Конспект урока "Роль музыки и литературы в балете" 5 класс

Конспект урока музыки в 5 классе
«Роль музыки и литературы в балете»
Учитель музыки Решетарь Лидия Федоровна
МКОУ ТШИ среднего (полного) образования.
П.Тазовский ЯНАО. Тюменской области.2014г.
Цель: показать, какую роль играет литературный иcточник в жанре балета.
Тип урока: углубление темы четверти.
Задачи:
1. Познакомить с балетом, как крупным музыкально-cсценическим жанром музыки,
который не может cсуществовать без литературного иcточника;
2. Развивать умение воcпринимать музыку, размышлять о ней, выcказывать cвоё
мнение.
3. Воcпитывать любовь к клаccической музыке, акцентировать внимание на том, что
наcтоящее иcкуccтво выcтупает за раcпроcтранение идей добра, гармонии,
взаимопомощи, cправедливости;
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доcка (или экран), карточки c
заданиями для кроccворда.
Эпиграф урока:
Cлово и дейcтвие cтановятся
высоко значительными, когда
музыка берёт их на cвои крылья.
Луначарcкий А. В.
I. Организационный момент
Дети входят в клаcc под “Марш” из балета “Щелкунчик” Чайковского П. И.
Проверка домашнего задания
Учитель. Cегодня мы продолжим наши иccледования в облаcти взаимоотношения музыки
и литературы. Давайте ребята мы c вами cейчаc вcпомним, какой из извеcтных нам
музыкальных жанров, который очень теcно cвязан с литературой, наиболее маcштабный,
и значимый?
Д.- Опера.
У. А почему?
Д. Наиболее маcштабный, потому что в опере cоединены и пеcни, которые cоcтоят из
музыки и cтихов, и звучание cимфонического оркеcтра, и драматическое дейcтвие, и cама
опера развиваетcя, подчиняясь cвоей литературной оcнове – либретто.
У. Хорошо, давайте определимся, что же такое опера?
Д. Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в
сопровождении симфонического оркестра.
У. Совершенно верно. А что же такое либретто?
Д. Либретто – это литературная основа оперы, которую из обычного литературного
произведения, сказки, пьесы, прозы, поэзии, драмы и др., переделывают так, чтобы оно
было удобно для использования в опере, примерно так же, как и сценарии для фильмов.
У. какие номера бывают в опере?
Д. сольные, ансамблевые и хоровые.
У. Какие виды сольных номеров в опере вы знаете?
Д. Ария, ариозо, ариетта, песня, каватина.
У. Правильно! Для чего нужны сольные номера в опере? Что слушатель может из них
узнать?
Д. Сольные номера раскрывают характер действующих лиц.
У. Идем дальше. Как переводится на русский язык слово “ансамбль”?
Д. Вместе.
У. Для чего в опере нужны ансамбли?
Д. Когда герои собираются вместе по несколько человек, их разговор передается в форме
ансамбля.
У. А что такое оперный речитатив?
Д. “Говорю нараспев”.
У. Чем отличается речитатив от арии?
Д. Нет больших, красивых мелодий. Герои бросают короткие фразы – реплики.
У. Для чего в опере нужен хор?
Д. Чтобы изобразить войско, толпу народа, рабочих, крестьян, иных массовых участников
спектакля.
У. Кто принимает участие в постановке оперного спектакля?
Д. Режиссер, художник, костюмер, осветитель и даже пожарный.
У. У меня в руках волшебная палочка. Откуда пришла эта гостья?
Д. Из оперного оркестра.
У. Кому принадлежит эта вещь?
Д. Дирижеру.
У. Зачем оперному спектаклю нужен дирижер с дирижерской палочкой?
Д. Дирижер управляет всеми музыкантами-исполнителями: и оркестром, и певцами, и
хором.
У. Зачем нужен в опере оркестр?
Д. Он аккомпанирует пению и рисует музыкой разные картины.
У. Есть у оперного оркестра и своя отдельная задача. В начале спектакля, ещё до того как
поднимается занавес, он исполняет особый музыкальный номер, который помогает
слушателям настроиться на нужную эмоциональную “волну”. Как называется такой
номер?
Д. Увертюра.
У. А теперь нам нужно назвать главное лицо в оперном деле, без которого не будет оперы.
Это композитор. Он сочиняет музыку, а музыка в опере всему начало. Недаром имя
композитора ставится первым рядом с названием оперы.
