Конспект урока "Музыкальный фольклор как часть национальной народной традиционной культуры" 7 класс

1
Музыкальный фольклор как часть национальной народной
традиционной культуры
Цель:
ознакомление с истоками национальных музыкальных традиций;
история развития жанров музыкального фольклора,
формирование навыка организации деятельности фольклорных
ансамблей в образовательных учреждениях;
жанры музыкального фольклора и их особенности.
Оборудование:
1. Видеоматериалы обрядовых действ.
2. Аудиозаписи подлинных исполнителей русской народной песни.
3. Нотный материал
Народная художественная культура, то есть художественная культура
того или иного народа тноса) интересует представителей самых
различных отраслей науки. Теория народной художественной культуры
развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них -
этнология, антропология, этнография, этнопсихология, этнопедагогика,
фольклористика и др. Остановимся на фольклористике.
Фольклористика занимается сбором, систематизацией и изучением
фольклора (что в переводе означает "народная мудрость"). К фольклору
относятся произведения различных видов и жанров традиционного
народного творчества. Благодаря фольклористам были спасены от забвения
тысячи памятников народной художественной культуры, подлинных
шедевров народного искусства, сохранены имена самобытных народных
мастеров Большую роль в этом сыграли фольклорные экспедиции, традиции
фиксации и издания собранных в них материалов
2
Постоянно собирают, систематизируют и изучают фольклорные
произведения кафедры народного хора в вузах культуры, дома народного
творчества во главе с Государственным российским домом народного
творчества, Государственный центр русского фольклора и др.
Фольклористика занимает особое место в развитии теории народной
художественной культуры. Она может быть рассмотрена как важнейший ее
источник и составная часть, фольклористика постоянно пополняет "банк
данных" теории народной художественной культуры о конкретных видах и
жанрах народного художественного творчества, позволяя на этой основе
выявлять его сущностные черты и общие закономерности.
Таким образом, теория народной художественной культуры
рассматривает другие науки как материал для своих выводов и обобщений и,
одновременно, дает материалы для других наук.
Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного
культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи
восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны.
Главной частью этой культуры являются произведения народного
художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они
передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в
уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались). До сих пор одна и
та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному.
Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они
созданы коллективным творчеством народа.
Жизнь человека от самого рождения и до смерти тесно связана с
жизнью его народа. Родная культура, традиции, язык, религия являются
основой для формирования личности.
Огромный пласт традиционной культуры - народные обычаи, обряды,
праздники - несет глубокое нравственное, философское содержание. Каждый
жанр и произведение в отдельности являются формой выражения
миропредставления наших предков.
3
Традиционные знания накапливались тысячелетиями, выверялись
временем и опытом многих поколений. Отсеивалось все ненужное и
поверхностное. Народные традиции предстают перед нами как в форме
обрядового фольклора, примет, пословиц и т.д., так и в форме сказаний,
былин, присловий и других произведений устного народного творчества.
Традиционную культуру можно сравнить с книгой, где каждый ритуал,
обряд, песня представляют целостный текст, который складывается из
отдельных предложений, слов. Чаще всего все эти средства выступают в
синкретической форме. Традиционный фольклор находится в постоянном
развитии, выражая не только коллективное, но и индивидуальное в
творческом процессе.
Традиционная народная культура это специфический пласт культуры
сел, деревень, малых городов. Здесь заключена вся совокупность обрядов,
обычаев, опыта, передающихся на протяжении веков из поколения в
поколение. Каждое село, край привносили свои неповторимые черты в
общеэтническую традицию.
Народные праздники и обряды являются важными компонентами
традиционной культуры. Они играют важную коммуникативную и
воспитательную роль в жизни общества, в них тесно переплетаются
мировоззренческие, нравственные и эстетические начала. Здесь человек
наиболее ярко ощущает себя членом коллектива и личностью. На празднике
проявляются все формы и виды культуры, начиная от принятых норм
поведения, изготовления и показа традиционной одежды до исполнения
песен и театральных представлений.
Каждому празднику и обряду присущи определенные ритуальные
действия, произведения народного творчества. Характер произведения, его
жанровая принадлежность, зависит от того, стремиться ли человек развлечь
слушателей или дать какие-либо знания, вызвать удачу, благосостояние.
