Конспект урока "Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины" 4 класс


Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины
Цели: повторить правила вокализирования, музыкальной разминки, приемы вокально-
хоровой работы, правила певческой посадки, взятия дыхания и звукоизвлечения; работать
над выстраиванием унисона; разучить новую песню; повторить музыкальные термины;
познакомить с понятием «песенность»
Планируемые результаты: учащиеся научатся правилам певческого звукоизвлечения;
называть свойства мелодии; давать определение понятия «песенность»; анализировать
средства музыкальной выразительности.
Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание 1-го
Концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского, выходят из него после урока,
исполняя «Оранжевую песенку» композитора К. Певзнера.
Оформление доски: репродукция картины А.А. Рылова «Зеленый шум» или другого
весеннего пейзажа; картина или фотография на тему «Летние каникулы»; портреты
композиторов II И. Чайковского, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского; рисунки с изображением
музыкальных инструментов симфонического оркестра и шумовых инструментов; плакаты с
пословицами о народных песнях и текстом для вокальной импровизации.
l.Повторение пройденного материала
Ребята, кончились веселые летние каникулы, и вы вернулись к учебе, чтобы узнать
много нового и интересного. На уроках музыки вам предстоят встречи с музыкой разных
жанров, разных характеров и настроений.
- Прежде чем начать урок, я хочу задать вам вопрос: приходилось ли вам слушать
музыку во время школьных каникул?
- Кто может рассказать, где и когда он слышал музыку и какая это была музыка?
(Рассказы школьников о встречах с музыкой летом.) Конечно, во время отдыха вы в
основном слушали музыку развлекательную - танцевальную или песенную. Она создавала
хорошее настроение, которое так необходимо для отдыха. Но ведь в мире существует
огромное количество и другой музыки.
- Вспомните песни, которые мы разучивали в прошлом году, и скажите: о чем может
рассказывать музыка? (Школьники перечисляют темы известных им песен о Родине,
дружбе, счастье, природе.)
Все ваши варианты верные, но вот прозвучал ответ, на котором я хочу остановить
ваше внимание: «Музыка рассказала о Родине». Эта тема и будет главной в течение всей I
четверти.
II. Работа с тетрадью
В этом году, как и в прошлом, вы будете на уроке музыки вести некоторые записи в
тетрадях. Но вы знаете, что вам не придется много писать, ведь главное занятие на уроке
музыки - знакомиться с самой музыкой, слушать и петь музыкальные сочинения. Откройте
тетради, запишите на первой странице тему I четверти: «Россия Родина моя», а на
следующей строчке запишите тему сегодняшнего урока: «Воспоминания о лете».
- Почему у нашего урока такое название - «Воспоминания о лете»? (Потому что урок
начался с воспоминаний о музыке, которую мы слушали летом.)
В тетради по музыке вы непременно будете записывать тексты новых песен и новые
термины слова, значение которых будете узнавать впервые. А еще вы можете выполнять в
тетради домашнее задание - рисовать иллюстрации к музыке, которая вам понравилась.
III. Музыкальная разминка, повторение правил певческой позиции
Приступим к музыкальным занятиям - закройте тетради, отложите их, сядьте прямо.
- Для начала вспомните и скажите, с чего чаще всего начинаются уроки музыки?
(Ответы учащихся.)
Наверное, самое интересное, что может быть на уроке музыки - это исполнение песен.
Но вы знаете, что перед началом пения надо провести небольшую разминку музыкальную
гимнастику.
- Для чего нужна такая разминка? (Чтобы подготовить горло, голосовой аппарат к
пению, «разогреть» горлышко.)
Верно. Музыкальная разминка нужна на уроке музыки, так же как обычная физическая
разминка на уроке физкультуры. Перед тем как приступить к серьезным занятиям, следует
выполнить простые упражнения, чтобы разогреть мышцы.
Итак, начинаем музыкальную разминку: попробуем негромко спеть начальную фразу
из песни «Во поле береза стояла». Прошу вас внимательно следить за моими дирижерскими
движениями, по которым вы поймете момент начала пения и момент его окончания.
(Учитель напоминает правила певческой позиции: стоять или сидеть надо прямо, приподняв
подбородок и распрямив плечи. Школьники исполняют первую фразу песни, стараясь петь
плавно, тягуче. Затем исполняют фразу от разных звуков в движении по полутонам вверх.)
