Презентация "Хоровые премудрости"


Подписи к слайдам:
месса

Хоровые премудрости

Ансамбль (ensemble) — французское слово -

сразу, вместе, слитно и, что главное, уравновешенно.

Главное: можно петь всем сразу, вместе и даже слитно, но если не будет уравновешенности в силе, то не получится и того, что следует называть частным ансамблем.

(«Частным» мы называем этот ансамбль потому, что он принадлежит отдельной хоровой партии — части хора)

Второй элемент — строй — и был источником той гармоничности и красоты, которую мы наблюдали, когда слушали общую хоровую звучность.

Только тот аккорд отлично звучит, который уравновешен и выстроен, и чем уравновешеннее и стройнее аккорд, тем больше в нем легкости и звучности.

Чем большей мощности и легкости надо достигнуть в звучности, тем строже надо уравновесить и точнее выстроить аккорд.

Строй и ансамбль могут быть жизненны и живы только тогда, когда есть нюансы (франц. nuance – оттенок).

Степени силы звука и нюансы:

тишайшая - рр

тихая – р

средняя – mf

сильная - f

сильнейшая -ff

Эту группу нюансов мы называем нюансами неподвижными, ибо в их применении нет двух моментов, разных по силе звука.

Нюансы же, в которых сила звука постепенно развивается или угасает и, таким образом, не наблюдается двух равносильных моментов, должны быть названы подвижными: это — crescendo и diminuendo.

Наиболее употребительны нюансы: р, mf и f.

Подвижные нюансы сложнее неподвижных. В неподвижных один элемент —динамический (силовой). В подвижных — два: динамический и агогический (элемент движения).

Отсюда, cresc., особенно длительное, требует соответствующего ускорения (accelerando); иначе в нем, помимо первого из двух элементов, наращивания звука, не будет второго — устремления, в чем собственно и кроется жизненность и смысл crescendo.

Точно так же dim., в особенности длительное, требует соответственного замедления (ritardando); иначе в нем, помимо первого из двух элементов — сокращения звука,

не будет второго — хода к покою, в чем собственно и кроется смысл и впечатление diminuendo.

Основные элементы хоровой звучности

Элементы

Свойства элементов

Результаты

Ансамбль

Уравновешенность, слитность каждой партии и всех партий

Цельность

Строй

Стройность, выверенность, точность аккорда

Красота

Нюансы

Восприятие    и    исполнение указаний дирижера

Выразитель­ность

ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ

Вид хорового дыхания, при котором певцы сменяют дыхание не одновременно, а «по цепочке», поддерживая непрерывность звучания.

Сущность цепного дыхания заключается в том, что в процессе пения певец берет дыхание не одновременно с исполнителями, стоящими от него справа и слева.