Различна связь отдельных фольклорных жанров с бытом, с условиями жизни
русского народа. Заговоры, календарные песни постепенно уходят из
4
народного быта, меняются и другие обряды - свадебный, поминальный
(пропадает вера в их магические свойства). Некоторые жанры меняют своего
исполнителя и слушателя (например, обрядовые песни включаются в детские
игры).
Интересными являются календарные обычаи. Подробнее хотелось бы
остановиться на семицких традициях. По языческим представлениям Семик
считался прообразом союза Земли и Неба. В народе было принято украшение
берез лентами, вождение хороводов, гадание на венках, приготовление
ритуальной еды, завивание венков из ветвей берез и игры в горелки.
Магическая функция основывалась на вере в силу магии, возможности при
помощи обрядов воздействовать на внешнюю среду.
В течении всей своей жизни человек учится жить согласно нормам,
законам, гласным и негласным правилам, т. о. происходит его социализация.
Вопрос о том, как именно проходит этот процесс, его средства и методы,
интересует этнографов, фольклористов, социологов, психологов и педагогов.
Семья, где происходит "вживание" человека в этнокультурную среду,
остается одним из актуальных вопросов для изучения.
Активному освоению ребенком традиций предшествует этап на-
копления впечатлений, восприятие языка, которое начинается сразу после
рождения. По традиции дети являлись участниками или наблюдателями
большинства обрядов (календарных, свадебных, проводов в армию).
Например, в щедровках, колядках предусматривалось их активное участие.
Период освоения и восприятия песен мог растягиваться на годы, а конечной
точки в процессе вживания человека в песенный мир практически не
существовало. При этом важна была неизменность и естественность
контекста, в котором происходило восприятие, т.е. обстановка бытования
песни: в какое время года она пелась, люди какого возраста ее исполняли,
действия, которыми она сопровождалась, место ее исполнения, особенности
обрядовой одежды участников. Полузабытую песню можно восстановить
подробно восстановив в памяти обстановку, в которой она исполнялась.
5
Давно установлено, что если распадается национальная традиционная
культура, то нация исчезает, растворяется в других нациях. Этот факт
свидетельствует о том, что традиционная культура является основой
целостной нации.
С течением времени растет признание ценности народной культуры.
Но зачастую в учебных заведениях педагоги готовятся, опираясь на
академические традиции. Недостаток информации о традиционной культуре,
о нравственных аспектах, об особенностях исполнительских традиций,
специфике народной музыки, способствует отстранению от родного
фольклора. Нарушение механизма передачи музыкального фольклора
поколениями позволяет говорить о том, что произведения фольклора со
временем можно будет отнести к разряду «духовного наследия».
Национальный фольклор таит в себе кладезь народной мудрости, свод
житейских правил и законов, которые позволяют человеку прожить жизнь с
максимальной пользой для общества, наиболее полно реализовав себя как
личность.
Русская земля издавна славится своей духовной культурой.
Перечитывая страницы жизни и прикасаясь к художественному наследию
наших великих соотечественников, каждый раз проникаешься тем, что
черпали они свои творческие силы у народа. Именно в его религиозном и
художественном началах зачастую обнаруживали глубокие сюжеты и
незабываемых героев, родные сердцу мелодии и их от Бога талантливых
исполнителей. Как выразительно затем в рассказах и повестях были описаны
народные песни, звучавшие во время работы и отдыха крестьян. Синтез
слова, мелодии, переживания, заключённый в каждой песне, неизменно был
отмечен силой эмоционального воздействия, изливался из глубин русского
сердца, волновал и бередил душу.
Музыкальный фольклор весьма разнообразен, интересен в
художественно-стилевом и жанровом отношении. Это не только страницы
музыкальной культуры, но и музыкальной истории, запечатлевшей
6
социально-экономические, политические и духовно-культурные изменения,
пережитые и образно осмысленные нашими предками.
Актуальность фольклорного наследия сегодня не нуждается в до-
казательстве. Помимо музыкально-творческой составляющей оно обладает
социально-нравственным содержанием, необходимым для формирования
патриотических основ духовного мира наших современников, и прежде всего
подрастающего поколения россиян.