- Кто такой дирижер? (Руководитель оркестра или хора.)
- С помощью чего дирижер руководит хором и оркестром? помощью дирижерских
жестов.)
- Какие действия надо делать по руке дирижера во время пения хором? (Брать
дыхание, начинать петь, ускорять или замедлять темп, петь тихо или громко, заканчивать
пение всем вместе.)
- Как вы пели начало песни про березу? (Плавно, распевно, тягуче, протяжно.)
Теперь разучим новое распевание для разминки. Оно называется «Журавель» и
исполняется на одной ноте. Вот его слова:
Журавель, журавель по болоту ходит.
(Педагог демонстрирует напев на одном звуке.)
- Скажите, отличается ли характер этого распевания от предыдущего, про березу? (Да,
у распевания про журавля музыка активная, уверенная.)
- Каким будет характер попевки про журавля? (Веселый, смешной, шуточный.)
- Отличался ли прием пения этой попевки от предыдущей? (Да.)
- Каким приемом надо петь эту попевку? (Нон легато.) Чтобы попевку было петь
интереснее, изменим ее динамику.
Что такое динамика? (Сила звука.)
Какой бывает музыкальная динамика? (Тихо — пиано, форте громко.)
В музыке есть еще слово «меццо», что оно означает? («Не очень».)
Как вы скажете «не очень громко»? (Меццо форте.)
Как вы скажете «не очень тихо»? (Меццо пиано.)
Исполните попевку «Журавель» с изменением динамики. Начните петь в тихой
динамике, а к концу попевки добавьте усиление звука на слове «ходит», там, где появятся
длинные звуки. (Педагог демонстрирует правильное пение, школьники несколько раз поют
попевку с динамическим усилением в конце, начиная ее от разных звуков.)
Расскажите, как изменялась динамика попевки.
Какими были звуки по длительности в попевке «Журавель, журавель»? (Длинными
и короткими.)
Как называется чередование коротких и длинных звуков в музыке? (Ритм.)
Чтобы проверить, как вы запоминаете разные ритмические рисунки, выполним упражнение
«Ритмический диктант». (Учитель показывает разные ритмы хлопками в ладоши, школьники
должны их повторить. Можно показать несколько ритмических рисунков знакомых песен:
«Край, в котором ты живешь», «Бескозырка белая», «На лугу пасутся ко...» и попросить
ребят угадать их.)
IV. Повторение понятий «народная музыка» и «авторская музыка»
Есть ли автор у песен « Во поле береза стояла» и «Журавель»? (Нет.)
Как называются песни, подобные этим? (Русские народные.) Музыкальные значки,
которые называются нотами, появились гораздо позднее народных песен. А до тех пор песни
передавались из поколения в поколение, как говорили из уст в уста, поэтому и песни, и
сказки, и прибаутки получили название «устное народное творчество». Народной музыки
создано очень много.
Какие вы знаете жанры народных песен? (Хороводные, трудовые, обрядовые,
игровые, исторические.)
К народным песням в России всегда относились с уважением. Вот какие им посвящены
пословицы. (Школьники читают пословицы, написанные на плакатах: «Сказка складка, а
песня — быль», «Сказка - ложь, а песня - правда», «Соловья за песни кормят», «Когда голосу
нет -то душа поет», «Пой песню тот, у кого голос хорош», «Весело поется весело
живется», «Беседа дорогу коротает, а песня работу», «Веселый и в песне всех веселит, а
унылый и за песней плачется».)
Как называются музыкальные произведения, авторов которых мы знаем?
(Авторские.)
Запишите в тетради два словосочетания: на одной строчке «Народная музыка», на
другой строчке - «Авторская музыка». В этом году вы познакомитесь с новыми интересными
песнями - народными и авторскими.
V. Метроритмические движения с изменением их динамики
Выполним упражнение, с помощью которого я проверю, как вы чувствуете силу звука.
Это упражнение называется «Ветер». Вы знаете, что ветер бывает сильным,
ураганным, а бывает и совсем слабым, еле заметным. Сейчас вам надо будет произносить
всего один звук -«шшшш», передавая шелест листьев на ветках, но делать это придется с
разной силой звучания. Разницу в силе звука надо подчеркнуть движениями кистей рук.
