Конспект урока по музыке в 6 классе "Ф.Шопен - жизнь и творчество"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №8» г.Перми
Конспект урока по музыке
в 6 классе
"Ф.Шопен - жизнь и творчество"
подготовила
учитель музыки
Попова Татьяна Викторовна
г. Пермь
2015
Тип урока: Изучение нового материала и закрепление знаний, полученных
учащимися при подготовке Д/З (самостоятельное изучение жизненного
пути Ф. Шопена).
Вид урока: комбинированный.
Цель: Формирование музыкальной культуры учащихся средствами творчества
Фредерика Шопена. Расширить представления о значимости классической
музыки в воспитании подрастающего поколения.
Цель учителя:
1. Оказание помощи во время проблемной дискуссии в поиске и приобретении своего
индивидуального типа и темпа учебной деятельности, в раскрытии и развитии
индивидуальных познавательных процессов, интересов; содействие формированию и
развитию творческих способностей учащихся.
2. Создание учителем ситуации успеха с использованием форм диалога с речевыми
оборотам: «Я считаю, что …», «Я полагаю, что…», « Мне кажется, что…», « По
моему мнению…», «Я думаю…».
Цели ученика:
1. Обогащение собственного жизненного опыта. Самореализация себя как личности
через активность в дискуссии. Овладение приёмами и методами дискуссии.
Научиться анализировать и обобщать приобретённые знания.
Задачи:
1. Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством композитора.
2. Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, умение вслушиваться
в музыку.
3. Воспитательные: осуществлять нравственное воспитание, прививать культуру
слушателя.
Методы обучения:
- метод эмоциональной драматургии,
- метод художественного контекста,
- метод сравнения,
- метод размышления о музыке,
- словесные методы: диалог, беседа, разъяснение.
Основные понятия, изучаемые на уроке: экспромт, вальс, прелюдия, этюд,
Выразительные средства музыки,
музыкальный образ, героический образ,
образ Родины.
Оборудование: компьютер, экран, наглядный материал (слайды).
Музыкальный материал: “Фантазия-экспромт” до # минор, Вальс до # минор,
Прелюдия 24 ре - мин, “Революционный” этюд № 12
до минор.
Основные этапы работы:
I. Организационный момент Приветствие, введение в тему урока.
II. Основная часть - Беседа по теме урока, знакомство с новыми произведениями
(слушание) и их обсуждение.
Ш. Итог урока
Ход урока:
I. Организационный момент Приветствие, введение в тему урока.
Учитель: - Здравствуйте дорогие ребята, сегодня мы познакомимся с жизнью и
творчеством великого человека.
(слайд с изображением портрета Ф. Шопена)
(Краткая биография с участием учеников)
Учитель: - Кто этот человек?
Ученики: - Фредерик Шопен, великий польский композитор и пианист.
Учитель: - Место и дата рождения?
Ученики: - Родился в местечке Желязова Воля под Варшавой 22.02.1810 -
17.10.1849 гг.
(слайды с изображением портретов родителей Ф. Шопена и дома, где он
родился)
II. Основная часть - Беседа по теме урока, знакомство с новыми произведениями
(слушание) и их обсуждение.
Учитель: - Что интересного вы узнали о Шопене?
Ученики: - Уже в детские годы Фредерик проявлял необыкновенные музыкальные
способности. Когда ему было 7 лет, он написал свои два полонеза и «Военный
марш», который стал исполняться на всех варшавских парадах.
Ученики: - Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды,
которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно
отзывались о нём. Так, пианист Войцех Живный который начал заниматься с 9-
летним мальчиком, отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался
настолько быстро, что к 12-ти годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам.
В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше
не может научить его.
(слайд с портретом учителя Фредерика В. Живного)
Ученики: - В шестнадцать лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию,
по окончании которой, в 1829г. директор консерватории – Юзеф Эльснер,
сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный
гений».
