Рабочая программа по музыке 3 класс УМК "Школа России"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО зам. директора по УВР директор школы
Ж льзессер Кулешова Г.С.
«____» __________2016г. «____» __________2016г. «____» _______2016г..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« Музыка» по программе «Школа России» 3 класс
Учитель музыки Руденко Елена Дмитриевна
Каменское
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с
основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования».
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности
педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования. Цель массового музыкального образования
и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников наиболее полно отражает интересы
современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и
настоящего и накопление на его основе тезауруса багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о
музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных
пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений
современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской
музыкальной культуры «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного
музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как
синкретичного искусства разных народов мира котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду
людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм
бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на
культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой
музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия
форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-
временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В.
Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к
музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности (исполнение, сочинение, слушание), интонация
как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки (повтор, вариационность, контраст), особенности формы
музыкальных сочинений (одночастная, двухчастная, трехчастная, куплетная, рондо, вариации), жанры музыки (песня, танец, марш, сюита, опера, балет,
симфония, инструментальный концерт, кантата, соната, оперетта, мюзикл и др.), основные средства музыкальной выразительности и своеобразие,
специфика их преломления в музыкальной речи композитора в конкретном произведении.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность
музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя,
«тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие
личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и
творческое самовыражение.
Принцип триединства деятельности композитора исполнителя слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся
во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее
сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как
сами учащиеся ее исполнили.
Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и
освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры
восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий
специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного
смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных
связей музыки.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников,
воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения
образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего
обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального
произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и
ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование
(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации
музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в
рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в
составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в
«создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах,
музыкантах и др.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-
педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло,
любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. Художественно-
педагогическая идея позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на
вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?
Методы музыкального образования и воспитания младших школьников отражают цель, задачи и содержание данной программы:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод концентричности организации музыкального материала;
метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
метод игры;
метод художественного контекста (выхода за пределы музыки).
Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки.
Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от
интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого
конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе залог успеха
его музыкально-педагогической деятельности.
Программа «Музыка» для начальной школы обеспечена учебно-методическими комплектами (авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева , Т. С.
Шмагина) для каждого класса. Учебно-методические комплекты включают учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала и
фонохрестоматию музыкального материала, а также методическое пособие.
III КЛАСС (34 ч)
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и
художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Музыкальный материал
Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский.
«Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого.
«Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
«Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».
Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
Раздел 2. «День, полный событий»
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Музыкальный материал
«Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
«Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
«С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
«Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.
Святые земли Русской.
Музыкальный материал
«Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
«Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
«Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока.
«Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал
«Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова.
«Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).
Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки.
Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Музыкальный материал
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк.
«Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков.
«Океан-море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
«Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.
«Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
«Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. «В концертном зале»
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся
скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы
музыки Бетховена.
Музыкальный материал
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Мелодия». П. Чайковский.
«Каприс» № 24. Н. Паганини.
«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен.
«Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен.
«Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
«Волшебный смычок», норвежская народная песня.
«Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных
композиторов.
Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка — источник
вдохновения и радости.
Музыкальный материал
«Мелодия». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
«Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
«Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
«Слава солнцу, слава миру!», канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40, финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9, финал. Л. Бетховен.
«Мы дружим с музыкой». Й. Гайдн, русский текст П. Синявского.
«Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой.
«Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Музыканты», немецкая народная песня.
«Камертон», норвежская народная песня.
«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Раздел I «Россия – Родина моя» 1 четверть Урок №1
Тема:
Мелодия – душа музыки
Цель:
Осознание мелодии как основы музыкального произведения.
Задачи:
1.Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений.
2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.
3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение.
Тип:
Вводный урок.
Вид:
Традиционный
Содержание:
2ч. Симфонии №4 Чайковский; «Жаворонок» Глинки;
Новые понятия:
Симфония; романс;
Формы контроля:
наблюдение
Проблема урока:
Как появляется музыка?
Прогнозируемые результаты:
1.Заинтересованность;
2.Участие в коллективной работе.
Повышенные знания
Активное участие в работе.
1 четверть Урок №2
Тема:
Природа и музыка (романс). Звучащие картины.
Цель:
Познакомить с новыми романсами.
Задачи:
1.Раскрыть особенности романса.
