Конспект урока "Музыкальная культура хакасского народа" 4 класс

ГБООУ РХ «Боградская санаторная школа-интернат»
Республика Хакасия, Боградского района, село Боград
Открытый урок музыки
Тема: «Музыкальная культура хакасского народа»
4 «А» класс
Учитель музыки
Коломиец Елена
Дмитриевна
Боград
2012
Национально-региональный компонент на уроках музыки
Тема: «Музыкальная культура хакасского народа»
Цель урока: формирование знаний учащихся о музыкальной культуре хакасского народа.
Задачи:
- знакомство с национально - региональным копмонентом на уроках музыки.
- развитие активного восприятия на примерах хакасского творчества.
- знакомство с народной и композиторской музыкой Хакасии,
- привить интерес и бережное отношение к искусству и культуре своего края.
Тип урока: интегрированный.
Форма: путешествие по родным просторам Хакасии.
Методы: словесно – иллюстративный; частично – поисковый; репродуктивный.
Вид урока: изучение нового материала.
Художественно-педагогическая идея: Родина живет в моей душе. (М.Пришвин)
Оснащение урока: диапроектор или мультимедиа, настенный экран, магнитофон.
Музыкальные инструменты:
- Синтезатор.
- Хакасский народный инструмент чатхан.
Зрительный ряд:
- Портрет хакасского композитора Георгия Ивановича Челборакова.
- Портрет хакасского сказителя – хайджи Семена Прокопьевича Кадышева.
- Серия слайдов “Природа Хакасии”.
Музыкальный ряд:
- Зачин. Хакасская народная мелодия.
- “Моя Хакасия”. С.П. Кадышев.
- “Кок тайгам” (“Зеленая тайга”). М. Кильчичаков, Г.Колмаков.
- “Iчем чирi” (“Родная земля”). Г. Челбораков.
Материалы: ватман, гуашь, кисти, заготовки из белой бумаги в форме листьев деревьев.
Ход урока
Учащиеся заходят в класс под музыку хакасской песни и рассаживаются на свои места.
У здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, которые посмотрят, чем
мы сегодня будем заниматься. Для начала давайте настроимся на положительный тонус
нашего урока. Я предлагаю вам сесть удобно и послушать музыку (звучит хакасская песня
1 минута). Далее на фоне музыки учитель читает стихотворение:
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
У о чем ребята я почитала стихотворение?
Д - о Родине.
У какая наша Родина?
Д богатая, красивая, большая…
У «Тема нашего урока музыкальная культура хакасского народа». Слайд 1.
Сегодня на уроке мы будем с вами говорить о нашей малой Родине, где мы с вами живем.
Это Родина зовется Хакасия. Мы познакомимся с музыкальной культурой хакасского
народа, познакомимся поближе с народной и композиторской музыкой, узнаем традиции
хакасского народа.
У давайте для начала познакомимся с народным хакасским инструментом чатханом,
Слайд 2 который считался у хакасов самым распространенным инструментом и
использовался при исполнении героических сказаний, тахпахов (песен) и других
музыкальных произведений. Чатхан — обязательный спутник хайджи (сказителей
хакасского эпоса), тахпахчи (певцов). Чатхан - это струнно - щипковой инструмент в
форме продолговатого ящика, выдалбливался из цельного дерева кедра или сосны.
Позднее стали сколачивать, склеивать из отдельных дощатых частей. Прежние чатханы
имели всего 3-4 струны, сплетенные из конских волос. Сейчас вместо конских волос
применяют стальные струны шесть-семь и настраиваются при помощи костяных
передвижных подставок. Традиционно играют сидя, положив один край чатхана на
колени, другой на пол, поджав ноги под себя. Играют на чатхане пальцами правой руки -
щипком и щелчком. Левая рука употребляется для повышения звука. В прошлом он
звучал почти в каждой хакасской юрте. В наше время чатхан так же имеет популярность,
его используют на хакасских праздниках Тун Пайрам, хакасских концертах.
У - давайте вслух проговорим слова на хакасском языке: Слайд 3
Тахпах – песня; Хайджи – сказитель; Тахпахчи – певец.
