Обучение основам хореографии детей дошкольного возраста


Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района
«Обучение основам хореографии детей дошкольного возраста»
( Размышления педагога-хореографа из опыта работы)
педагог дополнительного образования
Высшей квалификации
отдела музыкально-художественного развития
Стаж работы более 30 лет
Бакурская Вера Павловна
Санкт-Петербург - 2015
Обучение основам хореографии
Детей дошкольного возраста
( Размышления педагога-хореографа из опыта работы)
Танец – это жизнь. Это огромный мир, открытый для каждого, в том числе и для
ребёнка. Это выражение души, проявление характера. Танцуя, малыш учится, не только
слышать музыку, но и чувствовать её.
Занятия танцами привносят в жизнь ребенка много нового. В первую очередь - это
физическое здоровье и выносливость. Дети учатся добиваться своих целей, творчески
мыслить, становиться увереннее в себе, раскрепощаются и побеждают свои страхи. Эти
качества, кстати, потом очень помогают в будущем.
Моя задача не подготовить профессионалов, ( для это есть специализированные
учебные заведения), а сделать детей счастливыми, посредством танца.
Если ребенок хочет - он обязательно научится танцевать и будет получать от
танца столько эмоций, столько радостей, столько новых прекрасных открытий, что
всего этого хватит на всю оставшуюся жизнь!
Но искусство танца – это тяжелый труд.
Как сделать занятия хореографией привлекательными, и чтобы трудности не омрачали
любовь к танцу? Как добиться правильного исполнения движений и настроить детей
преодолевать трудности - бороться с «нехочучами» и «немогусями»…
Какие сложности ожидают при работе с маленькими детьми
1. Дети приходят в учреждение дополнительного образования – учиться
Для многих детей сложно перестроиться с ясельных и детсадовских «муси -
пуси» ( не хочешь – не надо, устал - посиди и т. п. ) на серьезную работу
2. Понятие Правая и Левая рука, нога
3. Не умеют слушать музыку
4. Не ориентируются в зале
5. Не любят когда им делают замечания и просят исправить ошибки
6. Не думают своей головой – копируют зеркальное отражение товарища по кругу
7. Абсолютно не держат интервалы
8. Плохо запоминают порядок движения
9. Не стоят в выворотной позиции
10. Музыкально-ритмические движения - это не только умение владеть своим
телом, но, в идеале, скоординировать движение с речью . Координация слова-
движения у нас на разминке - упражнение « Мишка косолапый» , умение
пересказа несложных сказок – на движениях par terrе тренажа.
Здесь мы решаем несколько задач:
В образно - игровой форме прививаем любовь и интерес к танцу
Развиваем воображение, внимательность и память
Вырабатываем Умение коротко и ясно излагать суть происходящего с героями
сказок . е, умение пересказа сказки)
Снимаем эмоциональный зажим. Дети изображают Деда , бабку, Веселого
Колобка, Лесную Фею И т. п Эмоционально хором рассказывают сказку, при
этом показывают движения , характеризующие героя
Чувство ритма и память- развиваю путём педагогических находок. Проговариваем
текст - подсказку под музыку- Каждый слог исполняется на ¼ музыки. Пра-вая,
ЛЕ-вая, Пру - Жин - ка ( акцент на 2-й слог), Пра - вая, Ле-вая при- сели, дружно , ква-
ква ( слово дружно – это команда к прыжку) Ква- Ква – 2 прыжка на месте
На начальном этапе дети плохо знают правую, левую ногу, руку в танце. Эти
скороговорки задают нужный темпо ритм и помогают запомнить правую, левую ногу,
руку и порядок движений. Ещё у начинающих проблема с выворотностью. Как
объяснить доходчиво понятие – «идти с носочка, пяточкой вперёд. «Путём долгих
размышлений, проб разных подходов я нашла решение этой задачи. Помог опыт
решения проблемы стоп собственных детей через упражнения от плоскостопия.
Хождение по палке от швабры ёлочкой - оказалось действительно эффективным
способом объяснения что значит держать ногу пяточкой вперёд, а носочком в нужную
сторону ( правый носок к правому плечу, Левый – к левому)
А, Главное, усвоить понятие ВЫВОРОТНОСТЬ стоп ( закрепляем в упражнении
«Лягушки», где дети учатся стоять во 2 выворотной позиции, пяточками вперёд)
Немного терпения и времени - дети начинают марш с развернутого носка, пяточкой
вперёд!
