Разработка урока "Весна - пора пробуждения" 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа№3
Г.Нурлат РТ
Сценарий урока для 6 класса
по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой
Подготовила
учитель музыки МАОУ «СОШ№3»:
Ефремова Ольга Васильевна
I квалификационной категории
Казань
2011г
Тема урока: Весна - пора пробуждения.
Цель урока: ввести учащихся в мир образного языка искусства,
показать взаимосвязь природы и музыки.
Задачи:
Развивающие: развивать умение размышлять о музыке и высказывать
личное отношение к прослушиваемым и исполняемым
музыкальным произведениям.
Воспитательные: воспитание нравственных и эстетических чувств.
Обучающие: научить эмоционально воспринимать и откликаться
на услышанные классические музыкальные произведения,
расширить музыкальный кругозор учащихся, видеть
взаимодействие музыки с другими видами искусства.
Структура урока:
организация начала урока (просмотр видео фильма-презентации);
сообщение темы урока и его задач;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в
стандартных ситуациях – по аналогии;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
слушание и анализ музыкальных произведений;
домашнее задание;
Знакомство с новой песней;
итог урока .
Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический,
стимулирующие методы, показ,
метод музыкального обобщения.
Оборудование:
компьютер,
мультимедиа,
экран,
презентация,
звукозаписи инструментальной музыки,
тексты песни.
Ход урока:
I Организационный момент.
Приветствие.
Распевание - упражнения для развития голосового аппарата.
II Введение в тему урока (беседа):
1.Просмотр фильма-презентации «Весенняя пора» Слайд 1.
Учитель: Вы уже, наверное, догадались, как прозвучит тема нашего
урока?!
Весна пора пробуждения.(учитель зачитывает стих-е) Слайд
2.
Идет весна, поет весна.
Умы дыханьем кружит.
Природа в миг пробуждена!
Звенит весна! Шумит весна!
Весной никто не тужит.
Весною радость всем дана!
Живет весна – живит весна
Весь мир дыханьем кружит!
(И.Северянин «Вешний
звон»)
Учитель: Если вчитываясь в книги, вглядываясь в картины,
вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на все, что
связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и
глубоко проникает природа в искусство, как тесно они взаимосвязаны
друг с другом.
Музыка весны. Как удивительно передается красота поры
обновления в различных жанрах музыкального искусства. И сейчас для
вас звучит романс Рустема Яхина «В душе весна» Слайд 3
- Внимательно послушайте. Насладитесь музыкой, ощутите краски весны,
почувствуйте их у себя в душе.
Слушание и анализ музыкального произведения (учитель задает
наводящие вопросы, учащиеся отвечают).
- Что вы почувствовали, слушая это произведение?
- Какие образы возникают при прослушивания этого произведения?
- Какую роль играет здесь аккомпанемент?
- Что такое романс?
Учитель: Романс татарского композитора открывает для нас мир
юношеской восторженности, романтических порывов, трепетной
взволнованности. Все что несет в себе весна. Весна пробуждает не только
природу, но и душу человека. Художники создают образ весны с помощью
красок, поэты изображают признаки весны в поэтической форме, а
композиторы с помощью мелодий.
- Давайте вспомним ещё музыкальные примеры, рассказывающие о весне и
которые нам уже известны - А.Моцарт «Тоска по весне» .
Учитель: Постарайтесь в своем пении передать характер, настроение
произведения и донести до слушателей идейное содержание.
Исполнение А.Моцарта «Тоска по весне» под аккомпанемент учителя.
Физ.минутка.
III Знакомство с новым материалом.
Учитель: Красота природы, смена времен года, а каждое из них-
неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов,
музыкантов, художников! Так, вершиной творчества итальянского
композитора 17 века А. Вивальди стал цикл «Времена года», который
объединяет четыре концерта для солирующей скрипки и струнного концерта.
