Конспект урока "Работа над техникой гитариста в гаммах и этюдах" 4 класс

Работа над техникой гитариста в гаммах и этюдах.
Открытый урок с ученицей 4 класса.
Цель: выработать и развить у учащегося технические исполнительские умения и навыки игры
на гитаре в конкретных видах техники.
Задачи:
- Образовательная: определить значение гамм, этюдов в занятиях на шестиструнной гитаре,
научиться быстро находить ноты в позициях на грифе, расширить представление о разных
видах техники и использовании их в этюдах и пьесах.
- Воспитательная: воспитание сознательного отношения к игре гамм и этюдов, интереса к
данной работе, активацию творческого мышления, умение контролировать себя в процессе
занятий, а также формирование потребностей начинать занятия с работы над гаммами и этюдами.
- Развивающая: развивать и укреплять беглость пальцев, четкость артикуляции, ощущение струн
пальцами, быстрое нахождение нот в позициях. Вырабатывать у ученика навыки игры в
конкретных видах техники.
Тип урока: тематический.
Форма урока: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные.
Учебно-материальное оснащение: пульт, гитары, подставки для ноги, нотные сборники, рабочая
тетрадь, дневник ученика.
План урока
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний.
3.Применение знаний и умений.
4. Обобщение занятий, подведение итогов.
Организационный момент:
-приветствие,
-представление ученика,
- сообщение темы урока
Актуализация опорных знаний:
Работа над гаммами включает в себя знание ключевых знаков, нот в позициях на грифе, беглость
пальцев правой и левой руки, их синхронность.
Работа над этюдами чрезвычайно многообразна. Она включает в себя знакомство с произведением,
разбор нотного текста, а в дальнейшем над звуком, ритмом, преодолением технических сложностей и
постепенная подготовка произведения к исполнению на техническом зачете.
Разбор главный этап в работе над этюдом. При разборе ученик на первых же уроках получает
представление о том, какой должна быть пьеса в готовом виде. Мы намечаем ее характер, разбираем
форму, границы фраз, находим ноты в позициях, осваиваем выработку рациональных движений на
запоминание физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата.
Далее начинается собственно работа над произведением.
Предлагаемый урок можно разделить на 2 части:
1. Работа над гаммами до–мажор, соль–мажор, ре–мажор, фа–мажор.
2. Работа над этюдом ре–минор Ф. Сора.
Точность аппликатуры, контроль за качеством звука, за постановкой правой и левой руки,
историческая справка об авторе исполняемого произведения, знание текста, тональности, правильности
исполнения в плане ритма.
Ход урока
Применение знаний и умений:
Исполнение гамм является одним из средств развития техники обеих рук. Под техникой в широком
смысле подразумевается вся совокупность приобретенных знаний и навыков в области
звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления трудностей исполнения
различных музыкальных произведений и выявление индивидуальности исполнителя.
Гаммы следует выучить на память и играть их двумя пальцами правой руки i, m и m, a, считая на 2, 3,
4. Надо стараться, чтобы в левой руке были главные переходы из позиции в позицию. Начинать играть
гаммы надо с медленного темпа и прибавлять пределы своих возможностей.
Двух и трехоктавные гаммы исполняются на гитаре в позициях. Позиция это положение левой руки.
Она определяется местонахождением указательного пальца на одном из ладов. Таким образом, каждая
позиция это четыре лада.
Чтобы научиться плавности перехода из одной позиции в другую, не допускать вынужденных пауз при
переходах, нужно рационально использовать аппликатуру левой руки.
Плавности перехода из одной позиции в другую можно добиться следующими способами:
1. Используя открытые струны это значит, что во время звучания открытой струны можно левую
руку перестраивать в любую позицию.
2. Посредством скольжения одного пальца, двух, трех и четырех. Этот способ заключается в том, что
при переходе из позиции в позицию всех пальцев поднимать не следует, а нужно каким-нибудь одним
из пальцев скользить по струне до следующего лада, не прерывая мелодию. Чем больше пальцы
скользят по струнам, тем легче и удобнее переход. Перед скольжением пальцы немного ослабляют и
потом передвигают.
