Сова днем спит, а ночью ищет себе пищу.
«Внимательные ладошки»
Цель. Обобщить знания детей о словах - названия одушевленных и неодушевленных
предметах.
Игровое действие. Сейчас мы потренируем ваши ладошки.
Правила игры: учитель называет слова - названия одушевленные и неодушевленные,
учащиеся должны «поймать», хлопая в ладоши, те слова, которые отвечают на вопрос
кто?
«Телеграф»
Цель. Формировать у учащихся умение определять количество слогов в слове.
Игровое действие. Сейчас мы с вами будем телеграфистами и передавать слова в другой
город (предварительно учитель объясняет детям, как работает телеграф).
Правила игры: учитель называет ученику слово, а тот должен отстучать по парте столько
раз, сколько слогов в этом слове. Все другие «контролеры» - проверяют правильность
выполнения задания. Позже ученики могут играть самостоятельно в парах, давая задание
друг другу.
«Цепочка»
Цель. Совершенствовать умения детей делить слова на слоги.
Игровое действие. Учитель показывает детям цепочку на рисунке или настоящую,
обращая внимание на то, как одно кольцо соединено с другим. Затем предлагает создать
цепочку из слов так, чтобы они соединялись одинаковыми составами.
Правила игры: класс делится на команды (по рядам). Каждой команде учитель предлагает
первое слово, а дальше ученики самостоятельно продолжают составлять цепочку: мышь -
шапка - картина и т. д. На каждое правильное слово, которое называет команда учитель
рисует на доске кольцо цепочки. Если кто-то ошибается или долго размышляет, цепочка
рвется. Побеждает команда, в которой он разорвется наименьшее количество раз.
«Волшебная палочка»
Цель. Формировать у учащихся умение различать отдельные звуки в слове.
Оборудование: палочка из серебристой или золотистой бумаги (волшебная).
Игровое действие. Злая колдунья заколдовала некоторые предметы в нашем классе. Чтобы
их раз колдовать, нужно правильно произнести все звуки в названии этого предмета.
«Мячик»
Цель. Формировать у учащихся умение подбирать слова с обучаемым звуком.
Оборудование: небольшой мяч.
Игровое действие. К нам в гости закатился мячик. Тот, к кому он попадает, должен
научить его словам, в котором есть звук ....
Правила игры: учитель дает первому ученику мяч, тот называет слово с изучаемым звуком
и передает мяч следующему, который тоже называет слово и т. д.
«Накорми зайчика»
Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.
Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске
ступеньки.
Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна
ваша помощь.
Правила игры: ученики по очереди читают по буквами столбики слов. Если столбик
прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики
читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.
«Нажми кнопку»
Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слогов с обучаемым звуком.
Оборудование: текст букваря
Игровое действие. Представьте, что квадратики со слогами в букваре - это кнопки. Я
называю состав, а вы нажимаете его на клавиатуре.
Правила игры: учитель называет состав, а ученики «нажимают» тот квадратик, в котором
этот состав написано. Правильность выполнения задания проверяет сосед по парте.
«Быстро слово ищи»
Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте и соотносить
фонетическое значение слова с написанным.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. Некоторые слова в тексте заблудились. Пожалуйста, помогите их
найти.
Правила игры: учитель называет слово, а ученики должны быстро найти его в тексте и
прочитать вместе со следующим словом. Побеждает тот, кто первым найдет больше слов.
«Белочка»
Цель. Формировать у детей умение объединять слоги в слова.
Оборудование: рисунок с изображением белочки, изображения грибов с написанными на
них слогами.
Игровое действие. Помогите Белочке собрать грибочки и прочитать, что на них написано.
Правила игры: белочка прыгает с одного грибочка на другой, а дети в это время читают
слоги и образуют из них слова.
«Собери слово»
Цель. Формировать умение самостоятельно составлять и записывать слова из заданных
букв.
Оборудование: буквы, написанные на доске.
Игровое действие. У нас на доске надпись.
Котик шел, хвостом махнул-
Да и рассыпал буквы все.
