Конспект урока "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки" 5 класс


Урок музыки в 5 классе «Что стало бы с литературой, если бы не было
музыки».
УМК «Музыка» для общеобразовательных учреждений, учебные программы
общеобразовательных учреждений: «Музыка» 5 – 7 классов (Г.П.Сергеева,
Е.Д.Критская).
Цель: Продолжать определять связь музыки и литературы, на примере
произведений В.А.Моцарта и М.Таривердиева.
План урока (основные этапы).
ОНУ объявление темы — «Что стало бы с литературой, если бы не было
музыки».
Работа в парах за партами, индивидуальная у доски.
Задание парам. Найдите соответствие между литературными и
музыкальными произведениями (Лото приложение 1).
Задание учащемуся у доски. Пронумеруй иллюстрации в соответствии с
записями таблицы(работа с интерактивной доской, по презентации слайды
2,3,4).
Проверка выполнения задания – соотнесение ответов со слайдами
презентации.
Вопрос.
Какой вывод мы можем сделать о связи музыки с литературой?
Первый вывод.Есть такие литературные произведения, которые стали
основой для музыкальных сочинений (слайд 5).
Слушание произведения К.Д.Паустовского «Старый повар» (перед
слушанием появляется слайд 6).
Вопросы для беседы после слушания рассказа. ( Ответы с помощью Микс
пэа- шэа)
Кто был тем незнакомцем, который помог умирающему старику увидеть
самые счастливые минуты жизни из прошлого? (слайд 7)
Как композитору удалось помочь повару вспомнить светлые воспоминания о
жене его Марте, увидеть весенний сад?
Как вы думаете, какую по характеру музыку мог исполнить Моцарт, чтобы
слепой старик вспомнил те минуты жизни, когда он был счастлив?
Задание.Давайте послушаем музыку, которая, возможно, могла бы стать
опорой и утешением для умирающего старика.Слушая музыку, определите её
характер.(на доске появляется надпись названия произведения, приложение
3)
Слушание сонаты до мажор для фо-но Моцарта (слайд 7)
Задание.Посоветовавшись в парах, на жёлтых листочках запишите, как
прозвучала музыка, которую мы слушали. Мне показалось, что музыка
прозвучала проникновенно, трепетно, а как настроение музыки определили
вы, запишите на листочке.
А теперь один из пары выйдет к доске и приклеит ваши листочки. Прошу вас
вслух зачитывать свои определения. Например, музыка звучала
проникновенно и трепетно (показываю как правильно прикрепить листочек к
доске).
По технике кластера дети приклеивают одинаковые определения «в один
лучик» вокруг названия произведения на доске, другие определения рядом с
полученными лучиками. Поскольку дети называют разные определения, в
итоге получается «солнышко» из определений характера музыки (соната до
мажор светлая радостная, проникновенная, трепетная, солнечная, лучистая,
весёлая, звонкая).
Вопрос.
Какую роль сыграла музыка Моцарта в произведении К. Паустовского
«Старый повар»?
Итак, мы видим, как музыка Моцарта становится «опорой и утешением», она
наполнена светом и радостью. И это правильно: назначение музыки и
музыкантов дарить людям радость.
Жизнь Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий,
щедрый талант и постоянное творческое горение дали необычайные в своём
роде результаты: 70 томов составляют его сочинения за 35 лет. Мы всегда
узнаем музыку Моцарта по её особой чистоте, ясности, прозрачности.
Задание.
Предлагаю прослушать фрагмент другого произведения Моцарта. Во время
звучания музыки, прислушайтесь к своим ощущениям, какие чувства вызовет
музыка.
Слушание фрагмента «Лакримозы» из Реквиема Моцарта(слайд 8, 1 минута)
Задание.Запишите чувства, вызванные музыкой на розоаве листочки. Теперь
второй представитель от пары озвучит их у доски. (Сама называю скорбь,
горечь утраты).
Как правило в этом случае, по технике кластера один из лучей выделяется
особенно длинным, учитель целенаправленно соединяет обобщает понятия,
предложенные детьми в один ряд, объясняя это тем, что все эти чувства
вызывают боль утраты. Можно сказать, что это не луч, а стрела, с помощью
которой композитор хотелприкоснуться к людским сердцам.
Вступительная беседа перед слушанием.
Итог диалога.Жизнь не бывает только светлой, ясной, в ней неизбежны
утраты и разочарования. Последнее сочинение Моцарта, фрагмент которого
мы прослушали, называется «Реквием». Воплощает душевные переживания и
мир человеческих чувств. Представляет картину скорби и горя по
утраченному. Мелодия «Лакримоза» (Слёзный день или День слёз) основана
на интонации вздоха и плача. Вступление скрипок передают людские стоны,
мольбу.
Распевание – пение основной интонации «Лакримозы».