Чатхан, друг наш чатхан, о чем же сегодня поведаешь нам?…
Десятки, сотни лет слушая чатхан, люди задают этот вопрос. И рассказывал чатхан о
прекрасном народе, о смелых богатырях-алыпах, о добре и зле, о жизни. А сейчас
послушайте легенду о чатхане. Слайд 4
Давным-давно жил старик пастух. Звали его Чат-хан. Долго думал Чатхан, чем бы
облегчить жизнь пастухов, и придумал: сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул
на нем волосяные струны и начал играть на них. По вечерам к нему приходили послушать
музыку пастухи. Однажды случилась беда. О волшебном инструменте узнали одноглазые
разбойники. Они пришли из-за гор, убили старика, унесли музыкальный ящик, угнали
скот бедняков. Был у старика внук. Когда подрос, попросил мать сделать ему лук и
стрелы. Хорошим стрелком стал внук Чатхана. Направо пустит стрелу — тридцать птиц
падает, налево пустит — сорок птиц убивает. Мать строго-настрого запретила сыну
ходить за большую гору. А мальчику любопытно, что же там есть, за высокой горой.
Однажды он поднялся на вершину и увидел возле пещеры большой дом без окон.
Мальчик подкрался к дому и прислушался. За стеной людские голоса, как пчелы,
жужжали. Один говорил:
Еда кончилась… Другой добавил:
Нужно яловую кобылицу вызвать.
Третий предложил:
Хорошо бы яловую корову и яловую овцу заколоть.
Вдруг в доме все притихло и послышалась чудесная музыка. Закачались леса, затрепетали
на деревьях листья. Легко и весело стало кругом. Заржала кобылица, замычала корова,
заблеяла овца. Они подбежали прямо к дому и остановились. Мальчик спрятался за
большой камень и стал смотреть, что будет дальше. Из дома вышли семь черных людей.
На левой половине головы у них было по одному глазу. Вместо лиц был один огромный
рот с двумя клыками. Они зарезали животных и стали носить в дом мясо.
Давно не ел мальчик домашних животных. Он протянул из-за камня стрелу и наколол
наконечником конскую, коровью и овечью грудинки. Одноглазые разбойники ничего не
заметили. Мальчик притащил свою добычу матери. Сильно она обрадовалась, так как
тоже давно не ела мяса. Скот ведь остался только у хана, а у пастухов ничего не было.
Но когда мать узнала, куда ходил сын и откуда достал грудинку, она опечалилась и
сильно поругала его.
Эти разбойники убили твоего деда. Я боюсь: не было бы новой беды. Зачем ты туда
ходил?— сказала мать.
Ничего не бойся,— ответил мальчик.
На другой день он взял лук и стрелы и снова отправился за гору.
Подкрался к дому и стал прислушиваться. В доме сильно спорили кто съел грудинку.
Спорили они, спорили и решили пересчитать кости. Посчитали нет грудинок. Тогда
один сказал: вырос внук Чатхана. Это его рук дело. Надо убить его. Мальчик переждал
немного и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму и прикрыл ее ветками.
После этого он взял инструмент деда и заиграл. Одноглазые услышали и побежали к дому
и провалились в яму. Мальчик всех их камнями побил, а яму закопал.
Взял он чудесный ящик и заиграл на нем. Открылась пещера, заржали кони, замычали
коровы, заблеяли овцы. Пошел мальчик с горы, перебирая струны, а за ним шли стада.
Мальчик играл на чудесном инструменте и пел им о злых ханах, о добрых и могучих
богатырях. С тех пор в народе волшебный ящик назвали чатхан в честь старика, а
мальчика прозвали Хайджи.
У теперь давайте ребята послушаем как звучит чатхан ( учитель читает стихотворение
под исполняемую мелодию).
Белое облако звуком пронзает
Мой шестиструнны чатхан.
Голос хайджи в глубь сердец проникает,
Дар ему песенный дан.
Синюю тучу чатхан семиструнный
Рокотом звонким пронзит.
Много сердцам вдохновленным и юным
Песня хайджи говорит.
Теплые ливни посыпались разом –
Всюду трава зелена…
Русский, хакас – мы народы России,
Родина наша сильна.
Друг наш чатхан, о чем же сегодня расскажешь ты нам?