2.Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.
3.Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение.
Тип:
Освоение нового материала.
Вид:
Урок-импровизация.
Содержание:
«Жаворонок» Глинки; «Благославляю вас, леса» А. Толстой;
«Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичков;
«Моя Россия» Г. Струве, сл. Соловьевой
Новые понятия:
романс
Формы контроля:
Слуховой контроль;
Конкурс на лучшее сочинение фрагмента романса.
Проблема урока:
В чем сложность и притягательность романса?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на характер романсов.
2.Умение слушать свое исполнение и исполнение соседа.
Повышенные знания
Вариант собственного сочинения фрагмента романса.
1 четверть Урок №3
Тема:
Виват, Россия! (кант) Наша слава – русская держава.
Цель:
Расширение музыкальных представлений детей.
Задачи:
1.Познакомить детей с жанром – кант.
2.Воспитание чувства патриотизма.
3.Накопление слушательского опыта.
Тип:
Закрепление нового материала.
Вид:
Урок-размышление
Содержание:
«Радуся, Росско земле!»; «Орле Российский»
Новые понятия:
Кант; триумфальная арка; виват; марш
Формы контроля:
наблюдение; слушание; сочинение слов на мотив предложенного канта
Проблема урока:
Что такое «кант»?
Прогнозируемые результаты:
1.Умение отличать старинную музыку;
2.Слышать настроение звучащей музыки.
3.Исполнение кантов.
Повышенные знания
Предлагать свои варианты в сочинении слов канта.
1 четверть Урок №4
Тема:
Кантата «Александр Невский».
Цель:
Продолжить знакомство с жанром кантаты.
Задачи:
1.Познакомить детей с хором «Вставайте, люди русские!»
2.Разучить его.
3.Проанализировать музыку хора.
Тип:
Освоение нового материала.
Вид:
Урок-импровизация.
Содержание:
4 часть «Вставайте, люди русские!»; 2ч. «Песня об А. Невском»
Новые понятия:
3хчастная форма; кантата
Формы контроля:
наблюдение; выбор движений для пластического интонирования
Проблема урока:
Как музыка рассказывает нам о героях?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Назвать особенности 3хчастной формы.
3.Выразительное исполнение хора.
Повышенные знания
Предлагать свои варианты пластического интонирования.
1 четверть Урок №5
Тема:
Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна…
Цель:
Первая встреча с оперой М. Глинки «Иван Сусанин».
Задачи:
1.Рассказать о герое оперы – И. Сусанине.
2.Разучить темы: пролог; ария Сусанина; хор «Славься».
3.Воспитание любви к Родине, ее историческому прошлому.
Тип:
Освоение нового материала.
Вид:
Традиционный
Содержание:
Пролог; ария Сусанина; хор «Славься» из о. «Иван Сусанин»
Новые понятия:
Опера; ария; пролог; хор; бас; финал
Формы контроля:
Наблюдение за эмоциональным откликом детей; рассуждение
Проблема урока:
Как музыка рассказывает нам о героях?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Назвать особенности построения Пролога.
3.Выразительное исполнение тем оперы.
Повышенные знания,
творчество
Участие в инсценировке.
Раздел II «День, полный событий» 1 четверть Урок №6
Тема:
Утро.
Цель:
Образ утра в творчестве композиторов.
Задачи:
1.Развивать ассоциативно-образное мышление детей.
2.Формировать чувство стиля музыки Чайковского и Грига.
3.Сравнительный интонационный анализ 2 пьес.
Тип:
Освоение нового материала.
Вид:
Традиционный
Содержание:
«Утренняя молитва» П. Чайковского; «Утро» Э. Грига; «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского
Новые понятия:
Сюита
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение.
Проблема урока:
А можешь ли ты увидеть музыку?
Прогнозируемые результаты:
1.Умение сравнивать и объединять общим понятием различные жанры музыки.
2.Найти общее в прослушанных пьесах - песенность, напевность, покой, тишина, умиротворенность.
Повышенные знания
1.Исполнять вокализ «Утро» Грига;
2.Назвать понравившиеся произведения и объяснить выбор.
1 четверть Урок №7
Тема:
Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.
Цель:
Знакомство с образами произведений С. Прокофьева.
Задачи:
1.Проанализировать музыкальные образы.
2.Формировать чувство стиля музыки Прокофьева.
