Методическая разработка интегрированного урока "Стилистические особенности использования синтезатора в камерном и ансамблевом музицировании"

Методическая разработка интегрированного урока
«Стилистические особенности использования синтезатора в камерном и
ансамблевом музицировании»
преподавателей МБОУДОД Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Новичковой Е.А., Воробьевой И.В., Новичковой Н.В.
Цель урока:
Изучение стилистических особенностей использования синтезатора в
камерном и ансамблевом музицировании.
Поиск новых форм коллективного музицирования, межпредметные связи.
Задачи:
Повышение мотивации среди обучающихся путем приобщения к
камерному и ансамблевому музицированию.
Воспитание музыкального вкуса учащихся.
Изучение различных музыкальных стилей на примере конкретных
произведений.
Освоение технических и ритмических особенностей в произведениях
разных жанров в ансамблевом музицировании.
Методы:
метод практического показа;
метод словесного объяснения.
Учебно-материальное оснащение:
Гитары, скрипка, синтезатор, подставки под ногу, стулья, ноты.
Структура урока:
1. Организационный момент, вступительная часть.
Использование синтезатора – освоение новых технологий в музыкальном
образовании.
2. Коллективные формы музицирования как основополагающие и
развивающие в процессе музыкального образования детей.
Использование банка акустических голосов синтезатора в
классических произведениях
Использование синтезатора в составе с акустическими
инструментами
Использование синтезатора в составе с
электромузыкальными инструментами
3. Итог урока, рефлексия.
4. Анализ урока.
Успех художественно – творческой деятельности любого вида во многом
определяется пониманием природы ее инструментария. Каждый
музыкальный инструмент обладает особенной индивидуальностью, и
овладеть им в совершенстве значит глубоко проникнуться этой
индивидуальностью. Появление электронного инструментария обусловлено
двумя причинами:
Стремление музыканта выйти за рамки традиционного звукового
материала, с тем, чтобы обогатить палитру своего музыкального
творчества. Наиболее яркие примеры тому: использование
пространственных эффектов в хоровых произведениях О. Лассо,
применение Гайдном и Моцартом свистков и погремушек в их
адресованных детям симфониях.
Причина связана с историческим совершенствованием музыкального
инструментария, который в своей конструкции всегда опирался на
передовые достижения науки и техники. Поэтому изобретение
приборов, генерирующих звук с помощью электричества, дало мощный
импульс в конструировании новых электромузыкальных инструментов.
Синтезатор открыт для самых разнообразных форм творчества – от
домашнего музицирования до концертных выступлений и создания
фонограмм. В целом современный клавишный синтезатор можно
охарактеризовать как электронно цифровой клавишный
интерактивный музыкальный инструмент, предназначенный для
использования в качестве автономного инструмента или источника
звука в системе как акустических так и электроакустических
музыкальных аппаратных средств. Использование синтезатора сольно
и в различных составах дает возможность по-новому решать проблему
динамического размаха звучания, расширяет тембровую палитру
музыкального искусства и представляет широкие возможности для
открытий в художественной образовательной сфере. Использование
цифрового инструмента всегда предполагает диалог между
пользователем и программистом, представленным в этом
взаимодействии через созданную им компьютерную программу.
Ученик может использовать как уже запрограммированные модели
паттернов (ритмические и жанровые тактовые заготовки) и банки
голосов, авторские аранжировки, так и создавать свои паттерны,
семплы и аранжировки. Синтезатор открыт для творчества.
Музицирование, исторически меняя свои формы, всегда было и остается
важной частью музыкальной культуры народа. Поэтому его поддержка и
развитие составляют одну из важных задач музыкальной педагогики. Кроме
того, обращение к музицированию в процессе обучения, активизирует
последнее, способствует формированию музыкальных способностей и
креативных качеств личности. Музицирование, как творческая продуктивная
деятельность, опирается на деятельность комбинирования, а следовательно, в
этом процессе, можно условно выделить два компонента: первое что
комбинируется, второе как комбинируется. Первый компонент включает в
себя весь жизненный и музыкальный опыт творца, второй представлен в
прцессах воображения и мышления.
Одна из составляющих любого музицирования, тем более ансамблевого
это чувство стиля. И тут уже, играем ли мы джаз, ренессанс, классицизм,
барокко или рококо, важно не путать одно с другим. Достигается это не
только тем, что сидя в библиотеке, выискивая подробности биографических
сведений о композиторе и вычитав как тот или иной редактор расшифровал
нужное украшение, а прежде всего посещением концертных залов, слушая
музыкальные записи, чтобы музыка заполнила собой все пространство
вокруг. И вот тогда, когда одно (теория) органично соединится с другим
(живая музыка), мелодия сама начнет выходить из под пальцев.