(слайд с портретом Ю. Эльснера)
Ученики: - Но вот Высшая школа окончена. Эльснер, понимая, что рамки Варшавы
уже становятся тесными для гениального юноши, убеждает его
отправиться в чужие края – посмотреть, послушать, показать себя. Первое
путешествие состоялось в Вену. Оно принесло успех. И Шопен
новое большое путешествие, которое должно завершиться в Италии. Путь
Шопена лежал через Вену. Но на этот раз столица Австрии оказалась не
столь гостеприимной. Шопену охотно предоставляли возможность
выступать перед публикой, но…. бесплатно, а он нуждался в деньгах. А из
Польши шли известия, заставлявшие его горько сожалеть об отъезде.
Осенью 1830г - вскоре после отъезда Шопена - в Варшаве вспыхнуло
восстание. Среди повстанцев были близкие друзья Шопена, и Фредерик
рвался на родину, чтобы быть в их рядах. Остановило его письмо отца,
который считал, что долг сына служить родине своим искусством. И
Шопен остался в Вене, а потом поехал в Париж, где и прожил до конца
своей недолгой жизни.
Ученики: - Всю свою жизнь Шопен писал почти только для фортепиано. Его
творческое наследие очень огромно – это этюды, прелюдии, сонаты,
вальсы, полонезы, мазурки. Любое музыкальное произведение Шопена
(мазурка, полонез, вальс…) это художественные музыкальные поэмы,
глубокие, разнообразные и вдумчивые. Ф. Шопен выразил в них все
человеческие чувства.
2. Слушание
Учитель: - Дорогие ребята, сейчас мы послушаем самые известные в мире
произведения польского композитора Ф. Шопена.
(звучит “Фантазия-экспромт” до # минор)
Учитель: - Что чувствовал Шопен, создавая это произведение?
Ученики: - Смятение, любовь, страдание и т.д. (обсуждение).
Ученики: - Экспромт - это моментальная мысль; короткая речь, произнесённая
без подготовки.
альнейшая работа с произведениями Шопена - Вальс до # минор, Прелюдия № 24
ре минор, “Революционный” этюд № 12 до минор – прослушивание и обсуждение).
(Связь с разными этапами жизни Шопена).
Ш. Итог урока
Учитель: - Шопену шёл всего 21-й год, когда Роберт Шуман сказал: “Я низко
склоняю голову перед таким гением, перед таким полётом, перед таким
мастерством». А А.Г. Рубинштейн (русский композитор) отметил талант
Фредерика словами: “Каждая нота у Шопена – чистое золото”.
Учитель: - На этом мы приостанавливаем знакомство с жизнью и творчеством
великого польского композитора и пианиста Ф. Шопена. Мне бы хотелось,
чтобы дома вы ещё раз прослушали произведения, прозвучавшие на уроке.
Я уверенна, что вы откроете новые грани музыки композитора.
На следующем уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством
Шопена.
До новых встреч!
Список литературы:
1. Алексеева Л., Григорьев В. Страницы зарубежной музыки XIX века. М., Знание, 1983
2. Галацкая В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.3. М., Музыка, 1974
3. Друскин М. История зарубежной музыки. М., Музыка, 1976
4. Замятина Т. Современный урок музыки. М., Глобус, 2007
5. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Музыка, 1982
6. Роллан Р. Музыкально - историческое наследие. М. Музыка. 1986
7. Способин И.В. Музыкальная форма. М., Музыка, 1984
8. Шорникова М. Музыкальная литература, 2 год обучения. Ростов - на - Дону, Феникс,
2012
Ссылки на источники в сети Интернет:
1. Шопен, Фредерик Википедия
2. Фредерик Шопен Краткая Биография Слушать Онлайн
Бесплатно...classica.at.uaШопен
Приложение:
Ф. Шопен
Желязова Воля
Сестра Людвика
Фредерик
Сёстры Изабелла и Эмилия
Учёба в училище
Шопен за роялем
Шопен и Аврора Дюдеван (Жорж Занд)
Аврора Дюдеван (Жорж Занд) Ф. Шопен
Предсмертное исполнение «Траурного марша» Ф. Шопена
Памятник Ф. Шопену
Музей Шопена