3.Воспитывать способность к сопереживанию муз. образу.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
традиционный
Содержание:
«Джульетта-девочка»; «Вальс» из б. «Золушка»
Новые понятия:
Балет; вальс
Формы контроля:
1.Пластическое интонирование;
2.Контроль за выразительностью исполнения.
Проблема урока:
Как музыка помогает нам понять других?
Прогнозируемые результаты:
Через различные формы деятельности показать свои знания и умения.
Повышенные знания
Заинтересованное отношение к музыке, звучавшей на уроке.
1 четверть Урок №8 21о
Тема:
«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Цель:
Познакомить с разнообразием муз. образов М. Мусоргского.
Задачи:
1.Рассмотреть музыкальные образы.
2.Формировать чувство стиля музыки Мусоргского.
3.Воспитывать способность к сопереживанию муз. образам.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
традиционный
Содержание:
«С няней»; «С куклой» (цикл «Детская»); «Прогулка», «Тюильрийский сад» (сюита «Картинки с выставки»).
Новые понятия:
Вокальный цикл; сюита; средства муз.выразительности
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение
Проблема урока:
Как музыка помогает нам понять других?
Прогнозируемые результаты:
Через различные формы деятельности показать свои знания и умения: выразительное исполнение, анализирование
музыки.
Повышенные знания
Увлеченное исполнение песни «С куклой».
1 четверть Урок №9
Тема:
Обобщающий урок 1 четверти.
Цель:
Закрепить знания и навыки, полученные в 1 четверти.
Задачи:
1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.
2.Формировать общие понятия о стилях композиторов.
3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.
Тип:
Закрепление знаний.
Вид:
Урок – концерт.
Содержание:
Произведения, звучащие в 1 четверти.
Новые понятия:
-
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение.
Проблема урока:
О чем поведала нам музыка?
Прогнозируемые результаты:
1.Уметь выражать себя в разных формах деятельности.
2.Музицировать на уроке.
Повышенные знания,
творчество
Анализировать произведения, определять авторов, настроение, выделять особенности жанра.
Раздел VI «В музыкальном театре» 2 четверть Урок №1 (10)
Тема:
Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф.
Цель:
Продолжить знакомство с оперой «Руслан и Людмила» Глинки.
Задачи:
1.Проанализировать фрагменты оперы.
2.Сравнить музыку главных героев.
3.Воспитание грамотных слушателей и исполнителей.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Традиционный
Содержание:
Каватина Людмилы; Ария Руслана; Рондо Фарлафа; увертюра
Новые понятия:
Рондо; опера; каватина; ария; увертюра; баритон; сопрано
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение.
Проблема урока:
Бывают ли оперы-сказки?
Прогнозируемые результаты:
Уметь определять героя, опираясь на его муз. характеристику.
Повышенные знания
Активное участие в различных видах деятельности на уроке.
2 четверть Урок №2 (11)
Тема:
Опера «Орфей и Эвридика».
Цель:
Познакомить детей с оперой «Орфей и Эвридика» К. Глюка.
Задачи:
1.Проанализировать фрагменты оперы.
2.Сравнить музыку главных героев: Орфея и фурий.
3.Воспитание интереса к музыке зарубежных композиторов.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Традиционный
Содержание:
«Мелодия»; «Хор фурий»
Новые понятия:
Фурия; опера; миф
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение
Проблема урока:
Почему мы понимаем музыку?
Прогнозируемые результаты:
Уметь определять героев, опираясь на его муз. характеристику.
Отклик на звучащую на уроке музыку.
Повышенные знания
Умение моделировать настроение музыки.
2 четверть Урок №3 – 4 (12 13)
Тема:
Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. В заповедном лесу.
Цель:
Знакомство с оперой «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.
Задачи:
1.Проанализировать фрагменты оперы.
2.Рассмотреть значение тембровой окраски в изображении героев и событий оперы.
3.Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Традиционный
Содержание:
Ария Снегурочки; Ария «С подружками по ягоду ходить», Сцена таяния; каватина Берендея «Полна, полна чудес
могучая природа», пляска скоморохов, заключительный хор «Свет и сила Бог Ярило».
Новые понятия:
Опера, ария, каватина, тенор, сопрано, скоморохи
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение.
Проблема урока:
Как музыка может рассказать о характере героев?