Коллективный урок (занятия группой) одна из самых эффективных
форм воспитания – обучения. Свой богатый потенциал групповая форма
реализует в сочетании с индивидуальным уроком и с организацией детского
взаимообучения. Необходимо также привести в соответствие цель,
содержание такого урока с индивидуальными задачами каждого из ее
участников и реальными возможностями группы.
Перед учащимися ставится задача «уловить», ощутить идею суть
произведения, следовательно стиль, характерные выразительности. Метод
таков: произведение исполняется одним из участников, остальные мысленно,
будучи готовыми «подхватить». Выделяем основную мысль образ, идею,
тональный план, фактуру, форму, акценты «смысла» - кульминацию,
характер штрихов, динамики.
ХХ век, и особенно его вторая половина, - это время активного
внедрения технических новшеств, связанных с электроникой и
электроакустикой в музыкальное искусство. Чтобы разобраться в огромном
многообразии возникающих на основе этого процесса музыкальных явлений,
определить тенденции и перспективы применения этих новшеств в
музыкальной педагогике, нужно найти способы классификации данных
явлений.
Использование банка акустических голосов синтезатора в классических
произведениях
«Гавот» Госсек (скрипка, синтезатор)
Подходы в электронную аранжировку различны в зависимости от их
жанровой принадлежности. Так, музыка академических жанров требует при
аранжировке большой строгости. Музыка массовых жанров, напротив,
допускает широкую вариативность подходов к электронному воплощению.
Аранжировка включает в себя элементы композиторской и
звукорежиссерской деятельности, а также переложения и упрощение нотного
текста. Среди них наиболее значимой является композиторская деятельность.
В нее входит выстраивание композиционной формы, гармонии, фактуры.
Благодаря тому, что в банке голосов синтезатора представлено богатое
разнообразие голосов акустических инструментов, становится возможным
использовать его в произведениях классических жанров, в составе различных
ансамблей, различных форм музицирования.
Звучит «Гавот» Госсека. Состав: скрипка оло), синтезатор
(аккомпанирующий инструмент).
Для воплощения звучания струнного оркестра, прозрачности фактуры,
аранжировка построена на подборе инструментов струнно-смычковой
группы: пиццикато ансамбль, виолончель. Для придания калорита звучания,
характерного для произведений 18 века, в середине произведения звучит
клавесин.
Использование синтезатора в составе с акустическими инструментами
«Под музыку Вивальди» муз. В.Берковского, сл. А.Величанского (гитара,
синтезатор, вокал, скрипка)
«Под музыку Вивальди» муз. В.Берковского, сл. А.Величанского.
Это произведение было аранжировано разными составами П.Мориа,
С.Никитиным. Нами была предложена следующая аранжировка.
Гитаристы функция гармонии и аккомпанемента. Особая задача при игре в
унисон применение одного и того же штриха, нюанса, темпа и тембра.
Необходимо внутреннее ощущение ритма. В процессе достижения
устойчивого ритма не следует пренебрегать игрой под «объективный»
метроном. Более того, и на завершающих этапах работы полезно пройти
через «контроль» метронома.
В современной музыке от гитариста зачастую требуется не столько умение
солировать, сколько участвовать в создании общего звучания ансамбля или
поддерживать импровизированную линию солиста, т.е. аккомпанировать.
Навык аккомпанемента необходимо развивать с первых лет изучения гитары.
Задача педагога - научить гитариста самостоятельно выстраивать партию
аккомпанемента.
Органично вписалась в наш номер скрипка, исполняющая вариацию.
Синтезатор функция баса (acoustic bass), и обрамление произведения
отрывком из концерта Вивальди (harpsichord).
Под музыку Вивальди,
Под старый клавесин,
Под скрипок переливы,
Под завыванье вьюги
Условимся друг друга
ЛЮБИТЬ, ЧТО БЫЛО СИЛ.
Заключительные строки песни стали музыкальным направлением и
смыслом всего нашего урока. Главное слово «любить». Любить жизнь,
любить друг друга, любить музыку, любить природу, любить все, что нас
окружает.
Использование синтезатора в составе с электромузыкальными
инструментами
«Полет кондора» чилийская народная песня (гитара, электрогитара,
синтезатор)
«Полет кондора» - песня, написанная перуанским композитором
Даниэлем Роблесом в 1913 году на мотив традиционных народных мелодий
жителей Анд. Варианты песни есть на разных языках и присутствует в
репертуаре различных групп и исполнителей. Чаще всего эту мелодию
исполнял оркестр под управлением Поля Мориа. «El condor pasa» песня
перуанских индейцев.
