Конспект урока "Работа над техникой в средних классах фортепиано" 3 класс

МБОУДОД «Злынковская детская школа искусств»
Открытый урок преподавателя по классу фортепиано Цупиковой С.С.
Тема «Работа над техникой в средних классах фортепиано»
Цель урока:
овладение различными приёмами игры для успешного технического
развития. Развитие тембрового слуха, формирование эмоционального и
осмысленного отношения к музыке.
Задачи урока:
Обучающие: освоение технических формул.
Развивающие: развитие технических навыков исполнительства, а также
образного представления, благодаря разным техническим элементам .
Структура урока:
1.Сообщение темы урока и его задач.
2.Введение
3.Организация начала урока.
4.Работа над практической частью с ученицей 3 класса.
5.Применение знаний и умений, полученных ранее.
6.Подведение итогов. Заключение.
Введение
Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой
и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как
фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения.
Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе
являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм
исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.
Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту
сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи
которых учащийся добивается нужного художественного, звукового
результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать.
«Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь
самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман,
один из крупнейших пианистов.
Практическая работа с обучающейся 3 класса.
1. Работа над техникой:
- Гамма си бемоль мажор;
- упражнения Ш. Ганона № 37, 38;
- аккорды;
- арпеджио короткие;
- упражнение Ш. Ганона 54;
- арпеджио длинные;
- хроматическая гамма
2. Применение и закрепление навыков:
- А.Жилинскис «Марш зайчат»
- работа над образным восприятием каждой части;
- работа над техническими формулами.
Ход урока
Гамма Си бемоль мажор. Гамма-это последовательность звуков в движении
по звукам лада, а также это символ мелодии. В основе гаммообразных
последовательностей лежит подкладывание 1-х пальцев, рука и локоть
должны двигаться параллельно клавиатуре.
Ученица играет гамму в четыре октавы. Предлагаю упражнения на
подкладывание большого пальца, для этого обращаю внимание на
упражнения Ш.Ганона №34,37 из сборника «Пианист-виртуоз».
В этой работе находятся упражнения, которые требуются для достижения
беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также
гибкости запястья — всех тех свойств, которые необходимы для хорошего
исполнения; кроме того, эти упражнения рассчитаны на то, чтобы левая рука
достигла такой же беглости, как и правая.
Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приёмом «стаккато».
Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к
отчётливому исполнению каждого звука.
Аккорды. При игре аккордов слежу за тем, чтобы локти не висели и после
каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых
пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук. Аккордовую
последовательность нужно слышать как мелодическую линию,
прослушанную пальцами, обратить внимание на динамическое развитие.
Предлагаю сыграть аккорды на синтезаторе, послушать их в исполнении
хора.
Арпеджио короткие. Арпеджио является символом мелодической волны. В
работе над арпеджио необходимо следить за единством интонации
мелодической линии. Выровненная игра получается если мы интонируем от
2-й ноты. В коротких арпеджио требуется движение от 1-го звука снизу вверх
и опора на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз»
прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие
арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.
Короткое арпеджио играем на синтезаторе в исполнении арфы, при этом у
ученицы возникает образ детской колыбели.
Арпеджио длинные. В данных технических формулах большое значение
имеет подкладывание 1-го пальца, а также перемещение руки из тесного
положения в широкое. В медленном темпе 1-й палец медленно уходит под
ладонь, в быстром темпе играем позиционно, переход скользящий. Это
Алене удается не сразу, поэтому работаем отдельно каждой рукой,
добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре двумя
руками, сохраняя общее легато.
В работе над арпеджио можно также применить упражнения Ш.Ганона на
растяжку пальцев и тренировку 2-5-го пальцев № 20, упражнение на повтор
ячеек по 2 ноты, упражнение с браском руки на несколько звуков.
Хроматическую гамму играем по 6 звуков, следя за полноценной работой
левой руки, положением пальцев, динамическим развитием. Упражнения:
играем по 3 звука (колесиком), упражнение со станком, исполнение в
различной артикуляции и ритмической организации.
2. Применение и закрепление навыков: А.Жилинскис «Марш зайчат»
Арвид Жилинскис (1905-1993 гг.) - латышский композитор, пианист,
народный артист СССР (1983). Автор первых латышских музыкальных
комедий, в т. ч. "В краю голубых озер"(1954), "Тайна красного мрамора"
(1969), опер "Золотой конь" (1965), "Вей, ветерок" (1970), балетов, хоровых и
сольных песен. Профессор Латвийской консерватории (с 1967).
Форма пьесы трехчастная, тональность Ми бемоль мажор, размер 2/4,
характер пьесы энергичный, веселый, задорный.
Технической трудностью является исполнение разных видов технических
формул: арпеджированные пассажи, аккорды, исполнение триоли.
В первом разделе 1 части (10тактов) мы видим арпеджированные пассажи,
которые образно напоминают прыжки, повороты зайцев, характер весьма
подвижный. Данную техническую формулу нужно отдельно проработать, для
этого предлагаю раскладывать пассажи по позициям, использовать
подтекстовку с выразительным исполнением всего предложения, а также
важно определить кульминацию, которая приходится на 6 такт. Еще одним
важным элементом является исполнение разных видов артикуляции.
Во втором разделе 1 части (11-18 такт) появляется движение
параллельными секстаккордами с яркой верхушкой на staccato, в левой руке
звучит повторяющаяся квинта, которая дает ощущение четкости,
организованности, можно представить марш зайчат. Аккорды в правой руке
нужно поиграть разложенно: верхние 2 звука, нижние 2 звука, для того,
чтобы прослушать все звуки аккорда, а также отдельно мелодическую
линию, 5-й палец должен быть весьма цепким и ловким.
Во второй части пьесы все звуки спустились в нижний регистр, изменилась
тональность – Ля бемоль мажор, поменялся характер: приближение
опасности, появление волка.
В первом предложении (19-22 такт) нужно прослушать все голоса, так как
фактура стала полифонической. Для этого ноту «ми бемоль» в верхнем
голосе прошу исполнить с глубоким погружением в клавиатуру, нижний
голос должен звучать тише.
В левой руке в нижнем голосе важно услышать мелодическую линию и
провести ее интонационно. Исполнение триоли требует разной работы:
исполнение в разной артикуляции, ритмической организации.
В конце урока благодарю ученицу за работу, ставлю ей оценку «отлично» и
прощаюсь с ней до следующего урока.
Исследование разнообразных сборников упражнений и фортепианных школ,
созданных за весь период существования фортепианного искусства,
показывает, что фортепианные упражнения как система обучения являются
очень эффективным методом формирования исполнительских навыков и
умений. Поэтому чрезвычайно важно обратить внимание современных
пианистов и педагогов на возможность оптимизации технической работы с
применением системы специальных фортепианных упражнений, а также
повышения надежности выработанных навыков и умений.
Литература:
1. Куликова Е.Фортепианное упражнение как жанр и метод работы,
СПб, 2009
2. Николаев А. А. Работа над этюдами и упражнениями М,1955
3. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и
теории пианизма. – М., 1980
4. Савшинский С. И. Работа пианиста над техникой. – Л., 1968
5. Таузиг К. Ежедневные упражнения для фортепиано. – М., 1962
6. Штепанова – Курцова И. Фортепианная техника, Киев, МУ, 1986