Прогнозируемые результаты:
Уметь определять героев, опираясь на его муз. характеристику.
Отклик на звучащую на уроке музыку.
Повышенные знания
Умение моделировать образы героев по характеру музыки.
2 четверть Урок №5 (14)
Тема:
«Океан-море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу.
Цель:
Знакомство с новыми произведениями русских композиторов.
Задачи:
1.Проанализировать фрагменты опер.
2.Сравнить музыку главных героев: феи Карабос и феи Сирени.
3.Воспитание любви к музыке русских композиторов.
Тип:
Освоение нового материала.
Вид:
Традиционный
Содержание:
«Океан-море синее» (вступление к о. «Садко»); «Вальс», интродукция (вступление к балету), темы феи Карабос и феи
Сирени, финал 1 действия.
Новые понятия:
Опера, балет, интродукция.
Формы контроля:
Наблюдение за эмоциональным откликом детей; рассуждение.
Проблема урока:
Как музыка рассказывает нам о героях?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Назвать особенности построения финала балета.
3.Выразительное пластическое интонирование тем.
Повышенные знания
Умение подбирать жесты для показа тем фей.
2 четверть Урок №6 (15)
Тема:
В современных ритмах (мюзиклы).
Цель:
Знакомство с жанром мюзикл.
Задачи:
1.Рассмотреть муз. драматургию «Волк и семеро козлят».
2.Разучить фрагменты из предложенных мюзиклов.
3.Воспитание грамотных слушателей и исполнителей.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Урок-спектакль
Содержание:
«Звуки музыки» Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова; разучивание темы Козы и козлят.
Новые понятия:
Мюзикл
Формы контроля:
Наблюдение за эмоциональным откликом детей; рассуждение.
Проблема урока:
Что такое мюзикл?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Выразительное исполнение фрагментов мюзикла.
Повышенные знания
Умение моделировать образы героев.
2 четверть Урок №7 (16)
Тема:
Обобщающий урок 2 четверти.
Цель:
Закрепить знания и навыки, полученные в 2 четверти.
Задачи:
1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.
2.Формировать общие понятия о стилях композиторов.
3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.
Тип:
Закрепление знаний.
Вид:
Урок – концерт.
Содержание:
Произведения, звучащие в 2 четверти.
Новые понятия:
-
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение.
Проблема урока:
О чем поведала нам музыка?
Прогнозируемые результаты:
1.Уметь выражать себя в разных формах деятельности.
2.Музицировать на уроке.
Повышенные знания
Анализировать произведения, определять авторов, настроение, выделять особенности жанра.
Раздел IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» 3 четверть Урок №1 – 2 (17 18)
Тема:
Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе.
Цель:
Знакомство с жанром песенного фольклора – былиной.
Задачи:
1.Формировать общие понятия о былине как части русского фольклора.
2.Разучить «Былину о Добрыне Никитиче».
3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Традиционный
Содержание:
«Былина о Добрыне Никитиче».
Новые понятия:
Былина, певцы-сказители, гусли.
Формы контроля:
слуховой контроль
Проблема урока:
Была ли в древности музыка?
Прогнозируемые результаты:
1.Иметь представление о жанре былина.
2.Расширение кругозора детей.
Повышенные знания
Выразительное исполнение былины.
3 четверть Урок №3 (19)
Тема:
Певцы русской старины (Баян, Садко). Лель мой Лель.
Цель:
Познакомить детей с певцами-сказителями.
Задачи:
1.Обозначить роль певцов-сказителей в истории страны.
2.Разучить фрагменты опер.
3.Воспитание грамотных слушателей и исполнителей.
Тип:
Углубление знаний.
Вид:
Традиционный.
Содержание:
Песни Садко из 2 картины: «Ой ты, темная дубравушка» и «Заиграйте, мои гусельки», песня Садко с хором из 4 картины
«Высота ли, высота»;
«Былина о Садко и Морском царе» (северная былина);
Песня Леля «Туча со громом сговаривалась» Р.- Корсаков.
Новые понятия:
Былина, певцы-сказители, опера.
Формы контроля:
слуховой контроль
Проблема урока:
Может ли композитор сочинить былину?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Расширение музыкальных представлений детей.
Повышенные знания
Выразительное исполнение фрагментов опер.
3 четверть Урок №4 (20)
Тема:
Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Цель:
Роль фольклора в творчестве русских композиторов.