Роль традиций и произведений народного художественного творчества
в развитии национального самосознания была осмыслена ещё в XIX веке,
когда активизировался процесс собирания и записи фольклорного наследия
благодаря П.В. Киреевскому, П.И. Якушкину и другим подвижникам
отечественной культуры. Наряду с ними фольклор записывали М.А.
Стахович, Н.М. Лопатин, АЛ. Маслов.
В XX веке интенсифицируется исследовательская работа по научному
изучению региональных традиций России. Большой вклад в исследование
фольклора внесли Л.В. Кулаковский, Н.М. Влады-кина-Бачинская, П.В.
Сизов, Р.А. Масленникова, В.И. Костин и др.
Постепенно, начиная с 1960-х гг., в результате открытия в музы-
кальных учебных заведениях отделений по подготовке руководителей
народных хоров, записанный народно-песенный материал становится
основой для творческой и концертной деятельности образующихся
фольклорных, профессиональных и любительских, коллективов.
Художественное творчество народа
в календарных праздниках и обрядах
С древних времен народное художественное творчество было
синкретичным, то есть слитым с различными сферами и формами народной
жизни. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-
творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и
обрядах, связанных с циклом земледельческих работ. В этих праздниках,
7
сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах,
танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в
художественной форме миропонимание и мироощущение народа.
Годовой цикл праздников и обрядов, главные из которых совпадали с
периодами солнцеворота (поворота солнца от зимы к лету и наоборот) и
солнцестояния (самый длинный и самый короткий дни в году),
символизировал круговорот сил природы и выражал преклонение человека
перед их могуществом.
Повторяющиеся циклы древнеславянских праздников были
неразрывно связаны с циклом земледельческих работ. В них отражался
древнеславянский культ природных явлений и стихий (солнца, дождя, ветра,
Матери-сырой Земли, грозы и др.), от которых зависел урожай и само
выживание людей в сложных природно-климатических условиях. Отсюда
безусловное соблюдение обычаев и традиций, периодическая повторяемость
устоявшихся условно-символических действий.
После принятия христианства на Руси в народных земледельческих
календарных праздниках проявилось смешение двух картин мира
языческой и христианской. Архаический земледельческий быт и
соответствующее ему мировоззрение земледельца постепенно поддавались
воздействию православного вероучения. В свою очередь, и христианство с
присущей ему системой обрядов и представлений вынуждено было присп
зыческие земледельческие празднества образовали в народной культуре
некий синтез, а даты многих из них фактически совпали.
Вместе с тем, несмотря на соединение с христианскими праздниками,
народные обряды сохранили общий аграрно-магический характер. В их
основе по-прежнему оставались первобытная .магия, разнообразные
заклинания, нацеленные на предохранение от враждебной «нечистой» силы
(магия профилактическая) и получение каких-либо ценностей: плодородия,
урожая, богатства, благополучия (магия продуцирующая).
8
Например, масленичный разгул, традиционно допускаемая на
празднике свобода поведения, ритуальная обильная пища, имеют прямое
отношение к первобытной аграрной магии. Разгул и пиршество в
первобытной культуре не только являются выражением сытости и
довольства, но и представляют собой пример так называемой семильной
магии: стремления добиться желаемого явления его изображением. Мысль
земледельца с самой ранней весны направлена на ожидание хорошего
урожая, приплода окота и домашней птицы. Изображая сытость, довольство,
веселье, крестьянин стремился воздействовать на природу, добиться
благополучия в хозяйстве и жизни своей семьи.
В православных праздниках на первое место вышли духовные
ценности, нравственное совершенствование через служение и единение с
Богом.
Несмотря на различия в системах ценностей православия и
древнеславянской веры в богов, олицетворяющих природные стихии, в
народной жизни им удалось довольно-таки мирно уживаться.
Праздники народного календаря проходили в соответствии с
традициями и обычаями, в них существовало множество обрядов и
ритуалов.
Обычай - это то, что принято («обычно») делать в той и иной
ситуации, у того или иного народа.