Реквием Моцарта глубоко проникает в людские сердца. Поэт Сергей
Граховский написал под впечатлением музыки австрийского композитора
стихотворение «Моцарт. Реквием».
Второй вывод. Музыка вдохновляет писателей и поэтов на творчество (слайд
9).
Задание.
Послушаем «Лакримозу» из «Реквиема» и проникнемся настроением поэта.
Слушание «Лакримозы» из Реквиема В.А.Моцарта.
Обобщение по теме урока.
Вопросы.
К каким литературным произведениям мы обращались сегодня на уроке?
Сегодня звучала музыка какого композитора?
Скажите, как литература связана с музыкой? Какую роль оказывает
литература на музыку? Какую роль оказывает музыка на литературу?
Другими словами Литература может быть основой для некоторых
музыкальных сочинений – третий вывод.
Музыка может вдохновлять поэтов и писателей на творчество.
Но не только музыка может стать источником вдохновения, иногда
литература вдохновляет на творчество композиторов.
Сегодня на уроке мы с вами разучим песню Микаэла Таривердиева на слова
Николая Добронравова, которая была навеяна сказочной повестью А. де
Сент-Экзюпери «Маленький принц». Послушайте песню, скажите о чём в
ней поётся.
Песня о мечте человека.Эта прекрасная песня, возможно, не появилась бы на
свет, если бы писатель не написал своей повести.
Сегодня на уроке мы выучим первый куплет песни, как пример музыки,
навеянной литературным произведением.
Рефлексия урока.
Разучивание песни (слайд 12), исполнение 1 куплета.
Итог учителя. Вы молодцы: внимательно слушали музыку, самостоятельно
определяли её характер, настроения, чувства, прекрасно пели – все получают
пятёрки, текст песни на память о нашей встрече.
Приложение 2.
Старый повар.
Отрывок из рассказа К. Паустовского
Более 200 лет тому назад на окраине Вены (столицы Австрии) в маленьком
доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. ‹…›
Вместе с поваром жила его дочь Мария. Всё убранство сторожки составляли
кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая
трещинами, и, наконец, клавесин – единственное богатство Марии.
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху,
старик сказал:
- Мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Выйди на улицу,
попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать
умирающего. Тебе никто не откажет. ‹…›
Мария привела в дом незнакомца.
При свете она увидела худого маленького человека. ‹…›
Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он
тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати
табурет, сел и , наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо
умирающему.
- Говорите! – сказал он. – Может быть, властью, данной мне не от бога, а от
искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму
тяжесть с вашей души.
И старый повар шёпотом рассказал незнакомцу о том, как он украл из
сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал,
когда тяжело заболела его жена Марта, и врач прописал ей разные дорогие
лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами. «Мне тяжело
теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни
пылинки с чужого стола».
Старик заплакал: «Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве
я мог украсть!»
Незнакомец положил ладонь на слепые глаза старика и сказал:
- Вы невинны перед людьми. То, что совершили , не есть грех и не является
кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. ‹…› А теперь
скажите мне вашу последнюю волю.
- Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
- Я сделаю это. А ещё чего вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
- Я хотел бы ещё раз увидеть марту такой, какой я встретил её в молодости.
Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветёт весной. Но это
невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно
быть, совсем сбила меня с толку. ‹…›
- Слушайте, — сказал незнакомец. – Слушайте и смотрите. Он заиграл.
Мария вспоминала потом лицо незнакомца, когда первый клавиш прозвучал
под его рукой. Необыкновенная бледность покрыла его лоб, а в потемневших
глазах качался язычок свечи.
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими
звуками не только сторожку, но и весь сад. Незнакомец играл очень тихо и
медленно. ‹…›
Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина, не двигаясь, как будто
заколдованный собственной музыкой.
Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал,
задыхаясь:
- Я видел всё так ясно, как много лет назад и Марту, и цветущий сад. Но я не
хотел бы умереть и не узнать … имя. Имя!
- Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт,- ответил незнакомец.
Приложение 6.
Сергей Граховский
«Реквием»
***
Душа изныла от чужого горя,
И сердце от чужой беды болит:
Под темным сводом Домского собора
Торжественная музыка звучит.
Смешались боли, были и легенды,
И потянуло холодом от плит,
Когда гремело грозное крещендо
И замирало уходя в зенит.
Неудержимой бурею эмоций
Гудят и задыхаются басы,
И в каждом звуке оживает Моцарт,
Хоть сочтены его часы.
Тревога, нежность, вдохновенья взлеты
Оставили следы в его судьбе,
И понял он уже в разгар работы,
Что сочиняет «Реквием» себе.
Гусиное перо из рук упало,
А музыка живет и тем сильна,
Что не печалью, а тревогой стала
И жизнью вдохновенною полна.