Конспект урока "Изучение современной музыки в ДШИ" 5 класс

1
КОНСПЕКТ УРОКА
по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(5-й год обучения)
предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Автор: Изуграфова Елена Николаевна, преподаватель теоретических
дисциплин Муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Детская школа искусств станицы Старомышастовской»
муниципального образования Динской район (МБУДО ДШИ ст.
Старомышастовской МО Динской район)
Тема урока: «Изучение современной музыки в ДШИ.
Галина Уствольская - музыка как наваждение»
Описание материала: данная работа - одна из немногих пока работ,
посвященных изучению современной музыки в детских школах искусств и
детских музыкальных школах. Она может стать хорошим подспорьем в
работе коллег-единомышленников, которые впоследствии также найдут в
себе силы поделиться полученным в процессе освоения этого столь
значимого пласта современной культуры опытом.
Задачи: создание стройных представлений с образованием
музыкальных коллекций по теме современной музыки и ее направлений,
знакомство детей с музыкальными идеями современного общества, именами
творцов нового искусства, выдающимися страницами музыки ХХ-XXI в.
Цель урока:
вызвать у учащихся интерес к современной музыке и живописи;
сделать урок ярким и запоминающимся;
раскрыть творческий потенциал каждого из участников диалогического
взаимодействия;
создать положительный эмоциональный фон урока;
закрепить навыки риторической компетенции, реализуемой в процессе
построения системы аргументации.
Демонстрационный материал: презентация о Галине Уствольской,
видеофильмы «Музыка подсознания» (2009), «Уствольская: Возглас во
вселенную», «Двенадцать прелюдий Уствольской», репродукции картин
Пауля Клее «Ошибка на зеленом фоне (1930), «Art 740», «Объятие» (1939),
«22963».
Методические приемы: беседа-диалог, просмотр фрагментов
видеофильмов и беседа о них.
2
Ход урока
Показ слайда презентации с высказыванием Г. Уствольской
«Я прошу всех, кому дорого мое творчество, не делать его
теоретического анализа»
Преподаватель:
1. Галина Ивановна Уствольская (17.06.1919 - 22.12.2006) -
советский и российский композитор - сегодня… по-прежнему остается самой
загадочной фигурой музыкального Петербурга, а ее сочинения все так же
оставляют ощущение тайны, непознанности и невозможности полного
познания (демонстрация слайда с портретом Г. Уствольской)...
Город, в котором прошло ее детство, юность и зрелость, не заплатил
Уствольской широким признанием, известностью или привилегированным
положением (показ слайда с изображением Петербурга). Она была
«лишней» и среди тех, кто занимал высокие посты и получал
правительственные награды в эпоху социализма, так и тех, кто поднялся в
постсоветское время, с готовностью меняя кантаты о Ленине на бесконечные
фальшивые «Господи, воззвах». Уствольская не эмигрировала, как многие
музыканты; долгие годы она прожила во «внутренней эмиграции», и
политические игры, перемещения власть предержащих или капризы
музыкальной моды беспокоили ее не больше, чем изменение погоды
человека, сидящего в хорошо защищенном собственном доме у своего очага.
Эстетико-стилевая замкнутость музыки Уствольской и личностная
самодостаточность всегда выделяли ее в меняющемся композиторском
окружении…
Невозможно отрицать того, что феномен Уствольской - одно из
крупнейших явлений русской художественной культуры нашего времени. В
эпоху кризисную, аклассическую эта музыка смогла подняться до
классических высот. Наверное, кто-то увидит в сонатах, симфониях,
композициях Уствольской черты облика музыки будущего. Нельзя не
заметить другого: творчество композитора воспринимается эпилогом
огромной обобщающей силы, трагическим послесловием в истории русской
музыки нынешнего столетия. Значение Уствольской как «последнего из
могикан» классического века русской элитарной культуры еще предстоит
осознать…
…Назойливые попытки журналистов, теле- и кино-деятелей, в погоне
за сенсацией пытающихся «разговорить» Уствольскую, «поймать в кадр»
мгновения творчества, были обречены на неудачу. Круг общения
Уствольской предельно мал и закрыт для непосвященных.
Замкнутый мир ее личности и музыки не терпит поверхностного
вмешательства, любопытных, летучих взглядов. Она почти не бывала на
людях. Ее не встретишь на фестивалях и конкурсах, на дежурных
«Музыкальных веснах» и других мероприятиях Союза композиторов, она не
3
стремилась на шумные премьеры и не бравировала доскональным знанием
музыкальных новинок и современных авторов. Ее отшельничество -
человеческое и творческое - стало легендой, но не снобизм ему причиной, а
желание сберечь свою индивидуальность, собранность, волю, не растратить
их в суете и праздном, пустом общении…
…Говорить о творчестве Уствольской нелегко - этой музыке почти
невозможно подобрать словесный эквивалент. И попытаться приблизиться к
ней - значит не столько анализировать соединения звуков, сколько
осмыслить особенное впечатление, рождаемое ими.
