Консультация для родителей по теме: «Вокруг музыкальных терминов»


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 142
С приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Невского района Санкт-Петербурга.
Консультация для родителей
по теме:
«Вокруг музыкальных терминов»
Подготовила музыкальный руководитель
ГБДОУ № 142 Зуброва Е. К.
СПб
2015 г.
2
Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого
легкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления, ибо слова
суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей
тонкости, одного понятия от другого?
В. Г. Белинский.
Определяйте значение слов и вы избавите свет от половины его
заблуждений.
А. С. Пушкин.
«Дать вещи название – это начало ее познания»…А чтобы познание
было не поверхностно-формальным. А глубоким, - истинным, чтобы
осуществлялось при-СВОЕ- ние знания, нужно стараться слышать и
понимать названия вещей.
Главной задачей консультации является желание обратить внимание
читателя на глубинное значение слова, привить вкус к размышлению над
словом, с о з д а т ь п с и х о л о г и ч е с к у ю у с т а н о в к у н а т а к о е
р а з м ы ш л е н и е .
Каждое действие, дело побуждается мыслью, воплощенной в слове:
слово – оболочка мысли. В экономике, политике, дипломатии, в любой
трудовой и учебной деятельности от слова в большей степени зависит и
процесс и результат.
В древнем мире огромной силой, имеющей власть над человеком,
считалась музыка. Мыслители придавали ей государственное значение.
Объявляя музыкальный лад образцом и средством для политического
порядка и гражданской гармонии. Обучение музыке – пению и игре на
музыкальных инструментах – составляло неотъемлемую часть воспитания
юношества.
Для записи музыки применялась буквенная вокальная и
инструментальная нотация. Пифагор (580-500 до н. э.) и его последователи –
пифагорейцы – теоретически обосновали законы акустики для музыки и
положения музыкальной эстетики, соотнося их со строением космоса и
системой этических ценностей. Учение об этосе (нрав) составляло раздел
античной музыкальной теории. В нем музыка рассматривалась как средство
воздействия на нрав человека.
Далее речь пойдет о музыкальных терминах на языках романской и
германской групп индоевропейской семьи, «обслуживающих» музыку
европейской традиции.
3
Амфи с обеих сторон, вокруг
Амфитеатр (амфитэатрон – театр) – 1) в Древней Греции места для
зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов; 2) часть
зрительного зала, расположенная на возвышении за партером.
Ана вверх, наверх
♪ Анализ – разбор, рассмотрение чего-либо.
Музыкальный анализ – научное исследование музыкального
произведения, рассмотрение составляющих его элементов музыкального
языка в их функционировании, взаимодействии и развитии в процессе
создания музыкального образа. Анализ – важная часть работы музыканта.
Анти против, вместо, в ответ на
Антитеза (антитэсис – установление, основа, предмет, тема)
буквально противоположение; стилистическая фигура в поэтической речи,
состоящая в сопоставлении противоположных мыслей или образов,
оттеняющих их контраст.
Диа через, сквозь
Диапазон (весь, целый, всякий) буквально: через все (струны);
звуковой объем голоса или инструмента. У греков понятие «диа пасон»
Являлось обозначением интервала октава, и в музыкальных трактатах эта
традиция сохранилась до XVIIXVIII веков.
Диатонический (диатонос – тон, звук) буквально переходящий от
тона к тону. Звукоряд диатонического лада, каждая ступень которого.
Независимо от их количества и интервальной структуры звукоряда, является
самостоятельной, основной, а не производной от другой.
Дис разделение, отделение, отрицание
Дисгармония отсутствие или нарушение гармонии, разногласие.
Ев хорошо, удачно
4
Эвфемизм (молва, слух) буквально благоречие; употребление из
соображений приличия не грубого, а более мягкого обозначения какого- либо
предмета или явления. Например: «говорить неправду» вместо «врать»,
«полный» вместо «толстый» и т. п.
Эвфония (звук, голос, речь) 1) учение о звуковой стороне
стихотворной речи; 2) в средневековой теории музыки гармония,
консонанс.
Ката- (ката-) движение сверху вниз
Катабасис (ход, движение; шаг, поступь; нога, ступня) музыкально-
риторическая фигура, означающая (в соответствии с направлением мелодии)
движение вниз. От слова «катабасис» произошло известное «катавасия» –
«суматоха». Дело в том, что при пении заключительного ирмоса (строки
канона) хоры сходили с клиросов ( правого и левого) на середину церкви;
восприятие прихожанами многоголосия в этот момент было осложнено
перемещением певчих, гармония улавливалась с трудом и могла оцениваться
как спутанная. Отсюда и современное значение слова «катавасия»,
созвучного «катабасису», – «путаница».
Пери вокруг, около, возле
Период (периодос окружный путь, обход, круговращение, цикл; путь,
дорога, движение, направление) –1) оборот, нечто завершенное; промежуток
времени , за который проходят все фазы какого-либо повторяющегося
процесса (общественного развития, годового цикла), 2) музыкальное
построение, наименьшая композиционная структура, выражающая
относительно законченную музыкальную мысль. Продолжительность
музыкального периода, измеряемая в тактах, зависит от темпа, размера и
жанра. Период может выступать в качестве самостоятельного произведения
гомофонной музыки (Шопен, Прелюдия до минор).
