Конспект урока "Исполнительская интерпретация как форма самовыражения" 7 класс

Урок-исследование в 7 классе по теме:
«Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»
Цель: доказать при помощи анализа музыкальных произведений, что каждый
исполнитель выражает своё отношение к музыке не только) в процессе
исполнения, проследить на музыкальных примерах, какие изменения происходят с
произведением в процессе интерпретации.
Задачи:
- расширить знания о способах современной обработки произведений;
- развивать воображение, коммуникативные навыки;
- развить интерес к музыке через творческое самовыражение;
- сформировать устойчивый интерес к современным обработкам;
- воспитать чувство ответственности, осознание личностной значимости в
процессе урока.
Методы: наглядно-слуховой, словесный, анализ, обобщение, проблемно-
поисковый, творческий.
Музыкальный материал: «Дубинушка» р.н.п.: Ф. Шаляпин на японском языке.
«Валенки» р.н.п.: Л. Русланова Пелагея. Л. Бетховен соната №14 «Лунная»
(3 варианта исполнения). Ф. Шуберт «Аве, Мария» (3 варианта исполнения).
Ход урока
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок будет посвящён очень важной
теме личному мнению. Скажите, часто ли вы согласны со своими друзьями во
всём? Или вам приходится ежедневно отстаивать своё мнение? (ответы
учащихся)
- Действительно, все мы разные по внешности, характеру, предпочтениям,
вкусам и т.д. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-
своему реагирует на них. Даже одну и ту же фразу каждый из вас произнесёт по-
своему и вложит в эту фразу свой смысл. Проверим? Слайд 2. Предложенная
фраза «Солнце встало, радость принесло».
Это была литература, где мы могли передать свои чувства с помощью
изменения интонации (выражения, смыслового акцента, остановки, скорости
произнесения).
Как вы думаете, можно ли выразить своё отношение при исполнении
музыкального произведения? Как это сделать?
Тоже с помощью изменения скорости, силы звука, способа звукоизвлечения,
то есть с помощью изменения выразительных средств музыки. Слайд 3.
Наша задача сегодня проследить, как меняется произведение в
зависимости от интерпретации исполнителя. А что такое интерпретация? (мнения
учеников).
Слайд 4. Перед вами несколько определений понятия «интерпретация»:
это творческое освоение художественных произведений, связанное с его
избирательным прочтением;
это основанное на собственном толковании творческое исполнение какого-
нибудь музыкального, литературного произведения или драматической
роли;
это индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения,
не определяемая, вообще говоря, однозначно замыслом автора.
Как мы видим, все определения связаны с творчеством. А творческий
подход – это обязательное выражение собственного мнения.
Для того чтобы вспомнить, как «изъясняться» на языке музыки, выполним
дифференцированное задание (класс делится на 6 групп). Слайд 5.
1. Передать рисунком закономерность чередования частей в любой (по
желанию) музыкальной форме.
2. Сочинить и оформить письменно ритмический рисунок марша, польки или
колыбельной (по желанию).
3. Выразить в цвете конкретным или абстрактным образом «видение» ладовой
окраски мажора или минора.
4. Сочинение на тему: «Что я могу выразить в низком, среднем и высоком
регистрах?»
5. Сочинить и оформить письменно ритмический рисунок, который передаст
логику ситуации отправления поезда.
6. Составить понятийный аппарат слов или описания ситуаций, для передачи
которых композитор пользуется динамическими контрастами: форте, меццо
форте, пиано.
Время выполнения задания – 10 минут. Защита и оценивание работ.
- Как, наверное, вы заметили, среди вариантов не было задания на
выразительное средство тембр. А теперь вернёмся к интерпретации. Если
ставится условие сохранения темпа и стиля, то можно поменять оркестровку (а это
и есть изменение тембра). Слайд 6. И что из этого получится? Слайд 7.
Слушаем «Scorpions» - «Wind of change» (оригинал и с симфоническим
оркестром).
- Отличия крупные или не очень? Охарактеризуйте оба отрывка. (Учащиеся
высказывают свои мнения. Предположительный ответ: оркестровая версия
более плотная по звучанию. Оригинал более соответствует названию «Ветер
перемен», вторая версия больше напоминает начало непогоды).
- Все вы знаете, что такое фольклор. Одна и та же народная песня в разных
деревнях исполнялась немного иначе, чем у соседей. Как вы думаете, как бы
звучала такая песня, попади она не только в другую эпоху, но и в другую страну?