Обряд это совокупность утвердившихся в народе условно-
символических действий, выражающих определенный магический смысл,
связанных с отмечаемыми событиями жизни; это своеобразный
коллективный акт, который строго определяется традицией, а также
внешняя сторона религиозной жизни и верований человека.
Ритуал порядок совершения обряда, последовательность условно-
символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее
проявление верований человека.
9
Народные праздники и обряды всегда
были связаны с русским земледельческим календарем, который
регламентировал жизнь наших далеких предков. Он складывался
постепенно в течение многих столетий и передавался из поколения в поколе-
ние, являясь своеобразной энциклопедией народных знаний и представлений
об окружающем мире.
По современному российскому календарю, каждый новый год
начинается с 1 января, однако эта дата не имеет никакого отношения к
сельскохозяйственному году, начало которого связано либо с приходом
весны (подготовка к севу), либо с наступлением осени (сбор урожая). Не
случайно до 1348 года новый год на Руси официально отмечался в марте, а с
1349 по 1699 годы 1 сентября, и только Петр I своим указом установил
приход очередного года по европейскому образцу. Тем не менее дата 1
марта широко отмечается как встреча весны, как день-предсказатель погоды
на весну-лето (Евдокия Летоуказательница). К этому дню приурочено много
примет, пословиц, поговорок. Не менее значителен и праздник 1 сентября
день Симеона Летопроводца, первый день осени, с этого дня на Руси
прекращались работы в поле, начинались посиделки, хороводы и игры
молодежи.
Он базируется на четырех основных астрономических датах,
связанных с движениями Земли вокруг Солнца: дни весеннего и осеннего
равноденствия (22 марта и 22 сентября), дни зимнего и летнего
солнцеворота, в соответствии с которыми и связано происхождение зимних,
весенних, летних и осенних праздников.
ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
ФОЛЬКЛОРА
10
В народном творчестве жанр это исторически сложившаяся
взаимосвязь фольклорного произведения с его жизненным назначением
(функцией). Как уже
говорилось ранее, фольклорное произведение по своей природе
бифункционально оно сочетает в себе как сугубо прикладную,
утилитарную, так и эстетическую функции.
Соотношение этих функций в произведении может быть различным.
Одни песенные и инструментальные жанры в большей мере проявляют
прикладной характер это содействующие трудовому процессу припевки,
колыбельные для укачивания ребенка, пастушьи наигрыши для выпаса скота
и пр. Другие жанры, напротив ярко выказывают эстетическое начало: это
эпическая традиция, лирическая песня и пр. Однако в огромном массиве
обрядового песенного фольклора восточных славян провести четко границу
между этими составляющими зачастую просто невозможно прикладная и
эстетическая стороны между собой тесно связаны.
Основным критерием при определении жанра той или иной песни
выступает се функциональное назначение в общинной жизни. Как известно,
традиционные народные песни могут быть обязательной составляющей
какого-либо действия или обряда, т.е. быть приуроченными, а могут
исполняться независимо от перечисленных обстоятельств в любое время,
по желанию исполнителей, т. с. быть неприуроченными.
Таким образом, принято различать две основные группы песенных и
инструментальных жанров, приуроченные и ненриуроченные песни и
инструментальные наигрыши.
1. В группе приуроченных жанров (левый столбец таблицы 1) в качестве
основных форм приуроченности выступают:
обрядовая ритуалам календарного и семейного цикла заклички,
жнивные, свадебные песни и пр.);
11
к видам деятельности (общение с ребенком колыбельные, пестушки и т.
п.; работа артелью трудовые припевки бурлаков, плотогонов и т. п.; сбор
ягод, картофеля — ягодные, картофельные песни и пр.);
сезонная определенному сезону весенние, летние). Дальнейшее
определение жанра песни или инструментального наигрыша
идет по степени уточнения конкретных условий его исполнения.
Среди приуроченных песен различают календарные среди них
святковские, масленичные, веснянки, духовские или купальские, жнивные и
пр. жанры, обозначающие в каком именно обряде эти песни звучат),
семейпо-бытовые (крестьбинские, свадебные песни, похоронные и свадебные
плачи, причитания и др.).
