План открытого урока "Формы работы в классе специального фортепиано"


Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 6» города Курска
План
Открытого урока на тему:
«Формы работы в классе специального фортепиано»
Преподавателя фортепианного отделения Шульги Натальи Викторовны
Курск 2015
Тема урока: «Формы работы в классе специального фортепиано»
Цель урока: развитие слуха, памяти, самостоятельных навыков в работе за
инструментом. Воспитание активного музыкального мышления.
Задачи
Образовательные:
- накопление пройденного репертуара (музыкальная шкатулка);
- осознанное понимание и исполнение старинной музыки (И.С. Баха).
- систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по теме.
Развивающие:
- обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, воображения,
эмоций.
способствовать развитию навыков подбора по слуху.
способствовать становлению и развитию учебной мотивации обучающихся.
игровые приемы изучения терминов.
- работа над ритмическим единством в ансамбле.
Воспитательные:
- способствовать формированию мировоззрения обучающейся.
способствовать привитию интереса к музыкальному искусству.
способствовать эмоциональному развитию и воспитанию чувственно –
образных форм восприятия ребенком окружающего мира.
коллективное музицирование.
умение слушать и оценивать исполнение друг друга.
Тип урока:
нетрадиционный урок (игровые формы)
Форма урока:
индивидуально - групповая
Вид урока:
смешанный (беседа, практическая работа).
Методы и технологии обучения:
- словесные (беседа, рассказ, объяснение);
наглядные (показ на инструменте);
практические (работа на инструменте над чувством ритма, над развитием
ладо – гармонического слуха, над постановочным аппаратом, игра в
ансамбле);
здоровьесберегающие: при подготовке к уроку, при подборе музыкального
репертуара учет индивидуальных способностей обучающейся.
- личностно-ориентированные;
проблемные: поиск самостоятельного решения проблемы;
информационно-коммуникативные;
- формирования мотивации интерактивного и дистанционного обучения.
Оснащение урока: музыкальные инструменты: фортепиано, цифровое
фортепиано, нотный материал. Мяч.
Ход урока:
1. Организационный момент (целесообразность различных форм работы).
2. Повторение и накопление репертуара учащегося «Музыкальная шкатулка»
10 произведений .
3. Исполнение произведений старинной музыки на цифровом фортепиано
(звучание клавесина, органа, фортепиано) .
4. Подбор по слуху популярной музыки (с использованием главных ступеней
лада T-S-D-T в левой руке).
5. Исполнение ансамбля в 8 рук (работа над ритмическим блоком).
6. Изучение музыкальных терминов в игровой форме (игра в мяч).
7. Подведение итогов урока.
Тема моего сегодняшнего урока: «Формы работы в классе специального
фортепиано».
Это нетрадиционный (игровой) по форме тип урока. Моя задача показать
различные формы работы, чтобы это было, прежде всего, интересно детям.
Не секрет, что последние годы (10 лет) интерес к занятиям музыкой стал
меньше, скорее всего, что-то изменилось в сознание людей. Появилось много
других увлечений: многоканальное телевидение, компьютерные игры,
гаджеты и т.д. Соблазнов много, потому и в занятиях в школе искусств тоже
что- то должно поменяться.
Да, все главные каноны музыканта должны сохраняться (это, прежде всего
работа над техникой, и никуда от этого не уйти). Изучение произведений
классической музыки обязательно! Игра в ансамбле!
На начальном этапе обучения важно найти такие формы работы, чтобы
увлечь ребенка, влюбить его в музыку. Очень важно, чтобы все то, чему
научится ребенок, не уходило в никуда!
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь
тогда, когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, творчества. Без этого он засушенный
цветок.
В. Сухомлинский.
Пословица гласит: «Повторение мать учения».
I. Одна из форм работы в моем классе – «Музыкальная шкатулка», в нее мы
собираем пройденный репертуар (складываем в шкатулку «фантики», на
которых написано произведение).
Озвучивать «музыкальную шкатулку» будет ученик 2- ого класса Руслан
Лядицкий, он собрал в нее 10 произведений.
1. Шитте. Этюд.
2. Д. Кабалевский «Полька».
3. Ф.Шуберт «Экосез».
4. Цыганочка.
5. Подбор песни «Чунга-чанга».
6. Шмитц»Тяжелый рок».
7. Ходаш «Золотой петушок».
8. Л. Бирнов «Веселая игра».
9. А. Гедике «В лесу ночью».
10. Е. Геллер «Сказочное шествие».
По выбору преподавателей Руслан исполнил 5 произведений.
II. Следующая форма работы знакомство и исполнение старинной музыки.
Но как объяснить ребенку, что музыка 17 века была также популярна в свое
время, как сейчас современная музыка. Что до изобретения фортепиано был
клавесин и орган. Мне повезло, я слышала исполнение на органе
(Чехословакия – собор св. Павла и Петра, ДШИ в Кисловодске).