Ты быстренько их собери
И, как правильно расставишь,
Слово быстро прочитаешь.
Правила игры. Из предложенных учителем букв ученики составляют слова и «печатают»
их в тетради. Побеждает тот, кто составит больше слов. Выполнение задания следует
ограничить во времени. Например, кто соберет больше слов за три минуты.
«Поймай ошибку»
Цель. Формировать у учащихся умение понимать прочитанное, следить за чтением
других.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. В нашем букваре только что спрятались ошибки. Я читаю текст, а вы
попробуйте эти ошибки поймать.
Правила игры: учитель читает текст из букваря, умышленно меняя какие-то слова.
Ученики внимательно следят за чтением учителя и текстом и, заметив ошибку,
останавливают его и исправляют. Побеждает тот, кто «поймает» больше ошибок.
«Разведчики»
Цель. Формировать у учащихся умение ориентироваться в тексте.
Оборудование: текст букваря.
Игровое действие. Сейчас вы станете разведчиками и будете искать нужные слова на
чужой территории.
Правила игры: учитель делит класс на три команды. Первая - ищет в тексте все слова,
обозначающие названия предметов, вторая - слова - названия действий, третья - названия
признаков предметов. Затем команды зачитывают, что они нашли. Побеждает та команда,
которая ни разу не ошибется и не пропустит слова.
Правила игры: учитель касается какого-то предмета в классе палочкой, а ученики хором
или по одному называют последовательно все звуки в названии этого предмета.
«Лото в парах»
Цель. Формировать у учащихся умение выполнять звуковой анализ слова.
Оборудование: предметные картинки, фишки с условным обозначением звуков для
каждого ученика.
Игровое действие. Сейчас каждый из вас станет шифровальщиком и попытается
зашифровать слова с помощью фишек.
Правила игры: на партах детей размещены предметные картинки и фишки. Один ученик
кладет рисунок на парту, другой называет его и выкладывает из фишек звуковую модель.
Затем учащиеся меняются ролями. Во время игры учитель ходит между рядами и
контролирует правильность выполнения задания.
«Овощи»
Цель. Обобщить и систематизировать знания учащихся о гласных и согласных звуках.
Оборудование: картинки с изображением овощей.
Игровое действие. Осенью люди всегда собирают урожай. Мы с вами сегодня тоже будем
собирать урожай, но необычный: он состоит из названий овощей.
Правила игры: картинки с изображением овощей размещены по всему классу. Учитель
дает задание, а ученики подбегают к тому рисунку, который отвечает ему. Примеры
заданий:
Найдите овощ, название которого:
- Начинается с громкого звука;
- Начинается с согласного звука;
- Начинается с согласного твердого звука(Мягкого)
- Содержит звук А (о, у, и, м, в, к) и т. д.
Поскольку игра подвижная, то ее лучше использовать в конце урока после этапа
подведения итогов.
«Кто в слове командир»
Цель. Обобщить и систематизировать знания о буквах, обозначающих гласные звуки.
Оборудование: буквы А, О, У, И, И, Е из разрезной азбуки для каждого ученика.
Игровое действие. В словах «руководят» буквы, обозначающие гласные звуки, ведь
сколько гласных, столько и слогов. Попробуем отыскать командиров в каждом слове.
Правила игры: учитель называет слова, а дети поднимают карточки с буквами,
обозначающие гласные, которые есть в этом слове.
Например, рыба - Ы, А; кот - О.
Использованная литература
1. Акиньшина А.А., Жаркова Т.Л., Акинынина Т.Е. Игры на уроках русского языка. – М.:
Рус.яз., 1990. – 120 с.
2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 14
классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 176 с.
3. Бондаренко А.А. Дидактические игры на уроках обучения грамоте // Начальная школа.
2011. №10. – С.14–16.
4. Букичева О. Дидактические игры и дети // Учитель. – 2006. №1. –С.62–64.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ,
1985. 206 с.
6. Игровые технологии обучения в начальной школе: Практ. пос. / Авт.-сост. Е.В.
Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2007. – 164 с.
7. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных
интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. 2004. №11. –
С.49–52.