Сначала произнесите звук «шшшш» тихо, как будто ветер едва колышет ветки
деревьев. А теперь произнесите его более громко, словно ветер усилился. А теперь снова
тихо.
Поднимите руки вверх, представьте, что они на время превратились в ветки деревьев,
на которых находятся листочки. Слушайте внимательно мой рассказ и комментируйте его
нужным произнесением звука «шшшш» и движениями рук.
Итак, представьте, что наступила весна, и покажите, как встречает приход весны
природа. Этот момент пробуждения природы называется «зеленый шум». Пусть вам поможет
картина художника А.А. Рылова, которая так и называется — «Зеленый шум». (Педагог
показывает репродукцию картины, читает отрывок из поэмы НА. Некрасова «Зеленый
шум».)
Идет-гудет зеленый шум! (Спокойные движения рук.)
Зеленый шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят...
Играючи, расходится (Движения рук становятся более активными.)
Вдруг ветер верховой,
Качнет кусты ольховые, (Энергичный мах руками в одну сторону.)
Поднимет пыль цветочную, (Энергичный мах руками в другую сторону.)
Как облако. Все зелено —
И воздух, и вода. (Движения вновь становятся плавными.)
Расскажите, как менялась сила ваших движений. (Примерный ответ. Сначала
ветер был еле заметным, он только тихонько шевелил ветки деревьев, потом он подул силь-
нее - один порыв ветра, второй. Наконец ветер превратился в настоящий ураган, который
наклонил деревья. А потом ветер стих, и ветки деревьев снова неподвижны.)
Как менялась сила звука? (Сначала была тихой, потом становилась сильнее, а в
конце вновь затихала.)
VI. Средства музыкальной выразительности повторение
Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (Мелодия, ритм,
динамика, темп, тембр, штрихи, регистр, лад.) Запишите эти слова в свои тетради.
Вот как много средств музыкальной выразительности существует, и все они важны и
необходимы для музыкального языка. Многие из этих средств вы используете при
разучивании и исполнении песен. Вы знаете, что в песне бывает по 2-3 куплета, и надо
стараться разнообразить каждый куплет. Пусть основная мелодия в куплетах не меняется,
зато можно их спеть с разной динамикой, изменяя темп или штрихи. От этого исполнение
становится более художественным, интересным и выразительным.
Как может двигаться основная мелодия во время пения? (Мелодия может
двигаться вверх, вниз или оставаться на месте.)
Можно ли сочинить музыку, в которой все ноты были бы одинаковыми по своей
длительности? (Нет, в каждой музыке есть ноты длинные и короткие.)
Каким словом называется чередование длинных и коротких звуков? (Ритм.)
Что такое темп исполнения? (Темп - скорость, с какой поется или играется
произведение.)
Какие вы знаете произведения быстрого темпа? (Ответы детей.)
Какие вы знаете произведения с медленным, спокойным темпом? (Ответы детей.)
Что такое музыкальный лад? (Лад - это организация звуков в мажоре или в
миноре.)
Какие вы знаете музыкальные лады?
Может ли лад поменяться в течение одной музыкальной пьесы? (Да.)
Что такое тембр? (Тембр — особая окраска звука.)
По какому признаку вы можете отличить мой голос от голоса директора нашей
школы? (По тембру.)
Какие тембры музыкальных инструментов вы можете отличить на слух?
(Школьники перечисляют названия разных музыкальных инструментов, проводится игра
«Угадай-ка», в которой ребята отгадывают голоса музыкальных инструментов.)
Что такое регистр? (Участок звукового диапазона музыкального инструмента или
голоса, занимающий определенное положение по высоте.)
Какой регистр вы выберете для песенок козлят и Снегурочки? (Высокий.)
А для песни серого волка и Деда Мороза? (Низкий.)
Еще одно средство музыкальной выразительности, о котором мы неоднократно
вспоминали на занятиях, это музыкальная форма. Какие вы знаете музыкальные формы?
(Ответы учащихся.)
Самая простая музыкальная форма произведение, которое состоит из одной части.
Эта часть может повторяться, но все равно о таком произведении говорят: «Оно
одночастное», то есть состоит из одной части.
Кто может привести примеры произведений, состоящих из одной части? (Песни
«Во поле береза стояла», «Наш край», «Здравствуй, гостья зима!», песня-игра «Делай так».)