2. К неприуроченным жанрам относятся большая часть песен эпической
традиции, плясовые, лирические песни и инструментальные наигрыши, со-
провождающие любые застолья и массовые увеселения. К этому же классу
принадлежат частушки и основная часть детского репертуара (правый
столбец таблицы).
Подразделение на конкретные жанры эпической песенной традиции зависит
от образно-поэтического содержания песен.
Жанры, приуроченные к обрядам,
видам деятельности или сезонам
Жанры, не приуроченные к
чему-либо
обрядовые песии
(святочные, масленичные, троицкие,
купальские, жнивные и т.д.)
семейно-обрядовые песни
(крестьбинские, пестушки, потешки,
колыбельные; свадебные)
•трудовые припевки
•плачи (свадебные,
• эпические песни (былины,
исторические песни, баллады, духовные
стихи)
•плясовая песня
• частушка
детский репертуар (загадки,
сказки с песнями, скороговорки, игры,
дразнилки)
12
похоронные, рекрутские)
духовные стихи (в Великий
пост; в похоронно-поминальной
обрядности)
• хороводы и игры
• лирическая песня
•инструментальные
наигрыши
• хороводы и игры
• лирическая песня
•инструментальные
наигрыши
Так, в эпической традиции различают духовные стихи (религиозная
тематика), былины (сюжеты о героях народного эпоса богатырях и других
мифологических персонажах), исторические песни (сюжеты, основанные на
реальных исторических событиях).
И, наконец, есть жанры, которые, будучи неприуроченными, тем не
менее часто исполняются в календарных и семейных обрядах таблице они
выделены более жирным шрифтом). Это относится в первую очередь к
традиционным лирическим песням, которые так и называют приуроченная
лирика. Кроме того, в этот класс жанров входит часть хороводов и игровых
песен, духовные стихи (их могут исполнять как в поминальной обрядности
или во время Великого поста, так и на посиделках в ряду прочих эпических
жанров), некоторые инструментальные наигрыши. Сами исполнители очень
четко разделяют песни, исполнение которых в обряде носит обязательный
характер, и песни, которые вообше-то поются «абы когда», но и в данном
обрядовом контексте их можно использовать.
Адаптация фольклорного материала для детей младшего и
среднего школьного возраста
Фольклорный материал должен адаптироваться или аранжироваться
учителем музыки непосредственно с учетом возрастных особенностей детей.
13
Иногда произведения не соответствуют по содержанию и не могут быть
понятны детям. Для этого учитель музыки должен владеть знаниями по
аранжировки фольклорного материала.
Аранжировка (фр. arrangement) порядок, устройство; в музыке –
переложение музыкального произведения для исполнения иными средствами
(исполнительским составом), нежели предусмотренным автором. В тоже
время измененное, большей частью облегченное изложение музыкальных
произведений; гармонические, фактурные и другие изменения в музыке. Об
аранжировке фольклорных произведений существует немного сведений, в
большей степени это связано с деятельностью профессиональных хоров.
Обработка это адаптация музыкального произведения к определен-
ным творческим условиям. Как мы замечаем, формулировки общие и
принципиально не разнящиеся. Поэтому для ясности восприятия будем
употреблять термин «обработка».
Все обработки можно объединить по главным признакам и рассмат-
ривать как два направления возможного пути их создания.
1. Обработка так называемого общерусского типа (в последнее время ее
называют «свободной»)
2. Обработка в стиле определенной народно-исполнительской традиции, так
называемая стилевая или региональная.
1. Общерусская. «Создание этих обработок в значительной степени
опирается на собственные музыкальные ощущения и взгляды автора. В такой
обработке руководитель свободно использует разные средства
художественной выразительности том числе и не характерные для
традиционного народного исполнительства).
В обработках общерусского типа ярко проявилась тенденция своеоб-
разного преломления музыкальных интонаций народных песен под влиянием
эстрадной музыки различных направлений. Талантливую «свободную»
обработку отличают и особенности творческого стиля руководителя
14
коллектива, и мастерство в выборе решений, и естественно-органичный
сплав авторских замыслов и народных традиций.