Эту музыку нельзя зарыть. Она подчиняет, проникая в сознание все
глубже и глубже, уходя в потаенные его уголки, и остается -
НАВАЖДЕНИЕМ…
…Тренированное ухо профессионала и неискушенное - дилетанта
улавливают главное: истинность и концентрированную духовность. Музыка
захватывает, увлекая за собой, или вызывает неприятие, даже отталкивание
(«эта симфония съедает вас»,- заметил один из слушателей). Музыка
очерчивает «магический круг, она не доставляет эстетического удовольствия,
напротив, «человек кажется себе скованным». Ее трудно осмыслить, и вряд
ли кто-нибудь в зале мог бы сразу сказать, о чем она, но магнетической силе
этого искусства нельзя не поддаться. Музыка продолжает доминировать над
вами и после того, как звучание кончилось; пережитое впечатление
будоражит и прочно оседает в памяти.
Ведущим принципом творчества Уствольской был и остается
строжайший отбор выразительных средств. Сочинение, звучащее несколько
минут, создается годами... Продумана любая деталь - вплоть до одежды
исполнителей-солистов. Суровый, черно-белый колорит, огромное,
нечеловеческое напряжение и внутренняя собранность, немногословность -
только о главном! - каждая нота значима, каждый штрих - необходим. Эта
музыка трагедийна по сути, ее нельзя только прослушать, ее нужно прожить,
и она обжигает экспрессией и болью. Удивительно ли, что после исполнения
сочинений Уствольской аплодисменты кажутся не вполне уместными? Как
после исповеди…
Галина Уствольская: «Я пишу музыку не так, как другие композиторы.
Я начинаю писать тогда, когда вхожу в особое состояние милости. Музыка
рождается во мне, и когда приходит время, я записываю ее. Если время не
приходит я ее уничтожаю. Я не беру заказов. Весь процесс сотворения
музыки совершается в моей голове и душе. Я одна определяю путь моей
работы. Я прошу: «Господи! Дай мне силы, чтобы написать музыку».
Музыку Уствольской нужно не просто слушать, ее надо услышать. Это
очень непросто. Ее творчество может показаться недоступным и тем, кто
воспитан на классике, и тем, кому не чужды авангардные абстракции.
Уствольская была ваятелем, для которого дело превыше слов. Она
преподносила слушателям лишь конечную цель, видимую только ей. «Не
4
было бы искусства музыки, как и вообще любого искусства, если бы все
можно было объяснить словами», — уверяла Галина Ивановна.
Просмотр фрагмента видеофильма «Уствольская: Возглас во
вселенную» с последующей беседой об увиденном
2. Религиозность или духовность? (на слайде высказывание
Уствольской «Моя музыка духовна, но не религиозна». Звучит музыка
«Молитвы»).
Подобно затворнику, который годами не видит ничего, кроме стен
своей кельи, но знает о жизни больше, чем те, кто смотрит на нее
разбегающимися, жадными глазами, музыка Уствольской, ограниченная
резкой индивидуальностью, апрограммная по сути, отражает предельную
степень самопознания. Она будоражит и пугает психологической
откровенностью - отсюда та «неуютность» и внутренний дискомфорт, тот
раздражающий импульс, исходящий от музыки, который отмечали многие.
Один из рецензентов назвал ее «одновременно ужасной и прекрасной»
лова из рецензии Юлии Бедеровой на концерт Алексея Любимова в Москве
(апрель 1997 г.)), другому она показалась «отвратительной» ак отозвался о
музыке Уствольской Рой Харрис после посещения им России в конце 50-х
годов) - музыка, тонкой стальной иглой проникающая в самую глубь
сознания, обнажающая душу до последних покровов, не может быть
красивой. Она не доставляет удовольствия, но знает о вас все. Не нуждаясь в
доказательствах. Как религия. Но в отличие от веры, она не приносит ни
покоя, ни утешения...
Музыка Уствольской - результат отшельничества, музыкального и
человеческого, и это затворничество - не столько внешнее, сколько
внутреннее. Ее молитва замкнута и одинока, а обнажающие душу слова - не
те, что повторяет толпа.
Во времена всеобщего атеизма и советского антицерковного
воспитания - годы юности и зрелости Уствольской, когда сурово карались
любые религиозные проявления, многие скрывали Бога в душе. И у каждого
он был своим. Таким он и остался у самых верных - богов не меняют,
несмотря на веяния моды, новые нравы и направления в искусстве.
В безжалостной музыке Уствольской нет стремления найти опору,
спрятаться за что-либо: традиционность действа или вечные слова. Солист в
ее симфониях-молитвах всегда один - открыт и беззащитен; его простые
черные одежды сродни монашеским.
Кажется, что эта музыка знает о вас больше, чем вы сами. В ней скрыта
некая высшая загадка - как и в улыбке (усмешке?) знаменитой леонардовской
Джоконды, во взгляде ее светящихся змеиной мудростью глаз...
В отношении композитора к творчеству и жизни - серьезном, строгом и
аскетичном - своя религия.
