Разработка урока "Что роднит музыку с литературой?" 5 класс

Класс 5
Раздел «Музыка и литература»
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой?»
Цели:
- учащиеся должны знать, что музыку и литературу роднит интонация;
без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни
оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит
литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.); песня – самый
распространенный жанр музыкально-литературного творчества;
музыкальный жанр это вид музыкальных произведений, сложившийся в
той или иной жизненной обстановке; понимать, что каждый жанр народной
песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм,
ладовую окраску, форму, манеру исполнения;
- учащиеся должны уметь показать жестами интонацию, ритм, звучание
какой-либо колыбельной песни; формулировать определение «жанр»,
записывать в тетрадь признаки песни.
Описание деятельности учителя и обучающихся
Для достижения цели урока целесообразно использовать проблемно-
поисковый метод обучения, позволяющий создавать проблемную ситуацию
на уроке. Так, предложив пятиклассникам в начале урока, на этапе
актуализации знаний, задание проблемного характера «Представьте нашу
жизнь без музыки и опишите, какими вы видите себя и окружающий мир,
если бы не существовало музыки», а также используя побуждающий диалог,
учитель подводит учеников к выводу о том, что в повседневной жизни мы
часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе
связаны с литературой. Ребята самостоятельно делают вывод: без литературы
не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл,
так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение
(сказка, повесть, роман и др.). Использование данного метода позволяет
формировать не только общую музыкальную культуру обучающихся, но и
развивать их самостоятельность, воображение, фантазию, умение
доказательно отвечать на поставленный вопрос.
На следующем этапе урока, этапе мотивации знаний, реализуя технологию
групповой работы учащихся, учитель предлагает ребятам прослушать
вокальное произведение без текста, на гласный звук, после чего, используя
материал учебника, объяснить: какова роль текста в музыкальном
произведении. Тем самым у пятиклассников формируются универсальные
учебные действия по постановке и проверке учебной гипотезы, а также
самообразованию. Представители групп учащихся предлагают разные
варианты ответа, учитель, резюмируя их ответы, делает вывод о том, что
единым стержнем музыки и литературы является интонация, интонационная
природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности
музыкального языка разных композиторов. В качестве иллюстрации данного
вывода, учитель предлагает учащимся прослушать несколько небольших
фрагментов литературно-художественных текстов произведений русской
классики в исполнении известных актеров и музыкальных произведений
разных композиторов, тем самым используя такой метод музыкального
воспитания, как интонационно-стилевое постижение музыки, и реализуя
такую цель уроков музыки, как формирование познавательного интереса
обучающихся к постижению музыкальной культуры путем применения
современных технических средств обучения.
Следующий этап урока создание нового музыкального знания
открывается сообщением учителя о том, что самым распространенным
жанром музыкально-литературного творчества является песня. Также
уместно провести параллель с литературой и поговорить с учениками о том,
что такое «жанр», поскольку пятиклассники уже знакомы с такими малыми
жанрами, как рассказ, сказка, стихотворение. Обучающиеся предлагают свои
определения понятия «жанр», которые корректируются учителем (важно, не
сводить данную работу к «выведению» академической дефиниции
названного понятия, а сформулировать рабочее определение жанра такое,
которое будет понятно каждому ученику класса, тем самым также
реализуется проблемно-поисковый метод обучения), после чего беседа
возвращается к песне, и учитель сообщает, что именно на примере песни
становятся очевидными сходство и различие между литературной речью и
речью музыкальной. Каждый жанр народной песни имеет свои
неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску,
форму, манеру исполнения, по которым можно отличить колыбельную
песню от трудовой, игровую и хороводную от лирической, протяжной
(учащиеся записывают в тетрадь признаки песни, которые транслируются на
большом экране с помощью мультимедийного проектора).
Далее учащимся предлагается вспомнить о том, когда они впервые
услышали песню в своей жизни. Многие ребята без затруднений вспоминают
о колыбельных песнях, которые исполняли им в младенчестве их мамы и
бабушки. Необходимо поговорить о характере колыбельных песен и их
содержании. Дети отмечают ласковые и нежные интонации колыбельных
песен, спокойный и «укачивающий» ритм, который выражает нежность
матери, качающей колыбель. В качестве иллюстративного материала урока
учитель предлагает ребятам прослушать записи известных колыбельных
песен (например, «Спи, моя радость, усни », «Спят усталые игрушки»,
«Колыбельная медведицы» и т.п.). Кроме того, можно предложить учащимся
вспомнить текст и напеть фрагменты запомнившихся с детства песен.
Используя метод пластического интонирования, можно предложить
пятиклассникам творческое задание следующей направленности: во время
звучания какой-либо колыбельной песни постараться показать ее,
подчеркнув жестами, определенными движениями ее интонацию, ритм.
Данное задание выполняет «разгрузочную» функцию, является своеобразной
физкультминуткой на уроке, поскольку ребята получают возможность встать
со своих мест, подвигаться, выполнить нетрудные физические упражнения, а
также несет смысловую и творческую нагрузку.
На этапе повторения (закрепления) обучающимся была предложена
кратковременная творческая письменная работа, в ходе проверки которой
после урока учитель имел возможность уточнить достижение целей урока,
установить уровень индивидуальных достижений обучающихся.
Пятиклассникам необходимо ответить на вопрос «Зачем человеку нужна
песня?», сформулировав ответ в виде 3-4 предложений. После того, как
работы написаны и собраны (но еще не проверены учителем), учитель
осуществляет групповую проверку выполнения задания: на экране
транслируются правильные (примерные) ответы: песня играет значительную
роль в жизни человека, она является «спутницей» его жизни, делит с ним
радость и горе, помогает в труде, в защите Родины и проч.; можно сказать,
что песня душа народа, поскольку в ней отражаются особенности
народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа,
его открытость добру и любви, красота родной природы, также песня
хранительница истории, народных традиций и обрядов.
В заключение данного урока (как его итог) учащиеся должны предложить
формулировки ответа на вопрос, заявленный в теме урока «Что роднит
музыку и литературу?». Важно, чтобы учитель не вмешивался в групповую
работу (на группы класс был разделен в начале урока), однако оказывал
некоторую помощь ребятам в формате наводящих вопросов, при этом
реализуется технология групповой работы учащихся. Групповая работа в
данном случае является более результативной, нежели индивидуальная, так
как позволяет вовлечь в обсуждение вопроса всех учащихся, формирует
навыки коллективизма, сотрудничества, способствует формированию
универсальных учебных действий по постановке гипотезы и
самообразованию.
В качестве домашнего задания, способствующего реализации технологии
проектной деятельности, обучающимся предлагается подготовить
сообщение на 3-4 минуты о любимой песне (современной или классической)
по плану (мини-проект): 1) название песни, автор; 2) когда было создано
произведение, история создания; 3) видеосопровождение (клип); 4) мое
мнение о песне.