Более того, «свободные» обработки даже трудно назвать этим терми-
ном, поскольку, благодаря преобладанию в них авторской индивидуальности,
они воспринимаются как оригинальные самостоятельные сочинения. Однако
широкое распространение «свободных» обработок самым непосредственным
образом повлияло на утрату самобытных исполнительских традиций, а ведь
именно они помогают сохранять своеобразие каждой областной традиции.
1. Стилевая обработка. Многие фольклорные коллективы стараются
освоить не только музыкальное многообразие народно-песенных
образцов, но и вокальную технику, ее характерные приемы
звукообразования и их связь с диалектными особенностями. Правомерен
вопрос: а зачем, собственно нужна обработка народной песни, если
можно взять для исполнения подлинную партитуру.
Безусловно, песня, взятая у «природных» мастеров ярче и красочной
любой обработки. Однако в практической работе далеко не всегда можно
найти вариант той песни, которую хотелось исполнить. Поэтому приходится
обращаться к имеющимся образцам нужного стиля, обрабатывать с учетом
местных стилистических особенностей».
Формы видоизменения народной песни: редактирование, аранжировка,
обработка имеют относительную условность понятий. К сожалению, у нас
все еще не установились различия в этих понятиях при переводе народной
песни в письменную и сценическую формы. Определяющим фактором их
применения являются конкретные условия и творческая ориентация
коллектива, а так же возрастные особенности участников коллектива, их
певческие навыки.
Прежде чем приступить к обработке того или иного фольклорного
произведения, необходимо тщательно изучить и проанализировать
региональную принадлежность, жанровость, «манерность». И лишь
соизмерив «желания с возможностями», следует приступать к творчеству.
15
С чего необходимо начинать освоение песни? Конечно же, с текста, с
освоения идеи, которая должна отвечать особенностям возрастного
восприятия, так как мелодию можно подвергнуть редактированию,
аранжировке, обработке, а идею - нет! Текст и смысл песни не в коем случае
не должен быть искажен.
Какими средствами можно пользоваться в процессе адаптации музы-
кального изложения к возможностям и способностям каждого ребенка, под-
ростка?
1. Изменение ладовых ступеней упрощение в случае сложности
восприятия (изменение повышения или понижения III ступени), усложнение
(все тоже повышение или понижение III ступени, повышение VI ступени,
добавление к мажорному трихорду целого тона), расширение лада (тетрахорд
в пентахорд).
2. Использование отклонений и модуляций для эмоционального разви-
тия, а также, при невозможности расширения или изменения лада.
3. Вариативность применения различных манер исполнения пение с
закрытым ртом, «головное» звучание, речитативы.
При редактировании текста следует обратить внимание на диалект.
Выделим некоторые формы:
1. Стремление к сохранению всех региональных черт.
2. Сохранение некоторых особенностей при исполнении песен.
3. Исполнение песен на литературном языке.
Стремление к сохранению региональных черт языка в сценических
условиях сопряжено со многими трудностями. Одна из них та, что сами
исполнители с рождения не говорили на диалекте, который фонетически
отличается от литературного произношения. Фонетика диалекта имеет в
произношении такие звуковые сочетания, которые едва заметны и требуют
длительного освоения.
Например, помимо южного «яканья» и мягкого произношения буквы
«г», есть сочетания двух гласных, которые звучат как один звук. Например,
16
«девка» звучит как «ди–евка», слово «тебе» «табие», «чужой»–
«чужуой»– и т. д. Всё это не просто. Поэтому принцип «подлинности
песни» может быть, уязвим, если исполнители не говорят с детства на этом
диалекте. Воспроизведение в пении некоторых внешних признаков диалекта,
да ещё с добавлением к этому копирования тембра голоса, включая порой и
возрастные особенности, воспринимается нередко как передразнивание.
Возможно ли усвоение диалекта? Думается, что путь к этому лежит
через естественное общение на этом говоре, чтобы это было органичным, а
не подражательным. Видимо это доступно тем, кто живёт среди носителей
говора, общается с ними.