II. Работа по теме урока
1. Работа с карточками.
Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним жанром в музыке, который очень похож на
оперу, но который заметно отличается от неё. А какой это жанр, вы узнаете, отгадав
кроссворд, начерченный на доске.
1. Кто-то в барабан стучит,
Отбивает чётко… (РИТМ)
2. Любит русский и испанец
Весёлый и ритмичный… (ТАНЕЦ)
3. В музыке царица Я
Зовут меня… (МЕЛОДИЯ)
4. Выражения на лицах – это мимика. Позы, жесты и
движенья...-
(ПАНТОМИМИКА).
5. Посмотрите на картину -
Здесь мы видим…
(БАЛЕРИНУ)
Итак, прочитаем по вертикали название музыкального жанра, который неразрывно связан
с литературой, сюжетным первоисточником. (5 - БАЛЕТ).
2. Беседа по теме урока.
Учитель. - Балет— вид сценического искусства, основными выразительными средствами
которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец.
( предлагаю записать это определение в тетрадь)
Это значит, что балет - это такой же музыкальный спектакль, как и опера, но здесь вместо
пения используется танец.
Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая
единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном
представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный
балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов
(«Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы,
входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые
театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место
отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным
видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века
благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж. Новером
. В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя
Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие
русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности
французского балетмейстера Ш.-Л. Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца
и пантомимы, утверждает приоритет женского танца.
Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё
непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую
выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица»
(1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать
внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии,
развитии, борьбе.
Учитель. Обратимся к эпиграфу урока:
… Слово и действие становятся
высоко значительными, когда
музыка берёт их на свои крылья. (Луначарский А. В.)
Итак, благодаря музыке сказка зазвучала, обрела новую долгую жизнь. помог донести её
до каждого юного зрителя – сюжет до слушателя – великолепную музыку Чайковского.
После просмотра слайдов.
•Ребята, кто ставит танцы в балете? (Хореограф)
•Кто пишет музыку для балета? (Композитор)
•Кто пишет либретто? (Либреттист или автор сюжета). Правильно, основой любого
музыкального спектакля является литературный сюжет, который называется либретто. У.
В переводе с итальянского это слово означает «книжечка».
Либретто – это литературный текст музыкального спектакля: оперы, балета. (Запись
определения в тетрадь). В либретто написаны не только слова для пения, но и дана
последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения.
У. А как называется профессия человека, который создаёт либретто? (либреттист)
•Кто создаёт образы героев? (Гримёры, художники, костюмеры)
•Кто украшает сцену? (декораторы)
•Кто является главными действующими лицами в балете? (Артисты)
•Где мы можем увидеть балет? (В театре)
Либретто (автор)
Музыка (композитор)
Действующие лица (артисты)
Вот уже 3 века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец,
литература и изобразительное искусство. Балет – это мир выразительнейших
танцевальных движений, жестов, мимики. Он зародился в Италии и очень быстро завоевал
весь мир. В России балет распространился в XVIII веке, В XIXв.–XXв. ни одна страна не
может сравниться с ней. Лучшие балеты написали русские композиторы, лучшие
балетные исполнители тоже российские. Здесь нам есть, чем гордиться, здесь мы впереди
планеты всей.
III. Домашнее задание. Рефлексия.
Мы открыли для себя мир балетной музыки.
Предлагаю Вам: побывать в роли декораторов, костюмеров: создать на бумаге свои
красочные костюмы для героев балета “Щелкунчик” и декорации к нему;
найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти
композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.
Учитель. До сви- да- ни-я.
Дети. До сви- да ни-я.
Дети выходят из класса под “Марш” из балета “Щелкунчик” Чайковского П. И.
