Рабочая программа по музыке для 3 класса СО Л. В. Занкова

1
Матюшкова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов
МКОУ «Марьяновская СОШ №2» Омской области
Рабочая программа по музыке, 3 класс
СО Л. В. Занкова
2
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке
Рабочая программа по музыке для 3 класса разработана на основе примерной программы, авторской программы Г.
С. Ригиной «Музыка», утверждённой МО РФ (Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова:
сборник программ: в 2 ч. 2-е изд., испр. / сост. Н. В. Нечаева, С. В. Бухалова. Самара: Издательский дом «Фёдоров»,
2012.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования
(Москва, 2009).
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Для реализации программного содержания используется:
Ригина Г. С. Музыка: Учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Фёдоров», 2011.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного
наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки,
знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой
деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и
эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства,
уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах
музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой
деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое
движение и импровизация).
Задачами курса музыки, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
формирование основ музыкальной культуры, расширение представлений детей о мире музыкального искусства и
роли музыки в жизни человека;
развитие интереса младших школьников к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям разных
стилей, жанров;
развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, понимание детьми образной природы музыки, формирование
умений создавать музыкальный образ в исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, при создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций;
развитие художественного вкуса, музыкально-творческих способностей учащихся;
воспитание в процессе эмоционального восприятия и исполнения музыки нравственных позиций ребенка, его
общекультурной и гражданской идентичности с учетом культурного разнообразия российского общества;
формирование уровня освоения системы знаний, представлений и способов действий, достаточного для
дальнейшего музыкально-эстетического образования и самообразования.
Общая характеристика учебного предмета
Особенности преподавания предмета «Музыка» определяются спецификой музыкального искусства, которое обращено к
духовному миру ребенка. Влияние на нравственно-эстетические чувства происходит в процессе активного восприятия
детьми эмоционально-образного содержания музыкальных произведений, в процессе музыкально-творческой деятельности
школьников.
Занятия музыкой способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, целостному развитию личности младшего
школьника, приобщению его к непреходящим этическим и эстетическим ценностям отечественной и мировой музыкальной
культуры. Музыкальное искусство является неотъемлемой, важной частью национальной духовной культуры России.
Основные положения концепции развивающего обучения Л.В. Занкова направлены на достижение оптимального общего
развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья, на развитие музыкальности как
комплекса музыкально-творческих способностей. Подчеркивая единство и равнозначность интеллектуального и
эмоционального развития, волевого и нравственного, Л.В. Занков существенное значение придавал эмоциональному
развитию ребенка, отмечая, что именно эмоции способствуют глубине интеллектуальной деятельности. Эта глубина
создается материалом, с которым работают ученики, но главное - характером самой деятельности и эмоциональным
настроем.
Особенность искусства в том, что оно обладает большими возможностями для эмоционального развития личности,
творческого и нравственно-эстетического воспитания учащихся. Вместе с тем музыка позволяет не только обогатить
эмоциональную сторону жизни ребенка, но и достичь целостности всех составляющих личностного развития.
Музыкальность - сложный комплекс природных музыкальных задатков, необходимых для успешной музыкальной
деятельности. К ним относятся: интонационный слух в разных своих компонентах (звуковысотный, ритмический,
тембровый, динамический, гармонический), способность к оперированию музыкально-слуховыми представлениями,
творческое воображение и мышление, музыкальная память (Б.М. Теплов, Б.В. Асафьев и др.). Все это обусловливает
эмоциональную отзывчивость на музыку.
Место учебного предмета
3
В соответствии с учебным планом школы и годовым календарным учебным графиком на 2014-2015 учебный год в 3 классе
на изучение музыки отводится 34 часа (1ч в неделю).
Ценностные ориентиры учебного предмета
В основу содержания курса положена линейно-концентрическая дидактическая модель, предполагающая
последовательность в изучении тем (линейность) и возврат к основным содержательным единицам с постепенным
усложнением материала и его обобщением (концентричность). В программе по музыке прослеживается несколько сквозных
идей:
сказка в музыке, сказочные образы в песне, опере и балете;
исторические и героические образы в музыке (темы «Музыка о Родине», «Героические страницы истории России в
музыке»);
образы природы в музыке («Музыкальное путешествие в сказочный лес», «Времена года в музыке», «Музыкальный
карнавал животных»);
русская народная музыка и творчество других народов («Русские народные песни и пляски», «Музыка разных народов»,
«Народная музыка в творчестве композиторов»);
исполнительское мастерство инструменталистов и вокалистов;
шутка в музыке («Сказки, небылицы, шутка в музыке» и др.).
