Конспект урока "Основные виды штрихов на начальном этапе обучения" 2 класс скачать бесплатно


Конспект урока "Основные виды штрихов на начальном этапе обучения" 2 класс


1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №47 им. М.Ф. Мацулевич»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ШТРИХОВ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ »
составитель: преп. К. В. Бабицкая
Новокузнецк 2016
2
СОДЕРЖАНИЕ
1.
План – конспект урока
3
2.
Ход урока
7
3.
Список литературы
10
4.
Самоанализ урока
12
3
План-конспект урока
Предмет: специальность скрипка
Класс: 2 класс, Портнов Иван.
Преподаватель Бабицкая К. В.
Тема урока: «Основные виды штрихов на начальном этапе обучения».
Цель урока: освоение основных видов штрихов: деташе, легато, мартле.
Задачи:
- Научить ученика исполнять штрихи: деташе, легато, мартле на уровне
второго класса обучения.
- Объяснить ученику то, что штрихи являются способом извлечения звука.
- Добиться плавной смены смычка в штрихах деташе, легато.
Актуальность темы: если не освоить основные виды штрихов, то звук не
будет качественным, ученик не будет развиваться, будет играть на одном
уровне.
Оборудование к уроку: скрипка, пульт, нотный материал.
Используемые методы обучения: проблемно - поисковый, наглядный.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.
Форма урока: открытый урок.
4
Этап урока
Время
Деятельность учителя
Введение в тему урока
3 мин.
Рассказ об изучении
основных видов
штрихов: «Штрихами» в
музыке называются
различные способы
ведения смычка по
струне – различные
способы
звукоизвлечения.
Штрихи позволяют
исполнять музыку
выразительно,
разнообразно, передавая
наиболее точно,
задуманный
композитором образ.
Деташе является
основой для
звукоизвлечения и всех
других штрихов. Это
штрих при котором
каждый звук
исполняется отдельным
движением смычка вниз
или вверх. Деташе
играют целым смычком
и разными частями
смычка. Смена
направления смычка
должна быть плавной,
без пауз и толчков.
Мартле - отрывистый
штрих, имеющий
акцентированное начало
и последующее
стремительное
проведение смычка.
Легато - штрих, при
котором одним
движением смычка
извлекаются два или
5
несколько звуков.
Ученику предложено:
1.Исполнить штрих
деташе на открытой
струне «ля».
2.Исполнить штрих
деташе в верхней
части смычка на
струне «ля».
3.Исполнить штрих
деташе в нижней
части смычка.
2. 4.Исполнить штрих
деташе на струнах
«ре», «соль».
3.
4.
5.
6. 5.Исполнить
упражнения Шрадика
штрихом деташе в
серединке смычка.
7. 6. Исполнить
упражнения Шрадика
штрихом деташе в
верхней и нижней
частях смычка.
7. Исполнить штрих
деташе на открытой
струне «ми» во всех
частях смычка.
8.Этюд Комаровского.
2мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2 мин.
2мин.
5 мин.
Задание: следить, чтобы
смычок плавно и
незаметно менял
направление.
Задание: следить, чтобы
кисть правой руки
сгибалась мягко.
Задание: следить, чтобы
кисти правой руки
помогало легкое
движение плеча,
предплечья, пальцев.
Задание: следить, чтобы
движения правой руки
были свободными и
смычок хорошо
прилегал к струне.
Задание: следить, чтобы
левая рука была
свободна, а правая рука
плавно вела смычок.
Задание: следить, чтобы
смена направления
смычка была
незаметной.
Задание: следить, чтобы
смычок был приклеен к
струне.
Задание: следить, чтобы.
звук был чистым и
6
9.Исполнить штрих
мартле на открытых
струнах «ре», «ля».
10.Исполнить
упражнения Шрадика
штрихом мартле.
11.Этюд Мазаса.
12.Исполнить штрих
легато по открытым
струнам (от двух до
четырех нот на
смычок).
13.Исполнить
упражнения Шрадика
штрихом легато.
14.Этюд Гнесина.
15.Обобщение урока.
2 мин.
2 мин.
4 мин.
2 мин.
2 мин.
4мин.
2 мин.
ровным и чтобы
указательный палец не
захватывал трость
глубоко.
Задание: следить, чтобы
звук был решительным,
смелым, сочным,
красивым, без скрипа и
скрежета.
Задание: следить, чтобы
звук был легкий,
звонкий.
Задание: следить, чтобы
пальцы левой руки
немножко опережали
движение смычка.
