Презентация "История одного инструмента" 4 класс


Подписи к слайдам:
«История одного инструмента»

«История одного инструмента»

Сереброва Анастасия

учащаяся 4 класса

преподаватель теоретических

дисциплин Нырова А. В.

МБУДО «ДМХШ «Мечта»

г. Нижнекамск

Выбранная мною тема исследовательской работы не случайна, так как со звуками музыки я встречаюсь каждый день. Музыка окружает нас всегда и везде. С четырёх лет я занимаюсь хореографией, каждое занятие дается мне легко и радостно, потому что внутри меня всегда живет мелодия. В семь лет я поступила в музыкально-хоровую школу, где ещё больше научилась ценить музыку. Ежедневно наслаждаясь звучанием различных музыкальных инструментов, мне больше всего полюбилось фортепиано. Это роскошный и чувствительный инструмент. Голосом музыкального инструмента можно выражать свои мысли и чувства: радость, гнев, боль, любовь. Мне нравиться слушать звуки этого волшебного инструмента. Я участвую в различный конкурсах, исполняя на фортепиано замечательные произведения известных композиторов. Соприкасаясь с фортепиано мне очень интересно узнать историю происхождения этого прекрасного инструмента.

Предшественники фортепиано

Для того, чтобы узнать историю возникновения фортепиано, мы отправляемся в музыкальное путешествие, в котором помогут нам наши друзья книги. Предшественниками фортепиано являлись монохорды, клавикорды и изобретённые позднее клавесины. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре legato, и постоянный уровень громкости (относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки – динамику (изменение громкости).

Монохорд

Время перенестись в прошлое и немного узнать о монохорде. Этот инструмент нам уже знаком: мы видели его в руках Пифагора, проделывающего свои знаменитые опыты со звучащей струной. Струна была известна человеку задолго до Пифагора. Деревянный резонатор для усиления звука струны тоже не был новинкой для ученого - вспомним хотя бы лютню, бытовавшую еще в Вавилоне. Играли на этом инструменте по-разному. Чаще всего защипывали струны пальцами.

клавикорд

А теперь давайте перенесемся в XI век и узнаем о более усовершенствованном инструменте – клавикорд. Перевести это название можно так – «клавишеструнник». До появления клавикорда клавиатура была только у органа, она могла вызвать ассоциации лишь с трубами, но никак не со струнами. И вот возник инструмент, в котором клавиши управляли струнами.

Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским. Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII вв. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К.Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен. 

клавесин

А теперь нам пора отправиться в XV-XVII века и познакомиться с новым музыкальным инструментом - клавесин. Клавесин - клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Музыканта исполняющего произведения на клавесине и его разновидностях, называют клавесинистом. У клавесина может быть две или три клавиатуры и имеется устройство, позволяющее изменять окраску звука. Клавесин имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам. Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.

фортепиано

Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори, который работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце герцога Мидичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Изобретенное Кристафори фортепиано и было тем сюрпризом. Но ожидаемой радости не получилось. Фортепиано гостям не понравилось – его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином. В Италии эксперимент так и остался экспериментом. Фортепиано было забыто на многие десятилетия.

Принципиальная новизна фортепиано заключалось в том, что по струне ударял молоточек, связанный с клавишей, извлекая как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Поэтому инструмент и получил название «фортепиано».

Самым крупным из разновидностей фортепиано является рояль. Недаром про рояль, как про орган, говорят, что он инструмент-оркестр. Рояль очень большой инструмент, имеющий особенно хорошую механику и особенно красивый звук. На таком инструменте одинаково хорошо получается и нежнейшее, едва уловимое тихое звучание, и могучий, заполняющий самые большие концертные залы, поток звуков.

А многие из великих композиторов прошлого были блестящими пианистами – Моцарт, Бетховен, Лист, Шопен, Рубинштейн, Рахманинов. Они выступали перед публикой в качестве артистов-пианистов. Их сочинения для рояля раскрывают громадные возможности этого инструмента.

рояль

Мы узнали много много нового. Теперь мы сможем дать ответы на вопросы:

· где появилось фортепиано

· что было предшественником фотртепиано

· где изготавливались монохорды, клавикорды и клавесины

· как выглядели старинные музыкальные инструменты