Рабочая программа вокального ансамбля "Унисон" 5-7 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя школа» Пенжинского района Камчатского края
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_______ Кайдаркова Н.И.
Протокол №__ от
«__»____________2016 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы по
УВР
________ Эльзессер Ж.К.
«___»___________2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_______ Кулешова Г.С.
«___»__________2016 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вокальный кружок «Унисон»
Основы вокального исполнительства
Среднее общее образование
5 7 классы
Руденко Елена Дмитриевна
учитель музыки
педагог дополнительного образования
Каменское 2016
2
«Влияние музыки на детей благодатно,
и чем ранее они начнут испытывать
его на себе, тем лучше для них»
В.Г. Белинский.
Пояснительная записка
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям,
интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена
деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и
студий.
Человек наделен от природы особым даром голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром,
выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат необыкновенный инструмент, таящий в
себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по
мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в
период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к
певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для
творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным
сопровождением.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа в школе дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный
кругозор детей, углубить получаемые ими музыкальные знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях, помогают
устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость,
подавленность. Следует отметить, что дети, которые занимаются вокальной деятельностью эмоциональные, живые, их глаза
блестят ярче. Именно в детском возрасте создаётся фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей, духовной
культуры в будущем.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации
свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая
во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и
3
общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения
происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур
Основная цель образовательной деятельности эстетического воспитания развивать у детей чуткость, восприимчивость
к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде. Среди многочисленных средств
воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно
выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои
впечатления, свое отношение к нему. Пение как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому.
Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая
стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать
пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать
становлению нравственной личности.
Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-
художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные. Необходимо помочь ученикам разобраться в потоке
информации, развивать у них хороший вкус.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а
в этом смысле детский ансамбль является средством художественно - творческого развития учащихся, вовлечения их в
активную эстетическую деятельность.
Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического
воспитания подрастающего поколения. Песня это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в хоре
пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной
вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об
оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная
с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению.
Новизна программы внеурочной деятельности вокального кружка «Унисон» заключается в следующем: программа
разработана на основе дополнительной образовательной программы вокальной студии «Вдохновение». Из программы взяты
4
самые главные особенности основ вокального исполнительства, где дети смогут в короткое время научиться управлять своим
голосом, чисто интонировать и раскрыть свои вокальные способности, познакомится с сокровищницей мирового музыкального
искусства, сформировать определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный
отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему
миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку
исполняемой музыки.
Цель программы.
Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных
произведений, развитие творческого потенциала ребенка.
Задачи программы.
Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на
современном этапе:
формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной
памяти, эмоционально - эстетического восприятия действительности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и
воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
освоение знаний о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом
многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и
зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-
пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация);
формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
обучение детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;
развитие подвижности мягкого неба;
формирование основных свойств голоса (звонкость, полетность, мягкость, вибраторность) при условии звучания
здорового детского голоса.
формирование навыков певческой выразительности, вокальной артикуляции;
5
развитие певческого дыхания, диапазона;
обучение детей навыкам пения без сопровождения, многоголосию.
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и
практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого
композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в
освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит
от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности.
Имеет место варьирование.
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия.
Вокальное воспитание и развитие вокального мастерства объединяются в единый педагогический процесс, являющий
собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению
всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием
ладового и метроритмического чувства включает решение следующих задач:
В работе с вокальным коллективом необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Возраст детей 11-14 лет.
Особенности набора детей: свободный, желание самого ребенка заниматься во внеурочной деятельности.
6
Режим занятий
Общее количество часов в год – 68 часов.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Периодичность в неделю – 2 раз.
Продолжительность занятия – 1час. ( академический)
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять
различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных
произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к
ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности
каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его
вокальному опыту, принимать участие в концертах для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
В процессе обучения во внеурочной деятельности вокального кружка «Унисон» репертуар должен соответствовать
развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.
Важно воспитывать у учащегося артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это
должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение
практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
1.
2.
Беседа, тестирование, работа по карточкам
3.
Текущий контроль, итоговое занятие в конце каждой четверти
4.
Текущий контроль, итоговый контроль: концерты, праздники, конкурсы
5.
Контрольные занятия, в конце каждой четверти
6.
Текущий контроль, итоговый контроль в форме концерта
7.
Текущий контроль, итоговый контроль в форме концерта