Задание: внимательно
дослушивать два звука
до конца, следить,
чтобы смычок шел
прямо.
Задание: следить, чтобы
переход от одного звука
к другому был
плавным, гибким и
почти незаметным.
Задание: правильно
распределять смычок и
следить, чтобы смычок
шел прямо.
Оценка работы ученика,
замечания по уроку,
оценка успешности
достижения цели.
7
Ход урока
Преподаватель приветствует учащегося 2 класса Портнова Ивана.
Иван, мы сегодня на уроке познакомимся с основными видами штрихов:
деташе, легато, мартле. «Штрихами» в музыке называются различные
способы ведения смычка по струне – различные способы звукоизвлечения.
Штрихи позволяют исполнять музыку выразительно, разнообразно,
передавая наиболее точно, задуманный композитором образ.
Для начала познакомимся со штрихом деташе. Деташе является основой
для звукоизвлечения и всех других штрихов. Это штрих при котором
каждый звук исполняется отдельным движением смычка вниз или вверх.
Деташе играют целым смычком и разными частями смычка. Смена
направления смычка должна быть плавной, без пауз и толчков.
- Ваня, давай исполним штрих деташе на открытой струне «ля». Поставь
смычок в середине всей шириной волоса, на равном расстоянии от грифа и
подставки, а я проверю свободна ли твоя правая рука. Веди смычок и
представляй, что ты как будто намазываешь хлеб маслом, то есть веди
смычок плотнее. Следи, чтобы смычок плавно и незаметно менял
направление.
- А теперь давай сыграем штрих деташе в верхней части смычка. Следи,
чтобы кисть сгибалась мягко. Молодец!
-И сыграем в нижней части смычка. Следи, чтобы кисти помогало легкое
движение плеча, предплечья, пальцев. Хорошо!
- Ваня, давай исполним штрих деташе на струнах «ре» и «соль». Вспомни
про локоть он должен быть на уровне струны «ре», «соль». Следи, чтобы
движения правой руки были свободными и смычок хорошо прилегал к
струне. Хорошо!
- Теперь тоже самое проделаем на упражнениях Шрадика в серединке
смычка. Иван, играй красиво как будто исполняешь какую то очень
красивую мелодию. Пальцы ставь уверенно, потому что от пальцев тоже
зависит звук. Следи, чтобы левая рука была свободна, а правой рукой веди
плавно смычок.
-Также на упражнениях Шрадика давай исполним штрих деташе в верхней и
нижней частях смычка. Играй с удовольствием не смотри на то, что это
упражнение. Следи, чтобы смена направления смычка была незаметной.
- Сыграй штрих деташе на открытой струне «ми» во всех частях смычка.
Здесь будет самое низкое положение локтя. Следи, чтобы смычок был
приклеен к струне.
- Закрепим штрих деташе на этюде Комаровского. Мы его сейчас пройдем к
красивым звуком от колодки. Постепенно можешь передвигаться к концу
смычка. Следи, чтобы звук был чистым и ровным и чтобы указательный
палец не захватывал трость глубоко. Молодец!
- Иван, вижу, что ты немного устал, давай отдохнем и выполним разминку.
Сделай наклон вперед, согни ноги в коленях и поболтай руками. Как будто
8
ты сломанная игрушка. Теперь встань и потянись руками вверх, как после
сна, почувствуй напряжение в руках и затем расслабь их и брось вниз.
-Отдохнули, теперь переходим к следующим заданиям.
-Переходим к штриху мартле. Мартле - отрывистый штрих, имеющий
акцентированное начало и последующее стремительное проведение смычка.
После каждого звука следует пауза, равная половине общей длительности
звука.
-Иван, все будешь проделывать то же самое, как со штрихом деташе.
Добавим только одну вещь – укол. Как бы ущипнешь струну через смычок.
Выполним штрих мартле на открытых струнах «ре» и «ля». Положи смычок в
средней части на струну. Несколько раз нажми на трость указательным
пальцем. Затем прижми еще раз и «уколи» струну смычком. Очень важно,
чтобы укол был мгновенным. «Уколов», направь смычок свободно к
концу.Он стремительно, легко и прямо движется по струне, как стрела,
пущенная из лука. Не тормози движение смычка. После остановки повтори
то же самое вверх смычком от конца к середине. Играя мартле, помни: звук
должен быть решительным, смелым, сочным и обязательно красивым, без
скрипа и скрежета. И еще: играя, используй всю ширину волоса смычка.
Хорошо!
