Методическая разработка урока "Два великих начала искусства" 5 класс

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА МУЗЫКИ
«ДВА ВЕЛИКИХ НАЧАЛА ИСКУССТВА»
5 КЛАСС
Автор: Тихонова О.И.
учитель музыки
Муниципального образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 23
им. 87 Гвардейской стрелковой дивизии
г. Волжского Волгоградской обл.
Методическая разработка по программе «Музыка» Т.И.Науменко, В.В.Алеев
Тема: Два великих начала искусства
Цель: Расширить знания детей о музыкальных жанрах, которые появились
благодаря слиянию двух искусств (музыки и литературы).
Задачи: - Определить единство музыкальных и литературных жанров
- Проследить, как литература воздействует на музыку.
- Развивать воображение и эмоциональную отзывчивость у
обучающихся.
Тип урока: Расширение ЗУН
Вид урока:
Жанр урока: тематический
Методы: - словесный
- наглядный
- метод эмоционального воздействия
Характеристика класса: Класс, в котором проводится урок, с хорошей
активностью, с базовым уровнем ЗУН
ХОД УРОКА:
1 ОРГ. МОМЕНТ
2 ПОВТОРЕНИЕ
- Вспомните, какая тема была на прошлом уроке?
(Искусства различны, тема едина)
- А тема присутствует во всех видах искусства?
(да)
Совершенно верно, ведь тема – это главная мысль, идея произведения
- А что нам потребуется, чтобы понять смысл любого произведения
искусства?
(чуткость, наблюдательность, воображение, внимание)
- Вспомните, какие произведения изобразительного искусства мы
рассматривали?
(И.Левитан «Осенний день», И.Бродский «Опавшие листья»)
- Какая тема их объединяет? (осень)
- Вспомните музыкальные произведения, которые мы слушали на прошлом
уроке.
(П.Чайковский Октябрь «Осенняя песнь», Р.Шуман «Первая утрата»)
- Послушайте фрагмент и вспомните это «Осенняя песнь» или «Первая
утрата»
Звучит фрагмент «Первая утрата» Шуман
(Это фрагмент пьесы «Первая утрата»)
- А почему это произведение мы рассматривали, ведь была тема осени.
(Если вслушаться, то можно представить, как опадают листочки с деревьев;
мелодия печальная, и мы грустим об ушедших солнечных днях).
- А стихи об осени вы знаете? Кто хочет рассказать?
(Дети читают стихи)
- Итак, мы можем сделать вывод, что тема едина, а искусства, которые
раскрывают ее разные.
3 ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
А теперь мы переходим к следующему этапу нашего урока.
Посмотрите на доску.
Здесь изображено два дома. Давайте представим, что оказались очень-очень
близко и затая дыхание послушаем, что там происходит и узнаем тогда, кто
там живет.
Звучит запись «диалога Слова и Музыки» на фоне эпической
поэмы И.Крутого «К другу»
Слово – это энергия, которая несет огромную информацию.
Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам
Другое – незнакомо…
Вы правы, но…
Без музыки тоскливо станет жить,
Когда ее внезапно вдруг не станет.
Никто не сможет песню сочинить
И уж тем более исполнить танец.
Она дает нам бодрость и задор,
Когда мы чей-то праздник отмечает;
Минором вдруг сменяется мажор,
Когда грустим и друга провожаем.
Она сопровождает нас везде,
Ведь с малых лет мы с ней уже знакомы:
В саду, и в школе, в отдыхе, в труде,
В гостях, в кино и, несомненно, дома.
Ценнее все же слово,
Ценность та не в обличье громком,
Если смысл в нем стойкий заключен, -
Это слово перейдет к потомкам,
Уцелев под натиском времен!
Какая музыка звучит!
Какая музыка звучала!..
То эта музыка смела,
То эта музыка печальна,
То разговор с тобой ведет
На самом пике откровенья…
Умолкнет чуть и вновь взорвет
Восторгом каждое мгновенье…
О нет, не может наш язык
Так передать тревогу, чувства,
Но все на ноты положить
Способно музыки искусство.
И нету слов у языка,
Нет сил у языка любого,
Чтоб повторить полет смычка…
Пред музыкою молкнет слово!
Молчание благоговейно,
И музыке не надо слов.
Звучат в ней каждое мгновенье
И жизнь, и слезы, и любовь…
И все же помни, что только Слову дано бессмертие.
Сколько бы веков ни прошло, из под слоя древней пыли способны зазвучать
лишь Письмена.
Сначала музыка была,
Но речь вольна о ней глаголить…
Без музыки земля пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет…
- Что же вы услышали?
(Мы услышала спор между музыкой и словом)
- Значит, в этих домах живут Музыка и Слово, а о чем они спорят?
(Они выясняют кто из них важнее и нужнее)
А разве это так важно, по-моему, оба вида искусства нужны.
