Конспект урока "Танцевальная культура России" скачать


Конспект урока "Танцевальная культура России"

Урок-обобщение по теме «Танцевальная культура России»
Данный урок является частью программы по предмету «Беседы о
танце» дополнительной общеразвивающей программы в области
хореографического искусства «Основы современной хореографии» и
относится ко второму году обучения.
Ход урока:
Педагог: Сегодня урок посвящается теме «Русский танец-частица
русской души и сердца».
Что нового и интересного мы узнали об истории русских танцев?
Поговорим о богатстве и многообразии русского народного танца.
Самое главное то, что мы узнали, откуда же родилось такое
разнообразие танцев.
«Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий», так
писал русский писатель Н.В.Гоголь.
( слайд №1)
Педагог: Где родился русский танец?
Дети: Русский танец родился в крестьянской среде.
Педагог: Зеленый луг, лесная опушка, деревенская околица - вот та
сцена. Чарующая картина открывалась глазами тех, кому удавалось
наблюдать сельский праздник с его танцами и хороводами.
( слайд №2)
Педагог: Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-
игры, изображающие трудовые процессы и приурочены были к календарным
языческим праздникам.
«Семик» - посев «Спожинки» - сбор урожая, «Коляда» - зимний
праздник.
( слайд №3)
Педагог: Среди участников обрядов постепенно выделялись лучшие
пляшущие, поющие, играющие. Как их называли?
Дети: Их называли « плясец», «игрец», «ваган», «сопека».
Педагог: Так появились скоморохи - талантливые пропагандисты
русской поэзии, танца и песни. Они сыграли большую роль в развитии
пропаганде русского танца.
( слайд №4)
Педагог: Национальная одежда - это своеобразная книга, из которой
можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Одежда
каждой области России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку,
формы и фасоны.
(слайд №5)
Педагог: Северорусский костюм. Главной и самой известной частью
этого костюма является сарафан. Его носили и в будни, и в праздники,
изготовлялись из холста, крашенных и фабричных тканей, шелка, парчи.
Завершал костюм головной убор. Головные уборы были чрезвычайно
разнообразны и всегда четко делились на девичьи и уборы замужней
женщины. Обували в празднике сапоги из цветной кожи, украшенные
вышивками.
( слайд №6)
Пед: В южно-русском костюме главной деталью была попёва-пробабка
современной юбки. В основу костюма так же входила рубаха, украшенная
вышивкой. Поверх юбки одевался передник, который всегда украшался
вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету. Как вы думаете
почему?
Дети: Этот цвет считался магическим. И одежда красного цвета должна
была отпугивать демонов, оберегать владельца от разных напастей.
Педагог: Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые
времена являются рубаха и штаны. Без рубахи не мог обойтись ни
крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличалось лишь качество
материала и отделки. Праздничную одежду расшивали цветным шелковыми
нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе, так
нагрудные узоры защищали руки, а наподольные не давали пробраться злым
силам снизу. Штаны заправлялись в сапоги или носились с лаптями.
Педагог: Какие народные поговорки о русских плясках вы знаете?
Педагог: Назовите 7 основных видов русских народных плясок.
Дети:
1.Трепак (слайд 7)
Трепак старинный русский народный танец. Исполняется в быстром
темпе, двудольном размере. Основные движения дробные шаги и
притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам
имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская
пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого
напева не имел.
2. Танцы с медведем (слайд № 8)
Первое официальное упоминание о русском народном танце с
медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою
победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали
16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После
окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить
на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже,
подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян,
задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.
3. Присядка (слайд № 9)
История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда
скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро
Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и
инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового
подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался
подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах,
приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по
городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору
на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого
великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как
Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве.
Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-присядку», ломая свои
кривые ноги о скверные средневековые тротуары.
4. Хоровод (слайд № 10)
Популярный русский танец хоровод танец по кругу. Круг в
хороводе символизировал в древности Солнце бога Ярило. Считалось, что
такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут
хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества
древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в
исполнении хороводных (круговых) танцев.
Поэт Державин в стихотворении «Русские девушки» показал
необычайную выразительность и эмоциональную силу этого танца. Но
самым большим его достоинством поэт считал его скромность и
благородство.
5. Русская пляска (слайд № 11)
Русская пляска вид русского народного танца. К Русским пляскам
относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы,
имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.)
Русская кадриль ведет свою историю от французской кадрили,
элементы которой появились в России благодаря солдатам русской армии,
которые побывали за границей во время войны с Наполеоном. Кадриль в
отличие от других плясок, имеет своеобразное построение, четкое деление
на пары. Так существует» Круговая»,» Квадратная»,» Линейная» кадриль.
Названия фигур кадрили разнообразны: «Проходочка», «Крутея», «Девки
нарасхват»
6. Пляски-импровизации
Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации,
пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной
композицией. Каждому исполнителю даётся возможность выразить себя,
показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей,
а порой и для самих исполнителей. Пляскам-импровизациям парни и
девушки «учатся» с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то
же, что делают другие отсюда большое разнообразие самобытных русских
переплясов.
7. Игровые танцы (слайд № 12 фото)
Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется
наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»),
либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь).
Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них
очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не
просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты
человеческого характера. Очень важно, чтобы созданию образа танца были
подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая
образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства
танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли.
Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.
Педагог: Русский народный танец исполнялся под своеобразный оркестр, в
состав которого входили народные инструменты. Назовите их.
(слайд № 13 фото)
- гармонь, балалайка, деревянные ложки, свирели, трещотки,
колокольчики.
Педагог: Мы сейчас с вами говорили об истоках русского танца. Ответьте
мне на вопрос?
«Что характерно для исполнения русского танца. Какова манера
исполнения русского танца
Дети: скромность, благородство, размах, ловкость, жизнерадостность,
кокетство, величавость.
Педагог: Правильно. Сейчас мы познакомимся с танцевальной лексикой
русского танца, которая очень разнообразна. Это: «Веревочка», «моталочка»,
«ковырялочка», «подбивка», «гармошка», «припадание», «дробушечка»,
«хлопушки», «присядки», «вращения- крутки».
(Дети разучивают танцевальные движения - «Верёвочка»,
«ковырялочка»), видеоролик.
А сейчас мы с вами поиграем в игру-викторину: «Русский танец»
(слайд№14)
Как называется старинный русский танец в быстром темпе с
дробным притоптыванием?
А. Трепло. В. Трепак.
Б. Болтун. Г. Тараторка.
Как называется матросская песня и танец?
А. «Морячка». В. «Матроска».
Б. «Яблочко». Г. «Лодочка».
Назовите русскую народную плясовую по имени насекомого.
Назовите древнейший вид народного танцевального искусства,
свойственный всем народам.
Какая страна считается родиной танца «барыня»?
А. Украина В. Россия
Б. Белоруссия Г. Молдавия
Как называется известный во всём мире российский академический
хореографический ансамбль?
А. «Тополёк». В. «Рябинушка».
Б. «Берёзка». Г. «Ивушка».
Педагог: Молодцы, ребята, вы постарались!
Педагог: А закончить наш урок, мне хочется словами известной
русской балерины Лидии Лопуховой:
« Мы, русские, прирожденные танцоры - это у нас в крови» .
Домашнее задание:
Составьте кроссворд на тему русского народного танца.