- Давайте послушаем, и попробуем определить страну-исполнителя и
название песни-первоисточника. (Слушаем «Дубинушка» на японском языке). А
вот так звучит оригинал в исполнении Фёдора Шаляпина (слушаем). Слайд 8.
(Рассуждаем, что изменилось, что осталось прежнее).
- А вот ещё один пример. Слайд 9. Слушаем «Валенки» в исполнении Л.
Руслановой, Пелагеи. Сравниваем, высказываем свои мнения об интерпретации.
Если вы обратили внимание, то услышали, что в исполнении Пелагеи есть
импровизация. А импровизация – это не что иное, как размышления на тему,
выражение своего мнения.
- Мы слушали с вами народную музыку, современную и интерпретацию
этих произведений. А что же произойдёт с классической музыкой, если
современный исполнитель выразит собственное мнение? Если мы имеем дело с
классикой, это уже сложнее. Здесь не допускаются кардинальные изменения, но и
тогда можно найти выход для самовыражения. Давайте посмотрим, как и за счёт
чего это получилось. Слушаем Л. Бетховен Соната №14 «Лунная» (3 варианта).
Слайд 10 или слайд-фильм.
- Какой вариант исполнения вам больше понравился? (ответы учащихся).
Вы заметили, что каждый из вариантов исполнения по-своему убедителен и имеет
право на существование. Какой из фрагментов отличается большей свободой
интерпретации и почему? (Обсуждение с аргументированием).
- Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнителей? (Ответы
учащихся. Предположительный ответ: у каждого человека своя точка зрения на
жизнь и события, своё настроение и характер).
- Нужно ли делать интерпретацию произведений, в частности классических?
(Ответы учащихся). Конечно да, если учесть что многие наши современники
имеют очень плохое представление о классической музыке. Между тем классика
это образец. И не зная её, нельзя считать себя образованным человеком. Ну, а
поскольку многие считают, что музыка должна идти в ногу со временем, то, как
раз, такой вариант слияния вечного и современного наиболее приемлем. И многие
композиторы, и исполнители современности показывают нам всю ценность этого
на примере своего творчества. Как здесь не вспомнить слова А.С. Пушкина:
«Уважение к минувшему вот черта, отличающая цивилизованность от дикости»!
Слайд 11.
Учащимся предлагается выполнить письменное задание. Слайд 12.
Слушаем три произведения (Ф. Шуберт «Аве, Мария» в трёх вариантах
исполнения), описываем каждое (характер, образ, выразительные средства),
делаем вывод (композитор не называется, название произведения неизвестно,
хотя в предыдущих классах мы слушали его). Учащиеся сдают работы. После
вместе выясняем, что это произведение Ф. Шуберта «Аве, Мария», но звучало в
разных интерпретациях. Слайд 13.
- Как далеко иногда может увести интерпретация от первоисточника! Как вы
думаете, мы смогли доказать сегодня, что каждый человек выражает своё
отношение в процессе исполнения и поэтому не бывает двух одинаковых
вариантов? (Ответы учащихся).
- Слайд 14. Мы сегодня говорили с вами о музыкальных произведениях и их
интерпретации, т.е. о творческом подходе (наших современников). Поэтому
домашнее задание будет следующее: составить несколько «логических цепочек»
через три четыре промежуточные ассоциации, чтобы перейти от слова
«интерпретация» к слову «современность». А кого заинтересовала музыка рок-
группы «Scorpions», сделайте сообщение об этой группе.
- Урок окончен, до свидания!
Используемая литература
1. Гришанович Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей. Мн.:
Изд-во Юнитпресс, 2006.
2. Замятина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии
проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. – М.: Глобус,2007.
3. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8
классы. – М.: Глобус, 2008.
4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4:
Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных
заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Изд-во
«Учитель», 2007.
5. Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания. –
Ярославль: Академия развития, 2006.
Ссылки
http://www.kinostok.net/
http://pelagea.ru/group
http://www.sovmusic.ru/
http://www.char.ru/books/nj25000123902.htm
http://www.forumklassika.ru/
http://vale-patrushev.narod.ru/
http://www.beatles.ru/
http://www.dreammedia.ru/
http://academ3001.narod2.ru/
http://www.journalist-pro.com/index.php?cstart=314&do=lastcomments
http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/09/us1121815.htm
http://www.game-ost.ru/albums/373/hitman_blood_money_original_soundtrack/
http://www.schnittke-mgim.ru/ensembles/performers/moscow_orchestra/
http://guitartime.ru/default/2009/01?pg=3
http://www.holstprint.ru/collages.htm
http://www.oculus.ru/blog.php?id=1352&a=18