Разработка урока "Удивительный мир музыкальных образов" 6 класс




Класс 6
Раздел «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
Тема урока «Удивительный мир музыкальных образов».
Цели:
- учащиеся должны знать, что музыкальный образ это живое,
обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных
интонациях; романс вокальное произведение для голоса в сопровождении
какого-либо инструмента-гитары, фортепиано; слово «vokale» означает
голосовой; музыкальную и разговорную речь роднит интонация понимать
многообразие жанров русских народных песен (лирические, колыбельные,
игровые, трудовые, протяжные, хороводные), отличие вокальной музыки от
инструментальной;
- учащиеся должны уметь определять музыкальный жанр произведения и
рассказать о чувствах и мыслях, возникших во время слушания музыки;
различать по звучанию вокальную и инструментальную музыку.
Описание деятельности учителя и обучающихся
На этапе актуализации знаний обучающиеся входят в кабинет музыки под
песню Г. Струве «Школьный корабль». Учитель предлагает
шестиклассникам определить музыкальный жанр данного произведения и
рассказать о чувствах и мыслях, возникших во время слушания музыки
(данное задание, с которым может справиться любой ученик, призвано
акцентировать внимание обучающихся на слушании музыки, настроить их на
повторение музыкальных терминов). Учитель обобщает ответы учащихся о
том, что это жанр песни и в ней поется о школе, школьной жизни, о Дне
знаний и создается образ праздника и школьных будней, предлагает
вспомнить обучающимся. Затем учитель предлагает вспомнить, какие
бывают жанры вокальной музыки. Учащиеся, опираясь на изученный
материал пятого класса, рассказывают о том, что песня самый
распространенный жанр музыкально-литературного творчества, жанр
вокальной музыки.
На этапе мотивации знаний учитель, реализуя метод пластического
интонирования, предлагает следующее задание: прослушать музыкальные
фрагменты вокальных жанров и «показать» услышанное через жест,
движение. Данный метод способствует более эмоциональному восприятию и
вдумчивому пониманию музыки.
После прослушивания каждого музыкального фрагмента вокальной
музыки, учащиеся выбирают правильный вариант ответа из трех
предложенных: сольная, ансамблевая, хоровая музыка (варианты ответа
транслируются на большом экране). Использование информационных
технологий на данном этапе урока повышает заинтересованность учащихся
предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого
материала.
На этапе создания нового музыкального знания учитель, используя
межпредметные связи, задает вопросы «Знакомо ли вам слово образ?», «Где
вы встречались с ним?», «Как вы понимаете, что значит это слово?».
Шестиклассники, знакомые с понятием образа на уроках литературы, могут
предложить формулировки данного понятия. Учитель подводит итог
сказанным словам учащихся и делает вывод, что музыкальный образ это
творческий замысел, жизненное содержание, которое создает композитор,
используя богатые возможности музыкального языка. Использование на
данном этапе урока проблемно-поискового метода позволяет формировать
не только общую музыкальную культуру обучающихся, но и развивать их
самостоятельность, воображение, фантазию, умение доказательно
отвечать на поставленный вопрос.
Далее для формирования у обучающихся общей музыкальной культуры
учитель продолжает введение нового знания, используя мини-презентацию.
Педагог считает целесообразным использование на уроке данной формы
ИКТ, так как способствует формированию универсальных учебных действий
по постановке гипотезы и самообразованию, а информация в ней знакомит
обучающихся с новой темой шестого класса «Удивительный мир
музыкальных образов». Презентация открывается сообщением учителя о том,
что правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация
главное свойство музыки.
Учитель предлагает вспомнить обучающимся, что такое интонация и
какие они существуют. Ребята, используя знания предыдущих лет, говорят,
что интонация – это то, как мы говорим тихо или громко, грубо или
ласково, а в музыке – это аккомпанемент, мажор или минор, громкость звука,
темп, ритм, мелодия, отмечают, что из музыкальных интонаций складывается
мелодия душа музыкального произведения, его самая существенная
сторона. Затем ребята самостоятельно делают вывод (учитель при
необходимости задает наводящие вопросы), что музыкальную и разговорную
речь роднит интонация. В данном случае учитель использует метод
«забегания вперед и возвращения к пройденному». Использование данного
метода позволяет возвращать к знакомым интонационно-образным
аналогиям, перекидывать содержательно-смысловые «арки» от знакомого
материала к новому, позволяют расширить музыкальный словарь учащихся,
пополнить запас жизненно-музыкальных впечатлений, формировать общую
музыкальную культуру обучающихся.
Учитель предлагает записать формулировку в музыкальный словарь:
«Музыкальный образ это живое, обобщенное представление о
действительности, выраженное в музыкальных интонациях. В
художественных образах раскрываются различные грани духовного мира
человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни».
Далее учитель предлагает обучающимся определить, в чем отличие
вокальной музыки от инструментальной. В качестве иллюстрации вокальной
и инструментальной музыки учитель предлагает учащимся прослушать
несколько небольших фрагментов произведений русской классики в
исполнении хорового коллектива, оркестра, солистов и определить, где
вокальная музыка и инструментальная. Используя такой метод
музыкального воспитания, как интонационно-стилевое постижение музыки,
и реализуя такую цель уроков музыки, как формирование познавательного
интереса обучающихся к постижению музыкальной культуры путем
применения современных технических средств обучения, педагог развивает
умение эмоционально откликаться на содержание услышанных
произведений.
После этого учитель предлагает учащимся прослушать романс А.Е.
Варламова «Красный сарафан» на стихи Н. Цыганова. Учитель считает
целесообразным выбрать такую форму построения урока, как урок
музыкальное путешествие, для успешного проведения которого необходимо
использование ИКТ: виртуальные путешествия в концертный зал. Учитель
использует такие электронные пособия, как: «Учимся понимать музыку»,
«Музей музыкальных инструментов», «Шедевры музыки» и др. Информация,
представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные
экскурсии по концертному залу, путешествовать по странам и эпохам,
знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями
мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.
Перед прослушиванием учитель предлагает ответить на ряд вопросов дает
«опережающее» задание, призванное актуализировать внимание
шестиклассников, настроить их на вдумчивое прослушивание музыкальной
композиции: 1) почему романс «Красный сарафан» называли русской
песней? 2) о каких чувствах, мыслях и переживаниях рассказывает
старинный русский романс, какой образ создан в нем? (вопросы
транслируются на большом экране с помощью мультимедийного
оборудования или записаны на обычной доске).
Затем учитель использует технологию групповой работы, при этом очень
важно, чтобы учитель не вмешивался в работу ученических групп, однако
оказывал некоторую помощь ребятам в формате наводящих вопросов. В ходе
диалога обучающиеся отмечают, что песня соответствует русским народным
мотивам о женской доле и построена как разговор дочери-невесты с матерью,
которой предстоит идти замуж в чужую семью.
Такие путешествия помогают учащимся запомнить, что романс
вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо
инструмента-гитары, фортепиано и др., название возникло от испанского
слова