А какая музыкальная форма более сложная? (Это произведения, которые состоят
из двух частей, например песня с припевом.)
Какие произведения из двух частей мы разучивали в прошлом году? («Бескозырка
белая», «Край, в котором ты живешь», «Сказка будет впереди», «Ласточка», «Граница».)
Какие вы знаете музыкальные произведения из трех частей, в которых повторяется
первая часть? («Марш деревянных солдатиков», «Марш» из балета «Щелкунчик», «Зимнее
утро», «Вальс цветов» П.И. Чайковского.)
Как называется повторение уже прозвучавшей мелодии? (Реприза.)
VII. Мелодия - главное средство музыкальной выразительности
Вы уже знаете много песен с разными мелодиями - простыми и сложными.
Назовите примеры простой мелодии. (Распевания на одной ноте, песни «Во поле береза
стояла», «Журавель, журавель», «На зеленом лугу».)
Мелодии этих песен очень короткие, их легко запомнить с первого раза.
Какие мелодии в песнях «Край, в котором ты живешь», «Здравствуй, гостья зима»,
«Граница», «Песня о волшебниках»? (Сложные, длинные.)
Такие мелодии не запоминаются сразу, их нужно разучивать.
Когда нам нравится музыкальное произведение, мы можем сказать, что у него
красивая мелодия. Ведь мелодия - главное средство музыкальной выразительности. В
мелодии сочетаются и высота звуков, и их ритм, и регистр произведения, и его темп.
Создавая мелодию, композитор заранее знает, для какого голоса или музыкального
инструмента он сочиняет, то есть для какого тембра она предназначена и в каком ладу она
прозвучит - в мажоре или в миноре.
Какие средства музыкальной выразительности присутствуют в мелодии? (Ритм,
регистр, тембр, штрихи, темп.)
VIII. Повторение понятия «композитор»
Кого называют композитором? (Того, кто создает музыку.)
Фамилии каких композиторов вы помните? (Ответы детей.)
Какую музыку этих композиторов вы можете назвать? (Ответы детей.)
Многие из вас назвали фамилии русских композиторов: П.И. Чайковского, М.И.
Глинки, М.П. Мусоргского. Посмотрите на их портреты.
(Учитель демонстрирует портреты композиторов.)
IX. Знакомство с понятием «песенность»
Вы уже знаете, что русским народом создано огромное количество песен, которые все
наши композиторы специально изучали и хорошо знали. Помните, как великий русский ком-
позитор П.И. Чайковский сказал о русской народной музыке: «Я вырос в глуши и с детства
самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной
музыки».
В своих произведениях композиторы чаще всего стремятся рассказать о своей родине.
По произведениям можно угадать, в какой стране композитор родился и рос, ведь в них
нашла отражение народная музыка. П.И. Чайковский так писал о себе, о свойстве своего
характера: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь... Я
страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц,
русские обычаи».
В произведениях русских композиторов есть такая особенность: в них можно
услышать мелодии, напоминающие русские народные песни. То есть музыка русских
композиторов часто бывает песенной, ее можно напеть, исполнить вокально.
У русских народных песен разный характер: они бывают веселые, грустные, плясовые,
праздничные, шуточные. В песнях жалобных и печальных часто встречается распев слогов.
Но русскую народную музыку объединяет одно: у таких произведений, как правило,
напевный мотив.
Давайте проведем такую игру. Я вам наиграю или напою несколько разных русских
народных мотивов, а вы их повторите вслед за мной. (Педагог напевает или исполняет на
инструменте русские народные произведения: «Камаринскую», «Ах вы, сени», «Калинка»,
«Светит месяц». Школьники их повторяют, вокализируя мелодии.)
Вы сами убедились в том, что русская народная музыка мелодична. Запишите в
тетради: «Главное свойство русской народной музыки мелодичность, песенность, ее
можно спеть».
Песенность свойственна не только народной музыке, но и авторской, потому что, как
уже было сказано, каждый композитор непременно использует в сочинениях музыку своего
народа.
- Расскажите, какую музыку мы разучиваем на уроках. (Примерный ответ. Детские
песни — народные и авторские, лейтмотивы инструментальной музыки - отрывки из балетов,
партии и увертюры из опер, главную песню нашей Родины - гимн, романсы, мелодии
танцев.)