Тематизм дает возможность объединять материал урока и различные виды деятельности в единое художественное целое,
вводить в урок высокохудожественные произведения не только музыкального искусства, но и поэзии, художественной
прозы, изобразительного искусства, что усиливает межпредметные связи. Тематическая организация содержания программы
помогает детям обобщать свой индивидуальный опыт и активно включаться в беседы о музыке. Все это создает условия для
общего культурного развития школьника.
Постепенное и последовательное усложнение музыкального материала и различных
видов деятельности возвратами к изученному материалу на новом уровне его осмысления) позволяет осваивать комплекс
навыков учебной и музыкально-творческой деятельности.
Слушание музыки обогащает музыкально-слуховые представления детей, расширяет их понятия о природе музыкального
искусства благодаря знакомству с творчеством отечественных и зарубежных композиторов, с исполнителями музыки,
различными музыкальными жанрами, народной музыкой.
Важно научить детей не только слушанию, а «слышанию» музыки. Проникновение в мир музыкального искусства тем
глубже, чем больше интерес детей к музыкальным занятиям, выше уровень их музыкальной грамотности. В процессе
слушания музыки развивается внимание и музыкально-слуховой контроль ребенка.
Пение занимает ведущее место в рамках целостного подхода к музыкальному развитию детей. Наиболее доступный вид
коллективного музицирования - хоровое пение, которое осуществляется с опорой на национальные традиции России. Дети
исполняют попевки и песни по слуху, по нотам, с сопровождением и с движениями, характерными для определенного жанра
музыки. Музыкально-слуховые представления, являющиеся ядром музыкальных способностей, лучше всего формируются,
если ребенок умеет петь по нотам. Не случайно этому умению в программе отводится большое внимание.
Инструментальное музицирование включает игру на детских ритмических инструментах в качестве сопровождения
слушания музыки и пения, ритмические «музыкальные разговоры» и ритмические игры.
Музыкально-пластическое движение направлено на обучение детей выразительно двигаться под музыку в соответствии с ее
содержанием. Это помогает младшим школьникам через собственную деятельность понять различие между хороводом и
маршем, полькой и народной песней и т.д. Пение с показом ручными знаками становится своеобразным пластическим
интонированием.
Импровизационное творчество опирается на восприятие музыки, музыкальный слух, творческую фантазию ребенка и
выражается в способности ребенка комбинировать, создавать нечто свое, новое на основе имеющегося музыкально-
слухового опыта. Музыкальная импровизация используется для творческого развития учащихся, а также для углубления,
закрепления и освоения знаний о музыке. В музыкальные занятия включаются все доступные виды импровизирования:
движения, ритмические аккомпанементы, ритмические и мелодические «музыкальные разговоры», мелодизация
стихотворений, импровизирование по ручным знакам ладовых ступеней, инсценирование, импровизация на настроение.
Таким образом, заложенное в музыкальном искусстве творчество - композитора, исполнителя и слушателя - оказывает и
развивающее, и терапевтическое влияние на детей.
Драматизация литературных произведений с использованием музыкальных фрагментов осуществляется в игровой
деятельности, которая также становится способом самовыражения детей. Игра рассматривается как генетическая основа
творчества, возможность проявления творческой активности детей. В связи с этим в музыкальные занятия включаются
игровой материал и разнообразные игровые ситуации. Программа по музыке нацелена на формирование личностных и
метапредметных универсальных учебных действий. Музыкальное искусство как «искусство интонируемого смысла», в
котором человек «не мыслит себя вне отношения к действительности» (Б.В. Асафьев), имеет огромные возможности для
действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания содержания произведений искусства, а значит для
формирования целостной картины мира и развития творческого потенциала школьника. Значительное внимание уделяется
развитию умения учащихся сотрудничать со сверстниками и взрослыми, принимать на себя социально значимые роли. Опыт
коллективного взаимодействия в музицировании, обсуждении содержания произведений и оценке полученных результатов
способствует развитию коммуникативности младших школьников, их регулятивных действий.