Что же это такое -- балет? Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -
- танец. Вот уже три века этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка
и танец, драматическое и изобразительное искусство. Французское название и его
итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна
любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Постепенно они
и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли. Во Франции эпохи
абсолютизма расцвел придворный балет -- пышное и торжественное зрелище, в котором
принимали участие король, королева и придворные. Конечно, до балета в нашем
понимании было еще очень далеко: ведь танцоров никак нельзя было назвать
профессионалами! Во второй половине XVII века великий французский комедиограф
Мольер написал несколько комедий-балетов -- «Брак поневоле», «Мещанин во
дворянстве» и др., -- музыку к которым создал замечательный композитор Люлли. Он же
был и балетмейстером. А исполняли комедии-балеты актеры труппы Мольера. Правда,
профессиональными танцовщиками они еще не были, но уж актерами-то были вполне
профессиональными. В дальнейшем французские балетмейстеры, среди которых
появились выдающиеся мастера, создали специальный «хореографический язык»,
которым классический балет пользуется до сих пор. В России балет распространился в
XVIII веке. В придворных и крепостных театрах выступали прекрасные танцовщицы,
пленявшие своим искусством самых взыскательных ценителей. А в XIX и XX веках ни одна
страна не может сравниться с Россией. В ней существуют непревзойденные балетные
труппы. В ней возникли балеты Чайковского, Глазунова, Стравинского, Прокофьева,
А.Хачатуряна. Балет -- это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов,
мимики. Равно важны в балете три составные части -- классический танец, характерный
танец и пантомима. Классический танец -- тот, что в основных чертах сложился еще во
Франции XVII века, -- очень красив, грациозен. Все движения и позы классического танца
изящны и возвышенны. Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт
называется па-де-де. Вы, наверное, видели па-де-де Одетты и принца Зигфрида из
«Лебединого озера» Чайковского, Жизели и Альберта из «Жизели» Адана, Китри и Базиля
из «Дон-Кихота» Минкуса. Это популярные балетные номера, которые часто исполняются
в концертах. Сольные танцы называются в балете вариациями. Подобно оперной арии,
балетная вариация словно бы рисует портрет героя, помогает понять его характер. Кроме
солистов, в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется
кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Танцы кордебалета
оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Не всегда они построены на классической
основе. Вспомните то же «Лебединое озеро»: в его третьем действии испанский и
неаполитанский танцы воспроизводят движения народных танцев. Такие танцы
называются характерными. И, наконец, не менее важна еще одна составная часть балета -
- пантомима. Греческое слово пантомима означает «все воспроизводящий подражанием».
Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи
пантомимы передается собственно содержание спектакля, развитие его сюжета. В
современном балете, наряду с классическими танцевальными элементами, широко
применяются движения, заимствованные из гимнастики и акробатики. Употребленные
уместно и тактично, они чрезвычайно обогащают старинное искусство, омолаживают его,
делают современным.
БАЛЕТ (от франц. balleto и лат. ballo танцую), имеет два значения: 1. Вид театрально-музыкального
искусства, в котором художественный образ создается с помощью хореографии, танцевально-
пластического языка. 2. Балетный спектакль
Возникновение балета. Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho
пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического
представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в 15–16 вв.
Термин «балет» появился в ренессансной Италии в 16 в. и обозначал не спектакль, а танцевальный
эпизод. Балет синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета,
тесно связан с музыкой, с драматургической основой – либретто, со сценографией, с работой
костюмера, художника-осветителя и т.д. Балет многообразен: сюжетный классический
повествовательный многоактный балет, драмбалет; бессюжетный – балет-симфония, балет-настроение,
миниатюра. По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным. 20 в. принес в балет
новые формы: джаз-балет, модерн-балет.
Истоки танца. Танец появился как способ выражения чувств посредством движения, жеста, пластики
и мимики и сопровождал различные стороны жизни древнего человека (праздник урожая, свадебный
обряд, отправление религиозного культа). Из древнегреческого дионисийского культа вырос античный
театр, частью которого стал сценический танец и его муза Терпсихора. В эпоху эллинизма возникло
искусство пантомимы, развивавшееся и в средние века, и в эпоху Возрождения (в комедиях дель арте,
арлекинадах).
Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма. Особенно интенсивно процесс театрализации
танца происходил в Италии, где уже в 14–15 вв. появились первые танцмейстеры и на основе
народного танца сформировался танец бальный, придворный. В Испании сюжетную танцевальную
сценку называли мореской (мавританская пляска), в Англии – маской. В середине 16 – начале 17 вв.
возник фигурный, изобразительный танец, организованный по типу составления геометрических фигур
(балло-фигурато). Известен Балет турчанок, исполненный в 1615 при дворе герцогов Медичи во
Флоренции. В изобразительном танце принимают участие мифологические и аллегорические
персонажи. С начала 16 в. известны конные балеты, в которых всадники гарцевали на лошадях под
музыку, пение и декламацию (Турнир ветров, 1608, Битва красоты, 1616, Флоренция). Истоки
конного балета ведут к рыцарским турнирам средневековья.
