Рабочая программа по музыке 5-7 класс 2017-2018 уч. год Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Музыка. 5-7 классы» составлена в соответствии
с требованиями ФГОС ООО, планируемыми образовательными результатами освоения
основной образовательной программы основного общего образования, примерной программой
по музыке, с учетом авторской программы по музыке - «Музыка.5 -7 классы» Е.Д.Критской,
Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагина.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного
стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.
Цель программы развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой
части духовной культуры.
Задачи программы:
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти,
способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого
воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и
стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре,
классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных
композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами
искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись),
инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к
музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса
учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и
музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его
ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их
эмоциональной отзывчивости; последовательное расширение музыкально-слухового фонда
знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное
формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных,
коммуникативных, познавательных и предметных компетенций младшего школьника.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение
к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у
подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание
рабочей программы для 5 класса введен региональный компонент в следующих темах:
«Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом
учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных
образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного)
содержания.
При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника,
программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью,
природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами
художественной и познавательной деятельности литературой, изобразительным искусством,
историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы -
формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе
способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей,
вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение
подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее
творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-
ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-
творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в
начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного
эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления,
формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной
картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и
восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления,
творческого воображения певческого голоса;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и
стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и
зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими
видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой
деятельности: в слушании музыки, пении том числе с ориентацией на нотную запись),
инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации,
драматизации исполняемых произведений;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других
народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с
высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-
ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в
следующем:
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого
человека;
содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему
миру;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в
музыкальных переживаниях;
способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения
к вершинным достижениям музыкального искусства;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной
деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных
произведений;
развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в
размышлениях о музыке, собственном творчестве;
воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность,
вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них
следующие методы:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод междисциплинарных взаимодействий;
метод проблемного обучения;
метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода,
который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом
пространстве.
При реализации содержания программы основными видами практической
деятельности на уроке являются:
слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим
главную проблему урока и ее основные аспекты;
выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных
впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
хоровое и сольное пение.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и
одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и
другие произведения),
изобразительным искусством анровые разновидности портрет, пейзаж; общие понятия
для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения,
Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая
Отечественная война 1941-45 гг.);
мировой художественной культурой (особенности художественных направлений
«романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов,
выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие
всех компонентов учебно-методического комплекта учебника, дневника музыкальных
наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из
видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и в
архитектонике учебной программы по музыке для 5-7 классов основной школы выделяются две
сквозные учебные темы:
«Основы музыкальной культуры»,
«Опыт музыкально-творческой деятельности».
Первая из них «Основы музыкальной культуры» представлена в стандарте
несколькими подтемами, среди которых основополагающее значение имеют две: «Музыка как
вид искусства» и «Представления о музыкальной жизни России и других стран», которые
продолжают развитие тематизма начальной школы.
Другие подтемы: «Народное музыкальное творчество», «Русская музыка от эпохи
средневековья до рубежа XIX XX веков», «Зарубежная музыка от эпохи средневековья до
рубежа XIX XX веков» и «Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века»
выступают в качестве логического развития темы «Музыка как вид искусства», так как
предполагают рассмотрение основных закономерностей музыкального искусства на примере
народной музыки или профессиональной музыки конкретного исторического периода.
Реализация концентрического принципа предполагает постепенное все более полное и
многоаспектное изучение учащимися обозначенной темы. С этой целью в ней выделяется
центральный элемент, то есть то концептуальное «ядро», которое в ходе дальнейшего изучения
будет находиться в центре внимания учащихся, и несколько различных по широте и глубине
уровней его рассмотрения (концентров). При этом выстраивается определенная этапность в
изучении тематического материала, определяемая логикой его концентрического
«развертывания». В результате, изучаемая проблема получает все более многогранное
раскрытие благодаря привлечению нового конкретного музыкального материала и изменения
ракурса ее освещения.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Музыка» изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного предмета в V— VII классах в объеме не менее 102 часа :
V класс - 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю;
VI класс - 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю;
VII класс – 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями:
«Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в
современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии
ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая,
стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие
смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и
камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые
направления, национальные школы и их традиции, творчество выдаю-щихся отечественных и
зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература,
изобразительное искусство). Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и
литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное
искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила
музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка.
Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и
развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как
источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм:
двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл.
Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на
примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX
XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и
русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные
стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный
фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов.
Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты,
основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального
музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие
(импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов
академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская
песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл,
диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные
исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль,
хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон,
бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные,
ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный,
народных инструментов, эстрадно-джазовый.
Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел «Исследовательский проект».
