Конспект урока "Музыкальная форма: от простого к гениальному" 7 класс


МБОУ Лицей
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА: ОТ ПРОСТОГО К ГЕНИАЛЬНОМУ»
(«Художественная форма – это ставшее зримым содержание»)
для 7 класса
Автор: Бунькова
Екатерина Александровна,
учитель музыки
Нижний Тагил
2013-2014
1
План-конспект урока
Цель урока: ознакомить обучающихся с понятием «музыкальная форма»
Музыкальный материал: В.А.Моцарт. Реквием контексте рок-оперы
«Моцарт» Дова Аттья и Альбера Коэна)
Техническое оснащение: фортепиано, синтезатор, наушники, проектор,
компьютер. Раздаточный материал.
1 Организационный и активизирующий этап. 5 минут. В начале урока
учитель ставит на стол 3 сосуда: хрустальную вазу, стеклянную банку и
прочный прозрачный полиэтиленовый пакет. Яркими широкими движениями
наполняет сосуды чистой водой (пакет следует наполнить и завязать),
произнося следующие слова:
- Что есть музыка? Музыка это язык, который понимают все. В любом
музыкальном произведении заложен определенный смысл, определенный
художественный образ. Представьте, что эти сосуды музыкальные
произведения. Если вода это содержание, то что дают нам сосуды? Какие
ваши мысли на этот счет?
(Высказывания учеников)
Правильно. Вода не имеет определенной формы, ее придают сосуды. Как
видите, вода в пакете по-прежнему подвижна, пластична, но ее внешний вид
непривлекателен. Если бы этот пакет был музыкальным произведением, его
автор не приобрел бы ни одного слушателя. Его мысль не оформлена должным
образом. Вода в стеклянной банке выглядит более презентабельно – словно
сочинение выпускника музыкальной школы: она имеет форму, но эта форма не
оказывает нужного воздействия. Вода же в хрустальной вазе выглядит очень
красиво, содержание не просто сохранено, ему придана благородная форма
это уже сочинение маститого композитора.
«Музыкальная форма: от простого к гениальному» вот тема нашего
сегодняшнего урока и нового раздела. Запишите ее в ваши тетради.
В это время учитель отмечает отсутствующих.
2 этап. Творческое задание. 15 минут при продолжительности урока 40
минут, 20 минут при продолжительности урока 45 минут
Учитель раздает обучающимся карточки с номером группы: 1, 2, 3. Во
вторую группу входят дети, занимающиеся в музыкальной школе. Текст
учителя:
- Сегодня мы с вами изучим простейшую музыкальную форму период, а
также сложные музыкальные формы, включающие в себя период. Кроме того,
мы попробуем свои силы в музыкальной композиции то есть в сочинении
музыки. А начнем мы вот с чего… (Приложение 1, слайд 1)
2
В 1791 году в дверь дома, где жил один известный нам композитор,
постучался незнакомец, одетый во все черное. Учтиво поклонившись, он
сказал:
- Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица.
- Кого же именно? - спросил композитор.
- Лицо это не желает, чтобы имя его было известно, - ответил незнакомец.
- Пусть будет так. Чего же он хочет?
- Он только что потерял близкого человека, память о котором для него навеки
останется драгоценной. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти
торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием
[1].
Вы знаете, о каком композиторе идет речь? Мы изучали его в прошлом
году (Ответ детей: В.А.Моцарт). Правильно. А вы помните, что такое
реквием? Давайте запишем его определение (Приложение 1, слайд 2):
Реквием - произведение траурного характера для хора и солирующих
голосов с сопровождением оркестра. Первоначально реквием был заупокойной
мессой в католической церкви. Позднее реквием становится в основном
концертным произведением.
А теперь представьте, что такое же событие случилось с вами. Приехал к
вам однажды делового вида мужчина на серьезном, дорогом автомобиле и
предложил за некую крупную сумму написать траурное произведение в память
о трагически погибшем друге. Вы не композитор, но работа хорошо
оплачивается, и вы решаете взяться за работу. Таковы условия нашей
сегодняшней задачи.
Итак, с чего вы начнете? Что первое следует изучить для написания
музыки? (Возможные ответы: виды траурных произведений, ноты). Верно. В
мире существует только 3 знаковых системы: буквы, цифры и ноты. Буквы и
цифры вы знаете с детства. В XVIII веке каждый уважающий себя дворянин
непременно знал и ноты. Сегодня и мы освоим нотную грамоту.