Занятие Разбиваю на 3 условные части:
1 разминка на месте и по кругу – т. е. Азбука танцевальных движений
2 Движения par terrе тренажа
3 - Разучивание танцевальных движений, комбинаций, Этюда, композиции
РАЗМИНКА.
Умение красиво ходить с носка, бегать, прыгать - т. е освоение танцевальной азбуки,
начинаем осваивать на разминке по кругу. Чтобы было интересно и увлекательно -
у каждого движения есть свой образ.
С носка шагают « Солдатики» и «Куклы». С высоко поднятыми коленями вышагивает
«тетя Цапля». Учимся выворотно поднимать коленки и красиво прыгать в выворотной
позиции - Зелёные подружки, весёлые « Лягушки». Они же перепрыгивают с кочки на
кочку- удирают от «тети Цапли» ( Красивый сценический бег на полупальцах , с
вытянутыми носочками с отбросом ног назад). На полянке у нас Лошадки не простые -
а цирковые, которые красиво цокают копытами и грациозно бегают по кругу. А в лесу
нам повстречался Мишенька - Медведь. Он балетный, который ходит на пяточках и
носочках, с вытянутыми коленочками при этом громко и четко читает пыхтелку
«Мишка косолапый…»… Тут из-за кусточка выскочил весёлый, озорной Зайка, который
задорно танцует и прыгает. На веселье прибегает Лисонька - лиса известная на всю
округу лесная модница и красавица. Она демонстрирует ушки, носик, перчатки, белую
манишку и шикарный хвост.
Чтобы дети запомнили свои места на середине зала – музыкальная игра - Найди свой
домик
« Птички - Синички по небу летают.…В домики прилетают!»
Рar terrе тренаж.
Формирование правильной ( балетной) осанки, мышечного корсета, развитие
физических данных через освоение движений par terrе тренажа – самая сложная часть
программы.
Чтобы не было скучно, и дети освоили движения par terrе тренажа, учимся
рассказывать сказки! Именно сказки помогают решать многие задачи по раскрытию
детского потенциала как физических, так и эмоциональных возможностей ребёнка.
Даю задание прочить дома с родителями сказку « Аленький цветочек». На занятии
спрашиваю, кто прочитал и далее задаю вопрос: «Как звали дочерей Купца?» В
мультфильмах нет упоминание всех имен – только в книге. Дети заинтригованы
Получается что сказки:
Развивают внимательность и память
Потребность в чтении книг
Когда все мы выясним - начинаем рассказывать и демонстрировать (через движения
par terrе тренажа) сказки на новый лад.
Рассказ сказок под par terrе тренаж требует от педагога определённой
подготовительной работы. Не каждая сказка может подойти под комплекс
упражнений par terrе тренажа. Сказка должна быть известной, на слуху и популярной
у детей. Начинать надо с простейших сказок (Колобок, Репка, Про Емелю, Теремок
т.п.) Затем согласно времени года ( «Дюймовочка», « Снегурочка», «Морозко» т. п)
Далее по сложности ( Аленький цветочек, Русалочка, Белоснежка, Золушка т. п)
Сказку надо продумать так, чтобы в 1-3 предложения уложилось суть действа.
(Пойдём - по амбару пометём, по сусеками - по скребём и на Колобок муки наберём
или « Лежит Русалочка на камне и наблюдает, как принц Эрик на корабле плывёт и в
даль смотрит»…)
Так дети незаметно втягиваются в освоение движений par terrе тренажа.
Когда выучим основные движения - начинаем формировать силу воли, выносливость,
умение преодолевать себя через соревнования на баллы ( сделал хорошо и правильно
- балл. Сколько раз хорошо сделал - столько и баллов). Своего рода, это начало
предметной диагностики, по которой можно отследить - с чего начали и к чему пришли
в конце учебного года. Степень развития физических данных у ребёнка.
Заключительная часть занятия – танцевальная
Разминка, par terrе тренаж - это все подготовка к заключительной части занятия-
разучивание танцевальных движений, комбинаций и далее отработка репетиция
танцевального этюда, композиции.
