Сольный концерт учащегося как форма развития ключевых компетенций в классе фортепиано

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
ЗАТО Северск «Детская школа искусств»
Сольный концерт учащегося как форма развития ключевых
компетенций в классе фортепиано
подготовила
преподаватель фортепиано и МХК
Колесникова Лариса Васильевна
г. Северск
2015
Идея развития компетенций является одной из ключевых идей
модернизации образования, которая выводит цель современного образования за
пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы
знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На
современном этапе именно компетенция становится показателем нового
качества образования. Какие условия может создать компетентностный подход
для личностного развития ребенка при обучении игре на инструменте в ДШИ?
В современной музыкальной педагогике ведущей тенденцией является
активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального
образования. В связи с этим главной целью обучения является реализация
заложенных в ребенке возможностей путем развития его индивидуальности и
воспитания личности. Установка на воспитание инициативной и успешной
личности становится актуальной проблемой современного обучения, и в этом
плане дополнительное образование детей имеет значительный потенциал и
выступает как мощное средство развития личности, так как именно искусство
формирует у человека восприятие мира в его целостности.
Развитию личности творческой и инициативной как нельзя лучше
соответствует обучение игре на любом инструменте, так как занятия в классе по
специальности проходят в форме индивидуального обучения, в результате чего
преподаватель имеет больше возможностей для непосредственного и
постоянного контакта со своим воспитанником.
Конечно, традиционной формой обучения в классе фортепиано является
урок по специальности, но концертно-исполнительская деятельность юного
музыканта может стать областью, в которой успешно внедряются новые формы
и методы обучения, ориентированные на развитие творческих способностей. В
течение учебного года все учащиеся выступают в академических концертах, в
которых исполняют обязательную программу.
Участие в концертах всегда является любимым видом деятельности
ребенка, предоставляющим любому ученику возможность самовыражения.
Наиболее способные, обладающие необходимыми качествами для исполнителя,
например, музыкальностью, целеустремленностью, сценической выдержкой
выступают в отчетных концертах или в концертах, посвященных
знаменательным или праздничным датам. И лишь немногие способны
выступить с сольной программой, подготовленной для публичного
представления своих успехов, являющейся высшей планкой, подведением итога
творческой деятельности учащегося на определенном этапе образовательной
деятельности.
Подобное положение очерчивает проблему, заключающуюся в
обосновании педагогических технологий и поиска новых форм и методов в
обучении учащихся игре на инструменте. Выявляется основная проблема,
объединяющая пианистические навыки и умения, полученные в ходе
повседневного обучения, и реальные творческие способности, заложенные в
каждом ребенке.
Это позволяет предположить, что развитие творческих способностей
обучающихся в ДШИ будет более эффективным, если создать педагогические
условия для поддержки и сопровождения одаренных учащихся, что позволит
реализовать в нетрадиционных формах практической деятельности творческий
потенциал личности, направленный на формирование и развитие ключевых
компетенций. Преподавателям необходимо создавать условия для реализации
творческого потенциала учащихся, предоставить им возможность
почувствовать свою значимость и успешность, помочь им занять определенную
нишу в социуме, соответствующую их способностям.
Музыкально одаренные дети требуют особого педагогического внимания
и мастерства. Они способны решать профессиональные задачи, исполнять
произведения повышенной сложности, участвовать в конкурсах
исполнительского мастерства, иначе их способности не раскроются в полной
мере. Но нельзя ограничивать ученика и ставить перед ним только задачи
профессионального роста. Ведь обучаясь игре на фортепиано, наряду с
профессиональными навыками ученик развивает в себе качества творца.
Творчество всегда связано с наличием способностей, знаний и умений, а
музыкальному творчеству здесь отводится особая роль, поэтому в процессе
музыкально-творческой деятельности обучающиеся в ДШИ развиваются не
только как музыканты, но и как личности.