Перед вами система длительностей (Приложение 2). Давайте условно
приравняем ноту, называемую четвертью, к единице. Условно назовем это
«удельным весом». А теперь обратите внимание на большой пустой нотный
стан систему из пяти параллельных отрезков, поделенную вертикальными
чертами на 8 фрагментов, называемых тактами (Приложение 3).
Музыка это математически точная система. Перед тем, как записывать
музыку, каждый композитор задает музыкальный размер. Размер записывается
в виде дроби: в знаменателе длительность (например, четверть), а в числителе
количество данных длительностей в одном такте то есть в одном из восьми
фрагментов. Например, размер вальса – три четверти. Поэтому счет вальса
производится на 3 удара: раз-два-три, раз-два-три. Для удобства счета
предлагаю всем взять размер четыре четверти. Запишите эту дробь сразу после
скрипичного ключа.
3
А теперь скажите мне, какова должна быть «сумма» значений
длительностей в каждом такте при таком размере? (Ответ: 4) Таким образом,
вы можете создавать любые комбинации длительностей, дающие в сумме 4.
Высоту нот выбирайте произвольно. На прошлом занятии мы изучили с
вами гамму до-мажор. Вы помните, как называются ноты в этой гамме?
(Ответ: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Сегодня мы будем работать с гаммой ля-
минор. Эта гамма веселая или грустная? Почему? (Возможный ответ:
грустная, об этом говорит слово «минор»). По аналогии с гаммой до-мажор
определите, какие ноты в гамме ля-минор (Возможный ответ: ля, си, до, ре,
ми, фа, соль).
Посмотрите, как я заполню первый такт (учитель показывает пример).
Сейчас те, кто оказался в группе 1, не смогут прослушивать используемые
ими ноты. То есть вы будете работать наугад. Те, кто оказался в группе №2,
могут пользоваться для проигрывания синтезатором. Я прошу группу №2 при
проигрывании пользоваться наушниками. Группе №3 нужные ноты буду играть
на фортепиано я. Таким образом, мы проведем небольшой эксперимент.
Итак, ваша цель написать короткое произведение в размере четыре
четверти. Считайте внимательно, не ошибайтесь. На работу вам дается 5 минут.
По окончании работы я сыграю вам все три мелодии. Итак, время пошло.
В течении 5 минут учитель помогает всем группам при необходимости и
играет нужные ноты группе №3.
По истечении 5 минут учитель проигрывает получившиеся мелодии на
фортепиано или синтезаторе. Происходит обсуждение результатов. Вместе
с обучающимися учитель делает вывод об удачном либо неудачном исходе
эксперимента. Далее учитель говорит:
- Итак, мы создали три маленьких музыкальных произведения. Их форма
период. Он состоит из 8 тактов. Если их соединить вместе, получится более
сложная форма трехчастная. Но наши сочинения несовершенны. У серьезных
композиторов каждый период, как текст, состоит из двух предложений, каждое
предложение из двух фраз, а фразы – из мотивов (Приложение 1, слайд 3).
Запишите это.
3 этап. Физминутка. 3 минуты.
Учитель просит обучающихся выйти из-за парт, повторять за ним
движения:
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой)
Корпусом вращаем тоже.
Повороты - сколько можем. (Повороты вправо и влево)
У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину)
Я наклонов не боюсь. (Наклон вперед)
Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться)
4
Поворачиваюсь. (Повороты туловища)
Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища)
Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться)
Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину)
Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться)
И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед)
Повернусь туда - сюда! (Повороты туловища направо-налево)
Будет ровная спина! (Наклон вперед и выпрямиться)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик . (Прыжки на одной ножке)
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем. (Прыжки на одной ножке)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо (Поворот головы вправо и влево)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны)
Стопы разомнем немного. (Ходьба на месте)
И вернемся вновь к уроку. (Дети садятся за парты)
А теперь давайте вернемся к творчеству В.А.Моцарта (Приложение 1, слайд 4)
4 этап. Прослушивание музыки, просмотр фильма. 15 минут
Свое последнее сочинение реквием Моцарт писал очень долго. В
реквиеме несколько частей обратите внимание на экран. Сегодня я предлагаю
вам не просто