- Отрывок из какой кантаты вы разучивали и пели в прошлом году? (Хор «Вставайте,
люди русские!» из кантаты «Александр Невский».)
Давайте исполним этот отрывок. Какие увертюры русских композиторов вы
можете вспомнить и напеть? («Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского, увертюра к
опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.)
Оказывается, вы знаете мелодии не только попевок и песен, но также и серьезной
музыки романсов, кантаты, увертюр, симфоний, концерта, оперы. Это еще раз доказывает,
что главное свойство русской музыки - ее песенность.
X. Пьеса «Мелодия» - прослушивание
Послушайте произведение, которому его автор дал очень простое название -
«Мелодия». Сочинил это произведение композитор П.И. Чайковский. Запишите в тетради
название пьесы и ее автора.
Определите жанр произведения и его характер, назовите средства музыкальной
выразительности. (Прослушивание «Мелодии» П.И. Чайковского.)
Вам понравилась новая пьеса?
Чем понравилась? (Ответы детей.)
Можете ли вы напеть голосом эту мелодию? (Школьники пробуют вокализировать
мелодию пьесы.) Вот вы убедились еще раз в том, что музыка русских композиторов
песенная.
Определите, как движется мелодия в начале пьесы. Чтобы вам было легче это
сделать, напойте ее еще раз и покажите рукой движение мелодии.
Вы поняли, как двигалась мелодия пьесы? (Мелодия двигалась сверху вниз.)
Было ли это движение плавным или в нем встречались скачки? (Вниз движение
было плавным, но на концах фраз встречались скачки вверх.)
На каких инструментах исполнялось это произведение? (На скрипке и
фортепиано!)
Каким был характер произведения? (Песенным, негромким, плавным, мелодичным,
мягким.)
Это произведение композитор создал после того, как гостил в усадьбе своих
знакомых, и, видимо, в пьесе отразились самые лучшие его впечатления от этого события.
Повторялась ли в конце произведения начальная тема «Мелодии»? (Да.)
Как называется повторение уже звучавшей темы? (Реприза.)
Была ли новая музыкальная тема в середине пьесы? (Да.) В середине пьесы
меняются и мелодия, и характер музыки она становится более игривой, радостной. Также
меняются ее штрихи. Если в первой части пьесы звук был протяжным, певучим, скрипач
исполнял его приемом «легато», то в середине возникают острые звуки - «стаккато». И еще в
средней части есть место, где скрипач тянет один и тот же звук, а главную тему начинает
исполнять пианист.
Я прошу вас внимательно послушать «Мелодию» П.И. Чайковского еще раз и
выполнить задание. Когда услышите исполнение главной мелодии на фортепиано,
посмотрите на меня. А когда начнется реприза, кивните головой.
(Повторное прослушивание произведения.)
Как называлась эта пьеса?
Какой композитор написал «Мелодию»?
Какие еще произведения этого композитора вы знаете?
XI. Разучивание новой песни
Чтобы вы не расставались с приятными воспоминаниями о летних каникулах, сегодня
будем разучивать особую песню. Но сначала ответьте на несколько моих вопросов.
Вы любите рисовать?
У вас есть любимый цвет?
Почему вы любите именно этот цвет?
Сегодня мы познакомимся с песней про девочку, у который любимым цветом был
оранжевый, потому что напоминал ей о лете. Называется она «Оранжевая песенка».
Запишите в тетради это название и фамилию композитора, который сочинил музыку, К.
Певзнер. (Педагог исполняет 1-й куплет.)
Вам понравилась песня?
Чем понравилась? (Ответы детей.)
Какие части вы услышали в этой песне? (Запев и припев.) Наверное, вам
понравилась «Оранжевая песенка» еще и тем, что в ней много юмора.
Что девочка раскрасила оранжевым цветом? (Небо, море, траву и деревья, детей и
их мам.)
Хотя мы с вами знаем, что так не бывает — в мире нет ни оранжевого моря, ни
оранжевой зелени, но так весело петь про все это песенку.
Какое время года девочка изобразила на рисунке? (Лето.) Наверное, она хотела
продлить свое радостное настроение после летних каникул, потому и создала свой
оранжевый рисунок. По ее замыслу, мамы даже поют своим детям специальные песенки -
оранжевые. И поют их по-особому - оранжево. Теперь разучим слова 1-го куплета.