Благодаря интернету мы с ребятами имели возможность послушать музыку
И. С. Баха, Т. Тенделя в исполнении клавесина и органа. На ребят это
произвело яркое впечатление. У нас в школе имеется цифровое фортепиано,
и мы сейчас на нем исполним музыку И.С. Баха разными инструментами.
Ширкова Лиза ученица 3- класса исполнит «Бурре» И.С. Баха (звучит
клавесин). Клавесин – предшественник нашего фортепиано. В.А. Моцарту
клавесин казался огромной клеткой, в которой заперты жаворонки, скворцы,
горлицы, поющие волшебными голосами. Звук клавесина серебристый,
звонкий, но чуть жестковатый. Для сравнения послушаем как звучит орган в
исполнении Воронцовой Анны и как она о нем рассказывает:
«И.С. Бах играл на скрипке, клавесине, но орган остался его Богом! Орган
открыл ему, где таится музыка, услышал голос земли и неба!
Орган- «Царь царей» среди инструментов. Инструмент-оркестр!»
Бах – в переводе с немецкого –
«ручей», «Не ручей - море должно
быть ему имя» - сказал о Бахе великий
Бетховен!
Мои ученики занимаются на фортепиано и это их любимый инструмент.
Сейчас Руслан – учащийся 2 класса исполнит «Менуэт» И.С. Баха на
фортепиано, и вот, что он рассказал:
«К концу VIII века фортепиано почти полностью вытеснило клавесин.
Музыка Баха звучит на фортепиано иначе (более насыщенная динамика и
выразительные фразы). Менуэт - французский танец. Галантные поклоны,
изящные приседания на первую долю».
III. Еще одна интересная форма работы, которая нравится не только детям, но
и их родителям, дедушкам и бабушкам – это подбор по слуху. Не каждый
ребенок станет профессиональным музыкантом в будущем, а подобрать
песню с аккомпанементом, прочитать с листа – этому педагог обязан научить
каждого ученика. Используя главные трезвучия T-S-D уже можно подобрать
к простой мелодии аккомпанемент.
В исполнении Анны Воронцовой прозвучит песня из кинофильма «Генералы
песчаных карьеров». Сначала Аня сыграет в тесном расположении T-S-D T
в разных тональностях: C-dur, G-dur, D-dur, A-dur, a- moll, e - moll, d- moll, h-
moll.
Илья Мезенцев – учащийся 3 класса очень любит исполнять песни, которые
он подобрал сам. Илья исполнит песню А.Новикова «Эх дороги». С этой
песней Илюша выступал в конкурсе и занял 1 место. Для своей любимой
бабушки он подобрал русскую народную песню «Коробейники» и сейчас
исполнит ее.
IV. Ансамблевое музицирование обязательно в овладении инструментом. У
начинающих музыкантов знакомство с инструментом происходит на
маленьких песенках-попевках, которые обязательно сопровождаются
аккомпанементом педагога. Ребенок сразу слышит богатую окраску
звучания.
Мои ученики все без исключения играют в ансамбле и им это нравится.
Ансамбль – это коллективное творчество, это развитие умения слышать и
слушать.
Сейчас Руслан, Аня, Илья и Лиза исполнят в 8 рук р.н.п. «Светит месяц».
Перед этим нам пришлось много поработать. Играли гаммы, аккорды в 8 рук,
стучали ритм произведений в 8 рук. Наш труд не прошел даром. У нас
получилось сыграть произведение в 8 рук. Это первая наша проба, но не
последняя.
V. Музыканты как художники должны пользоваться красками. Только у нас
своя специфика это: термины, штрихи, динамика, темпы. Все это интереснее
изучать в игровой форме. Мы для изучения терминов пользуемся мячиком.
Встаем в круг, я задаю вопрос и кидаю игроку мяч, он отвечает и бысто
возвращает мяч обратно и.т.д.
Когда таким образом мы выучиваем термины, дети без труда их запоминают
и могут читать их в произведении, точно создавая образ и характер
произведения. Нам это очень помогает в работе.
Подведение итогов урока:
Обобщающее повторение и закрепление изученного материала, анализ
проделанной работы. Цели и задачи, поставленные на уроке реализованы.
Дети – молодцы, они постарались все выполнить!
Используемая литература:
1. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.:
«Классика XXI», 2013г.
2. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор»,
1984г.
3. Баренбойм Л. А. «Вопросы фортепианного исполнительства и
педагогики», М., 1968.
4. Богоявленская Д. Б. «Психология творческих способностей» М., , 2002.
5. Выготский Л. С. «Психология искусства», М. 1991.
6. Кинарская Д. К. «Музыкальные способности», М., 2004.
7. Киселева Е. А. «Основные концепции творческих способностей»,
8.Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
9. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.