Мелодия исполняется на электрогитаре. Первое проведение темы у
гитары, при повторении - у синтезатора.
Вторая гитара акустическая. Только на акустическом инструменте
можно добиться определенной окраски и дополнительных изобразительных
эффектов это прием «тамбурин» - подражание игре на старинном
французском инструменте тамбурине. Звуковой эффект, достигаемый
приемом тамбурин, совершенно необычен. От гитариста требуется
безупречная техника его исполнения. От того насколько близко к подставке
будет выполнен удар, зависит тембр звука. Если исполнить «тамбурин»
слишком близко, звук будет больше походить на стук. Исполнитель должен
сам поискать нужное положение, которое ему необходимо для получения
определенной окраски или дополнительных изобразительных эффектов.
Третья гитара – бас. Плавное развитие басовой линии приводит к
сольным фрагментам в финале.
В сущности, почти одноголосная структура каждой партии
предполагает внимательное отношение к развитию вертикали звучания
всех инструментов.
Инструментальная тема «Полет кондора» признана перуанским
Национальным институтом культуры достоянием народа. Ее можно назвать
одной из самых узнаваемых мелодий в мире.
Обобщение:
Обращение к ансамблевому музицированию с использованием
синтезатора вызывает необходимость тембровой, звукорежиссерской
корректировки как каждой партии, так и ансамбля в целом. Это
осуществляется с панели каждого инструмента (электрогитары, синтезатора)
и с помощью микшерного пульта. Притом, как показывает учебная практика,
общее звукорежиссерское микширование звучание ансамбля с участием
электронных инструментов вполне доступно школьникам.
Синтезатор, уступая традиционным механическим инструментам в
живости интонирования, намного превосходит последние в тембровом
разнообразии. Он с успехом имитирует любой оркестровый тембр и
выполняет в ансамблевой фактуре любую функцию исполняет мелодию,
либо бас, либо гармоническую и ритмическую фигурации, подголоски и
педаль. Все эти привлекательные свойства музицирования в ансамбле
синтезатора с традиционными инструментами способствуют активному
развитию данной деятельности в учебной практике.
Особенности музыкального творчества учащихся с использованием
синтезатора делает творчество акустически автономным и тем самым
общедоступным, предоставляет ученику возможность работы с
микроструктурой звука, что позволяет значительно обогатить звуковую
палитру музыкального творчества на основе новых голосов и формирования
виртуальной пространственной среды их разверстывания, ведет к
расширению фронта музыкально-творческой деятельности ученика,
поскольку делает ее интерактивной.
Обучение, направленное на приобщение учащихся к электронному
музыкальному творчеству, охватывает композиторскую, исполнительскую,
звукорежиссерскую и звукового синтеза составляющие этой деятельности
включает основы соответствующих знаний, умений, навыков и способов
творческих действий: работу над гармонией, фактурой, инструментовкой,
формой, выстраивание темпа, агогики, артикуляции и динамики в процессе
построения ее исполнительской интерпретации, регулировку динамического
баланса, расположение голосов звучания, выставление звукорежиссерских
эффектов. Использование в работе различных форм музицирования дает
возможность развитию межпредметных связей, вызывает интерес у детей,
способствует тесному контакту педагогов различных отделений.
Итог урока
Ребята на уроке сегодня были учениками и артистами. Музыка
«говорит» с нами, говорит ярким, выразительным языком, на котором можно
поведать все. И, каждый, кто захочет, может научиться понимать его,
понимать музыку.
В результате совместной деятельности усилиями ребят создается
творческий продукт в виде словесного рисунка по интерпретации
музыкального произведения, музыкально-ритмических движений по его
содержанию. Атмосфера урока, в которой увлеченность, внутренний
комфорт, раскованность испытывают все, достигается широким
применением коммуникативных связей и позволяет осуществить идею урока,
главную содержательную суть которого составляет активная творческая
деятельность.
Вопросы к учащимся. Рефлексия.
Что вам больше нравится на занятиях специальности:
изучение пьес;
творческие игры;
игра в ансамбле;
концертная деятельность.
Наш урок подошел к концу. Мы благодарим вас за сотрудничество и
надеемся, что предстоящие ваши выступления доставят радость общения
слушателям с МУЗЫКОЙ.
Анализ урока
Результат урока показал, что поставленные преподавателями цели и
задачи были достигнуты:
четкость и ясность поставленных задач перед учащимися;
разнообразный музыкальный материал, способствующий
развитию творческих способностей учащегося.