-Вобщем это довольно не сложный штрих, теперь мы снова возьмем
упражнения Шрадика и четко будем играть. Следи, чтобы звук был легкий,
звонкий. Играй свободнее, дай струне звучать, отпусти звук. Этот штрих
можно еще играть немножечко быстрее, давай попробуем. Следи, чтобы
пальцы левой руки немножко опережали движение смычка, тогда техника
левой руки станет более активней, а техника правой руки более озвученной.
Молодец!
-Закрепим штрих мартле на этюде Мазаса. Будем учиться освобождать
правую руку и хорошо звучать. Следи, чтобы пальцы левой руки немножко
опережали движение смычка. Помни, что смычок должен очень ровно идти.
Хорошо!
-И переходим к последнему штриху легато. Легато - штрих, при котором
одним движением смычка извлекаются два или несколько звуков. При игре
легато переход от одного звука к другому должен быть плавным, гибким и
почти незаметным. Важно правильно распределять смычок.
-Для начала штрих легато поиграем по открытым струнам по две ноты на
смычок. Играя по два звука, выдели каждому из них по полсмычка. Смычок
должен мягко «переваливаться» со струны на струну. Оба звука внимательно
дослушивай до конца. Следи, чтобы смычок шел прямо.
-Следующее задание сыграть четыре ноты на смычок по открытым струнам.
Здесь на каждое движение вверх и вниз приходится по четыре звука.
Распредили смычок между ними поровну на четыре части.
-Переходим к упражнениям Шрадика. Здесь нужно четко ставить и снимать
пальцы. Сначала поиграем по четыре ноты на смычок, а потом и по восемь.
9
Запомни: чем больше нот под лигой, тем быстрее темп и легче пальцы.
Следи, чтобы переход от одного звука к другому был плавным, гибким и
почти незаметным. Молодец!
-И закрепим штрих легато на этюде Гнесина. Правильно распределяй смычок
и следи, чтобы смычок шел прямо. Хорошо!
-Наш урок заканчивается. Ты, сегодня хорошо справился со всеми штрихами,
молодец! А в качестве домашнего задания, я предлагаю тебе повторить все
упражнения, которые мы выполняли сегодня на уроке.
До свидания!
10
Список литературы
1. Ауэр, Л. Моя школа на скрипке [Текст] / Л. Ауэр.- М.: Москва, 1973.-
150с.
2. Блок, М.С. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Вопросы
техники левой руки скрипача [Текст] / М.С. Блок. М.: Музгиз,1960.
65с.
3. Бычков, В.Д. Типичные недостатки постановки рук и приемов игры
начинающих скрипачей [Текст] / В.Д. Бычков.- М.: Москва, 1979.-99с.
4. Григорьев В. Проблемы звукоизвлечения на скрипке. Принципы и
методы [Текст] / В. Григорьев. – М.: Просвещение, 1991. – 80с.
5. Григорян, А.Г. Начальная школа игры на скрипке [Текст] / А.Г.
Григорян.- М.: Советский композитор, 1986.-137с.
6. Гуревич, Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство
итерпретации [Текст] / Л. Гуревич.- М.: Музыка, 1988. – 112с.
7. Марков, А. Система скрипичной игры [Текст] / А. Марков.- М.:
Музыка, 1997. – 154с.
8. Мострас, К.Г. Постановка рук и приемов игры начинающих скрипачей
[Текст] / К.Г. Мострас.- М.: Просвещение, 1971.-69с.
9. Погожева, Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке [Текст] /
Т.В. Погожева .- М.: Просвещение, 1966. -57с.
10. Струве, Б. Пути развития юных скрипачей и виолончелистов [Текст] /
Б. Струве.- М.: Просвещение, 1952.-102с.
11. Шульпяков, О.Ф. Развитие техники музыканта исполнителя [Текст] /
О.Ф. Шульпяков.- Л.: Просвещение, 1975. -87с.
12. Ямпольский, А.И. Очерки по методике обучения игре на скрипке
[Текст] / А.И. Ямпольский.- М.: Просвещение, 1960.-199с.
13. Янкелевич, Ю.И. Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики
[Текст] / Ю.И. Янкелевич.- М.: Просвещение, 1968.- 250с.
11
14. Янкелевич, Ю.И. О первоначальной постановке скрипача [Текст] /
Ю.И. Янкелевич.- М.: Просвещение, 1968.-67с.
15. Янкелевич, Ю.И. Педагогическое наследие [Текст] / Ю.И. Янкелевич.-
М.: Просвещение, 1983.-75с.
12