Конспект урока музыки для 6 класса "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов" скачать бесплатно


Конспект урока музыки для 6 класса "Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов"


1
6 №6 Тема: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов»
Содержание: Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на
основе одного из обрядов – старинной русской свадьбы.
Цель: продолжить знакомство учащихся с эмоционально-образным строем
русской песни.
Задачи:
· 1.познакомить с музыкальными образами народных песен и
произведениями изобразительного искусства, связанных с обрядами и
обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;
Фо2.формировать умение давать характеристику музыкальным темам,
проводить аналогии с пройденными произведениями;
3.развивать музыкальное мышление, навыки творческого анализа
музыкального произведения.
Музыкальный материал:
• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;
• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;
·хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Иван
Сусанин» М. Глинки.
Оборудование: магнитофон, CDдиск, портреты М. Мусоргского, М. Глинки,
раздаточный материал: текст народной песни.
ХОД УРОКА
1 : организационный момент
Здравствуйте. Обратите внимание на экран: «Обряды и обычаи в фольклоре
и в творчестве композиторов».
- Как вы понимаете слово ФОЛЬКЛОР?
Фолькло
́
р (англ. «народная мудрость») народное творчество, чаще всего
именно устное; художественная коллективная творческая деятельность
народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и
бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты,
сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и
пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура,
2
изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
2: повторение пройденного материала
ФОЛЬКЛОР делится на две группы — обрядовый и необрядовый.
К обрядовому фольклору относятся:
календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),
семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни,
причитания),
окказиональный фольклор (песни, заговоры, исполнявшиеся по важному
для жизни и благополучия общины случаю — например, засухи, мора
скота).
Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом
жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни
людей будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена
времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ
сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному
случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей
крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие,
фактически создающее событие.
Обряды, знакомые нам по материалам XVIII— XX вв., возникли в глубокой
древности и воплощали древние верования.
Сегодня мы будем говорить о поэтизации быта и жизненного уклада
русского народа на основе одного из обрядов старинной русской свадьбы
(в том числе включённой в оперный жанр)
3: изучение нового материала
Из ИСТОРИИ свадебных обрядов на Руси
С момента возникновения русских селений, свадьба была главным,
основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом
относились ко дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не
самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые
ночи, гадая на своего жениха.
На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто
засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и
знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка,
3
когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей
практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более
опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится»,
«С лица воды не пить» и многие другие.
Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.
Слушание: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле
пыльно» в исполнении Ж. Бичевской.
- Какое настроение создаёт эта песня?
- Эта песня построена в форме монолога невесты? (нет, есть диалог девушки
и матери)
Рассмотрим мелодический рисунок в нотах. (нотная запись мелодии на
доске) Что вы видите?
Тема дочери
Тема матери
взволнованное
обращение дочери
построено на
повторяющихся
нисходящих и вновь
взлетающих
интонациях, которые
не получают
завершения
Успокаивающие
ответы матери
построены на
неторопливой,
постепенно
спускающейся
мелодии, которая
приводит к устою
(устойчивому
звучанию в тонике)
Покорность,
смирение с
безвыходной
ситуацией
Песня звучит напряжённо, в миноре
- Как вы думаете, почему героиня песни так встревожена?
Создать более полный образ песни и всего происходящего в ней помогут вам
произведения художников.
Рассмотрим некоторые их них.(демонстрация картин или слайдов на
интерактивной доске).
- Что вы видите на этих картинах?
- Какие эмоции переживают героини этих картин? (смятение и тревогу или
покорность)
- Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?
Запишем текст песни в тетрадь и попробуем исполнить её в лицах.
4
Пение: народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»
МАТУШКА, ЧТО ВО ПОЛЕ ПЫЛЬНО?
Русская народная песня
- Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
- Дитятко милое, кони разыгралися.
- Матушка, матушка, на двор гости едут,
Сударыня матушка, на двор гости едут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, на крылечко идут,
Сударыня матушка, на крылечко идут!..
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся...
- Матушка, матушка, в нову горницу идут,
Сударыня матушка, в нову горницу идут!..
- Дитятко милое, я тебя не выдам!
- Матушка, матушка, за столы садятся,
Сударыня матушка, за столы садятся!
- Дитятко милое, не бойсь, не пужайся!
- Матушка, матушка, образа снимают,
Сударыня матушка... Меня благословляют...
- Дитятко милое, господь с тобою!
Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Свадебные хоры из опер, воссоздают народный обряд. Сегодня мы
познакомимся с лирическим образом и образом величальной заздравной
песни.
(Слушание:хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М.
Мусоргского;
Слушание: хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы
«Иван Сусанин» М. Глинки).
Сравнительный анализ этих музыкальных фрагментов запишем в таблицу.
ЛИРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
ВЕЛИЧАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
Опера «Иван Сусанин» М. Глинки
Опера «Хованщина» М. Мусоргского
5
Хор ДЕВУШЕК «Разгулялися,
развалилися воды вешние по лугам»
Хор «Плывёт, плывёт лебёдушка»
Музыка М. Глинки в духе народной
песни
Народная песня, включённая в оперу
Итог: обращение к народному творчеству помогает слушателю
почувствовать национальную принадлежность музыки.
4: домашнее задание
Записать в тетрадь текст русской народной песни, нарисовать к ней
иллюстрацию.
5: подведение итогов урока
Светлые свадебные эпизоды, воспроизведённые во многих русских операх,
являются драматургически значимыми моментами в развитии действия
оперы. Опера это не отдельные номера, не концерт в костюмах, а
художественно воссозданная драма жизни.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…»
в обработке Михаила Матвеева, народной песней «Плывёт, плывёт
лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и
мелодией в народном стиле «Разгулялися, развалилися воды вешние по
лугам» Михаила Глинки.
- Существует интонационная общность этих произведений?
ВЫВОД должны сформулировать ученики: существует родственное
внимание к миру, оценке всего происходящего и выражения отношения к
жизни.
СПИСОК Литературы:
1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для
учителя.-М.:Просвещение, 2007.
ИНТЕРНЕТ-ресурсы:
1. И.И. Шангина "Русские традиционные праздники"
http://sueverija.narod.ru/Obrjadi/Obrjadi.htm
6
2. Ноты к песне «Матушка…» http://www.a-
pesni.golosa.info/rus/matuchka.htm