Познавательные УУД формируются в процессе освоения детьми нотной грамоты, в том числе системы записи музыки в
относительной и абсолютной сольмизации, в ходе выполнения детьми такого типа заданий, как работа с музыкальным
словариком, с карточками ритма, поиск информации в дополнительных источниках, включая ресурсы Интернета.
Здоровьеразвивающие возможности музыкальных занятий усиливаются благодаря их рациональной организации,
предполагающей сочетание разных видов музыкальной деятельности, чередование разнохарактерных песен, требующих
4
решения различных исполнительских задач, соблюдение режима голосового аппарата детей (пение свободным,
естественным, нефорсированным звуком, тесситурное удобство и напевность предлагаемых для пения мелодий),
импровизационность заданий.
Положительное влияние музыки на психологическое и физиологическое здоровье достигается также наличием
подготовительного этапа восприятия (эмоциональный настрой, актуализация музыкального опыта детей) и исполнения
(распевки, составление исполнительского плана) музыки. Такая организация урока повышает психофизиологические
ресурсы детей, их стрессоустойчивость. Уроки музыки, проводимые на природе, наряду с задачами эстетического и
экологического воспитания, направлены на формирование культуры здорового образа жизни младших школьников.
По ключевым темам учебного года предусмотрено выполнение творческих проектов: «Любимые песни нашего класса» (3
класс) и «В стране музыкальных инструментов» (4 класс). Итогом первого творческого проекта должен стать песенный
сборник-альбом, в который школьники отбирают песни различной тематики: «Песни из мультфильмов», «Песни о школе»,
«Народные песни», «Песни о Родине». Предлагаемые проекты стимулируют коллективную поисковую и творческую
деятельность младших школьников, воспитывают качества гражданина благодаря патриотической тематике и знакомству с
историей создания известных песен. Творческие проектные задания имеют сквозной характер и завершаются выходом на
социально и личностно значимые результаты: подготовка концерта, создание сборника-альбома песен и т.д.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по музыке
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;
позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки
музыкально-творческой деятельности;
образ Родины, представление о её богатой истории, героях защитниках, о культурном наследии России;
устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной
деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;
основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных
эпох, жанров, стилей;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные
представления о досуге.
Обучающийся получит возможность для формирования:
познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных
произведений;
нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);
нравственно эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных
произведений;
понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами
композитора;
представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную, в т.ч. музыкально исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя
и вносить в неё коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных
действий;
выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных
жанров;
осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т.ч. проектных и творческих;
выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике
ориентир;
воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои
представления о музыке и музыкантах;
самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
выбирать способы решения исполнительской задачи;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;
5
исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое
пространство Интернета;
соотносить различные произведения по настроению и форме;
строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;
пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
обобщать изученный материал;
устанавливать аналогии;
сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература,
живопись);
представлять информацию в виде сообщения (презентация проекта).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог,
диалог, письменно);
выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной
деятельности;
понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;
проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;
контролировать свои действия в коллективно работе и понимать важность их правильного выполнения;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
стремиться к пониманию позиции другого человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
выражать своё мнение о музыке, используя разные средства коммуникации (в т.ч. средства ИКТ);
понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая
совместную работу в проектной деятельности;
продуктивно сотрудничать со сверстниками на уроке и во внеурочной деятельности;
формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и
действий партнёра;
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
проявлять творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Предметные результаты
Музыка в жизни человека
Обучающийся научится:
воспринимать и понимать музыку разного эмоционально образного содержания, разных жанров, включая
фрагменты опер, балетов, кантат, симфоний;
различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной
музыки;
понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях
и в музыке крупных жанров: опере и кантате;
эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям;
ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;
понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;
передавать в музыкально-творческой деятельности художественно-образное содержания и основные особенности
сочинений композиторов и народного творчества.
Обучающийся получит возможность научиться:
соотносить исполнение музыки собственными жизненными впечатлениями и осуществлять своё исполнительский
замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.;
осуществлять (в рамках решения проектных задач)т поиск необходимой информации, в т.ч. с использованием ИКТ;
владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.