3. Переход удобен во время пауз и в момент, когда пальцы левой руки не растянуты, а собраны все
вместе.
Итак, гаммы необходимо играть для преодоления таких технических трудностей, как смена позиций,
знание нот на грифе, для развития беглости и растяжки пальцев. Далее идет работа над этюдом Ф.
Сора (ре-минор).
Этюды это пьесы, основанные на разработке определенного технического приема игры. Они бывают
учебно-конструктивного или концертно-виртуозного плана. Данный этюд является лучшим этюдом Ф.
Сора, и, конечно он концертно-виртуозного плана. Несмотря на богатое художественное содержание,
он остается этюдом и имеет целый ряд технических трудностей, которые не так-то просто преодолеть.
Простая трехчастная форма благодаря своим возможностям находит широкое применение в музыке
разных жанров. В этой форме написано множество танцев, этюдов, романсов и прочих произведений.
В работе над этюдом первая и труднейшая задача научится петь на инструменте, приближая звучание
мелодии к вокальной кантилене через преодоление ударно-щипковой природы звукоизвлечения,
вызывающего быстрое затухание звука. Участие слуха в решении этой задачи должно быть
подкреплено владением определенными техническими приемами. Главное обратить внимание на
двигательные ощущения. Для рук это трудная задача короткий контакт правой руки со струной надо
скоординировать с принципиально иными действиями левой руки. Этот этюд прекрасный материал
для решения данной задачи, обусловленный прозрачностью 1-ой части, невозможностью спрятаться
за густую фактуру.
Интонационная и динамическая направленность в 1-ом предложении должна быть направлена к
четверти «ля» т. 2 и восьмой «ми» т. 3. В аккордах, завершающих 1-е предложение подчеркиваем ход
баса соль, соль-диез, ля.
Чтобы осуществить плавный переход от 1-го ко 2-му предложению, слушаем затухающий звук «ми» и
с того же динамического уровня звука начинаем связующий пассаж. В конце 2-го предложения на
восьмой си-бемоль (т. 7), мелодия неожиданно останавливается, что следует особенно подчеркнуть.
Для этого нужно сделать небольшое расширение.
Залог успешного исполнения 2-ой части соблюдение точной аппликатуры обеих рук, а также
осмысленная игра отклонений.
Скачки в мелодии нужно играть широко, выразительно кварта ля-ре в т.2, т. 9-12. Скачек левой
рукой должен подготавливаться зрением: сначала надо увидеть лады, на которые предстоит
попасть. Вообще следует заранее зримо представлять положение руки и пальцев в новой позиции,
как бы лепить новый аккорд еще при перемещении кисти.
Для надежности скачка нужно найти общие пальцы: так в т.11 - 2-ой палец, берущий «до»,
соскальзывает по 2-ой струне до 6-го лада, он будет направляющим при скачке.
Последний звук перед сменой позиций нужно играть очень легко и тихо, тогда его укороченное
звучание не будет восприниматься так остро.
Обобщение занятий, подведение итогов:
Урок был направлен на дальнейшее развитие беглости пальцев и преодоление технических
трудностей; для того, чтобы помочь ученику дома работать собранно, внимательно, вспоминая
замечания педагога.
Дома она должна выучить этюд и гамму фа-мажор наизусть для сдачи технического зачета,
отрабатывать сложные переходы из одной позиции в другую плавно без пауз, уверенно знать
аппликатуру. Из содержания урока, объяснений педагога, ученице должна быть понятна
важность систематических, вдумчивых занятий над гаммами и этюдами для развития беглости
пальцев, для дальнейшего изучения других музыкальных произведений.
Список литературы
1. А. Иванов-Крамской. Школа игры на шестиструнной гитаре.
2. П. Агафошин. Школа игры на шестиструнной гитаре.
3. А. Николаев. Любителю-гитарису. Вып. 1.