Конспект урока "Инструментальная баллада" 6 класс

УРОК 18___________________________
Тема: «Инструментальная баллада»
СОДЕРЖАНИЕ: Инструментальная баллада жанр романтического искусства.
Цель: подвести обучающихся к осмыслению основного принципа музыкального развития,
построения музыкальной формы.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основными моментами творчества Ф. Шопена, повлиявшими на
создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры фортепианной миниатюры.
- развивать умение анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
- тренировать умение владеть своим дыханием и голосом.
Музыкальный материал: произведения Фридерика Шопена: «Баллада№1»; песня «Баллада о
гитаре и трубе» Ю. Левитанский, Я. Френкель
Оборудование: магнитофон, аудиозапись, наглядный материал, раздаточный материал (текст
песни)
Ход урока
1 ЭТАП: организационный
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение образов камерной музыки на примере
одного из самых талантливых польских композиторов – ФРИДЕрИКА ШОПЕНА.
2 этап: повторение пройденного материала
На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами фортепианной музыки Ф. Шопена, говорили о
широте его взглядов на мир, постигали контрастные музыкальные образы, воплощённые в
различных жанрах фортепианной миниатюры.
- Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете? (Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд и
др.)
- Как вы думаете, можем ли мы отнести все эти жанры к КАМЕРНОЙ МУЗЫКЕ? Почему?
Правильно. А Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о
том, что Фридерик, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в
качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19
века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев –
мазурок и полонезов.
Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий .
- Вспомните понятие ПРЕЛЮДИЯ? (Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса,
преимущественно сольная, раскрывающая, как правило, один образ.)
Шопен создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых
наделена ярким музыкальным образом.
- С какими прелюдиями Ф. Шопена мы знакомились на прошлом уроке? (прелюдия №7, прелюдия
№20, прелюдия №24)
3 этап: изучение нового материала
Существует ещё один жанр инструментальной музыки, воспетый Ф. Шопеном. Это БАЛЛАДА.
В средние века в странах романского языка народная танцевальная песня
называлась балладой (от латинского «балло» «танцую»). Произошла она от хороводных песен
во Франции и Италии. Позднее у западно-европейских народов эта песня приобретает
повествовательный характер, часто с драматическим и лирическим содержанием. Сочиняли
баллады трубадуры и труверы (поэты-певцы), исполняли жонглеры, менестрели, барды .
Музыкальная БАЛЛАДА – вокальное или инструментальное сочинение повествовательного
характера,ведущее происхождение от старинных хороводных песен-танцев.
В музыке БАЛЛАДА впервые получила классическое выражение в вокальном произведении
Франца Шуберта.
- Каком? (баллада «Лесной царь» на основе баллады Иоганна Гёте)
Инструментальная баллада - жанр, характерный для романтической музыки. Сегодня вы
познакомитесь с «Балладой №1» соль минор для фортепиано Ф. Шопена. В ней ярко выражено
героико-трагическое настоящее страны и народа.
Эпическая повествовательность соединяется в ней с драматическими картинами, лирическая
взволнованность скартинной живописностью.
СЛУШАНИЕ: фрагменты из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена
- Какое настроение снесёт эта музыка?
- Какие музыкальные образы создаёт у слушателя?
В «Балладе №1» эпические, драматические и лирические образы тесно переплетены.
ВСТУПЛЕНИЕ: сдержанное, эпически суровое, выполняет функцию пролога.
Давайте постараемся передать свои впечатления от того, как развивается музыка в графическом
изображении.
ЛИРИЧЕСКИЕ интонации
плавная линия в горизонтальной
плоскости
ТРАГИЧЕСКИЕ, скорбные мотивы
Линия уходит вниз
ПОРЫВИСТЫЕ, взволнованные
интонации
линия переходит в верхнюю
плоскость
Давайте ещё раз прослушаем «Балладу №1» и графически изобразим эту музыку.
СЛУШАНИЕ: фрагменты из «Баллады №1» соль минор Ф.Шопена
Результаты работы занесем в таблицу.
«Баллады №1» соль минор Ф.Шопена
Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с песней Яна Френкеля на слова Юрия Левитанского,
написанной в жанре БАЛЛАДЫ.
СЛУШАНИЕ: песня «Баллада о гитаре и трубе» Ю. Левитанский, Я. Френкель
Эта песня называется «Баллада о гитаре и трубе».
- Как вы думаете, почему? тветы детей)
Начнём разучивание этой песни.
ПЕНИЕ: песня «Баллада о гитаре и трубе» Ю. Левитанский, Я. Френкель
4 этап: домашнее задание
Записать известные примеры обращения современных композиторов и исполнителей к жанру
БАЛЛАДЫ.
5 этап: Подведение итогов урока
Подведём итоги нашего урока.
- С каким жанром инструментальной музыки мы сегодня познакомились? (Баллада)
- Вспомните понятие БАЛЛАДА? БАЛЛАДА – вокальное или инструментальное сочинение
повествовательного характера, ведущее происхождение от старинных хороводных песен-
танцев.
- Какую балладу Фридерика Шопена мы сегодня изображали графически? (Баллада №1 соль
минор)
- К какому жанру музыки относится эта баллада? (инструментальная)
- С какой ВОКАЛЬНОЙ балладой мы сегодня познакомились? (песня Яна Френкеля на слова Юрия
Левитанского, написанной в жанре БАЛЛАДЫ)
- Назовите её? («Баллада о гитаре и трубе»)
Молодцы! За работу на уроке оценки получают_______. (выставление оценок).
Спасибо за урок!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя. - М. :
Просвещение, 2007.
2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных
учреждений.- М. : Просвещение, 2010.
3. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: творческая тетрадь. 6 класс. Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
1. ВИКИПЕДИЯ: свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
2. СЛОВОПЕДИЯ: электронные толковые словари. http://www.slovopedia.com
3. Яндекс. Словари. http://slovari.yandex.ru