Основные закономерности музыкального искусства
Обучающийся научится:
слушать музыкальное произведение, выделять в нём выразительные и изобразительные интонации, различать
произведения разных жанров;
наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения
музыки;
участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая своё мнение в общении со сверстниками;
6
узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской
деятельности;
узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских
элементарных музыкальных инструментах, движения под музыку;
импровизировать мелодии на отдельные фразы и законченные фрагменты стихотворного текста в характере
песни, танца и марша;
пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольмизации;
находить в музыкальном тексте особенности формы, изложения;
различать звучание музыкальных инструментов (включая тембр арфы, виолончели, челесты).
Обучающийся получит возможность овладеть:
представлениями о композиторском (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, Ф. Й. Гайдн, И. С. Бах, В.
А. Моцарт, Э. Григ, Г. В. Свиридов, С. С. Прокофьев, Р. К. Щедрин и др.) и исполнительском творчестве;
музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль,
ария, канон и др.
Музыкальная картина мира
Обучающийся научится:
выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения, в т.ч. с дирижированием (на 2/4,
3/4, 4/4, 3/8, 6/8);
петь темы из отдельных прослушанных музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и
двухголосном изложении;
различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных
произведений;
сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;
различать язык музыки разных стран мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;
собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе,
представлять результаты проектной деятельности.
Содержание программы
Музыка в жизни человека
Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Сказочные образы в музыке. Опера. Балет. Поэзия А. С. Пушкина в
музыке. Сказочная опера в творчестве Н. А. Римского Корсакова, М. И. Глинки. Балеты П. И. Чайковского, Р. К.
Щедрина. Инсценировки сказок.
Характерные особенности музыкальных жанров. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Кантата.
Симфония. Ария как характеристика героя оперы, кантаты, оратории.
Инструментальная и вокальная музыка. Романс. Инструментальные пьесы отечественных и зарубежных композиторов.
Творчество И. С. Баха, В. А. Моцарта и др.
Музыка ХХ века. Творчество композиторов С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Г. В. Свиридова, Д. Б. Кабалевского.
Современные композиторы. Песенное творчество композиторов Р. В. Паулса, В. Я. Шаинского.
Музыка о Родине. Героические страницы России в музыке. Музыкальный исторический портрет («Александр Невский»
С. С. Прокофьева). Тема защиты Родины в Великой Отечественной войне, отражённая в песенном творчестве.
Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Колыбельная песня. Вальс, полька, менуэт. Гопак народный танец, гопак в
опере М. П. Мусоргского. Марш в опере и балете.
Симфония. «Детская симфония» Франца Йозефа Гайдна. Кантата (С. С. Прокофьев). Романс, ария, хор.
Жанры народной музыки. Песня в народной музыке. Музыка к календарным праздникам.
Основные закономерности музыкального искусства
Музыкальные и речевые интонации. Интонация как озвученное состояние персонажа. Музыкальный разговор.
Характеры персонажей и интонационное разнообразие музыки. Выразительность и изобразительность в музыке
(«Кикимора» А. К. Лядова). Картины природы в музыке: музыкальные «краски».
Тема персонажа оперы, балета, кантаты как музыкальная характеристика, музыкальный образ.
Сравнение средств музыкальной выразительности (ритм, темп, лад, динамика) в произведениях о природе разных
авторов.
Песенные, танцевальные, маршевые интонации в инструментальной и вокальной музыке.
Музыкальные размеры. Дирижирование в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Разнообразие ритмического рисунка: половинная нота с
точкой, фермата.
Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты: диез, 3/4, 4/4 в такте, трёхдольный и
четырёхдольный метры, лига, паузы. Октава. Мажорная и минорная гаммы.
Повтор и контраст как основные приёмы музыкального развития. Канон: особенности музыкального развития.
Формы построения музыки: двух-, трёхчастная формы. Контрастность частей, средства музыкальной выразительности в
каждой из частей («Весна и осень» Г. В. Свиридова).
7
Музыкальная картина мира
Картины природы в музыке. Эмоционально образное содержание музыкальных произведений, связанных с картинами
природы.