Вот уже подряд два дня
Я сижу, рисую.
Красок много у меня —
Выбирай любую.
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет. кольники повторяют текст всем классом, по рядам и
индивидуально.)
Теперь послушайте, какой будет мелодия запева. (Педагог наигрывает мелодию
запева.) Мелодия в первых четырех строчках почти одинаковая. Спойте вместе со мной эти
строчки. Только прежде отрепетируем исполнение первого звука на слово «во-о-т». (Педагог
выстраивает унисон на первый звук песни.)
Теперь негромко и в спокойном темпе пропойте начало куплета.
Какой ритм в этом музыкальном отрывке? (Пунктирный.)
Почему здесь композитор использовал пунктирный ритм? (Чтобы придать
озорной, веселый характер песне.)
Какой музыкальный жанр напоминает начало запева? (Танец польку.)
Чтобы лучше запомнить ритмический рисунок, одновременно с пением повторите
ритм хлопками в ладоши.
Послушайте мелодию следующих строчек запева, обратите внимание на то, что здесь
происходит смена ритма. (Педагог демонстрирует мелодию конца запева двух последних
строчек, школьники ее разучивают и поют всем классом и по рядам.)
Изменился ли ритм в этом отрывке? (Да, исчез пунктирный рисунок, звуки стали
ровными и долгими.)
Этот отрывок надо исполнять более протяжно, песенно. Соедините весь куплет,
покажите, как изменяется ритмический рисунок: сначала идут строчки с пунктирным
ритмом, а потом, в конце куплета, ровные длительности. Из-за этого изменяется характер
исполнения запева. Постарайтесь показать это вашим пением. (Школьники исполняют
куплет всем классом и по рядам.) Послушайте слова припева.
Оранжевое небо, оранжевое море,
Оранжевая зелень, оранжевый верблюд,
Оранжевые мамы оранжевым ребятам
Оранжевые песни оранжево поют.
(Учащиеся повторяют текст всем классом, по рядам и индивидуально.)
Послушайте мелодию припева.
Какой ритм вновь появляется в припеве? (Пунктирный) Припев начинается с
длинного звука, который приходится на гласную О, но при пении вы ее произнесете, как А.
Спой этот звук протяжно: «А-а-а».
Далее почти весь припев исполняется пунктирным ритмом, короткими звуками, только
в конце двух первых фраз появится длинный звук в словах «небо» и «море». (Педагог
исполняет начало припева, акцентируя длинные звуки: Оранжевое НЕбо, Оранжевое МОре.
(Школьники разучивают и исполняют начало припева в нужном ритме.)
Далее будьте внимательны: в следующей фразе этих длинных звуков не будет, фразу
надо закончить коротко на слово «зелень». Этот вариант исполнения называется «синкопа».
Это слово означает перенос музыкального ударения на безударный слог.
В песне слог «зе» выделять не надо, два слога в слове «зелень» нужно спеть одинаково
коротко, синкопой.
Зато мелодия на этом слове сделает скачок вверх.
(Педагог демонстрирует мелодию, ребята исполняют фразу.)
На словах «оранжевый верблюд» мелодия ступеньками идет вниз, послушайте эту
фразу, а потом спойте ее. (Педагог исполняет фразу, ребята ее разучивают, затем поют
первые строчки припева.)
Далее мелодия припева будет повторяться, только конец у нее немного другой,
послушайте. (Педагог исполняет окончание припева, затем учащиеся разучивают и
исполняют припев.)
Осталось соединить запев и припев. Обратите внимание на место соединения запева и
припева. Спойте окончание запева и первый звук припева: от слов «в самый свой любимый
цвет» к «а-а-а». (Учащиеся репетируют, затем исполняют запев и припев.)
Теперь разучим слова 2-го куплета.
Тут явился к нам домой
Очень взрослый дядя.
Покачал он головой,
На рисунок глядя,
И сказал мне: «Ерунда!
Не бывает никогда». (Дети исполняют 2-й куплет, соединяют его с припевом, затем
исполняют оба куплета.)
XII. Вокальная импровизация
В 1 и 2 классах на каждом уроке вы занимались импровизацией сочинением
мелодий. Для этого вы разучивали короткие тексты народные потешки или стихи детских
поэтов, определяли характер стихотворений, а потом к ним создавали свои мелодии. В этом
году вы также будете учиться сочинять свои мелодии к стихотворным текстам.