Дополнительное образование детей при условии применения
компетентностно-ориентированного подхода в обучении открывает в этом
направлении широкие возможности. Под компетенцией понимается круг
вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей
быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сама модель компетенций
достаточно сложна и громоздка. В связи с этим выделяются ключевые, то есть
базовые, компетенции, которые обладают универсальным характером. К ним
относятся ценностно-смысловые, общекультурные, коммуникативные, учебно-
познавательные, социально-трудовые и прочие компетенции, которые
раскрывают мировоззренческие, духовно-нравственные, культурологические,
социальные аспекты жизнедеятельности человека и общества. Следовательно,
компетентность это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-
смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей),
обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и
личностно-значимой сфере.
Ребенок, обучающийся игре на инструменте, приобретает компетенции,
которые помогут ему повысить качество освоения исполнительских навыков.
Формирование профессиональной компетентности происходит в процессе
учебно-образовательной деятельности. Изучая фортепианный репертуар,
учащийся приобретает компетенции, которые помогут ему повысить качество
обучения, например:
интеллектуальная, включающая в себя художественно-творческое
мышление;
ценностно-смысловая, заключающаяся в осознании художественной
ценности произведения, его музыкального образа, духовно-эстетического
смысла;
компетенции личного самосовершенствования, нацеливающие на
всестороннее гармоничное саморазвитие, расширение музыкального
кругозора, совершенствование профессионализма и др.
Но формирование любых компетенций обязательно должно быть
подкреплено практической деятельностью, направленной на реализацию
личностных устремлений учащегося в обучении. Мы считаем, что проведение
сольного концерта как раз и является эффективной формой развития ключевых
компетенций и творческих способностей обучающегося.
Выступление с сольной программой призвано создать условия для
формирования следующих ключевых компетенций обучающегося:
Формирование и развитие музыкально-исполнительских компетенций.
Двигательно-техническая компетенция направлена на совершенствование
пианистических навыков;
Творческая компетенция предполагает способность к саморазвитию,
осознание своих потребностей и стремление к их реализации.
Познавательные компетенции ведут к развитию мышления, обогащению
запаса музыкальных впечатлений путем овладения новыми знаниями в
области музыкального искусства.
Овладение информационными технологиями способствует умению
находить, анализировать и оценивать информацию в разных формах и
различными способами, например, поиском видеозаписей исполнения
известными исполнителями произведений, которые играет учащийся.
Коммуникативные качества формируются благодаря овладению
средствами невербальной коммуникации для передачи музыкальной
информации слушателям, умению сопереживать, уважать различные
мнения в интерпретации произведений.
Социальные навыки общения проявляются в умении этично себя вести в
профессиональном и социальном контекстах через публичные
выступления на сцене с концертными программами, обладание опытом
сценического поведения.
В результате обучающийся научится применять полученные
исполнительские навыки в концертной деятельности, будет развиваться его
музыкальное мышление и память путем умения выдержать определенный
объем программы, воспитание художественно-эстетического вкуса будет
происходить через знакомство с лучшими образцами художественного
творчества композиторов разных стран и народов и эмоционально-ценностное
отношение к исполняемым произведениям и музыкальному наследию в целом.
Кроме того, сам исполнитель сольной программы приобретет новые
психологические характеристики личности. Помимо повышения
исполнительского уровня и музыкально-исполнительских компетенций,
исполнение сольной программы приведет к росту мотивации в обучении игре
на фортепиано, познавательной активности, сформирует навыки
самостоятельной работы и творческой деятельности, осознанию собственной
значимости и успешности в достижении цели.
Подготовка к концерту способствует формированию таких качеств как:
инициатива, самоконтроль, критичность, целеустремленность, ответственность,
уверенность в своих силах, способность к сотрудничеству и, конечно,
трудолюбие. Для успешного выступления в концерте и исполнения программы
повышенной сложности и большего объема, как правило, от 8 до 10
произведений, необходимо умение концентрировать внимание, управлять
своими эмоциями, приводить себя в оптимальное концертное состояние,
обладать способностью к самовыражению с помощью звуков.