Как правило, дети лучше всего воспринимают музыкальное сопровождение в
мажорной тональности и с понятным для них текстом песен.
Начинаем с освоения отдельных движений, потом соединяем в комбинации.
Далее разбираем рисунок танца ( линии, перестроения в круг, с круга на линии)
Учим « Коробочку» парами, «Прочес» ( смена через одного линиями) по линиям.
При исполнении движений танца обязательно обращаю внимание детей, какое
движение из разминки помогает правильно и красиво исполнять движения из танца.
Таким образом, стараюсь, чтобы дети понимали важность разминки и par terrе
тренажа (Какое упражнение на полу учит нас красиво тянуть носочки, коленочки?..)
Главное - дети учатся думать и анализировать!
Сложность в ансамблевом исполнении слаженность коллектива. Не все дети готовы
признать свои ошибки в исполнении. Если кто-то исполнил не так - музыку и танец
останавливаю.
Спрашиваю: Почему остановила музыку?.. Правильно кто- то ошибся!.. Поднимите
руку, кто сделал не так?
(Если ребёнок поднял руку, признал ошибку - это хороший знак того, что он видит
ошибку и исправит её.) А что ты сделал не так – покажи как правильно надо!
Если ребёнок упрямится - обращаюсь к детям: « Дети покажите, как надо правильно
исполнять это движение!» Как правило, дети с радостью откликаются и дружно
демонстрируют правильное исполнение движения. Потом прошу повторить ребёнка со
всеми. Обязательно похвалю, что он исправился и у него ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ!
Для меня важно, чтобы дети не боялись признавать свои ошибки и могли тут же
показать правильное исполнение. Чтобы они знали - за ошибку ругать не будут- а
попросят правильного исполнения. А если выполнишь хорошо - в награду - похвала!
Танец - коллективное творчество. Научиться работать в паре, держать интервалы,
линию, «стоять в затылочек»- требует умения работать в коллективе. «Один за всех и
все за одного!»- вот девиз, который понятен всем. И если в классе есть «НЕвнимашки»-
то фигура или комбинация исполнятся всеми до тех пор пока все не будут едины!
«НЕвнимашки» все равно станут «внимашками» потому, что мнение окружающих для
детей очень важно. И, как правило, аргумент - коллектив подводить не хорошо -
срабатывает.
Так дети учатся:
Ответственности
Быть внимательными
Слушать и слышать замечания и их исправлять
Работать в коллективе
Все навыки полученные ребёнком на занятиях хореографии, потом очень пригодятся
во взрослой жизни. И, в дальнейшем, поможет стать ему успешным человеком!
Список литературы.
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для
детей). СПб, 1997.
2. «Музыка и движение» (3 тома). Москва : «Просвещение», 1984.
3. Барышникова Т. «Азбука хореографии» СПб, 1996.
4. «Балет» ( детская энциклопедия) Москва АСТ 2001
5. «Балет уроки шаг за шагом» ( Royal academy of Dance) Москва 2003
6 Хелен Идом. Николя Кэтрэк. «Хочу танцевать» Издательство «Махаон» Москва 1998
7. « Школа танцев для детей» Ростов-на-Дону, «Феликс» 2003
8. « Балет. Танец. Хореография.» Краткий словарь танцевальных терминов и понятий
(Н.А.Александрова) Планета музыки, 2008.
9. Александрова. Н.А., Малашевская Е.А. «Классический танец для начинающих» Планета
музыки, 2009.
10. Бондаренко Л. « Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях»
Киев: «Музична Украина», 1984.
11. Череховская Р. «Танцевать могут все » Минск, 1973.
12. Чистякова М.И. «Психогимнастика» (Под редакцией М.И. Буянова) М.: «Просвещение»
«Владос», 1998.
13. Пасютинская В. «Волшебный мир танца» М.: «Просвещение», 1985.
14 . « Школа большого балета» (фотоальбом). – М., 1973.
15. « Секрет танца» (Составитель Т. Васильева). – СПб, 1997.
16 Лариса Авдеева «Пластика. Ритм. Гармония» (Учебное пособие) Издательство
«Композитор» СПб 2006