Работа над художественным образом произведения с учащимися детской музыкальной школы


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа»
г.Зеленодольска Республики Татарстан
Работа над художественным образом произведения
с учащимися детской музыкальной школы.
(Кое-какие мысли из опыта работы).
Подготовила
зам.директора по УВР,
преподаватель по классу фортепиано
Галиева Рамзия Агзаевна
г.Зеленодольск
2014г.
Данная работа не претендует стать догмой, непременной и обязательной для
исполнения. Это всего лишь кое-какие размышления о наболевшем, мысли из
личного многолетнего опыта работы в музыкальной школе. Задача преподавателя-
музыканта это воспитание художественного вкуса, обучение музыкальной
грамотности, привитие понимания музыкального искусства и любви к искусству в
целом. Поэтому меня очень огорчает тот факт, когда выступления учащихся
бессмысленны, фразировка непонятна, вместо «живой» речи мычание, ведь это
говорит прежде всего об отсутствии педагогической работы с данным учеником!
Если сказать конкретнее, об отсутствии работы над музыкальным содержанием и
средствами его выражения, иначе говоря – над художественным образом.
Подобно другим видам искусства, таким как поэзия, живопись, скульптура,
музыка воспроизводит душевные переживания людей и окружающую
действительность в живой образной форме. Но если образы, скажем,
изобразительного искусства воспринимаются зрительно, то музыкальные образы
воспринимаются слухом и в отличие от изобразительного находятся в движении, в
непрерывном динамическом развитии. Ученик должен осмыслить параллель:
подобно тому, как художник рисует красками, композитор «рисует» звуками. Но
нотный текст безмолвен. И для «оживления» нот нужен исполнитель, способный
понять содержание пьесы, и не просто понять, но и выразить это публично.
Работа над художественным образом начинается с первых же шагов изучения
музыки и музыкального инструмента. Важнейшая задача педагога научить ученика
понимать замысел композитора, а для этого, в первую очередь, учить грамотно
читать нотный текст.
На начальном этапе обучения хорошо использовать народные мелодии, в
которых ярко выступает эмоционально-поэтическое начало. И уже здесь, в игре
самых простых мелодий, мы должны добиваться того, чтобы характер исполнения
точно соответствовал характеру пьесы. Как можно раньше ребенок должен понять
о чем он играет. Ясное, конкретное представление сути произведения поможет
ему грустную мелодию играть грустно, а не просто тихо, бодрую бодро, а не
просто громко и т.д.
Дети, с которыми мы начинаем работать, еще так малы, милы и
непосредственны. Они очень любят фантазировать. Их воображение гораздо
богаче и ярче нашего. Эти способности детей к воображению, творчеству надо
всячески поддерживать. Необходимо развивать фантазию учащихся удачными
метафорами, поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы (скажем,
дождь может капать на асфальт и в песок вот вам острое staccato и portamento).
Желательно находить яркие, меткие характеристики различных явлений,
изложенные в лаконичной форме, которые должны сохраниться в памяти ребенка и
стать в дальнейшем ассоциативной базой для формирования следующих, более
глубоких и сложных представлений о содержании музыки.
Разумеется, кроме народных мелодий надо пользоваться простейшими
мелодиями Гайдна и Моцарта, не говоря уже об изумительных сборниках для
детей Чайковского и Шумана, Прокофьева и Шостаковича, Майкапара, Свиридова,
Кабалевского, где имеется богатый материал ярких, образных и очень понятных
по содержанию для детей пьес.
К сожалению, мы чаще имеем дело с учащимися со средними ниже
средних) музыкальными способностями. Ни в коем случае нельзя снижать свои
требования в зависимости от способностей, хотя хорошо знаю по своему опыту,
что результаты бывают не всегда утешительными. Чем ниже музыкально-
художественный уровень учащегося, т.е. данные интеллекта, воображения, слуха,
темперамента, а также технические возможности ученика, тем большую проблему
представляет для педагога и самого ученика работа над художественным образом,
тем труднее добиться художественно-удовлетворительного исполнения.
Если ребенок замкнут и пассивен, нам помогут красочно иллюстрированные
сборники. Программа должна быть тщательно продумана. Таким детям я даю
больше конкретных, образных пьес, иногда на класс ниже, а для увеличения
количества пройденного материала не учим текст наизусть. Главное условие
пьесы должны быть понятными, конкретными. Ведь только тогда мы исполняем
музыку ярко и выразительно, если ясно представляем ее содержание. Так и
ребенок. Он должен поверить в себя. Ему необходимо все понять, ведь понять
это сделать первый шаг к тому, чтобы полюбить. Наиглавнейшая задача педагога
помочь раскрыть ученику произведение, направить работу в «нужное русло», но
при этом дать ребенку возможность самому представить содержание произведения.
Одной из важнейших задач в работе является достижение простоты,
естественности музыкального выражения. Необходимо добиваться, чтобы ученик
играл не на «иностранном» языке.
Педагогу необходимо всегда стремиться пробуждать чувства и желание к
музыкальному исполнительству у учеников, тем самым обогащать их духовный
мир, развивать эмоциональность и отзывчивость. Достигнуть успехов в работе над
художественным образом можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально,
интеллектуально, всемерно развивая в ученике любовь к другим видам искусства,
особенно к поэзии, живописи.
За многие годы работы я убедилась в важности для учащихся умения
сочетать вдохновение и способность к анализу нотного текста. И если умению
работать с текстом уделяют внимание практически все педагоги, то воспитание
яркого, вдохновенного исполнения музыки в значительной степени зависит от
мастерства педагога. На мой взгляд, вдохновение ученика начинается с самого
первого знакомства с пьесой. Лучше всего, если преподаватель с душой,
выразительно исполнит новую пьесу, увлечет ученика, «заразит» его. Вторая
ступень - процесс выучивания, где важно не потерять эту увлеченность. И третья
ступень - суметь донести до сцены то приподнятое настроение, с которого и
началось знакомство с новой пьесой. Если это удалось, если выступление ребенка
получилось душевно открытым, эмоциональным, тогда можно поздравить
педагога с его творческой победой!
Очень важным фактором для преподавателя в музыкальной школе, я
убеждена в этом, является профессиональное владение своим инструментом.
Думаю, успехов должно добиться такое содружество педагога с учеником, в
котором каждый из них испытывает интерес к занятиям, радость от полученных
результатов, постоянную увлеченность все новыми и новыми художественными
переживаниями. Именно общая заинтересованность в совместном творческом
труде может стать залогом результативной работы педагога и ученика. Их общая
задача – глубоко проникнуть в содержание пьесы, а затем «создать» на сцене
правдивый, эмоционально насыщенный образ, волнующий и захватывающий
слушателя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Мои настольные книги:
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.
Мильштейн Я. Воспитание пианистического мастерства.