Эти моменты являются почвой для развития ключевых компетенций и
творческих способностей ребенка, так как основной задачей любого
образовательного учреждения является воспитание творческой личности,
способной решать задачи в любом виде деятельности.
Сольный концерт учащегося 5 класса фортепианного отделения
«Фантазии в черно-белых тонах» (сценарий уже опубликован в электронном
издании «Педагогический мир») мы решили провести в виде открытого
публичного выступления с комментариями педагога и презентацией, которая
сделала выступление учащегося ярким и запоминающимся.
Для представления результатов работы в открытом выступлении мы
продумали порядок исполнения пьес в программе, чтобы выгодно представить
произведения различных жанров, стилей и направлений. С учащимся мы
беседовали о характерных особенностях творческого почерка каждого из
композиторов, оригинальности их музыкального мышления и гармонического
языка, принципах формообразования и о мелодической интонационной основе.
Более того, мы решили дополнить программу не только академическими
произведениями, но и пьесами собственного исполнения. Обучающийся
проявил свои способности к сочинению музыки с самого начала поступления в
школу. Конечно, его первые опыты были достаточны просты, но уже в 1 классе
у него появился вкус к исполнению произведений с насыщенной гармонической
фактурой. Он с удовольствием разучивал аккомпанементы к песням, которые
дети пели на уроках хора, а затем исполняли их на классных часах. Постепенно
усложнялись и собственные сочинения. Итогом его опытов стал сборник пьес
танцевального характера под названием «Пешком по клавишам», куда вошли
произведения: Полька, Вальс, Марш гномов для флейты и фортепиано, но по
техническим причинам в концерте это произведение было исполнено на
скрипке в сопровождении фортепиано.
Таким образом, наш концерт явился результатом совместной творческой
деятельности учащегося и преподавателя, в которой были учтены все аспекты
взаимодействия и сотрудничества в триаде: дети-родители-школа.
Подводя итоги подготовки и проведения сольного концерта учащегося,
можно утверждать, что развитие творческих способностей обучающихся в
ДШИ будет эффективным, если создать педагогические условия для поддержки
и сопровождения одаренных учащихся. Сольный концерт явился
нетрадиционной и эффективной формой практической деятельности,
направленной на развитие творческого потенциала личности и формирование
ключевых компетенций.
Работа над подготовкой и проведением сольного концерта активизировала
творческие возможности учащегося, способствовала проявлению его
самостоятельности, ответственности, развитию коммуникативных навыков и
профессиональных компетенций. Подобным образом мы воспитываем
личность, способную к самостоятельной инновационно-творческой
деятельности в любой сфере будущей профессии.
Мы считаем, что подобную работу по организации сольных концертов
можно проводить в классе преподавателя исполнительского отделения на любой
ступени обучения учащихся, имеющих для этого необходимые качества
личности, которые воспитываются и совершенствуются педагогом на всех
этапах обучения в ДШИ.
Список литературы
1. Батишева В.Н. Компетентностный подход в обучении студентов разных
специальностей в классе фортепиано.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.:
Просвещение, 1967.
3. Евдокимова Т. С. Развитие творческих способностей учащихся в процессе
обучения игре на фортепиано с использованием передовых
педагогических технологий. http://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-
iskusstvo/library/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchashchihsya-v-processe
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов
образования. - Интернет-журнал «Эйдос».
5. Крылова Т.М., Современные педагогические технологии в музыкальной
школе: между традицией и инновацией
http://www.pavlikovskaya.ru/mttod/konf/konf02.html
6. Романюк А.В., Румянцева Л.О. Сольный концерт как результативная
форма работы с одаренными детьми. - режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/637880/
7. Селевко Г.В. Компетентности и их квалификация/Г.В. Селевко//Народное
образование, 2004, № 4.