У - понравилась вам мелодия исполняемая на чатхане ?
Какое свойство музыки поможет нам понять, о чем рассказала нам эта мелодия?
Д - интонация!
У - какая она в этой мелодии?
Д - игривая, добрая, ласковая, теплая, воздушная, нежная, сладкая и т.д.
У а теперь вам задание передайте цветом, линиями ваши ощущения на листочках
бумаги. (Дети рисуют под звуки чатхана.)
У - всмотритесь в свои работы повнимательней, найдите в них знакомые образы, на что
они похожи?
Д - горы, реки, небо, земля, травы и т.д.
У - так о чем рассказывает нам чатхан?
Д - о Родине.
У - какой вы ее увидели?
Д - красивой, близкой, родной.
У - На хакасском языке слово Родина звучит, на первый взгляд, необычно: Ада Чир Суу.
Дословный перевод – Отец Земля Вода. Слайд 5
У - Родитель, Земля, Вода – моя Родина, моя Хакасия. А поведали о ней волшебные звуки
чатхана. Музыканта играющего на чатхане называют чатханист. А музыканта, который
сопровождает свою игру на чатхане рассказом о жизни своего народа, о подвигах
богатырей - алыпов, о природе родной земли называют хайджи.
От слова хайджи произошло слово хай, что означает горловое пение.
Среди исполнителей хакасского эпоса – хайджи нет значительнее фигуры, чем Семен
Прокопьевич Кадышев исполнявший более трех десятков богатырских поэм. Слайд 6
Каждая поэма содержит от двух до десяти и более тысяч строк. Какое же богатство
хакасского словаря в произведениях Кадышева! Ни одно сказание не напоминает другое!
Вслушайтесь в его мягкий, своеобразный, исходящий из глубины сердца, голос,
исполняющий тахпах “Моя Хакасия”.
Звучит фрагмент музыкальной композиции “Моя Хакасия”, сопровождаемый показом
слайдов и переводом тахпаха учителем:
Где белый Тасхыл упирается в небо и берут начало многие реки Слайд 7
Где стекают реки в широкие степи, где тайга молодая холмы одевает Слайд 8
Все это Хакасия
У Теперь я хочу послушать вас, знаете ли вы стихи о своей Родине?
Д читают стихи.
У - для каждого человека Родина это и ручеек, и тропинка. И сад, и дерево. Я не случайно
сказала слово дерево, так как у хакасского народа дерево понятие священное, каждый
род имеет свое родовое дерево. Например: у Черпаковых – тополь, Канзычаковых – сосна,
Абумовых – береза. А вы знаете свое родовое дерево?
Учитель на классной доске рисует дерево, продолжая рассказ.
У - кто из вас был в лесу, в тайге? Знаете ли вы, что в тайге нельзя шуметь? По верованию
предков хакасов, когда человек умирает, душа его переселяется в дерево. Поэтому в тайге
нельзя шуметь, так как нельзя беспокоить души, тем более их ломать. Каждая встреча с
лесом – это встреча с душами своих предков. Красота тайги, ее загадочность,
таинственность вдохновляла художников, поэтов и музыкантов. Назовите известные вам
музыкальные произведения о природе, Родине.
Дети исполняют песню «Родина моя».
У - Ребята, посмотрите, чатхан молчит. А может быть он думает? Может быть, и в нем
живет, чья-то душа? Троним струны – и он, запоет.
Учитель исполняет мелодию “Iчем чирi” (закрытым ртом). Слайд 9
У - эта мелодия песни “Iчем чирi”. Почему я исполнила песню закрытым ртом?
Д - поет душа.
У - о чем она пела?
Д - о Родине.
У - эта мелодия народная или композиторская?
Д - (мнения разошлись).
У - данная мелодия очень похожа на народную мелодию песни-тахпах. Написал ее
Георгий Челбораков. Слайд 10
Это дума о Родине, это гимн Родине. В своем творчестве Георгий Челбораков умело
сочетал традиции и новаторство. Одаренный человек, с прекрасным музыкальным вкусом
Георгий Челбораков написал много музыкальных произведений. В их числе:
симфонические сюиты, поэмы, балет «Абахай-Пахта», опера «Сказание хайджи». Он
основал и возглавил класс чатхана при Абаканском музыкальном училище, много лет
проработал в драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова.