Инструментальная и вокальная музыка. Песенное творчество. Песни из мультфильмов. Песни о школе. Песни о Родине.
Исполнительский план произведения. Исполнение по нотам с названиями ступеней, нот. Исполнение двухголосия.
Композитор исполнитель слушатель. Выразительность исполнения музыки. Музыкальные инструменты: арфа,
фортепиано, виолончель, флейта – пикколо, челеста и др. Народные инструменты: кастаньеты.
Симфонический оркестр. Камерный оркестр. Шумовой оркестр.
Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Средства выразительности в музыке, поэзии и живописи.
Знакомство с этнокультурными традициями: проводы Масленицы. Русские народные песни и пляски. Знакомство с
музыкой других народов (украинская, белорусская, эстонская, французская народные песни).
8
Тематическое планирование
п/п
Тема
урока
Слушание музыки
Пение
Движение
под музыку
Игра
на
инстру
ментах
Импро
ви-
зация
Дат
а по
пла
ну
Да
та
пр
ове
ден
ия
1
Сказка в
опере и
балете.
Песни -
сказки
Сказка о царе Салтане
(Три чуда). Н.А. Рим-
ский-Корсаков
Щелкунчик (Марш). П.И.
Чайковский
Песня старой сказки. Музыка В.
Мигули, слова Л. Ошанина
Робин-Бобин. Музыка Г.
Гладкова, слова К. Чуковского
Марш. Танец
пастушков
(Щелкунчик)
Сказоч
ка. С.
Про-
кофьев
2
Сказка в
опере и
балете.
Песни -
сказки
Сказка о царе Салтане
(Ария Царевны Лебедь).
Полет шмеля Щелкунчик
(Испанский танец)
Песня старой сказки. Робин-
Бобин
Марш. Танец
пастушков
(Щелкунчик)
Роби
н-
Боби
н
Сказоч
ка
3
Сказка в
опере и
балете.
Песни -
сказки
Фрагменты из «Сказки о
царе Салтане» Щелкунчик
(Китайский танец)
Песня старой сказки. Робин-
Бобин
Дирижирова-
ние (Вальс
снежных
хлопьев)
Роби
н-
Боби
н
4
Сказка в
опере и
балете.
Песни -
сказки
Конек-Горбунок (Тема
Конька-Горбунка)
Щелкунчик (Арабский
танец)
Сказки гуляют по свету Музыка
Е. Птичкина, слова М.
Пляцковского Про сверчка.
Музыка И. Морозова, слова А.
Коваленкова
Вальс цветов
Щелкунчик.
Дирижирова-
ние. Вальс
снежных
хлопьев
Песенк
а
Алену
шки
5
Сказка в
опере и
балете.
Песни -
сказки
Конек-Горбунок (Царь-
Горох) Щелкунчик (Танец
феи Драже)
Сказки гуляют по свету Про
сверчка Песня друзей. Музыка Г.
Гладкова, слова Ю. Энтина
Вальс цветов
Песня
друзей
Песенк
а
Алену
шки
6
Сказка в
опере и
балете.
Песни -
сказки
Лебединое озеро (Тема
лебедей. Танец маленьких
лебедей) Щелкунчик
(Фрагменты из балета)
Про сверчка Песня друзей
Дирижирова-
ние (Царь-
девица)
Песня
друзей
7
Сказка в
опере и
балете.
Песни -
сказки
Конек-Горбунок
(Фрагменты из балета)
Лебединое озеро
(Неаполитанский танец.
Одетта и принц)
Про сверчка Песня друзей
Дирижирова-
ние Царь-
девица
8
Повторение
9
Инструмен
тальная и
вокальная
музыка
Лебедь. К. Сен-Санс
Мелодия. А. Рубинштейн
Пробуждальная песенка.
Музыка Н. Пескова, слова П.
Синявского Чему учат в школе.
Музыка В. Шаинского, слова М.
Пляцковского
Дирижирова-
ние (Мелодия)
Чему
учат в
школе
Я
компо-
зитор
10
Инструмен
тальная и
вокальная
музыка
Лебедь Мелодия
Пробуждальная песенка Чему
учат в школе Колыбельная
медведицы. Музыка Е.