Задачи:
1.Сопоставить разнохарактерные эпизоды сцены.
2.Разучить ее главные темы.
3.Воспитание грамотных слушателей и исполнителей.
Тип:
Углубление знаний.
Вид:
Традиционный
Содержание:
Сцена «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка»;
Разучивание темы «Масленица-мокрохвостка, поезжай со двора» (скороговорка); главные темы сцены.
Новые понятия:
Масленица-мокрохвостка, «заиграй овражки», опера, сцена.
Формы контроля:
Слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока:
Почему русские композиторы обращались к народным напевам
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Расширение музыкальных представлений детей.
Повышенные знания
Разыгрывание эпизодов сцены.
Раздел III «О России петь – что стремиться в храм» 3 четверть Урок №5 (21)
Тема:
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся!
Цель:
Музыкальное обращение к Богородице.
Задачи:
1.Рассказать детям о празднике Благовещания Пресвятой Богородицы.
2.Сопоставить и разучить молитвы.
3.Воспитание интереса к духовной музыке.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Традиционный
Содержание:
«Радуйся, Мария!» Ф. Шуберт, «Богородице Дево, радуйся!» С. Рахманинов
Новые понятия:
Музыкальная молитва; «Аве, Мария!»
Формы контроля:
Слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока:
Что такое музыкальная молитва?
Прогнозируемые результаты:
1.Иметь представление о жанре музыкальная молитва.
2.Расширение кругозора детей.
Повышенные знания
Одухотворенное исполнение молитв.
3 четверть Урок №6 (22)
Тема:
Древнейшая песнь материнства.
Цель:
Музыка о наших мамах.
Задачи:
1.Рассказать детям об иконе Богоматери Владимирской.
2.Разучить тропарь, песни о маме и сопоставить их (обратить внимание на их национальный колорит).
3.Воспитание любви к маме.
Тип:
Углубление знаний.
Вид:
Традиционный
Содержание:
«Тропарь» протоиерей отец Борис Писарев; «Мама» В. Гаврилин, «Мама» итальянский композитор Биксио.
Новые понятия:
Тропарь
Формы контроля:
Слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока:
Может ли музыка рассказать нам о маме?
Прогнозируемые результаты:
1.Иметь представление о жанре тропарь.
2.Расширение кругозора детей.
Повышенные знания
Выразительное исполнение песен о маме.
3 четверть Урок №7 (23)
Тема:
Вербочки. Вербное Воскресение.
Цель:
Знакомство с новой духовной музыкой.
Задачи:
1.Рассказать детям о празднике Вербное воскресение.
2.Разучить детские песни к празднику и сравнить их.
3.Воспитание уважения к народным традициям русского народа.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Традиционный
Содержание:
«Вербочки» Г. Глиэр, «Вербочки» А. Гречанинова, Л. Уэббер «Иисус Христос - суперзвезда».
Новые понятия:
Вербное воскресение, духовная музыка, Иерусалим., фреска.
Формы контроля:
Слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока:
Все ли церковные праздники сопровождает музыка?
Прогнозируемые результаты:
1.Иметь представление о празднике и знать песни, сопровождающие его.
2.Расширение кругозора детей.
Повышенные знания
Выразительное исполнение песен.
3 четверть Урок №8 (24)
Тема:
Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир.
Цель:
Образы героев в музыке и церкви.
Задачи:
1.Рассказать о княгине Ольге и князе Владимире.
2.Разучить балладу.
3.Расширять слушательский опыт.
Тип:
Углубление знаний.
Вид:
Традиционный.
Содержание:
«Баллада о князе Владимире», песнопения о Сергее Радонежском.
Новые понятия:
Величание, святые, баллада.
Формы контроля:
Наблюдение за эмоциональным откликом на музыку.
Проблема урока:
Кто такие святые?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Называть характерные особенности баллады.
Повышенные знания
Определение на слух духовной и композиторской музыки.
Раздел VI «В концертном зале» 3 четверть Урок №9 (25)
Тема:
Музыкальное состязание (концерт).
Цель:
Особенности построения инструментального концерта.
Задачи:
1.Развивать эмоциональное восприятие музыки.
2.Проанализировать музыку 3 части.
3.Воспитание в атмосфере добра, любви.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Урок-экскурсия.