Первый балетный спектакль, объединивший музыку, слово, танец и пантомиму, Цирцея, или
комедийный балет королевы, был поставлен при дворе Екатерины Медичи (Париж) итальянским
балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо в 1581. С тех пор во Франции стал развиваться жанр
придворного балета (маскарады, пасторали, танцевальные дивертисменты и интермедии). Балет 16 в.
представлял собой пышное зрелище в барочном стиле с исполнением церемонных испанских танцев –
паваны, сарабанды. Во времена Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего
великолепия, включали в себя сценические эффекты, придававшие зрелищу характер феерии. Людовик
XIV и сам не был чужд музе танца, в 1653 он выступил в роли Солнца в Балете ночи, с тех пор его
называли «Король-солнце». В том же балете танцевал композитор Ж.Б.Люлли, начинавший свою
карьеру как танцовщик.
Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их
сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705), работавший с Люлли и возглавивший в 1661
французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной
манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение
давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения
танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете,
способность зависать в прыжке элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса
(аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех
позиций рук (port de bras). Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и
рук. Так началось формирование балета, развившегося к 18 в. из интермедий и дивертисментов в
самостоятельное искусство.
В Парижской опере 17 в. исполнялся особый жанр театрально-музыкального зрелища – оперы-балеты
композиторов Ж.Б.Люлли, А.Кампра, Ж.Ф.Рамо. Первоначально в балетную труппу входили только
мужчины. Французские танцовщики славились грацией и изяществом (благородностью) манеры
исполнения. Итальянские танцовщики принесли на сцену Парижской оперы новую манеру танца –
виртуозный стиль, технически сложную, прыжковую манеру танца. Одним из основоположников
мужского сценического танца стал Луи Дюпре (1697–1774). Он первым объединил в танце обе манеры
исполнения. Усложнение техники танца потребовало изменений женского костюма. В первой трети 18
в. Мари Камарго и Мари Салле первыми из балерин начали исполнять прыжки (антраша), ранее
подвластные только мужчинам, поэтому они упразднили тяжелые фижмы и панье, а затем и укоротили
юбки и перешли к обуви на более низком каблуке. Во второй половине 18 в. появились блистательные
танцовщики Гаэтан Вестрис (1729–1808), Пьер Гардель (1758–1840), Огюст Вестрис. Легкая одежда в
стиле антик, вошедшая в моду накануне Французской революции, способствовала развитию техники
балета. Однако содержание балетных номеров было слабо связано с сюжетом оперы и носило характер
антре, выхода в менуэте, гавоте и других танцах в процессе оперного спектакля. Жанр сюжетного
балетного спектакля еще не сложился.
У.: А в какую область музыки мы отправимся? Вы узнаете, если разгадаете загадку:
С музыкой разной дружим мы с детства,
Жанров ненужных в музыке нет!
Самый загадочный и интересный,
Самый таинственный жанр (балет)
(Сочиняем мелодию к загадке: выбираем лад, размер, регистр, темп, динамику, движение
мелодии, и поём её песенкой)
У: Прежде чем отправиться в удивительное путешествие, давайте вспомним, а что вообще мы
знаем о балете? (выслушать ответы, соревнование между рядами)
У: Давайте обобщим наши ответы и выстроим их в такой диалог между девочками и мальчиками:
(все термины по мере возникновения высвечиваются на экране)
Девочки:
Расскажи ка мне, сосед,
Что ты знаешь про балет? Мальчики: Там артисты все молчат,
не поют, не говорят
Девочки: Как узнать, что происходит?
Кто пришёл, а кто уходит? Мальчики: Ты либретто прочитай,
содержание узнай!
Балет из танцев состоит,
из ямы музыка звучит!
Девочки: Что за яма, интересно?
Мальчики: Это яма для оркестра!
Солисты танцы исполняют,
кордебалет им помогает!
У.: Всё верно, ребята, балет это спектакль, в котором содержание балета, чувства и мысли героев
передаются только с помощью танца, мимики, жеста.
Давайте вспомним: (соревнование между рядами)
Что такое балет?
как называется балет?
Кто автор музыки?
Из чего состоит балет?
Как называется вступление?
Какова роль увертюры?
Что такое либретто?
Где размещается оркестр?
Что значит танец классический?
Что значит танец характерный?
Как называют группу танцоров, которые сопровождают танец солистов?
Как называется заключительная сцена спектакля?
Как называется перерыв между действиями?