Сегодня вы познакомитесь с отрывком стихотворения поэта Алексея Толстого.
Возможно, вы слышали его известные стихи, которые начинаются словами:
Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что глядите на меня,
Темно-голубые.
Произведения Алексея Толстого настолько поэтичны, что его стихи часто
перекладывали на музыку. Например, композитор П.И. Чайковский называл стихи А.
Толстого своими любимыми и написал на них более 10 романсов. Один такой романс назы-
вается по первой строчке стихотворения «Благословляю вас, леса», и в нем говорится о
восхищении перед красотой природы. Слово «благословляю» в этом тексте можно заменить
на слово «благодарю». Послушайте начало этого стихотворения.
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса! (Школьники повторяют и запоминают текст.)
Примечание. Поскольку данный текст сложен для запоминания, можно его выписать
на доске или на плакате.
Прочитайте это стихотворение сначала про себя.
Теперь прочитайте это стихотворение все вместе хором.
Каков характер стихотворения? (Торжественный, гордый, серьезный.)
Какой музыкальный жанр вы выберете для мелодии?
На мгновение закройте глаза, сосредоточьтесь и исполните про себя вашу будущую
импровизацию.
Кто готов исполнить свою мелодию?
(Школьники демонстрируют свои варианты вокальных импровизаций.)
XIII. Инструменты симфонического оркестра – повторение
- На каких инструментах исполняется «Мелодия» П.И. Чайковского? (На скрипке и
фортепиано.)
В состав какого оркестра входят эти инструменты? состав симфонического
оркестра.)
- Какие еще музыкальные инструменты симфонического оркестра вы знаете?
(Школьники называют инструменты и показывают их на рисунках, выставленных на доске.)
Но есть инструменты, которые входят в состав и симфонического оркестра, и
народного. Например, ударный инструмент под названием бубен. Хотя бубен народный
инструмент, но композиторы, создавая свою музыку авторскую, нередко используют его.
Тогда авторская музыка становится похожей на народную.
Например, бубен часто звучит в народных испанских танцах. Поэтому в авторской
музыке, которая рассказывает о стране Испании, можно услышать звучание бубна.
XIV. Знакомство с новым материалом
Русский композитор М.И. Глинка путешествовал по Испании и на основе народных
испанских мелодий сочинил произведение, которому дал название «Арагонская хота».
Арагон название области в Испании, а хота - народный испанский танец. Сделайте в
тетради запись: «"Арагонская хота", композитор М.И. Глинка».
(Прослушивание отрывка из произведения.)
- Для какого оркестра М.И. Глинка написал «Арагонскую хоту»? (Для
симфонического.)
- Какие инструменты вы услышали? тветы школьников.) В Испании народными
шумовыми инструментами являются бубен и специальные деревянные пластинки
кастаньеты. Повторите это слово.
Посмотрите, как выглядят кастаньеты на рисунке. Их надевают на пальцы и во время
звучания музыки постукивают ими.
М.И. Глинка не зря включил звучание кастаньет в свою «Арагонскую хоту», это
придало произведению национальную окраску.
- Каким был по динамике звучания этот отрывок? (Громким.)
- Вы услышали, как композитор выделял первые звуки фраз?
Выделение, особенно громкое подчеркивание отдельного музыкального звука
называется «акцент». Запишите это определение в тетрадь.
XV. Ритмические движения под музыку
Сейчас отрывок из «Арагонской хоты» прозвучит еще раз, и вы попытаетесь
подчеркнуть в музыке ее акценты. Поднимите руки вверх, словно вы танцуете испанский
танец. На сильной доле акценте надо хлопнуть в ладоши, а потом легко потрясти
кистями.
У меня есть несколько шумовых инструментов бубнов, поэтому некоторые из вас
будут осуществлять музыкальное сопровождение этой пьесы. На сильную долю ударяйте в
бубен ладонью, а в остальное время легко им потряхивайте, чтобы звучали бубенчики. Итак,
исполните ритмические движения с помощью игры в бубен.
Бубен, бубен, позвени,
Всех ребят повесели.
Пусть они играют,
В бубен ударяют.
Хлопни раз, хлопни два —
Интересная игра. (Прослушивание «Арагонской хоты».)
XVI. Рефлексия
Прочитайте в <