Разработка урока "Жанры вокальной музыки" 5 класс


Класс 5
Раздел «Музыка и литература»
Тема урока: «Жанры вокальной музыки»
Цели:
- учащиеся должны знать, что романс это камерное (небольшое)
вокальное произведение для голоса с инструментом; вокализ это
концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением;
песня без слов это небольшая инструментальная пьеса лирического
характера, имеет и другие названия мелодия, ария, романс, серенада;
баркарола – разновидность песенного жанра; что сопрано – высокий женский
певческий тембр; лирические стихотворения становятся основой для песен и
романсов; романс – жанр вокальной музыки;
- учащиеся должны уметь узнавать «Вокализ» С. Рахманинова после
прослушивания; определять характер произведения; отличать песню от
романса.
Описание деятельности учителя и обучающихся
На этапе актуализации знаний учитель предлагает обучающимся
проверить выполнение домашнего задания. Учащиеся подготовили
небольшие мини-проекты, в которых они рассказали о своей любимой песне
(современной или классической). Ученики класса узнали из этих проектов о
любимых песнях одноклассников, истории их создания, авторе и проч.
Данный вид учебной деятельности позволяет формировать у обучающихся
универсальные учебные действия по самообразованию, работать с разными
видами информации, а также развивает их творческую активность.
На этом же этапе учитель дает пятиклассникам задание творческого
характера: «Прослушать поэтические строки стихотворения «Горные
вершины» М. Лермонтова и ответить на вопрос: «Если бы ты был
композитором, какой бы ты выбрал музыкальный жанр для своего сочинения
и музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?». После
прослушивания стихотворного текста (желательно использовать аудиозапись
указанного стихотворения в исполнении актера), учитель помогает ребятам
сделать вывод, что жанр будет песенный, а музыка при этом должна быть
лирического, спокойного характера.
На следующем этапе урока – создании нового музыкального знания
учитель, пользуясь медиатекой (комплект CD и DVD по предмету «Музыка»,
авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) предлагает прослушать
учащимся произведение «Горные вершины» композитора А. Варламова в
исполнении Галины Ковалевой и определить жанр, характер, тембр
певческого голоса исполнителя (сначала дается задание, которое может
транслироваться на большом экране при помощи мультимедийного
проектора, затем звучит музыкальная композиция).
После прослушивания учитель, используя побуждающий диалог,
выясняет с учащимися отличие песни от романса. Учащиеся, опираясь на
наводящие вопросы учителя, отмечают спокойный характер романса,
определяют певческий тембр исполнителя (сопрано), отличительные черты
романса и приходят к выводу о том, что данное произведение является одним
из жанров вокальной музыки и называется «романс». В романсах
раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе. Учитель
предлагает записать определение романса в музыкальный словарь (камерное
(небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом).
Использование проблемно-поискового метода на данном этапе урока
позволяет не только развивать их самостоятельность, умение доказательно
отвечать на поставленный вопрос, но и формировать общую музыкальную
культуру обучающихся. В качестве дополнительного иллюстративного
материала на данном уроке учитель использует видеокурс «Академия
занимательных искусств. Музыка». Ведущая рассказывает об интересных и
забавных фактах из истории музыки, знакомит зрителей с редкими
музыкальными инструментами и стилями. Учитель использует 47-й выпуск,
в котором Виолетта Модестовна рассказывает о романсе: об особенностях
этого жанра и его отличии от обычной песни. В роли профессора
музыки выступает солистка и концертмейстер группы альтов Национального
Филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова,
участник Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы»
Светлана Степченко.
(http://www.radostmoya.ru/project/akademiya_zanimatelnyh_iskusstv_muzyka/
Данный материал помогает вслушаться и прочувствовать поэтический мир
романса, находить общее между романсом и песней, способствует
формированию умения эмоционально откликаться учащимся на содержание
услышанного произведения (учащиеся должны уметь объяснять, какие
чувства, эмоции вызывает у них прослушанное музыкальное произведение) и
формировать познавательный интерес обучающихся к постижению
музыкальной культуры путем применения современных технических средств
обучения.
Далее на уроке учащиеся знакомятся с новым жанром «вокализ». Учитель,
используя технологию проблемного обучения, задает обучающимся вопрос
«Что стало бы с песней без стихотворного текста?». В качестве иллюстрации
этого жанра учитель предлагает учащимся прослушать «Вокализ» С.
Рахманинова и высказать свои мнения о нем. После получения данного
задания, учащиеся высказывают свои мнения об этом жанре и
самостоятельно делают вывод, что в песне не было бы слов, осталась бы одна
мелодия. Затем учитель с помощью мультимедийной презентации вводит
новый материал теоретические знания о вокализе. Обучающиеся узнают,
что вокализом переводе с итальянского означает гласный, звучный,
певучий) называется концертное произведение для пения с
инструментальным сопровождением; другое значение этого слова это
специально сочиненное упражнение, исполняющееся на гласный звук, для
развития выразительности голоса и виртуозной техники певца.
Ответы обучающихся корректируются учителем (тем самым также
реализуется проблемно-поисковый метод обучения), после чего учащиеся
узнают из презентации педагога, что существуют песни без слов это
небольшие инструментальные пьесы лирического характера. Они нередко
имеют и другие названия мелодия, ария, романс, серенада,
заимствованные у песенных жанров музыки. Дети отмечают мелодичность,
певучесть и удивительную красоту мелодии музыки Рахманинова,
воспринимаемую как выразительную речь, как многообразие чувств и
мыслей, переданных в ней, исповедь души человека.
Далее учитель сообщает, что немецкий композитор XIX в. Феликс
Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без
слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли
лодочников, гребцов). Эти песни без слов написаны в жанре баркаролы
песни на воде. Родина этого жанра Италия. «Barka» в переводе с
итальянского означает «лодка». Баркаролы сочиняли многие композиторы, в
том числе и П.И. Чайковский. В его цикле пьес для фортепиано «Времена
года» есть баркарола.
На этапе повторения (закрепления) обучающимся была предложена
кратковременная письменная работа «Определи музыкальный жанр». В ходе
проверки данной работы учитель имел возможность уточнить уровень
индивидуальных достижений обучающихся, то есть создать условия для
выстраивания совместно с каждым ребенком индивидуальной траектории
освоения музыкальной терминологии, а также получить необходимую и
достаточную информацию для планирования следующего урока.
В качестве домашнего задания учитель предлагает подготовить по выбору
следующие виды заданий: 1) подготовить сообщения о композиторах
романсистах (А.А. Алябьев, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Е.
Варламов, А.Л. Гурилев); 2) сделать иллюстрации к «Песне венецианских
гондольеров». Вариативность домашнего задания дает возможность
обучающимся выбрать домашнее задание, наиболее подходящее для
раскрытия своих способностей, склонностей. Также домашнее задание
направлено на реализацию межпредметных связей зобразительное
искусство, литература), что способствует раскрытию творческого потенциала
обучающихся.