Следует учитывать, какого социального происхождения участники
фольклорного коллектива. Если родословные корни в близкой деревенской
среде, можно положиться на их генетическое чувство, проанализировать «как
говорит бабушка или крестная». Если же связь с корнями утеряна, следует
оставлять лишь общие признаки диалекта, или вообще петь на литературном
языке. Слоговые распевы в протяжных песнях следует сокращать, или
использовать междометия «вот(ы)», «ох(ы)», но при необходимости
сохранения не акцентировать «–о–е–я», так как порой за произношением
таких гласных теряется смысл слов.
В песнях плясового характера возможно эпизодическое сокращение
припева, или изменение цепного строения текста, сокращение куплетов без
потери смыслового содержания, или же добавления текста для ясности об-
раза, исходя из творческого воображения. Следует обратить внимание на
возрастную этику содержания некоторых песенных образцов. По возмож-
ности, избегать любовно-лирических моментов, порой даже изменяя со-
держание, но приближая ребенка к идее произведения.
Выстраивая режиссуру песни, возможно использование стихотворений
русских и советских поэтов, частушечные четверостишия, загадки, по-
словицы, поговорки. В зависимости от содержания, иногда вполне логично
включение в концепцию плача, молитвы, речитатива.
17
Руководитель коллектива должен обратить внимание на запевы. В
зависимости от таланта, запевала показывает нам ладоинтонационные
особенности песни иногда в сжатом, иногда в развернутом запеве.
Исполнителю предоставляется уникальная возможность спеть каждый
куплет с разными вариантами мелодии, подчиняя их развитию мелодической
линии, учитывая смысловое содержание (сквозное развитие, кульминация,
спад и т.п.).
Профессиональный и творческий подход, опора на традиционные
региональные признаки, использование характерных народно-певческих
жанров обеспечат успех в раскрытии образа и идеи произведения.
В заключение необходимо обметить важность формирования
репертуара детского ансамбля на основе общепринятых культурных
традиций и человеческих ценностей. Обучение в фольклорном коллективе
должно привить любовь к народной культуре, к традициям и обычаям,
стремление к их изучению.
Когда репертуар обработан для данного коллектива, учтены все
моменты, начинается непосредственно работа над сценарием обрядового
действа.
Литература
1.Байбурин А. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография. Проблемы
реконструкции фактов традиционной культуры. —Л., 1990. — С. 3—17.
2.Богатырев П. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории
народного искусства. — М., 1971. — С. 369 — 383.
3.Лотман Ю. Каноническое искусство как информационный парадокс // Про-
блема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.,
1973. С. 16-22.
18
4.Лотман Ю. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и
проблемы переводимости. — М., 1987. — С. 3— 11.
5.Носова Г. Язычество в православии. — М., 1975.
6.Соссюр Ф. Курс обшей лингвистики//Труды по языкознанию. М., 1977.
С. 9 29, 46-58, 98-132, 152-159.
7.Тэрнер В. Символ и ритуал // Исследования по фольклору и мифологии
Востока. - М., 1983.
8.Чистов К. Специфика фольклора в свете теории информации //
Типологические исследования по фольклору. М, 1975.
9.Щуров В. Принципы жанровой классификации русского музыкального
фольклора // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке.
М., 1980. — С. 144-162.
19
Методические рекомендации к проведению
практического занятия
Тема: «Музыкальный фольклор как часть национальной
народной традиционной культуры
Цель:
познакомить с историей возникновения и развития различных жанров
музыкального фольклора, с детским музыкальным фольклором;
сочетание теоретических знаний и практических навыков;
прослушивание и просмотр образцов народной песни в классическом и
аутентичном варианте.
Оборудование:
1. видеоматериалы
2. аудиозаписи подлинных исполнителей национального фольклора
3. Нотный материал.
Закрепление теоретических знаний
1. Наука фольклористика. Виды и жанры.
2. Художественное творчество народа в календарных
праздниках и обрядах.
3. Жанровая классификация музыкального фольклора.
Задания:
-Обобщение теоретического материала по данной теме и его практическое
применение;
-Исполнение музыкального фольклора:
Календарно-обрядовый фольклор
Семейно-бытовой фольклор
Детский фольклор
20
Необрядовый фольклор
Детский фольклор
-Сравнительный анализ жанров музыкального фольклора;
-Развитие навыка адаптации фольклорного материала (переложение
аутентичного фольклора для детского фольклорного ансамбля)