Методическая разработка "Организация пианистического аппарата на начальном этапе обучения"


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Детская музыкальная школа №5»
г. Южно-Сахалинск
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Организация пианистического аппарата
на начальном этапе обучения
Автор: преподаватель по классу фортепиано
Потапова. Е.А.
Задача преподавателя по классу фортепиано научить ученика разумно
пользоваться пианистическими движениями во время игры. Процесс
музыкального исполнения есть процесс постоянного движения. Надо
исходить из естественного положения человеческой руки, помня о том, что
надо не «ставить», а «двигать» руку. Но надо понимать, что свобода рук
понятие тоже относительное. Мы никакого, даже самого маленького
движения не сможем сделать без известного напряжения мышц. Всякое
движение есть напряжение. Надо говорить не об абсолютной свободе, а о
максимальной экономии энергии. Надо стремиться к тому, чтобы тот
результат, которого мы хотим достигнуть был получен с минимальной
затратой напряжения.
ПРИМЕР: В этюдах или быстрых темпах чем быстрее мы играем, тем
экономнее движение.
Часто в этюдах Ч.Гермера сложные места находятся в конце этюда. Надо к
этому готовить ученика, оставляя запас энергии на конец.
В танцевальных, подвижных пьесах характерны активные и резкие подьемы
рук.
В медленных, кантиленного склада пьесах нужны размаховые, плавные
движения.
Основой для исполнения должно быть соответствие звукового образа с
движением и ощущением рук.
Излишняя напряженность рук, которую мы напрягаем – наша ошибка. Никто
никогда не будет играть, если ему создать естественные условия.
Перейдем непосредственно к основной части доклада: организации рук.
В работе с детьми младшего школьного возраста нужно исходить из самого
важного дидактического принципа – расчленения сложного явления на
простое, а затем наоборот соединение отдельных навыков в облегченные, и
затем в сложные комплексы.
Технический навык является усвоенным, если ученик не просто запомнил
определенное движение, а довел до двигательной автоматизации «памяти
рук».
Основные методы для достижения цели:
1. Кончик пальца напряжен
2. Эластичный орган запястья
3. Свобода движения локтем
4. Тяжесть плеча
Перейдем непосредственно к упражнениям:
Понятие нумерации пальцев
1) Кладем руки на стол, педагог дотрагивается поочередно до пальцев,
ученик называет номера и.т.д
2) Закрываем глаза, даются приказы «Здороваются первые пальцы», ученик
поднимает первые пальцы и.т.д
3) Руки ученика за спиной, педагог дотрагивается до пальцев, ученик
называет номера
Понятие свода руки
Ученику объясняется, что кисть должна быть присобрана, обязательно с
«крышей» у «домика». Если крыша провалится, то в «домике» не сможет
жить человечек. Маленьким детям можно обрисовать косточки. Сказать, что
у «домика» должна быть «опора».
Понятие цепкости пальцев
Прикосновение ногтевой фаланги ко «дну» клавиши. Объясняется понятие
«подушечки», показывается, где они находятся.
1)Ощущение подушечек на упражнениях с карандашом. На
верхушку карандаша ставим на подушечку палец, проговаривая «Здравствуй
пальчик» и смотрим, как «здоровается» палец, чтобы не прогибался.
2) Упражнение «Палец за палец», не прогибая фаланги, цепляем
«крючочками»
3) Образуем «колечки» между 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами
Понятие игры весом руки
1) Упражнение «Подснежник», говорится о цветке, похожем на колокольчик
(цветок «смотрит» вниз), а затем подул ветер и цветок, сломавшись
падает. Сначала «падаем» на колени, затем на стол, и после на
клавишу.Учим левой и правой рукой.
2) Упражнение «Крючок». Берется 3 пальцем ученика клавиша и
сравнивается с «крючочком». Говорится, что это палец - «крючок», на
котором висит «полотенце» - локоть. Палец держит вес локтя.
Понятие навыка пальцевой игры
Упражнение «Марширующие гномы». На столе давать учащемуся с
подтекстовкой шагать пальцами, но кисть надо опустить на стол, сказать, что
«гномики шагают сидя на стульях».1-2, 2-3, 3-4, 4-5, 5-4, 4-3,3-2, 2-1и.т. д
В результате ученики убеждаются, что для движения пальцев не нужна
активная помощь руки (главное замах пальца и удар).
Организация первого пальца
Когда начинают организованно брать клавишу пальцы, возникает проблема
первого пальца. Его малоподвижность создает ряд неудобств. Этот палец, в
отличие от его собратьев состоит из двух фаланг, а не из трех и он более
короткий.
1) Показать ученику, как может первый палец размашисто двигаться.
2) Научить ученика владеть концом первого пальца (ногтевой фалангой).
Играть цепко боковой частью подушечки. Упражнение «Подпольщик».
Первый палец «подпольщик живет в шалаше» и «не выходит из него».
Рука ученика стоит на третьем пальце, а первый палец поочередно берет
«до» и «ми».
3) Берется интервал квинта первым и пятым пальцем, первый палец играет
репетиции, полезно учить с подтекстовкой (любой детский стих).
Организация запястья
1) Упражнение «Кузнечик». Объяснить ученику, что «спинка у кузнечика
дышит вверх и вниз». «Глубокий вдох» и «маленький выдох».
2) Упражнение «Перелеты» на ноте «до» третьим пальцем по октавам.
Следить за эластичным запястьем ученика.
Интонирование штриха легато
1)Упражнение на легато по две ноты (секунда). Следить за запястьем ученика
движение вниз – вверх 2-3 пальцами. Помогает подтекстовка «мама».
2) После закрепления по две ноты легато, переходим к трехпальцевому
исполнению 2-3-4 пальцами. Внимание: движение запястья:
*ручеек - движение запястья: верх - низ – низ
*заинька – движение запястья: низ - верх- верх
*березка – движение запястья: верх – низ – верх
Движение запястья зависит от ударения в слове подтекстовки, которую
можно самим придумать, чтобы легче сформировать фразу.
Игра штрихом стаккато
Внимание: штрих стаккато делает не палец, как у многих учеников, а
запястье.
1) Упражнение « Кузнечик прыгает, выгнув спинку». Палец резко
отталкивается от дна клавиши, а запястье резко поднимается вверх
(рессора). Учить упражнение сначала третьим пальцем, затем всеми
остальными. Показывать ученику, окольцовывая руку у запястья своей
рукой. Если «спинка хорошо выгнется, то «Кузнечика лягушка не
поймает».
2) Если в пьесе подряд много стаккато, то рассказать ученику, что у
«Кузнечика родились дети, они непоседы, но они маленькие и прыгают не
так высоко, как взрослые».
Внимание: Обратить внимание ученика на расслабление руки после каждого
прыжка.
Пианистические недостатки
1) Напряженно поднятые плечи – отсутствие опоры в пальцах.
2) Зажатый локоть, напряженное запястье – нет дыхания.
3) «Тряска рук» - неразвитость самостоятельности пальцев.
4) Прогибаются ногтевые фаланги – отсутствие цепкости пальцев.
5) Пятый палец играет всей длиной – давать упражнения на пятый палец 5-
4,5-3,5-2, 5-1.
6) Малоподвижный первый палец – давать упражнение на первый палец
«Подпольщик».
Вывод: Исправление пианистических недостатков у детей младшего
школьного возраста лучше в игровых формах. У старшего школьного
возраста объяснять сущность пианистического дефекта. Главное: с
первых уроков заострить внимание не на двигательных ощущениях, а
на слуховом восприятии, представлении нужного приема, как
достижения определенного звукового результата.