Развитие эмоциональной выразительности средствами хореографического искусства в дошкольном образовании

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №73 – Центр развития ребёнка»
город Бийск Алтайского края
Статья
«Развитие эмоциональной выразительности
средствами хореографического искусства в
дошкольном образовании»
Подготовила:
Шевчук Наталья Анатольевна
Педагог дополнительного образования -
хореограф
Дошкольный возраст важнейший этап в развитии ребенка. Привлечение
к миру общечеловеческих ценностей, установление первых отношений с
людьми, безусловно, оказывает влияние на разные стороны развивающейся
личности ребенка.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере
ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими.
Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но
сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо
развивать.
То, что писал Л.С. Выготский о феномене "засушенное сердце"
(отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с
воспитанием, направленным на интеллектуализированное поведение, не
потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей
направленности воспитания и обучения, "обесчувствованию" способствует
технологизация жизни, в которой участвует ребенок.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со
взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает
чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам
других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы,
очень актуальна и важна.
Наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях.
Сложившаяся система музыкально-ритмического воспитания не обеспечивает в
должной мере ни развития двигательной активности, не общего
психофизиологического развития дошкольникам. Возникают противоречия
между возрастающими требованиями общества к уровню развития личности
ребенка и качеством образовательной деятельности в детском саду.
Подчеркивая значение формирования в ребенке способности выражать
свои чувства, оценочное отношение к себе, окружающему миру, событиям и
явлениям фактам в нем происходящим, находя для этого соответствующую
форму, можно определить обоснование развития его эмоциональной сферы, в
частности работы над эмоциональной выразительностью.
Эмоциональная выразительность - это умение красиво и понятно для
окружающих выражать свои эмоции и чувства. Как правило, эмоциональная
выразительность окружающими оценивается положительно: выразительность
делает человека понятным, а общение с ним интересным. Эмоциональная
выразительность зависит в первую очередь от уровня развития мимики,
степени развития пластики тела человека, использования им выразительных
движений, богатства жестов, темперамента, энергетики человека.
Выразительными действиями не только определяется, но и формируется
чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С.Л. Рубинштейна:
"Выразительное движение (или действие) не только выражает уже
сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же
как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая
его".
Особая роль в эмоциональном развитии ребенка-дошкольника отводится
искусству. Среди множества форм художественного воспитания
подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем
не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают
образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а
так же помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка
в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного
духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и
творческой одаренности.
Искусство танца - средство воспитания и развития ребенка, которое
способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных
возможностей еще маленького человека. Органическое соединение движения,
музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою
очередь раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и
красивым.
Специфика танца состоит в том, что мысли, чувства, переживания
человека передается без помощи речи, средствами движений и мимики.
Посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих
себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают
раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать
внимание, волю и коммуникабельность.
Танцевальное искусство включает в себя развитие чувства ритма, умения
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения,
одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног,
пластику рук, грацию и выразительность у малышей.
Кроме того, занятия хореографией дают организму физическую нагрузку,
равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии
движения оказывают положительное воздействие на психологическое здоровье
детей. Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы
этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об
актерском мастерстве.
Поэтому так важно научить каждого ребенка не только понимать
хореографический язык, но и пользоваться им для самовыражения.
Моя идея направлена на всестороннее гармоничное развитие детей.
Научить ребенка воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений это
значит сделать его лучше, чище, содержательнее, подготовить к дальнейшей
социализации в обществе. Активная деятельность детей в танце позволяет
оптимально развивать качества личности. Это эмоциональное,
интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально нравственное,
эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной
деятельности.
Эффективность идеи заключается в широком использовании игрового
метода проведения совместной с детьми деятельности. Учебный материал
объединяется в отдельные танцевально-тренировочные комплексы, игры и
этюды, что придает образовательному процессу привлекательную форму,
облегчает процесс запоминания, повышает эмоциональный фон занятий и
отдаляет момент усталости.
Важным является взаимосвязь нравственной сферы и интеллектуальной
посредством игр с танцевальными движениями и пластических этюдов.
Главной задачей является, научить детей осмысливать образное содержание,
творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение
дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и
танцевальных), которые используются в танце для образного воплощения
сначала на материале простейших упражнений и этюдов, а затем в развернутых
сюжетных танцах, и музыкально пантомимических спектаклях, в
импровизации детьми собственных танцевальных композиций.
При слушании музыки, дети передают свое отношении к музыке и
чувствам через движение своего тела. На занятиях хореографией учатся
слушать и понимать музыкальное произведение и одновременно ритмично
двигаться и выполнять определенные движения, согласовывая их с музыкой.
Занятия хореографией являются дополнительным источником здоровья
детей, радости, положительных эмоций, содействуют повышению
трудоспособности, разрядке умственного и психологического напряжения,
значит одним из условий их успешной подготовки к учебной деятельности.
Возможность раннего знакомства детей 5 7 лет с танцем и их первого
активного приобщения к этому виду художественной деятельности, обучение
детей языку танцевальных движений с целью формирования у них
эмоциональной выразительности в танце – сущностная основа моей идеи.
Основная используемая литература:
1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л. М., 1973.
2. Горшкова Е. О музыкальном творчестве в танце. Дошкольное
воспитание, 1991. – №12.
3. Горшкова Е.От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по
развитию у детей 5 7 лет творчества в танце. М.: Издательство «Гном и
Д»., 2002. – 120с.
4. Конорова Е. Методическое пособие по ритмике. – М., 1972.
5. Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.
6. Руднева С., Фиш А. Ритмика. Музыкально-ритмическое движение.
М., 1972.
7. Сборник «Программы общеобразовательных школ лассов) с
хореографическим направлением». Научный руководитель Н.М.
Лаврухина. Под ред. О.А. Петрашевича. - Мн. – Национальный институт
образования. – 2005.
8. Череховская Р. Танцевать могут все. – Мн., 1973.