Конспект урока "Жизнь музыкальных образов в одном произведении" 7 класс


7 класс III четверть
Тема урока: Жизнь музыкальных образов в одном произведении
Цель урока: Формирование основ развитие муз образов и их взаимосвязь в музыкальной
драматургии на примере увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Продолжение вокально - хоровой работы над песней «Вот тогда ты пожалеешь
Кулакова».
Задачи:
Обучающая - обогатить представление учащихся о музыкальной драматурги на основе
слушание и анализа увертюры к опере. «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Научить
находить взаимодействия между музыкой и литературой, на основе вновь приобретённых
знаний. Овладеть практическими умениями и навыками построениями схемы увертюры, в
исполнении песни в 2 голоса и с солистом.
Развивающая - способствовать развитию интереса к музыки М.И. Глинки через
творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, учить детей
анализировать и обобщать услышанный материал на уроке. Развивать творческие
способности во вне урока.
Воспитывающая - Воспитывать музыкальную культуру, музыкальный вкус,
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям; воспитывать
уважение к истории, литературе, традициям, воспитывать и развивать многогранные
духовные качества ребенка.
Методы: Эмоциональной драматургии, проблемного обучения, междисциплинарных
взаимодействий, частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Примеры: Беседа, практический, наглядный, научного обучения, личностно-
ориентировочного подхода.
Форма работы: фронтальная, коллективная, групповая.
Методическое обеспечение: музыкальное произведение, карточки
План урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Раскрытие темы и общей цели.
3. Работа по теме урока.
4. Углубление в тему урока.
5. Схематическое построение увертюры
6. Повторное слушание увертюры.
7. Подведение итогов.
Анализ музыкальной драматургии.
8. Вокально-хоровая работа над песней.
9. Итог всего урока.
10. Д/З
Задачи, методы, приемы
Ход работы
Оргмомент
1-3
Здравствуйте ребята!
Тема нашего урока: Жизнь музыкальных образов в одном
музыкальном произведении.
На уроке мы с вами проследим за развитием музыкальных образов в
Актуализация знаний
(проверка уровня знаний)
Методы: междисциплинарных
взаимодействий, частично -
поисковый
Приемы: беседа,
практический, научного
обучения.
Форма работы: фронтальная
уже знакомом нам произведении М.И. Глинки Увертюра опере
«Руслан и Людмила». Разберем музыкальную драматургию
увертюры. Продолжим вокально-хоровую работу над песней.
Какое было Д/З (прочитать и охарактеризовать литературные образы
главных героев в поеме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)
Опрос д/з.
В какой части увертюры композитор раскрывает образы главных
героев поэмы? (в экспозиции). Что входит в экспозицию? (гл. партия
и побочная партия). (Гл. партия раскрывает образ Руслана, а
побочная — Людмилу). Какими средствами музыкальной
выразительности показаны образы Руслана и Людмилы?
Слушание экспозиции.
Как взаимодействуют между собой образы? Есть ли между ними
конфликт, противоречие? Или же основные образы не противоречат
друг другу, раскрывают разные грани одного и того же взгляда на
жизнь? (Счастья, радость русского народа, красота природы,
могущество Родины) Подведение итогов.
Изучение нового материала.
Проанализировать каждую
часть и подвести итог
развития музыкальных
образов.
Метод : частично -
поисковый, проблемного
обучения.
Приемы: личностно -
ориентированный подхода,
беседа, научного обучения,
наглядный прием.
Форма работы:
коллективная
4 Музыка, звучащая вслед за экспозицией называется разработка.
Обратите внимание как звучат в разработке развития музыкальной
темы образов? Что это, оживленная радость при столкновении
борьба? Слушание. (Ответы детей). Обобщение: темы образов
раскрывают грани одного и того же светлого, радостного взгляда на
жизнь.
Следующая часть называется реприза — повторение основных
образов. Слушание. Есть ли изменения? (вторая тема побочной
партии чуть более напряжена из-за высокого регистра).
Слушаем дальше. Что происходит с музыкой? (тема нарастает,
музыка напряжена, зарождается конфликт, злая тем Черномора грубо
вторгается в светлую, радостную музыку увертюры).
Заключительная часть увертюры называется кода.
Закрепление.
Этап контроля.
Методы: объяснительно -
иллюстративный, личностно
ориентированный
Форма работы: коллективная
5.На доске (на столе) схема построения увертюры. Вам нужно
вписать в каждую часть музыкальные образы, где в какой части
звучат главные музыкальные образы? Напомните мне их?
Вызвать к доске.
Оценить (поставить отметки)
Метод: эмоциональной
драматургии.
Закрепление.
6.Музыка увертюры звучит дважды вначале и в финале оперы. В
начале, увертюра, звучит в оркестровом исполнении, а в финале
присоединяется хор:
Слава великим богам, Слава Отчизны святой,
Слава Руслану с женой
Да промчатся звуки славы в отдаленные страны
Да процветает в силе и красе наш край родной в вечные времена.
Хищный, лютый враг! Страшись могущества его!
Слава! Слава! Слава!
Здесь Глинка поставил такое примечание: Вдали виден древний
Киев. Народ стремится радостно к князю».
Повторное слушание увертюры.
Вывод: подведение итогов
сказанного и услышанного.
В чем заключена музыкальная
драматургия увертюры?
7. Музыкальная драматургия увертюры к опере Руслан и Людмила» М.И.
Глинка заключена в сопоставлении музыкальных образов, раскрывающих
разные грани одного и того же светлого, радостного взгляда на жизнь.
Работа над мелодией в два
голоса.
Исполнение песни с
солистом.
Методы: эмоциональной
драматургии, творческий.
Форма работы:
коллективная и групповая.
8. Какое человеческое чувство от начала до конца отражено в поэме
А.С. Пушкина и оно же выражено в увертюре М.И. Глинки (чувство
любви к ближнему, к Родине, к русскому народу).
Чувство любви к ближнему, а именно к девочке по фамилии
Кулакова, испытывал главный герой песни.
Вокально-хоровая работа над песней «Вот тогда ты пожалеешь
Кулакова».
Вывод всего урока.
Рефлексия.
9. Урок понравился? Что дал вам этот урок?
Дифференциация.
10. Д/З. Найти литературные произведения, где бы отражалась тема
любви.
Попробуйте себя в роли поэта, и напишите стихотворения о любви.
Кто не прочитал поэму, прочитайте ее.