Мастер - класс "Музыкальное искусство классицизма 18 века. Венская классическая школа"


МБОУ МО Плавский район «Плавская сош №2»
Мастер-класс по предмету искусство
Тема: «Музыкальное искусство классицизма 18 века.
Венская классическая школа»
Выполнила: учитель музыки и
искусства Колядова Наталья
Владимировна
2013 год
Тема урока: «Музыкальное искусство классицизма 18 века. Венская классическая
школа».
Задачи урока.
Образовательные:
- познакомить учащихся с направлением в музыке «Венский классицизм» в
рамках систематизации и расширения знаний о стиле «классицизм»;
- познакомить учащихся с творчеством композиторов венских классиков
Й.Гайдном, В-А.Моцартом и Л.ван Бетховеном и их реформами в музыке.
Развивающие:
- Развитие навыков в умении давать обоснование оценки тому, что они
слышат;
- расширение музыкально-эстетического кругозора.
Воспитательные:
- воспитание живого интереса к музыке Гайдна, Моцарта и Бетховена;
- воспитание уважения к музыкальной культуре и достопримечательностям
другой страны.
Ход урока. (СЛАЙД1)
У. Тема нашего урока : «Музыкальное искусство классицизма 18 века. Венская
классическая школа», проще говоря, «Венский классицизм». Мы поговорим о
возникновении направления в музыке под названием «Венский классицизм», о
композиторах, которых называют «венскими классиками» и их реформах в музыке.
(СЛАЙД 2)
До сих пор мы с вами говорили о первом этапе развития классицизма, т.н. «раннем
классицизме», который сложился во Франции в 17 веке.
(СЛАЙД 3,4)
Творчество великих французских драматургов Корнеля, Расина, французского
композитора Жана-Батиста Люлли, а также живопись Пуссена, Лоррена было навеяно
принципами классицизма, для которого характерно что?
Д. Ясные, гармоничные образы, порядок, разумность. Главенство долга и разума в
жизни людей.
У. А также торжество общественных начал над личными, долга над чувствами.
(СЛАЙД 5)
Но вот наступил 18 век. Классицизм 18 века совсем иной. Стремление к
идеальному, разумному, гармоничному сохранилось, но наполнилось новым
содержанием. 18 не случайно назван «Эпохой Просвещения». Разумное теперь виделось
прежде всего в равенстве людей. И главной темой классицизма 18 века стало героическое
деяние человека, готовность принести себя в жертву ради дружбы, ради любви, ради блага
других.
Вторая волна или второй этап развития классицизма унесет нас из Франции в
Австрию.
А что сказали бы историки об Австрии этого времени?
Австрия в это время это огромная и могущественная империя ( с 1867 года
называется Австро-Венгрией). Она подчинила себе соседние земли: Чехию, Словакию,
Венгрию, северные области Италии. И внутреннее положение Австрии было необычно,
где абсолютизм причудливым образом сочетался с демократизмом.
И естественно, что многонациональность страны сказалась на ее художественной
культуре. Здесь происходило постоянное взаимодействие культур. В Вене повсеместно
звучала разноязыкая речь и разнонациональная музыка. Короче говоря, австрийская
культура того времени оказалась замечательной средой для возникновения мощного
музыкального пласта, т.н. «Венской классической школы».
(СЛАЙД 6)
Это явление мирового значения. И когда сегодня говорят в Венском классицизме,
в большинстве случаев имеют ввиду творчество композиторов Гайдна, Моцарта и
Бетховена. Но в симфоническом творчестве этих композиторов нет внешних признаков
классицизма, например, античных сюжетов или каких либо обязательных нормативов.
Эти композиторы не следовали принятым нормам, а сами их создавали. Давайте
разберемся, что же это за нормы?
В музыке 18 века все большую роль начинает играть гомофонно-гармонический
принцип, пришедший на смену полифоническому. В инструментальной музыке
складываются новые формы, определившие на столетие вперед ее развитие. Одна из форм
сонатно-симфонический цикл.
Вспомним, что представляет собой сонатно-симфоническая форма?
Д. Это вступление, экспозиция, разработка, реприза и кода.
(СЛАЙД 7)
У. Мы знаем, что этот цикл лежит в основе жанров сонаты, симфонии, концерта, квартета.
Все эти жанры были основными в творчестве Гайдна. Он их создал и утвердил. Недаром,
Гайдна зовут «отцом симфонии», а также «отцом симфонического оркестра». Гайдн
установил четкое соотношение оркестровых групп: ведущее место в оркестре занимала
скрипка и ее семейства. В группе духовых в качестве равноправных членов вошли квартет
и валторна. Позже Бетховен ввел и тромбон. Эти соотношения неизменными остаются и
сейчас. (СЛАЙД 8)
Давайте представим себя туристами и совершим небольшую экскурсию по Вене. И
начнем мы ее с Университетской площади, находящейся в самом центре города.