Крылатова, слова Ю. Яковлева
Дирижирова-
ние Мелодия
Чему
учат в
школе
Я
компо-
зитор
11
Инструмен
тальная и
вокальная
музыка
Соловей. Музыка А.
Алябьева, слова А.
Дельвига Кикимора. А.
Лядов
Пробуждальная песенка Чему
учат в школе Колыбельная
медведицы
Дирижирова-
ние Колы-
бельная мед-
ведицы
Колыб
ельная
медвед
ицы
Спой,
как
песню
12
Инструмен
тальная и
вокальная
музыка
Соловей Кикимора
Колыбельная медведицы Песня
Менуэта. Музыка Е. Адлера,
слова Л. Дымовой Оркестр
чудаков. Музыка В. Тугаринова
Дирижирова-
ние Колы-
бельная мед-
ведицы
Колыб
ельная
медвед
ицы
Спой,
как
танец
13
Инструме
нтальная и
вокальная
Детская симфония. Й.Ф.
Гайдн
Песня Менуэта Оркестр чудаков
Снежинки.
Музыка В. Шаинского, слова А.
Менуэт В.А.
Моцарт
Детска
я сим-
фония
Спой,
как
марш
9
музыка
Внукова Песня о волшебниках.
Музыка Г. Гладкова, слова В.
Лугового
14
Инструме
нтальная и
вокальная
музыка
Детская симфония
Песня Менуэта Оркестр чудаков
Снежинки
Песня о волшебниках
Менуэт
Детска
я
симфо
ния
15
Повторение
16
Музыка
разных
народов
Финал IV симфонии. П.И.
Чайковский Шутка. И.С.
Бах
Во поле береза стояла. Русская
народная песня За рекою старый
дом. И.С. Бах, слова Д. Тонского
Во поле береза
стояла
17
Музыка
разных
народов
Финал IV симфонии
Шутка
За рекою старый дом.
Колыбельная. Музыка Р. Паулса,
стихи Аспазии Золотая свадьба.
Музыка Р. Паулса, слова И.
Резника
Пастушка. Французская
народная песня Чунга-Чанга.
Музыка В. Шаинского, слова Ю.
Энтина
Минор
РА-ВИ
Во поле
береза
стояла
Шутка
Барыня. Рус-
ская народная
песня
Дирижирова-
ние За рекою
старый дом
Чунга-
Чанга
Золота
я
свадьб
а
Ритми
ческий
музы-
кальны
й
разгов
ор
18
Музыка
разных
народов
Танец с саблями. А.
Хачатурян Шествие
гномов. Э. Григ
За рекою старый дом
Колыбельная Золотая свадьба
Пастушка Чунга-Чанга
Минор
РА-ВИ
Музыкальн
ый разговор
Шутка
Менуэт. И.С.
Бах
Дирижирова-
ние
Чунга-
Чанга
Золота
я
свадьб
а
Ритми
ческий
разгов
ор
19
Музыка
разных
народов
Танец с саблями Шествие
гномов
Чунга-Чанга
Заход солнца. Музыка
Э. Грига, слова А. Мунка
Минор
РА-ВИ
Музыкальн
ый разговор
Пение по
ритмическо
й записи
Шествие
гномов
Шутка
Эстонская
полька
Заход
солнца
Подсне
жник.
П. Со-
ловьев
а
20
Музыка
разных
народов
Гопак. М. Мусоргский
Проводы Масленицы. Н.
Римский-Корсаков
Заход солнца Колыбельная
песня. В.А. Моцарт
Минор
РА—ВИ
Кумушка.
Белорусская
народная
песня
Дирижирова-
ние Проводы
Масленицы
Подсн
ежник
21
Музыка
разных
народов
Гопак
Проводы Масленицы
Заход солнца Колыбельная песня
Минор
РА—ВИ
Кумушка
РА
-
МО-ВИ
Уж ты сад.
Русская
народная
песня
Дирижирова-
ние Проводы
Масленицы
Осень.
А. Фет
22
Картины
природы в
музыке
Весна и осень. Г.
Свиридов Утро. Э. Григ
Колыбельная песня Весенняя.
В.А. Моцарт Осень. Музыка Ю.