Содержание:
«Веснянка» (украинская песня-закличка), 3 часть концерта №1 для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского
Новые понятия:
Песня-закличка, концерт, вариация.
Формы контроля:
1.Наблюдение; 2.Слуховой контроль.
Проблема урока:
Что такое концерт?
Прогнозируемые результаты:
1.Иметь представление о крупных муз. жанрах.
2. Знать тембровое звучание инструментов.
Повышенные знания
Изобразить впечатления от музыки в цвете, рисунках.
3 четверть Урок №10 (26) 1
Тема:
Обобщающий урок 3четверти.
Цель:
Закрепить знания и навыки, полученные в 3 четверти.
Задачи:
1.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.
2.Формировать общие понятия о стилях композиторов.
3.Продолжить работу над вокальными умениями детей.
Тип:
Закрепление знаний.
Вид:
Урок – концерт.
Содержание:
Произведения, звучащие в 3 четверти.
Новые понятия:
-
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение.
Проблема урока:
О чем поведала нам музыка?
Прогнозируемые результаты:
1.Уметь выражать себя в разных формах деятельности.
2.Музицировать на уроке.
Повышенные знания
Анализировать произведения, определять авторов, настроение, выделять особенности жанра.
4 четверть Урок №1 (27)
Тема:
Музыкальные инструменты (флейта, лютня). Звучащие картины.
Цель:
Расширить представления детей о музыкальных инструментах.
Задачи:
1.Напомнить детям звучание флейты и лютни.
2.Наблюдать за развитием музыки.
3.Уметь сопоставлять различные тембры инструментов.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Урок – путешествие.
Содержание:
Тема Птички из сказки Прокофьева, «Шутка» из сюиты Баха, «Мелодия» из оперы Глюка, Менуэт» Конради (лютня).
Новые понятия:
Флейта, лютня, сюита, опера.
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение.
Проблема урока:
Какие возможности имеют музыкальные инструменты?
Прогнозируемые результаты:
1.Знать особенности звучания флейты, лютни.
2.Симитировать игру на музыкальных инструментах.
3.Эмоциональный отклик на звучавшую музыку.
Повышенные знания
1.Определять инструмент по звуку.
4 четверть Урок №2 (28)
Тема:
Музыкальные инструменты (скрипка).
Цель:
Возможности скрипки.
Задачи:
1.Напомнить детям звучание скрипки.
2.Сопоставить и проанализировать музыку.
3.Воспитание грамотных слушателей.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Урок – путешествие.
Содержание:
«Мелодия» П.Чайковский, «Каприс» Н. Паганини, «Волшебный смычок» (норвежская народная песня).
Новые понятия:
Скрипка, мелодия.
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение.
Проблема урока:
Какие возможности имеют музыкальные инструменты?
Прогнозируемые результаты:
1.Знать особенности звучания скрипки.
2.Симитировать игру на музыкальном инструменте.
3.Эмоциональный отклик на звучавшую музыку.
Повышенные знания
1.Определять инструмент по звуку.
4 четверть Урок №3 (29)
Тема:
Сюита «Пер Гюнт».
Цель:
Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Э. Грига.
Задачи:
1.Проанализировать фрагменты сюиты.
2.Сравнить музыку женских образов: Анитры, Озе, Сольвейг.
3.Воспитание интереса к музыке зарубежных композиторов.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Урок – путешествие.
Содержание:
«Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песня Сольвейг».
Новые понятия:
Симфоническая сюита, тролль.
Формы контроля:
наблюдение; слушание; выбор движений для пластического интонирования
Проблема урока:
Можем ли мы понять язык симфонической сюиты?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Знать особенности построения сюиты.
3.Выразительное пластическое интонирование тем.
Повышенные знания
Умение подбирать жесты для показа тем.
4 четверть Урок №4 (30)
Тема:
«Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал.
Цель:
Симфония №3 Л. Бетховена.
Задачи:
1.Проанализировать фрагменты симфонии и сравнить их с музыкой Чайковского или Прокофьева.
2.Формировать общие понятия о стилях композиторов.
3.Воспитание интереса к музыке зарубежных композиторов.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Урок – путешествие.
Содержание:
Тема из Симфонии №3 Л. Бетховена, (2 тема «Траурного марша»), финал (4 часть), «Контраданс» (пьеса для ф-но), Вальс
(«Спящая красавица» или «Золушка» - для сравнения с музыкой Бетховена).