За многочисленные творческие заслуги Георгий Челбораков был удостоен звания
Заслуженного деятеля искусств РФ, Народного артиста Республики Хакасия, являлся
почетным членом Союза композиторов Республики Хакасия, был лауреатом
государственной премии имени Н.Ф. Катанова «За заслуги в области культуры и
искусства».В январе 2007 года Георгия Ивановича не стало. Он жил в городе Абакане, но
похоронен на своей Родине в селе Карагай Таштыпского района Республики Хакасия.
Вокально-хоровая работа с песней “Iчем чирi”. Дети поют 1 куплет на русском языке, а 2
куплет на хакасском. Помогает в исполнении песни учитель хакасского языка.
У - посмотрите на свои листочки, на которых каждый из вас нарисовал такую Родину,
какую он видит, какую чувствует внутри, в душе. Прикрепите свои листочки на дерево,
нарисованное на классной доске.
Посмотрите, что все мы разные, но Родина у всех одна. Подумайте и ответьте на вопрос:
почему Г.Челбораков написал думу о Родине в народном стиле?
Д - потому что она древняя.
У - это дума о Родине, о той земле, где живем мы, жили деды и прадеды, здесь наши
корни. Народная музыка – это тоже наши корни. Легенды, сказки, былины, обычаи,
традиции – это тоже наши корни. Как дерево не может быть без корней, так Родина не
может жить без корней.
Среди зеленых трав хожу,
Много дум думаю.
От богородской травы пьянею,
Материнскую землю сильно люблю.
Впереди своего народа стою,
Хакасскую землю славлю.
Итог урока Слайд 11
У с какой культурой мы сегодня с вами познакомились?
Д с хакасскойкультурой.
У - как называют музыканта, играющего на чатхане?
Д - чатханист.
У - а как называют музыканта, который игру на чатхане сопровождает рассказом о жизни
своего народа, о подвигах богатырей - алыпов, о природе родной земли?
Д - хайджи.
У - от какого слова произошло это название?
Д - хай.
У - что оно означает?
Д - низкое горловое пение.
Нет предела красоте хакасской земли, которая имеет богатую историю.
Нигде в России вы не увидите столько памятников древней истории. Каменные стелы и
курганы – это далёкое прошлое и гордость хакасов. Поражает разнообразие каменных
стел. Поражает и то, что каждый год в Хакасии находят все новые и новые изваяния.
У - какую песню вы хотели бы посвятить своей Родине?
Д Моя Хакасия. Слайд 12
У наш урок подошел к концу, я думаю вы запомнили все и сможете рассказать о
музыкальном творчестве хакасского народа другим людям. А свои отзывы о нашем уроке
напишите на своих листочках. Спасибо за внимание! Слайд 13
Звучит хакасская музыка дети выходят из класса.
Список литературы:
Т.Бокова стихотворение «Родина»
Слайд Чатхан - гармония пространства www.lookatme.ru
Чатхан материал из Википедии — свободной энциклопедии ru.wikipedia.org/wiki/Чатхан
Литература:
Алтын хыс. Хакасские народные сказки (на русском и хакасском языках). Абакан: Хак.
Издат., 1992. – 80 с.
Легенда о чатхане skazki.yaxy.ru/134.html
Л. Алимова Архав журнала Скажи мне, камень, о хайджи – «Сибирские Огни»
www.sibogni.ru/archive/51/620/
А. Кенель. Народное музыкальное творчество хакасов. — Абакан, 1955.
Стоянов А. О хакасском чатхане. — Абакан, 1996.
В.Бутанаев, И. Бутанаева. Хакасский исторический фольклор. — Абакан, 2001.
Кадышев, Семён Прокопьевич — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Кадышев,_Семён_Прокопьевич
Г.И.Челбораокв Союз композиторов - КГБУК Дом Искусств
домискусств24.рф/union_of_composers/
Национально-региональный компонент на уроках музыки ...
festival.1september.ru/articles/417214/
Серия слайдов фото Хакасии «Где белый тасхыл упирается в небо» Национально –
региональный компонент festival.1september.ru