Чич- кова, слова К. Ибряева
Неприятность эту мы
переживем. Муз. Б. Савельева,
сл. А. Хайта
Минор
РА1—МО
ВИ Уж ты
сад
Дирижирова-
ние Осень
Осень
23
Картины
природы в
музыке
Весна и осень. Утро. Э.
Григ Утро. С. Прокофьев
Весенняя Осень
Неприятность эту мы переживем
Береза. Музыка В. Весе- лова,
стихи С. Есенина
Минор
РА-ВИ
А я по лугу.
Русская
народная
песня
Русская
плясовая
Дирижирова-
ние Утро. Э.
Григ
Береза
Зима.
П.
Вязем-
ский
24
Картины
природы в
музыке
Утро. Э. Григ Утро. С.
Прокофьев
Весенняя Осень
Неприятность эту мы
переживем
Береза
Минор
РА-ВИ А я
по лугу
Шествие
кузнечиков С.
Прокофьев
Береза
Зима
25
Повторение
26
Героическ
ие
страницы
истории
России в
музыке
Александр Невский.
Кантата. Ч. I, II, III.
С. Прокофьев
Вспомним, братцы, Русь и славу!
Русская народная песня
Россия, Россия. Музыка Ю.
Чичкова, слова Ю. Разумовского
Россия, Россия
Спой,
как
песню
27
Героическ
ие
Александр Невский. Ч. I,
II, III, IV
Вспомним, братцы... Россия,
Россия
Россия, Россия
Спой,
как
10
страницы
истории
России в
музыке
марш
28
Героическ
ие
страницы
истории
России в
музыке
Александр Невский. Ч.
IV, V, VI, VII
Солдатушки, бравы ребятушки.
Русская народная песня Россия,
Россия
Солдатушки,
бравы ребя-
тушки
Спой,
как
танец
29
Героическ
ие
страницы
истории
России в
музыке
Александр Невский
(Фрагменты)
Солдатушки, бравы ребятушки
Слава!
Солдатушки,
бравы ребя-
тушки
Русь.
И.
Ники-
тин
30
Героическ
ие
страницы
истории
России в
музыке
Катюша. Музыка М.
Блантера, слова М.
Исаковского Журавли.
Музыка Я. Френкеля,
слова Р. Гамзатова
Солдатушки, бравы ре-
бятушкиСлава! Русская народная
песня
Русь
31
Героическ
ие
страницы
истории
России в
музыке
Иван Сусанин. Опера.
Романс Антониды. М.И.
Глинка
Слава!
Большой хоровод. Музыка Б.
Савельева, слова Лены
Жигалкиной и А. Хайта
Лучше
нет
родног
о
края.
П.
Ворон
ько
32
Героическ
ие
страницы
истории
России в
музыке
Иван Сусанин. Ария
Сусанина. Хор «Славься!»
Слава!
Большой хоровод. Московский
воробей. Музыка Д. Львова-Ком-
панейца, слова Ю. Ко- ринца
Песня о Москве. Музыка Г.
Свиридова, слова А. Барто
Хор
«Славься!»
Лучше
нет
родног
о
края
33
Героическ
ие
страницы
истории
России в
музыке
Иван Сусанин. Ария
Сусанина. Хор «Славься!»
Московский воробей Песня о
Москве
Хор
«Славься!»
34
Обобщение изученного
Материально-техническое обеспечение учебного курса
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Ригина Г.С. Музыка: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Ригина Г.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка» для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров».
Ригина Г.С. Поем, слушаем, танцуем: Нотная хрестоматия (к учебнику «Музыка. 3 класс»). - Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».
Ригина Г.С. Книга для учителя. Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание. - Самара: Издательство «Учебная
литература»: Издательский дом «Федоров».
2. Специфическое сопровождение (оборудование):
- аудиозаписи и фонохрестоматии;
- видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся композиторов;
- видеозаписи фрагментов оперных и балетных спектаклей, выступлений известных певцов, хоровых, оркестровых
коллективов;
- таблицы (нотные примеры, средства музыкальной выразительности);
- схемы (расположение инструментов в симфоническом оркестре, партий в хоре);
- нотный и поэтический текст гимна России;
- репродукции картин и фотоматериалы, соответствующие тематике программы по музыке;
- портреты композиторов;
- дидактический раздаточный материал.