Поли много, указывает на сложный состав и разнообоазие.
Полиметрия (многомерный) одновременное сочетание нескольких
метров в разных голосах многоголосного произведения, характеризующееся
не совпадением метрических акцентов (В. Моцарт «Дон Жуан», сцена бала).
Часто встречается в музыке XX века.
5
Полиритмия (рютмос – размеренность, ритм, такт –
предположительно от рэо – течь, стремиться) сочетание в
одновременности двух или нескольких ритмических рисунков, например
одновременное звучание в разных голосах или слоях фактуры длительностей
основного (четного) и произвольного (свободного) деления ( полиритмия
особенно характерна для музыки Ф. Шопена, А. Скрябина и других
композиторов.)
Полифония (полюфония – многозвучность: – фонэ – звук, голос;
слово, речь) – многоголосие.
Литавра (полютаурэа – полюс – многочисленный; таурэа – бычья
кожа) один из древнейших музыкальных инструментов, котел с натянутой
сверху кожей. Современные литавры – инструменты с определенной высотой
звучания.
Про перед, раньше, вместо, сторонник чего-либо.
Программа 4) программа, выраженная в той или иной форме, может
указывать на содержание музыкального произведения: программная музыка
род инструментальной музыки.
Программа может быть выражена в виде заглавия (А. К. Глазунов,
симфоническая картина «Кремль»),эпиграфа (П. И. Чайковский, пьесы из
цикла «Времена года»); программой может стать произведение
изобразительного искусства (М. П. Мусоргский «Картинки с выставки») или
краткий литературный текст (А. К. Лядов, «Кикимора», «Волшебное озеро»,
Ф. Лист, симфоническая поэма «Прелюды»). В качестве программы может
быть взято и крупное литературное произведение (П. И. Чайковский,
симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта).
Пролог (логос – речь) – буквально перед речью; 1) вступительная часть
(монолог) в древнегреческой трагедии; 2) вступление к чему-нибудь, вводная
часть произведения, подготавливающая его восприятие (Р. Леонкавалло,
«Паяцы») или повествующая о предшествующий основному действию
событиях (М. П. Мусоргский, «Борис Годунов»)
Просцениум (проскэнион – авансцена; скэнэ шатер, палатка, сцена)
передняя, ближайшая к зрителям часть сцены.
6
Син, сим с, со, вместе
Симфония (созвучие, согласованность, гармоничное сочетание
множества чего-либо – звуков, красок) буквально совместное звучание; 1)
крупное многочастное произведение для оркестра; 2) И. С. Бах назвал
симфониями или (синфониями) свои трехголосные полифонические пьесы
для клавира (их иногда обозначают как инвенции).
Синестезия (ошущение) буквально одновременное ощущение; в
психологии – явление восприятия. Известный пример этого явления – т. н.
цветной слух (слуховая синестезия), при котором звук, наряду со слуховыми
ощущениями вызывает зрительные цветовые. Эта способность была
присуща Н. А. Римскому-Корсакову, А. Н. Скрябину и многим другим
музыкантам.
Синкретизм слитность, нерасчлененность, характеризующая
первоначальное, неразвитое состояние чего-либо. Синкретизм типичен для
первобытного искусства и искусства древности, в котором пляска, пение и
инструментальная музыка сосуществовали нерасчлененно апример, в
хороводе, во многих обрядовых действиях.)
Эн в, при (вхождение)
Энармония, энармоника (скреплять, сглаживать) один из трех
интервальных родов древнегреческой музыки (наряду с диатоном и хромой).
Его признак – наличие интервалов меньше полутона, в основном
четвертитонов, которые в древнегреческой теории назывались диесами.
Энармоническая музыка характеризовалась как изнеженная, утонченная. По
мере распространения суровой христианской монодии, она порицалась за
свой этос и постепенно исчезла из музыкальной практики. Возобновление
энармоники XVI. в.) связано с идеями Возрождения и обращения к
античному искусству.
Энгармонизм (энармониус – гармоничный; скреплять, сглаживать)
буквально «вгармонизованный»; в древнегреческой музыкальной теории
термин «энармон» являлся обозначением одного из трех интервальных родов
(наравне с диатоном и хромой), в котором расстояние между соседними
ступенями равнялось четвертитону, т. е. четвертитоны вторгались.
«вгармонизовывались» в полутон; позднее этот термин в музыке стал
7
означать приравнивание, отождествление – энармонизм – звуков, интервалов,
аккордов.
Эпи на, над, сверх, при, после, возле, за
Эпизод (привходящий, постоянный) –1) в древнегреческой драме часть
действия между выступлениями хора; 2) случай, происшествие; 3)
относительно самостоятельная часть произведения; в музыке – раздел
сложной формы (например, рондо), основанный на новом материале.
Литература:
Э.Г. Суханова «Вокруг музыкальных терминов». Издательство
«Композитор», СПб, 2014 год. (Раздел – Древнегреческий алфавит и
префиксы).