Какая власть сравнится с властью их?
Друг с другом мы через слова и звуки
Сближаемся… Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду все облекаем в них…
В словах и звуках вечный ключ сердец!
Давным-давно, на заре истории человечества, когда искусство было единым,
поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, так как рождались
в игре, обряде, труде.
Шли годы, столетия. Все виды искусства приобрели самостоятельность. И
каждый вид имеет свою историю, живет по своим законам. Но родство
между ними сохранилось, потому что на протяжении многих веков они
непрерывно взаимодействуют. Нередко спорят и борются, нередко приходят
к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения рождают
шедевры.
- А какие жанры появились благодаря взаимодействию музыки и слова.
(Песни, романсы, оперы, оперетты, мюзиклы).
Получается, что Слово и Музыка ДВА ВЕЛИКИХ НАЧАЛА ИСКУССТВА
Но мы с вами сегодня остановимся на малых жанрах песне и романсе.
-Что такое романс? Чем отличается романс от песни?
РОМАНС ПЕСНЯ
Музыкальное произведение можно исполнять сольно,
для голоса с инструментальным дуэтом, трио, ансамблем, хором.
сопровождением. Исполняется Песня может быть с сопровождением,
сольно. а может исполнятся a cappella.
Но оба этих жанра – это союз музыки и поэзии.
Стихотворный текст способен придать музыке новое звучание. Он обогащает
ее смыслом, оттенками чувств. Но далеко не каждое стихотворение может
стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному
мелодичным, должно состоять из слов, которые легко поются.
ИГРА
Посмотрите, у каждого из вас, есть две полоски (красная и синяя).
Я буду читать четверостишия, а вы представьте себя в роли композитора и
попытайтесь определить, может ли данное стихотворение быть основой для
песни, если «да», то поднимите красную полоску, а если нет, а если «нет» -
синюю.
Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом…
Еще трава полна прозрачных слез,
И гром вдали гремит раскатом.
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков,
Один пятак на кушак,
Другой пятак на колпак,
А третий пятак так.
Вот веселые стихи –
Апчхи!
Бесконечные стихи –
Апчхи!
Все чихальщики
На свете
Без конца читают эти,
Ах, апчхи –
Чихают эти,
Нет, не так –
Читают эти
Очень звонкие стихи –
Апчхи!
Зарумянилась вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И как море волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь
Творчество композитора превращает стихотворение в музыкальное
произведение. Так поэзия становится частью музыки. Ее интонации, рифмы
подчиняются законам музыки. Некоторые слова, не подходящие по звучанию
или неудобные для пения заменяются другими.
Кроме того, произведение всегда предназначается для определенного голоса.
Это придает произведению тембральную неповторимость, не
предусмотренную в стихотворении.
- Какие женские голоса мы знаем?
(сопрано, меццо сопрано, контральто)
- А мужские? (тенор, баритон, бас)
Талантливая музыка часто как бы заново открывает известное стихотворение.
УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХОТВОРЕНИЕ А.С.ПУШКИНА
«Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»
Эти строки А.С.Пушкина учили наизусть и современники великого поэта. И
их потомки. Оно посвящено Анне Керн, которой поэт искренне восхищался.
Это стихотворение легло в основу музыкального произведения М.И.Глинки.
Так возник бессмертный романс «Я помню чудное мгновенье»
Сохранив прекрасный образ стихотворения, размер пушкинского стиха,
Глинка придал ему широкое мелодическое дыхание, подчеркнул переломы в
настроении, внес живое биение пульса в фортепианное сопровождение – и
сумел стать равным великому мастеру стиха.
СЛУШАЮТ: романс «Я помню чудное мгновенье» М.Глинка
А случается и так, что музыкальное произведение возрождает к жизни
поэтическое. Если бы великий композитор к нему не прикоснулся, оно давно
было бы забыто.
Простодушные стихотворения немецкого поэта Вильгельма Мюллера вряд
ли надолго удержали внимание читателя. Однако его соотечественник
Ф.Шуберт открыл в них столько нежности и трагичности, что циклы
«Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами
вокальной музыки.
Песня «В путь» открывает цикл «Прекрасная мельничиха»
Герой отправляется в путь; большинство своих песен он будет петь «на
ходу». И все, что он встретит в своем нелегком путешествии – любовь,
надежду, восторг, разочарование, - он будет переживать как бы в ритме
своего собственного шага.
В учебнике на стр.42-43 мы можем проследить за текстом.
СЛУШАЮТ: «В путь» Ф.Шуберт
4 ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА
* Распевание по гамме
* Распевание по мажорному трезвучию скороговоркой для четкого
произношения звука «р»
* отработка музыкальных фраз из песни «Наш сосед»
Исполнение песни «Наш сосед»
5 ИТОГ