В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания
скрипки соло и tutti оркестра- в переводе означает все. Цикл концертов
«Времена года»- программное сочинение, в основе которого лежат
стихотворения( сонеты) самого композитора. Послушайте один из
них:(ученик зачитывает стих-е)
Пришла весна и веселые птички
Приветствуют ее своим пением,
И ручейки бегут, журча.
Небо покрывается темными тучами,
Молнии и гром тоже весну возвещают.
И вновь возвращаются птички
К своим сладостным песням.
И все – на цветущей лужайке
Под шелест дубрав спит пастушок
С верной собакой рядом. Под звуки
Пастушьей волынки танцуют нимфы.
(перевод М.Иванова – Борецкого)
Учитель: Этот сонет стал программой первого из его концертов
цикла весна Слайд 4 .
- Послушайте Iчасть концерта «Весна», почувствуйте краски весны,
представьте, как всё согрето яркими лучами весеннего солнца, как поют
первые весенние птички, как бегут ручейки.
Слушание и анализ музыкального произведения (учитель задает
наводящие вопросы, учащиеся отвечают).
- Какие чувства выражает эта музыка?
- Что композитор изображает в эпизодах? Какими средствами
музыкальной выразительности передается пение птиц, журчание
ручейков, вспышки молнии?
- Первая часть концерта открывается необычайно радостным
мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны -
"Весна грядет!"; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив (каждый раз в
исполнении всего оркестра и солиста) помимо того, что обрамляет эту
часть, еще несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода
рефреном, что придает всей части форму, похожую на рондо. Далее
следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. В этих
случаях играют три солиста – скрипка-соло и концертмейстеры групп
первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат. Даже без
имеющейся в партитуре ремарки - "Canto de gl' Ucelli" - ясно, что
музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь "пение птиц"
(дословный перевод строки сонета: "радостно приветствуют ее птицы
своим пением.
- Следующий эпизод иллюстрирует слова сонета о бегущих ручьях. И
вот мы слышим - гремит гром ("чернотой покрывается небо, весна
возвещает о себе молнией и громом"). Вивальди в высшей степени
изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома
переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра,
играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трех
солистов скрипачей во взметающихся гаммообразных пассажах. В
следующие разы они переданы пассажами у главного солиста. Грозу
сменяет музыка рефрена - неомраченная радость прихода весны. И
вновь - в следующем эпизоде - поют птицы ("Потом он отгремел, и
птицы начали снова свое прекрасное пение").
- В какой форме написана 1часть концерта? Какую роль играют
принцип контраста, изобразительные эпизоды?
Учитель: При разборе выяснили, что в 1-й и 2-й частях великолепное
сочетание видимого и слышимого. А 3-я часть повторяет начало1-й
части. Получилась музыкальная форма - рондо.
Средства музыкальной выразительности — это внешняя красота (об этом
говорили ранее), а чувства и душа - это внутренняя красота музыки. И она
есть в музыке Вивальди. Вы её почувствовали!
Концерт написан в 1725 году. С тех пор прошло почти 270 лет, а музыка
жива, она волнует и не оставляет нас равнодушными.
Учитель: Давайте еще раз послушаем скрипичный концерт А.Вивальди,
домашнее задание будет побыть в роли художника и с помощью красок
отобразить свое видение музыки.
Повторное слушание.
IV Знакомство и разучивание песни «Весенний джаз» авторы сестры
Толмачевы победители Евровидения 2005года.
Отработка вокальных навыков.
V Обобщение. Итог урока.
Учитель: Мы сегодня услышали и исполнили много прекрасных
произведений о весне. Надеюсь, что после нашего урока вы еще больше
будите любить и слушать «музыку весны», видеть не только глазами, но и
сердцем.
- За работу на уроке все получают оценку, но в особенности хотелось бы
выделить……
- Урок хочу закончить словами великого художника И.И. Левитана
«Природа вечно дышит. Все где поет, и песнь её торжество. Земля рай, а
жизнь тайна, прекрасная тайна».
Любите природу, берегите её.
До-свидания.