Содержание проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной
деятельности вечных тем искусства и жизни.
В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной
деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализация
(драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников,
творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка
видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.
Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся,
которую они публично защищают. Защита проекта может проходить в форме компьютерной
презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального
ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для
младших школьников и др.
Основные критерии оценки ученического проекта:
актуальность темы и предлагаемых решений, практическим направленность и значимость
работы;
полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
умение делать выводы и обобщения;
самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность
раскрытия темы, решений;
умение аргументировать собственную точку зрения;
художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов,
рисунков; изготовление альбомом, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное
и сценическое сопровождение защиты проекта).
5 класс
Раздел 1. “Музыка и литература”
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее
важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с
жизнью и с другими видами искусства.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности
русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической
музыкальной школы.
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного
музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения
человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные
разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей
культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как
художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Основные жанры русской народной музыки.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности
русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической
музыкальной школы.
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и
лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки прелюдия, этюд.
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение
композиторов к родному фольклору.
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
Творчество отечественных композиторов песенников, роль музыки в театре, кино и
телевидении.
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их
взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с
жанром мюзикл.
Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных
образов (лирические).
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных
образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных
образов (героико-эпические) и особенности их драматургического развития.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных
исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных
исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность
музыкальной интонации.
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с
творчеством композитора на примере жанра фуга. Выразительные возможности различного
склада письма (полифония).
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в
камерно – инструментальной музыке.
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы.
Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт,
кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.
Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве
композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное
пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки орал,
токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня прошлое и настоящее. Джаз искусство XX в. (спиричуэл, блюз,
современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя музыкальных
произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение
нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на
основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма,
увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение
литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-
пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия,
баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная
симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов:
мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
7 класс
Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки
Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора:
Россия Запад. Разнообразие жанров опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические,
драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и
изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-
драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет:
дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-
хореографические сцены и др. Приемы симфонического paзвития образов.
Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя
(«искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.
Myзыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и телевидении.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении
учащимися содержания музыкальных произведений.
Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы
воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии
крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и
инструментальных жанрах.
Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация
искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Транскрипция как жанр классической музыки.
Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные
интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские
коллективы.
Использование различных форм творческих заданий для освоения учащимися
содержания музыкальных произведений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Выпускник научится:
понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп,
динамику, лад;
определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических,
романтических, эпических);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний об интонационной природе музыки;
понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
Тема раздела
Количество
часов
5 класс
1
Музыка и литература
16
1.1
Что роднит музыку с литературой
1
1.2
Вокальная музыка.
3
1.3
Фольклор в музыке русских композиторов
2
1.4
Жанры инструментальной и вокальной музыки
5
1.5
Путешествие в музыкальный театр
5
2
Музыка и изобразительное искусство
18
2.1
Музыка и изобразительное искусство
2
2.2
Звать через прошлое к настоящему
2
2.3
Музыкальная живопись и живописная музыка
2
2.4
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве
2
2.5
Изобразительность в музыке
10
6 класс
1
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
16
1.1
Удивительный мир музыкальных образов
8
1.2
Образы духовной музыки
6
1.3
Искусство XX века
2
2
Мир образов камерной и симфонической музыки
18
2.1
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки
5
2.2
Образы симфонической музыки
8
2.3
Мир музыкального театра
5
7 класс
1
Особенности драматургии сценической музыки
16
1.1
Классика и современность
1
1.2
В музыкальном театре. Русская музыка
7
1.3
В музыкальном театре. Зарубежная музыка
8
2
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки
18
2.1
Музыкальная драматургия – развитие музыки
6
2.2
Симфоническая музыка
9
2.3
Музыка народов мира
3
различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов
музыкальных произведений;
различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
понимать основной принцип построения и развития музыки;
анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об
основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре,
исполнителях;
понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей
культуры народа;
определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни,
частушки, разновидности обрядовых песен;
понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях
композиторов;
понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного
музыкального творчества;
распознавать художественные направления, стили и жанры классической и
современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской
музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и
национальных школ в западноевропейской музыке;
узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных
композиторов;
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе
полученных знаний о стилевых направлениях;
различать жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерно-инструментальной, симфонической музыки;
называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн,
романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
определять тембры музыкальных инструментов;
называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных,
ударных, современных электронных;
определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра
народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы
народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
определять характерные особенности музыкального языка;
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в
различных музыкальных образах;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов;
анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя
исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
различать интерпретацию классической музыки в современных обработках;
определять характерные признаки современной популярной музыки;
называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и
др.;
анализировать творчество исполнителей авторской песни;
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на
основе осознания специфики языка каждого из них;
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки,
изобразительного искусства и литературы;
понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано,
меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
определять разновидности хоровых коллективов по стилю анере) исполнения:
народные, академические;
владеть навыками вокально-хорового музицирования;
применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным
сопровождением и без сопровождения (a cappella);
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные
формы индивидуального и группового музицирования;
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об
основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической
деятельности;
понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и
общества;
эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества,
воплощаемые в музыкальных произведениях;
приводить примеры выдающихся том числе современных) отечественных и
зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи
и воспроизведения музыки;
обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений
различных стилей и жанров;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при
составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки,
традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала,
мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной
культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
распознавать мелодику знаменного распева основы древнерусской церковной
музыки;
различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита),
понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
музыкального искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том
числе с ориентацией на нотную запись;
активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).
ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
урока
Дата
Примечание
план
факт
Музыка и литература (16 ч)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Музыка и изобразительное искусство (18 ч)
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
6 класс
урока
Дата
Тема урока
Примечание
план
факт
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
1
Образы романсов и песен русских композиторов.
Старинный русский романс.
2
Мир чарующих звуков. Песня-романс.
3
Два музыкальных посвящения.
4
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
5
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
6
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
7
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
8
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство
прекрасного пения.
9
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
10
Народное искусство Древней Руси.
11
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный
концерт.
12
«Фрески Софии Киевской» В. Кикта
13
Симфония «Перезвоны». В.А. Гаврилина. Молитва.
14
Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
15
Образы скорби и печали.
16
Авторская песня: прошлое и настоящее.
Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
17
Джаз – искусство 20 века.
18
Вечные темы искусства и жизни.
19
Инструментальная баллада.
20
Ночной пейзаж.
21
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
22
«Космический пейзаж». Картинная галерея.
23
Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов «Метель».
24
Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
«Метель».
25
Симфоническое развитие музыкальных образов.
26
«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен
27
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
28
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». П.И.Чайковский
29
Мир музыкального театра.
30
Мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна
31
Опера «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка. Рок-опера.
32
Образы киномузыки.
33
Музыка в отечественном кино.
34
Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической
музыки»
7 класс
№ Урока
Тема урока
Количество часов
1.
Классика и современность
2.
В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин»
М.И.Глинка
3.
В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин»
М.И.Глинка
4.
А.П.Бородин.
Опера «Князь Игорь»
5.
А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь . «Плач
Ярославны» Молитва.
6.
Образ единого развивающего танца в музыке
М.Равеля. Динамическое и оркестровое развитие
музыки.
7.
В музыкальном театре. Балет
«Ярославна»Б.Тищенко
8.
Героическая тема в музыке.
9-10
В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж.
Гершвина
Развитие традиций оперного спектакля.
11.
Опера «Кармен» Ж.Бизе.
12.
Опера «Кармен» Ж.Бизе. Образы Хозе и
Эскамильо.
13.
Балет «Кармен-сюита».Р.Щедрина
14.
Сюжеты и образы духовной музыки
15.
Музыкальное зодчество России. Образы
«Вечерни» и «Утрени».
16
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
17.
Музыка к драматическому спектаклю.
18.
Музыкальная драматургия – развитие музыки.
19.
Два направления музыкальной культуры
20.
Камерная инструментальная музыка.
21.
Этюд. Транскрипция - как жанр классической
музыки.
22.
Циклические формы инструментальной музыки
23.
Циклические формы инструментальной музыки
24.
Соната. Сонатная форма.
25.
Соната. Принципы музыкального развития.
26.
Симфоническая музыка.
27.
Характерные черты музыкального стиля Л.
Бетховена.
28.
Тождество и контраст – основные формы развития
музыки в симфонии.
29.
Д.Д. Шостакович. Симфония №7
(«Ленинградская»)
30.
Симфоническая картина
Инструментальный концерт.
31.
Инструментальный концерт
32.
Музыка народов мира.
33.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер
34.
Музыкальная викторина. Обобщение материала
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно – методическое обеспечение
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО
«ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в
общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка,
1989г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник,
1999г.
Дмитриева Л.Г. Н.М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе»,
М., Академия, 2000г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М., Вече, 2000г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
«Искусство в школе» 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., 2,3 1999г., 2,3
2000г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред. Э.Б. Абдуллина,
М.,Просвещение,1988г.
«Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 2008г., №№1-5 2009 г.
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
Песенные сборники.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/
Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный
диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных компози-
торов
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных
певцов
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов
Аппаратно-программное обеспечение
Компьютер
Проектор
Программа для создания и просмотра презентаций
Аудио аппаратура