Новые понятия:
Симфония, марш-шествие, контраданс
Формы контроля:
Пластическое интонирование (финал), выбор танцевального шага («Контраданс»)
Проблема урока:
Как мы можем понять язык симфонии?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Знать особенности построения симфонии.
3.Выразительное пластическое интонирование тем.
Повышенные знания
Определять стилевое своеобразие Бетховена.
Раздел VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 4 четверть Урок №5 (31)
Тема:
Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки.
Цель:
Знакомство с джазовой музыкой.
Задачи:
1.Рассказать о своеобразии джазовой музыки.
2.Услышать в музыке своеобразие джазового стиля.
3.Воспитание интереса и уважения к музыке.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Урок – концерт.
Содержание:
Песня о музыке (на выбор учителя). «Острый ритм», мюзикл «Безумная девочка», «Колыбельная Клары» из «Порги и
Бесс» Дж. Гершвина.
Новые понятия:
Джаз, саксофон, мюзикл, Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд.
Формы контроля:
Наблюдение, слуховой контроль.
Проблема урока:
Что такое джаз и можно ли его понять?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Выразительное исполнение музыкальных фрагментов.
Повышенные знания
Умение моделировать образы героев.
4 четверть Урок №6 (32)
Тема:
Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева.
Цель:
Образы природы в музыке Свиридова и Прокофьева.
Задачи:
1.Проанализировать фрагменты произведений и сравнить их с музыкой Грига («Утро» и «Шествие солнца»).
2.Формировать общие понятия о стилях композиторов.
3.Воспитание грамотных слушателей и любителей музыки.
Тип:
Расширение знаний.
Вид:
Урок - ролевая игра «Поиграем в композитора».
Содержание:
«Запевка» (хоровая миниатюра), «Снег идет» (часть из «Маленькой кантаты») Г. Свиридова; «Шествие солнца» из 4
части Скифской сюиты Прокофьева.
Новые понятия:
Хоровая миниатюра, сюита, кантата, Скифы.
Формы контроля:
Пластическое интонирование, слуховой контроль, «сочинение» мелодий.
Проблема урока:
Как мы можем понять язык музыки?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Знать особенности построения сюиты, кантаты.
3.Выразительное пластическое интонирование тем.
Повышенные знания
Определять стилевое своеобразие Свиридова и Прокофьева.
4 четверть Урок №7 (33)
Тема:
Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский).
Цель:
Особенности музыки П.И. Чайковского и Э. Грига.
Задачи:
1.Проанализировать фрагменты произведений и сравнить их с музыкой Грига.
2.Формировать общие понятия о стилях композиторов.
3.Воспитание грамотных слушателей и любителей музыки.
Тип:
Углубление знаний.
Вид:
Традиционный.
Содержание:
Музыка П.И. Чайковского и Э. Грига на выбор учителя.
Новые понятия:
-
Формы контроля:
Пластическое интонирование, слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока:
Чем схожа музыка П.Чайковского и Э. Грига?
Прогнозируемые результаты:
1.Отклик на звучащую на уроке музыку.
2.Знать стилевые особенности музыки композиторов.
3.Воспитание грамотных слушателей.
Повышенные знания
Умение узнавать музыку П.Чайковского и Э. Грига
4 четверть Урок №8 (34)
Тема:
Прославим радость на земле! Обобщающий урок.
Цель:
Закрепить знания и навыки, полученные в течение четверти.
Информационно-методическое обеспечение: Е.Д. Критская УМК для 3 класса, стихи, репродукции картин по темам урока, игры и т.д.
Задачи:
1.Проанализировать музыку финала 9 симфонии Бетховена.
2.Развивать умение определять произведение по звучащему фрагменту.
3.Формировать общие понятия о стилях композиторов.
4.Продолжить работу над вокальными умениями детей.
Тип:
Закрепление знаний.
Вид:
Урок – концерт.
Содержание:
Финал 9 симфонии Бетховена.
Произведения, звучащие в течение учебного года.
Формы контроля:
Слуховой контроль; наблюдение.
Проблема урока:
О чем поведала нам музыка?
Прогнозируемые результаты:
1.Уметь выражать себя в разных формах деятельности.
2.Музицировать на уроке.
Повышенные знания
Анализировать произведения, определять авторов, настроение, выделять особенности жанра.