5
Музыка Галины Уствольской производит сильное впечатление. Она
словно выхватывает сознание человека с поверхности обыденной жизни и
погружает его в глубину самого себя, заставляя задуматься над вечными
вопросами: кто я? зачем я? почему?
Обращенность к духовному плану бытия - основная черта творчества
Г. Уствольской, лейтсодержанием которого явлются философское
вопрошание о Человеке и вопрошание к Богу. Именно так воспринимаются
не только ее сочинения, связанные с религиозной тематикой, но и
непрограммные инструментальные произведения, например, цикл из
двенадцати прелюдий для фортепиано.
Просмотр фрагмента видеофильма «Музыка подсознания» (2009)
3. Цикл из Двенадцати прелюдий
Прелюдии были написаны в 1953 году и относятся к одним из ранних
произведений композитора. Наряду с другими сочинениями, написанными в
конце 1940-х - начале 1950-х годов, например, Октетом для двух гобоев,
четырех скрипок, фортепиано и литавр (1949-1950), Трио для кларнета,
скрипки и фортепиано (1949), сонатой для скрипки и фортепиано (1952),
цикл прелюдий в полной мере отражает основные стилевые и
содержательные особенности музыки Г.Уствольской. Остановимся на
Первой прелюдии.
Коллективное восприятие одновременной трансляции звучания
и визуального обзора нотного текста
етодический прием «слушание музыки нотами»)
Первой прелюдии в видеофильме «Двенадцать прелюдий Уствольской»
Создание проблемной ситуации, в рамках которой решаются следующие
вопросы:
характер произведения;
средства музыкальной выразительности;
чувства, которые вызывает музыка;
музыкальная «палитра» прослушанного произведения.
Преподаватель на фортепиано исполняет музыкальный фрагмент
до третьей ферматы
Вслушаемся в начало Первой прелюдии, в ее смысловое построение.
С первых же звуков музыка настраивает на серьезный лад, погружая
слушателя в свое духовное и интеллектуальное пространство. Музыка
Уствольской, прежде всего - это высказывание, речь, мышление звуками.
6
В основании Первой прелюдии слух выделяет две исходные
интонационные идеи: интонацию вопрошания (незавершенность слышится в
восходящем секстовом движении и усиливается знаком ферматы как знаком
вопрошания) и напряженно-побудительные интонации, связанные с волевым
началом (здесь внутреннее напряжение создается противонаправленным
движением восходящих секудновых интонаций и квартовых опусканий
самих мотивов).
Молитвенное вопрошание к миру и к Богу слышится в интонациях
незавершенности. В музыке прелюдий они играют чрезвычайно важную
смысловую и драматургическую роль. На интонации незавершенности, на
интонациях вопросительного ожидания, сомнения, иногда - напряженного
замирания, оканчиваются все прелюдии Г.Уствольской. Интонации
незавершенности в разных прелюдиях обретают различное значение,
символизируя и надежду, и философское вопрошание, и молитвенную
просьбу.
Являясь сквозными для всех прелюдий, интонации незавершенности
определяют главную художественную идею цикла - его молитвенное начало.
Уместно в связи с этим привести рассуждение А.И.Ильина о молитве: «Есть
молитвы благодарности, преклонения, смирения, покаяния и очищения.
Молитва может внимать дыханию Божию, созерцать мудрость Творца и
даровать человеку очевидность; молитва может сомневаться, вопрошать,
отчаиваться, скорбеть и призывать». Последние слова будто сказаны о
музыке прелюдий.
Теперь обратим внимание на мономерный ритм. Его
«выпрямленность», когда «акцентировкой руководит смысл, а не сетка»,
отказ от тактовой черты, внутренняя равномерная пульсация четвертями
(ритм шага) позволяет при минимуме средств достигать невероятного
ритмического напора.
4. Диалог с учащимися
Понравилась вам или нет музыка Первой прелюдии? Почему?
Какие чувства и переживания вызывает музыка Галины Уствольской?
Что заставляет вас так думать?
При помощи каких средств музыкальной выразительности композитор
подчеркнула молитвенность?
Какие динамические оттенки используются в произведении?
Почему, на ваш взгляд, композитор использует размер 1/4,
отказывается от тактовых черт?
Если бы вам выпала возможность что-то изменить в произведении, то
чтобы вы изменили и почему?
7
5. Подбор визуального ряда
«Ошибка на зеленом фоне» «Art 740» «Объятие»
«22963»
Вниманию учащихся-старшеклассников предлагаются репродукции
картин Пауля Клее «Ошибка на зеленом фоне» (1930), «Art 740», «Объятие»
(1939), «2296, поставив их перед необходимостью ответить на
следующие вопросы:
характер произведения;
средства выразительности, используемые художником в каждой из
репродукций;
чувства, которые вызывает каждая из репродукций;
«звучание» картины;
как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?
проследите динамическое развитие в картине и музыке;
подберите слова, которые, на ваш взгляд, раскрывают настроение,
вызываемой картиной и музыкальным произведением;
8
что общего между формой произведения и композиционным замыслом
картины?
есть ли что-то общее в эмоциональном характере музыки и
настроением картины?