(СЛАЙД 9)
Здесь, в здании Венского университета не раз звучала музыка Й.Гайдна. А совсем
недалеко, на улице Капустного рынка в этом доме (на слайде дом Гайдна) на 6-м
чердачном этаже жил Гайдн. Его жилище не имело даже минимальных удобств.
Комнатушку пронизывал ветер, дождь и снег. Не было печки , и вода зимой замерзала. Но
Гайдн не унывал и даже искал в этих неудобствах повод для шуток. А главное, он с
восторгом отдавался музыке. Не смотря на сложную жизнь, Гайдн всегда бал оптимистом.
Он верил в свои силы и в ценность своего труда. Эта вера укрепляла его в мысли, что
жизнь с годами будет становиться лучше. Триумф и слава нашли Гайдна только на закате
жизни. Скромный труженик Гайдн большую часть жизни провел в унизительном
положении придворного музыканта. Но вернемся в здание университета и
поприсутствуем на концерте, где звучит музыка Йозефа Гайдна. Послушайте, это звучит
одна из самых популярных, т.н. «лондонских симфоний» под названием «с тремоло
литавр». Так называется она потому, что в начале симфонии звучит тремоло литавр. Это
симфония предпоследняя в жизни Гайдна. – 103, а всего у Гайдна 104 симфонии.
(Звучит фрагмент симфонии №103).(видео)
Какое настроение преобладает в музыке?
Д. Настроение светлое, легкое, без напряжения. У человека хорошее настроение.
Возможно, он наслаждается природой.
(СЛАЙД 10)
У. Да. Действительно, для музыки Гайдна характерно светлое настроение, оптимизм, а
основой музыки Гайдна стали народные мотивы. И в унисон с этой солнечной музыкой
звучат стихи Гете:
«Как все ликует, поет и звенит!
В цвету долина, В огне зенит!
Трепещет каждый на ветке лист,
Не молкнет в рощах веселый свист.
Как эту радость в груди вместить! –
Смотреть и слушать!
Дышать и жить!»
Мир музыки Гайдна очень богат. Многогранность музыки Гайдна, его способность
«балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать» высоко ценил В.А Моцарт.
(СЛАЙД 11)
Гайдна и Моцарта связывали долгие годы дружбы и взаимопонимания. Моцарт
считал себя учеником Гайдна и относился к нему с глубочайшим уважением и любовью,
называя отцом, поскольку Гайдн был на 24 года старше Моцарта. Свои шесть квартетов
Моцарт посвятил отцу, наставнику и другу Йозефу Гайдну.
(СЛАЙД 12)
За свою короткую жизнь Моцарт написал огромное количество произведений
различных жанров. Но самым притягательным жанром для него всегда оставалась опера.
А начал писать оперы Моцарт с 11 лет и на протяжении всей жизни. Что же отличало
оперы Моцарта? Моцарт создал иной тип музыкальной драматургии, который отличался
от господствовавшей тогда итальянской оперы. Моцарт считал, что «в опере поэзия
должна быть послушной дочерью музыки». Тогда как еще Глюк старался подчинить
музыку драматическому действию. Но не следует думать, что Моцарт не придавал
большого значения либретто оперы. Напротив: оперная музыка и сценическое действие
находятся в полном единстве. Новаторским достижением в опере является и мастерство
музыкальных характеристик персонажей. А в итальянской музыке характеристики
игнорировались. У Моцарта на сцене жили и страдали живые люди с неповторимыми
чертами характера, переданными в музыке.
(СЛАЙД 13)
Однако продолжим нашу экскурсию по Вене. Это здание так называемый Бург-
театр (слайд Бург-театра). Здесь проходили премьеры многих опер Моцарта, среди них
«Похищение из сераля», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и др. 1 мая 1786 года в Бург-
театре с небывалым успехом прошла премьера «Свадьбы Фигаро». Однако, не смотря на
отличный прием оперы на премьере, «Свадьба Фигаро» прошла в Бург-театре всего 9 раз.
Недоброжелатели не дремали. Они убеждали императора, что партии оперы слишком
трудны для певцов труппы. Кроме того, национальная музыка вызвала неодобрение
венских меломанов, они предполагали услышать итальянскую оперу. Через короткий срок
о гениальной опере Моцарта почти совсем забыли.
(СЛАЙД 14)
А опера действительно гениальна. Каждый персонаж оперы имеет свой характер,
выраженный в музыке. И этот характер не задан раз и навсегда, а развивается по мере
приближения к финалу. В музыке передана изменчивость настроения каждого
действующего лица оперы. У всех, даже второстепенных действующих лиц есть свои
арии, звучные, мелодичные, легко запоминающиеся. Как различны и в то же время едины
по стилю две арии пажа Керубино, влюбленного сразу во всех женщин замка. По просьбе
Сюзанны и графини Керубино поет романс «Сердце волнует жаркая кровь», в котором
выражена вся нежная страсть влюбленного мальчика, она полна сладостного томления,
тревожного ожидания, счастья любви.
(СЛАЙД 15, видео)
(Звучит